Программа курса внеурочной деятельности "Информатика"
рабочая программа по информатике (4 класс)

Наташенкова Светлана Юрьевна

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Информатика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_informatika.docx364.56 КБ

Предварительный просмотр:

E:\аттестация 2021\сканирование0037.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №4 им. Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области.

Общая характеристика внеурочной деятельности:

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере,  необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Учащиеся младших классов проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

          Программа рассчитана на детей 3-4 классов, имеющих первоначальные знания по работе с компьютером.

         Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и  рассчитана на работу в учебном  компьютерном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.

Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием  разнообразных дидактических игр.

Срок освоения программы – 1 год.

  Объем курса – 34 часа.

Цель и задачи программы

 Цель программы: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности).

Задачи программы:

1.Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией  организовать информационный процесс).

2.Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности.

3.Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

4.Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях.

5.Научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWER POINT, Macromedia_Flash_8_Pro

6.Научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее.

7.Углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности.

8.Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий.

9.Приобщить к проектно-творческой деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Компьютерная графика

Знакомство и работа с текстовым процессором WORD

Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint

Итого:

11

16

7

34

3

2

1,5

6,5

8

14

5,5

27,5

Содержание курса внеурочной деятельности

Компьютерная графика

Техника безопасности в кабинете ИИКТ. Введение в компьютерную графику.

Интерфейс        графического редактора Paint. Знакомство        с инструментами графического редактора.

Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей.

Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Открытка для мамы».

Учимся сохранять и открывать созданный        рисунок.        Создание рисунка «Моя родина - Россия».

Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Кубик».

Инструмент «Масштаб». Создание        рисунка        из        пикселей «Акула».

Инструмент «Текст».        Создание рисунка «Новогодняя елочка».

Повторяющиеся        элементы вокруг        нас.        Создание рисунка «Ветка рябины».

Знакомство и работа с текстовым процессором WORD

Меню,        панели        инструментов. Правила набора текста. Работа в клавиатурном тренажере.                        

Редактирование текста: выделение текста,        копирование перемещение текста.

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.                        

Оформление        текста:        выделение текста цветом.                        

Выравнивание        текста, использование        отступа, межстрочный интервал.

Нумерация и маркеры.        Изменение формата нумерации и маркировки.

Вставка специальных символов, даты и времени.                        

Работа с колонками: оформление газетных колонок.                        

 Работа        с        таблицами:        создание таблиц,                        ввод                текста, форматирование        текста, изменение направления текста.        

Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины,столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек.

Форматирование        таблиц: добавление границ и заливки.                        

Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков.                        

Используем элементы рисования: объект Word Art.

 Создание рисунков с помощью панели рисования.

Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint.

Интерфейс Microsoft Office PowerPoint. Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда.

Настройка анимации.

Настройка        анимации.        Проект «Часы».

Использование        гиперссылки        в показе слайдов.

Использование звука в презентации.

Использование видео в презентации.

Создание        индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия» в        форме мультимедйной интерактивной презентации.

ФОРМЫ РАБОТЫ И КОНТРОЛЯ

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

•        Стартовый, позволяющий определить исходные знания обучающихся (собеседование).

•        Текущий в форме наблюдения:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

•        Итоговый контроль   в формах

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Формы  занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Планируемые результаты

Мониторинговая карта  планируемых результатов освоения программы ВД "Информатика".

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты :

Нравственно-этическое оценивание.

Самоопределение и смыслообразование.

( базовая  ценность-

нравственный выбор)

Воспитательные результаты

1 уровня

Учащийся начальной школы будет знать и применять правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией учащегося. Ученик сможет находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?»

______________________________

Воспитательные результаты

2 уровня

 Ученик сможет выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования. У него будет сформировано отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Воспитательные результаты

3 уровня

Ученик научится самостоятельно соблюдать правил работы с файлами в корпоративной сети, правила поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников. Учащийся начальной школы получит представление о месте информационных технологий в современном обществе, профессиональном использование информационных технологий, осознает их практическую значимость.

Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Ученик научится:

-представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

-кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

-одновременно анализировать несколько разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) с целью выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;

-создавать информационные объекты на компьютере с использованием готовых файлов с рисунками и текстами, а также с добавлением недостающих по замыслу ученика элементов

Методики «Простые аналогии»,

«Схематизация»,

«Таинственное письмо» (Венгер Л.А.).

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные УУД:

Ученик научится

осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;

сличать результат действий с эталоном (целью),

вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;

оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ.

 

Методика"Корректурная проба"

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

взаимодействовать (сотрудничать) в паре, в группе;

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;

 оформлять свои мысли в устной  речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»).

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ урока по программе

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

Компьютерная графика (11 часов)

1

Техника безопасности в кабинете. Введение в компьютерную графику

1

03.09

2

Интерфейс  графического  редактора Paint.

1

10.09

3

Знакомство инструментами графического редактора.

1

17.09

4

Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка.

Сборка рисунка из деталей.

1

24.09

5

Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Открытка для мамы».

1

01.10

6

Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание

рисунка «Моя родина - Россия».

1

08.10

7

Построения с помощью клавиши

Shift. Создание рисунка «Кубик».

1

22.10

8

Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула».

1

29.10

9

Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя елочка».

1

05.11

10

Повторяющиеся        элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины».

1

12.11

11

Индивидуальный проект.

1

19.11

Знакомство и работа с текстовым процессором WORD (16 часов)

12

Меню, панели        инструментов. Правила набора текста. Работа в клавиатурном тренажере.

1

26.11

13

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

1

03.12

14

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.

1

10.12

15

Оформление текста:        выделение текста цветом.

1

17.11

16

Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.

1

24.12

17

Нумерация и маркеры.

1

14.01

18

Изменение формата нумерации и маркировки.

1

21.01

19

Вставка специальных символов, даты и времени.

1

28.01

20

Работа с колонками: оформление газетных колонок.

1

04.02

21

Работа с таблицами:        создание таблиц, ввод текста, форматирование        текста, изменение направления текста.

1

11.02

22

Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек.

1

18.02

23

Форматирование таблиц: добавление границ и заливки.

1

03.03

24

Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков.

1

10.03

25

Используем элементы рисования: объект WordArt.

1

17.03

26

 Создание рисунков с помощью панели рисования.

1

24.03

27

Индивидуальный проект.

1

31.03

Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint (7 часов)

28

Интерфейс Microsoft Office PowerPoint. Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда.

07.04

29

Настройка анимации.

21.04

    30

Настройка анимации. Проект «Часы».

28.04

31

Использование гиперссылки в показе слайдов.

05.05

32

Использование звука в презентации.

12.05

33

Использование видео в презентации.

19.05

34

Создание индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия» в         форме мультимедйной интерактивной презентации.

26.05

Материально-техническое обеспечение

Программы  Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint), компьютерная среда ПервоЛого.

Технические средства - мультимедийный проектор; компьютеры; CD-диски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...