Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе
статья (4 класс)

Купрякова  Любовь Александровна

Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из интернет–источников, СМИ, электронных игр, рекламы. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИКТ277.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе

С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Современный мир пронизан потоками различных данных и учитель уже не является единственным носителем информации.
Время диктует нам новые методы и технологии обучения. И кто, как не учитель, должен идти в ногу с этим временем?

В обновлённом федеральном образовательном
стандарте формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся отводится одна из первостепенных ролей.
Это связано с тем, что при итоговой оценке качества освоения
основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения
содержания отдельных учебных предметов должна учитываться
готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Решаться они должны на основе:

системы знаний и
представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

коммуникативных и информационных умений.

 Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:
– развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
– овладевать практическими способами работы с информацией;
– развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

В обновлённом федеральном образовательном
стандарте указывается на:

1) активное использование средств информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

3) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Развитие и формирование данных компетенций способствует становлению ИКТ-компетентности.

Разработка урока с использованием ИКТ состоит из следующих этапов:

Концептуальный. На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов, аргументируется необходимость использования ИКТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе, исходя из педагогических задач урока.

Технологический. На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока, выделяются основные структурные элементы урока, прогнозируется эффективность использования данного ресурса, определяется методика проведения урока и проектируются основные виды деятельности с ресурсами в учебном процессе.

Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации, выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом, осуществляется поэтапное планирование урока. Для каждого из этапов определяется цель, длительность этапа, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе, форма промежуточного контроля и т.п.

Планируя урок с применением ИКТ, нужно учитывать следующие факторы: уровень подготовки класса, методическую цель урока, тип урока, готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, гигиенические требования. 

Критерии полезности ИКТ в образовании можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

В зависимости от того, какие средства ИКТ используются, выделяется несколько типов уроков:

урок с компьютерной поддержкой;

урок с выходом в Интернет;

урок с мультимедийной поддержкой.

Средства ИКТ разнообразны и возможности их велики. Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые широко используются в системе образования.

Обучающие программы (ОП) –  специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Такие программы носят обучающий характер: они содержат пояснения, правила, образцы выполнения заданий, что способствует максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя возможность им самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП являются лишь частью всей системы обучения, следовательно, должны быть увязаны со всем учебным материалом. 

Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет  комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. 

Электронный учебник можно использовать как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого-либо курса, точно так же, как и бумажный учебник.

Тестовая система компьютерного контроля – одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний. Использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще  и снижает фактор  субъективности.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)- учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Значительно упрощают подготовку учителя к уроку, так как представляют собой модули получения новых знаний, практического и контролирующего характера, позволяют дифференцировать и индивидуализировать работу на уроке.

С появлением Интернета стало возможным и дистанционное обучение.  Дети, имеющие временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.), не оказываются «выключенными» из процесса обучения. Это поможет им усвоить материал и быть успешными на последующих уроках.

Нельзя забывать о том, что чрезмерное использование средств информационных технологий негативно отражается на здоровье. И в первую очередь, на здоровье детей, чьим неокрепшим организмам очень хочется, но никак непозволительно, проводить за компьютером по восемь часов в день. Поэтому учителю, активно применяющему ИКТ, надо помнить о требованиях САНПИН, в которые внесены изменения. Во всем надо знать меру.

Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

Класс

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1 - 2

10

15

15

15

20

10

3 - 4

15

20

20

15

20

15

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж). С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Современные стандарты требуют соответствия ИКТ-компетентности учителя-  содержание и  компоненты которого отражены на рисунке 2.

Содержание ИКТ-компетентности учителя

Современный педагог осваивает ИКТ в несколько этапов, которые повышают уровень его профессионализма. В педагогической науке специалисты рассматривают каждый из этапов отдельно. Так первый этап предусматривает освоение информационно-коммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся. Второй этап характеризуется формированием педагогических ИКТ-компетентностей, связанных с совершенствованием учебного процесса, в режиме сетевого педагогического взаимодействия.

Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога должен включать в себя систему умений и навыков, которые представлены на рисунке ниже.

Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога

Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из интернет–источников, СМИ, электронных игр, рекламы. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому...

Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

"Организация инновационной деятельности, направленной на формирование ключевых компетентностей обучающихся в условиях перехода на ФГОС".

Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, его окружением. Поэтому необходимо уделять особое внимание организации учебной деяте...

"Формирование ключевых компетентностей обучающихся в процессе обучения в начальной школе"

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе.

    Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и гра...

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе.

   В соответствии проведение комплексной информатизации школ страны в рамках отраслевых целевых программ, информатизация начального образования получила системное решения....

Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях ФГОС

Представляю вашему вниманию опыт школы №1 города Покачи по повышению качества образования на примере преодоления кадрового дефицита, включая систему работы с молодыми кадрами, наставничества, сетевого...