Программа внеурочной деятельности «Мир информатики» 4 класс
рабочая программа по информатике (4 класс)

Мухина Наталья Владимировна

Программа  внеурочной деятельности представлена для 4 класса общеобразовательной школы.Целью программы является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatika_vneurochka.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

        

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир информатики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

- примерной программы начального  общего образования по внеурочной деятельности;

- программа «Мир информатики» составлена на основе авторской  программы;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы;              

 -  программы формирования универсальных учебных действий;

- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя   общеобразовательная школа №5 г. Льгова»;

- учебного плана МБОУ «Средняя   общеобразовательная школа №5 г. Льгова на 2020 – 2021  учебный год;

  - положения о рабочей программе МБОУ «Средняя   общеобразовательная школа №5 г. Льгова»;

  - календарного графика общеобразовательного процесса МБОУ «Средняя   общеобразовательная школа №5 г. Льгова» на 2020 – 2021    учебный год;  

  - производственного календаря на 2020 – 2021  годы.

Программа рассчитана на 35 учебных часов в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение проверочных работ – 4.

Целью программы является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.

Задачами программы являются:

  • формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
  • формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
  • овладение приемами и способами информационной деятельности;
  • формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.

Программа предусматривает

Формы организации обучения:

– Коллективная и индивидуальная работа;

– работа в парах;

– практическая работа за компьютером.

Основные методы обучения: беседа, игра: познавательная, развивающая; проектная работа; практическая работа; наглядный.

Содержание тем программы внеурочной деятельности

        «Мир информатики»        

Название разделов

и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала и практические работы, самостоятельная работа учащихся

Формы контроля

Тема №1

Компьютер и его устройства

14 часов

Введение в курс. Техника безопасности при работе с компьютером.

Организация рабочего места.

Группы клавиш. Правила работы с клавиатурой. Работа на тренажёре. Набор текстов.

История счёта. Вычислительные машины. ЭВМ. Появление компьютеров.

Использование компьютеров в экономике, быту.

Виды принтеров. Сканеры. Цифровые фото – и видеокамеры.

Виды компьютерных программ.

Ярлыки программ на рабочем столе. Поиск данной программы.

Виды программ. Обучающие и игровые программы.

Вирусы. Антивирусные программы. Защита программ и данных

Тема №2

Интернет

7 часов

Сеть Интернет, web – страница, её составляющие, гиперссылка. Последовательность работы с гиперссылкой.

Из истории почты. Электронная почта, электронные письма

Тема №3

Информационные процессы

4 часа

Процесс получения информации. Создание, передача, принятие, обработка информации.

Процесс передачи информации. Сигналы передачи информации. Группы сигналов.

Кодирование. Ключ. Расшифровка информации.

Игра «Мистер Холмс», «Морской алфавит», «Инопланетное сообщение», «Цифровой код»

Тема №4

Логика

3 часа

Истинные и ложные суждения. Простые и сложные суждения.

Игры на логику.

Отношение подмножества. Пересечение множеств. Объединение множеств.

Составление и решение задач с множествами.

Виды моделирования.

Практика: Игры «Описание птицы», «Описание растения», «Описание предмета». Загадки

Тема №5

Алгоритмы

6 часов

Алгоритм. Три типа алгоритма, цикл в алгоритме.

Типы алгоритмов.

Компьютерные игры, задачи

Итоговое занятие

1час

Повторение основных понятий курса

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1

Компьютер и его устройства

14

2

Интернет

7

3

Информационные процессы

4

4

Логика

3

5

Алгоритмы

6

6

Итоговое занятие

1

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

«Мир информатики»

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Компьютер и его устройства (14 часов)

1

Техника безопасности при работе на компьютере

1

03.09

2-4

Клавиатура. Работа на клавиатуре.

3

10.09

17.09

24.09

5-6

История развития компьютерной техники

2

01.10

08.10

7

Компьютер в жизни общества

1

15.10

8-10

Принтеры, сканеры, цифровые фото – и видеокамеры

3

22.10

29.10

12.11

11

Работа с компьютерными программами

1

19.11

12-13

Обучающие и игровые программы

2

26.11

03.12

1314

Антивирусные программы

1

10.12

Интернет (7 часов)

15-18

Просмотр web – страниц

4

17.12

24.12

14.01

21.01

19-21

Электронная почта

3

28.01

04.02

11.02

Информационные процессы (4 часа)

22

Информационные процессы

1

18.02

23

Передача информации

1

25.02

24-25

Кодирование как способ обработки информации

2

04.03

11.03

Логика (3 часа)

26

Суждения и логические операции

1

18.03

27

Операции над множествами

1

25.03

28

Логические задачи

1

08.04

Алгоритмы (6 часов)

29

Решение задач с использованием компьютеров

1

15.04

30-31

Типы алгоритмов. Циклические алгоритмы

2

22.04

29.04

32-34

Составление циклических алгоритмов

3

06.05

13.05

20.05

35

Итоговый урок

1

27.05

Планируемые результаты изучения курса

 «Мир информатики»

В ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД

Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования, создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста. Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

  • Самоопределение и смыслообразование

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Мир информатики» специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.

Регулятивные УУД

Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

  • Планирование  и  целеполагание

Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.

  • Контроль и коррекция

Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способов действия и его результата. Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона. Создание информационных объектов как самостоятельное планирование работы на компьютере, сравнение созданных на компьютере информационных объектов с эталоном, внесение изменений в случае необходимости.

  • Оценивание

Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности; установление причинно-следственных связей; самоконтроль; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

  1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), а также в других источниках информации;
  2. Знаково-символическое моделирование:
  • составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
  • использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
  • опорные конспекты – знаково-символические модели.

      *  Смысловое чтение:

  • анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
  • работа с различными справочными    информационными источниками.

       *  Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости

           от конкретных условий: составление алгоритмов формальных

           исполнителей.

  1. Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием компьютерных программ, поздравительных открыток, презентаций.

Логические универсальные действия

  1. Анализ объектов с целью выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения.
  2. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  3. Создание информационных объектов на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов.

Коммуникативные УУД

  1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
  2. Владение монологической и диалогической формами речи.

 К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к продолжению образования.

Обучающиеся могут научиться:

  • Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
  • Соотносить результатынаблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
  • Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
  • Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).  
  • В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
  • При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
  • При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениямипередачи, поиска, преобразования, храненияинформации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).  
  • Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
  • Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
  • Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 2 класса. Кружёк "Информатика".

Программа внеурочной деятельности (научно-познавотельное направление) по информатике для 2 класса. Кружёк "Информатика" (1 час в неделю – 34 часа в год). Рабочая программа составлена  на основе п...

Авторская программа внеурочной деятельности по информатике "Весёлый информатик" (для детей 7-9 лет))

Программа создана на основе обучающих развивающих компьютерных игр и программ для обучения младших школьников компьютерной грамотности, а также развития логического мышления. Обучение строится на межп...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...

Программа внеурочной деятельности по информатике для 1 класса "Занимательная информатика"

Программа внеурочной деятельности разработана на основе ФГОС Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования к использованию в образовательном процессе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 4 класса

В рабочей программе нашли отражение цели,  изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования. Они направлены  на реализацию качественно новой лично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 3 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах. 3 класс", направление - общеинтеллектуальное...