Проект «Разделяй и властвуй» по информатике
проект по информатике

Соколова Ольга Дмитриевна

Проект

«Разделяй и властвуй»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Разделяй и властвуй»

Слайд 2

Практическая задача проекта — поиск одинаковых фигурок в большом наборе с использованием трафаретов. Методическая цель проекта — продолжить знакомство учащихся с методом деления задачи на подзадачи и основами классификации объектов по одному признаку и по двум признакам.

Слайд 3

Приемы: Классификация Разделение задачи на более простые подзадачи

Слайд 4

План проведения проекта: 1. Предварительное общее обсуждение. 2. Групповая работа по поиску одинаковых фигурок с использованием трафаретов. 3. Совмещение двух трафаретов. 4. Заключительное обсуждение и подведение итогов.

Слайд 5

Объяснение понятий Классификация - процесс упорядочивания объектов или данных в группы на основе их общих характеристик или свойств . Разделение - процесс разбиения целого на подмножества или части с общими признаками.

Слайд 6

Предварительное общее обсуждение. В начале урока поставьте перед ребятами задачу: поиск фигурок в большом наборе (задача 11 из 1-го варианта тетради проектов). Конечно, ребята заметят, что фигурок много, различить их не очень-то просто и надо что-то придумывать. После некоторого размышления (и возможно, обсуждения по группам) они наверняка догадаются и сами предложат разбить фигурки на группы и решить задачу сообща (в группе из нескольких человек). Спросите ребят, по каким признакам можно разбить данные фигурки. Скорее всего, кто-то из детей скажет что-то про разные головные уборы. Обсудите, какие виды головных уборов дети нашли и кто мог бы их носить.

Слайд 7

Как видите, это докторская шапочка, фуражка, бескозырка, шляпа-пирожок, поварской колпак, соломенная шляпа, спортивная шапочка с помпоном, тюбетейка. Всего имеется 8 видов головных уборов и ещё есть фигурки без них.

Слайд 8

Фигурки в задаче можно также разделить на три группы по форме головы — вытянутая, средняя и толстая

Слайд 9

Также фигурки различаются по форме верхней части лица (глаза и нос) И ещё есть три вида ртов:

Слайд 10

После того как все признаки, по которым различаются фигурки, будут описаны, поставьте перед детьми новую проблему: как разделить фигурки на группы по какому-то признаку, если их нельзя вырезать из листа (ведь это лист учебника). Допустим, мы хотим искать одинаковые фигурки среди фигурок в бескозырках. Как нам поступить? Возможно, кто-то из ребят предложит использовать пометки: например, обвести нужные фигурки. Это замечательно, но остальные фигурки все равно будут нам мешать. Хорошо бы сделать так, чтобы лишних фигурок вообще не было видно. В этом нам помогут трафареты. Дальше нужно научить ребят пользоваться трафаретом. Возьмите один из трафаретов, объясните, где показано, для каких фигурок он предназначен, и наложите его на фигурки задачи 11. При этом в овалах будут видны только нужные нам фигурки задачи. Мы предлагаем вам деление по головным уборам, потому что оно бросается в глаза больше других и его чаще всего предлагают сами дети. Кроме того, в этом случае число фигурок в каждой группе (в каждой «шляпе») не будет большим

Слайд 12

Групповая работа по поиску одинаковых фигурок с использованием трафаретов 1-й этап. Обсуждение группового разделения труда. Скорее всего, этот этап пройдёт быстро. Признак заранее задан — это головной убор фигурки. Теперь осталось только каждому члену группы выбрать «свой» головной убор и соответствующий трафарет . Ребятам надо договориться, как организовать дальнейшую работу. В частности, тот, кто закончил работу со своим трафаретом и не нашёл одинаковых фигурок, откладывает этот трафарет в сторону (но не в общую стопку, где лежат оставшиеся трафареты!) и берёт следующий трафарет из оставшихся. Если кто-то считает, что нашёл среди своих фигурок одинаковые, он сообщает об этом остальным членам группы, и все вместе проверяют его результат.

Слайд 13

Групповая работа по поиску одинаковых фигурок с использованием трафаретов 2-й этап. Индивидуальная работа по поиску одинаковых фигурок с использованием трафаретов. Теперь каждый учащийся самостоятельно ищет одинаковые фигурки с использованием своего трафарета. Проще всего накладывать трафарет, выравнивая любой край трафарета параллельно соответствующему краю страницы. Видим, что во всех вырезанных овалах появились фигурки в бескозырках (если трафарет вырезан для бескозырок). Теперь осталось немного подвигать трафарет так, чтобы все фигурки были видны в своих овалах целиком. После того как трафарет наложен учеником правильно, задача стала очень похожа на те, которые ребёнок решал до этого. Заметим, что объём задач у разных детей получится разный. Так, фигурок в докторских шапочках в задаче только 4, а без головных уборов — 12.

Слайд 15

Групповая работа по поиску одинаковых фигурок с использованием трафаретов 3-й этап. Подведение итогов в группе. Дети не всегда себя этим утруждают и им кажется, что фигурки одинаковые, в то время как они таковыми не являются. Поэтому очень важно на завершающем этапе убедиться, что фигурки действительно одинаковые, или показать ученику, что фигурки разные, и всем снова вернуться к работе. Возможно, такие псевдорешения будут появляться в ходе групповой работы не единожды и при этом все члены группы каждый раз будут вынуждены прерывать свою работу. Поэтому есть смысл сразу договориться, что каждый, кому кажется, что он нашёл решение, показывает его сначала проверяющему (самому сильному участнику группы). Только после того, как проверяющий согласится с решением, оно обсуждается и перепроверяется всей группой.

Слайд 16

Совмещение двух трафаретов Наложите на страницу с задачей сначала один из трафаретов по головным уборам. С такой ситуацией дети только что работали, это им знакомо. Можно даже им не показывать полученную картинку, а лишь обсудить её устно: на картинке будут видны только фигурки в одном виде шляп, например в докторской шапочке. А теперь спросите у детей, что будет, если на страницу с задачей наложить эти два трафарета одновременно. Может быть, кто-то из сильных детей попробует сформулировать, какие фигурки будут видны в этом случае. Выслушайте все предложения, а потом покажите детям, что же получится на самом деле .. Эффект настолько неожиданный и наглядный, что большинство детей в классе запомнят его: оказывается, будут видны только вытянутые головы в докторской шапочке!

Слайд 17

Теперь уже можно обсудить и другие варианты сочетаний, что будет видно, если положить сначала какой-нибудь один трафарет, а потом другой. Когда вы поймёте, что большинство детей разобралось в сути происходящего, задайте провокационный вопрос: «Что будет, если наложить трафарет по докторской шапочке и трафарет по соломенной шляпе?» Послушайте варианты, предложенные детьми, и потом продемонстрируйте полученную картинку. Конечно, не будет видно ни одной фигурки — ведь в задаче нет ни одной фигурки, на которой одновременно и докторская шапочка, и соломенная шляпа! Совмещение двух трафаретов

Слайд 18

Заключительное обсуждение итогов проекта Настало время подводить итоги. Начать это обсуждение можно с простых вопросов, обращённых к детям: что нового ребята делали в ходе проекта и чему новому научились? Иногда , чтобы решить большую задачу, можно разделить её на более мелкие части. Решив эти более мелкие задачи, мы и получаем искомое решение. При этом если у нас есть возможность работать в группе, то общее время решения задачи значительно уменьшается. При решении задачи на поиск двух одинаковых фигурок мы делили все фигурки на группы по какому-то одному признаку и дальше сравнивали между собой только фигурки в каждой группе, но уже не сравнивали между собой фигурки из разных групп. За счёт этого значительно уменьшается время решения. Метод решения задач, который мы использовали в ходе этого проекта, называется «метод разделения задачи на подзадачи», он нам часто будет помогать в дальнейшем, особенно при решении больших по объёму задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по информатике и ИКТ по разделу: "Понятие, суждение, умозаключение"

Информатика  и  ИКТ : Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова   и  др.  ( Программа  "Начальная  школа  XXI  века")....

Урок информатики во 2 классе..Тема: Повторение раздела. Темы: Признаки предметов, кодирование предметов, элементы множества.

Урок информатики во 2 классе..Тема: Повторение раздела. Темы: Признаки предметов, кодирование предметов, элементы множества....

Раздел программы: «План действий и его описание». Тема «Цвет предметов». (Информатика, Образовательная система "Школа 2100")

Конспект занятия по информатике. Первый год обучения.Задания из учебника "Информатика"  А.В. Горячева.Информатика 1 класс. Методичесские рекомендации для учителя....

Проект раздела программы (фрагменты уроков)

Проект раздела программы (фрагменты уроков)Учебный предмет: Окружающий мирТема: Многообразие растенийУМК: «Гармония»Тема раздела и название проекта: «Многообразие растений»Проект раздела программы (фр...

самостоятельная работа в разделе "Все пути дерева" (информатика 3 Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов)

Самостоятельная работа проводится в курсе изучения информатики (3 класс)   по учебнику Информатика 3 Рудченко Т.А....

Технологическая карта урока информатики "Птичий рынок (раздел для повторения). Информатика 1 класс: Третий лишний. Укажи лишнего." (1 класс, УМК "Школа 2100")

Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся о составе и признаке предмета.Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания детей о том, что такое состав и признак предмет...

Проект «Разделяй и властвуй» по информатике

Проект«Разделяй и властвуй»...