Рабочая программа по английскому языку к УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English" 3 класс
рабочая программа по иностранному языку (3 класс) по теме

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой "Программа курса английского языка к УМК "Enjoy English" для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений (Обнинск, Титул, 2011г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

    №

темы

   Название

      темы

 Всего

часов

  Теория  

    Дом.

задание

 Контроль

Дата

   1.

Unit I. Welcome to green school!

    18

   1.1

Знакомимся с учебником. Вспоминаем приветствия.

Правила чтения букв

Aa, Ee, Oo

Р.т.

№4 стр.3

   1.2

Описание внешности и характера человека. Анкета.

Модели предложений.

Правила чтения Ii, Uu

Р.т.

№3 стр.4

  1.3

Новая учительница.

Р.т.

№3 стр.5

  1.4

Продукты питания

Введение новых ЛЕ. Правила чтения

Р.т.

№4 стр.6

  1.5

Разговор за праздничным столом.

Общие вопросы.

Р.т.

№4 стр.7

 1.6

Письмо Джима.

Введение новых ЛЕ. Правила чтения or

Р.т.

№4 стр.8

 1.7

Джим и Джилл в лесной школе

Введение новых ЛЕ.

Р.т.

№3стр.9

 1.8

Медвежонок Билли.

Общие вопросы

Р.т.

№1,2 стр.10

 1.9

Завтрак для Билли

Введение новых ЛЕ. Местоимение some.

Р.т.

№4 стр.11

 2.0

Диалог за столом.

Правила чтения er, or, ir

Р.т.

№4 стр.12

 2.1

Рассказ-загадка

Р.т.

№4 стр.21

 2.2

Конкурс рассказчиков

Личные местоимения.

Правила чтения th.

Р.т.

№3 стр.14

2.3

Дни недели

Введение новых ЛЕ.

Р.т.

№2 стр.15

2.4

Любимое домашнее животное.

Правила чтения ea

Р.т.

№4 стр.16

2.5

Магазины и покупки

Общие вопросы

Р.т.

№3 стр.17

2.6

Контрольная работа №1 по теме: Добро пожаловать в зеленую школу.

Контрольная работа №1.

2.7

Цветик-семицветик

Р.т.

№4,6 стр.20

2.8

Проектная работа 1

Р.т.

№5 стр.21

  2.

Unit 2. Happy

green lessons.

  14

  2.9

Поговорим о животных.

Р.т.

№1,3 стр.23

  3.0

Слоненок Томас.

Вопросительные предложения.

Р.т.

№3 стр.24

  3.1

Помогаем Джиму.

Специальные вопросы.

Р.т.

№2,4 стр.25

  3.2

Урок здоровья.

Модальный глагол must.

Р.т.

№2,3 стр.26

  3.3

Пикник 

Наречия  much, many, a lot of

Р.т.

№1 стр.27

  3.4

Изучаем числительные.

Числительные 11-20

Р.т.

№1,2 стр.28

  3.5

Восемь друзей.

Модальный глагол may

Р.т.

№4 стр.29

  3.6

Любимое занятие в воскресенье.

Числительные 21-100

Р.т.

№2,3 стр.30

  3.7

Рассказ мальчика

Числительные 1-100

Р.т.

№2,4 стр.31

  3.8

Подарок на Рождество.

Введение новых ЛЕ.

Р.т.

№3 стр.32

  3.9

Готовимся к Рождеству.

Р.т.

№2,3 стр.33

  4.0

Контрольная работа №2 по теме: Веселые уроки.

Повторить ЛЕ.

Контрольная работа №2.

   4.1

Играем в «Крестики-нолики»

Р.т.
№1-4 стр.35-36

  4.2

Проектная работа №2.

Р.т.

№5-7 стр.37

   3.

Unit 3. Speaking about a new friend.

  20

  4.3

Гномик Тайни.

Р.т.

№2-3 стр.39

  4.4

Наши дела в выходные.

Введение новых ЛЕ.

Р.т.

№2-3 стр.40

  4.5

Времена года.

Введение новых ЛЕ.

Р.т.

№4 стр.41

  4.6

Сказка про мышей.

Р.т.

№2-3 стр.42

  4.7

Двенадцать месяцев.

Введение новых ЛЕ.

Р.т.

№3 стр.43

  4.8

Порядковые числительные.

Введение новых ЛЕ.

Р.т.

№2,4 стр.44

  4.9

Учимся называть даты.

Порядковые числительные.

Р.т.

№3 стр.45

  5.0

День рождения питомца.

Введение новых ЛЕ.

Р.т.

№1,3 стр.46

  5.1

День рождения.

Р.т.

№2,4 стр.47

  5.2

Почта.

Введение новых ЛЕ. Правила чтения .

Р.т.

№2-3 стр.48

  5.3

Любите ли вы писать письма?

Р.т.

№3 стр.49

  5.4

Такие разные адреса.

Р.т.

№1-3 стр.50

  5.5

Сказка про Миранду.

Притяжательный падеж существительных

Р.т.

№1,3 стр.52

  5.6

Письма из Великобритании и США.

Р.т.

№2-3 стр.53

  5.7

Слова-помощники.

Специальные вопросы.

Р.т.

№3 стр.54

  5.8

Учимся задавать специальные вопросы.

Специальные вопросы.

Р.т.

№1,3 стр.55

  5.9

Любимый праздник.

Р.т.

№3-4 стр.56

  6.0

Контрольная работа №3 по теме: Новый друг.

Повторить ЛЕ.

Контрольная работа №3.

  6.1

Игра КВН.

Повторить ЛЕ.

  6.2

Проектная работа 3.

Р.т.

№5-7 стр.60

   4.

Unit 4. Telling stories and writing letters to your friends.

  16

  6.3

Изучаем названия частей тела.

Введение новых ЛЕ.

Р.т.

№2-3 стр.63

  6.4

Визит Буратино.

Введение речевого образца I have…

Р.т.

№2-3 стр.64

 6.5

Поговорим о Тайни.

Р.т.

№3-4 стр.65

 6.6

Учимся называть время.

Введение новых ЛЕ.

Р.т.

№3 стр.66

 6.7

Распорядок дня.

Введение новых ЛЕ.

Р.т.

№1,3 стр.67

 6.8

Рекомендации по режиму дня.

Р.т.

№1,3 стр.68

 6.9

Инопланетянин Юфо.

Отрицательные и вопросительные предложения.

Р.т.

№1-2 стр.69

 7.0

Распорядок дня Тайни.

Р.т.

№1-3 стр.70

 7.1

Множественное число существительных.

Множественное число существительных.

Р.т.

№1,3 стр.71

 7.2

Письмо из России.

Множественное число существительных.

Р.т.

№1,3 стр.72

 7.3

Сказка про Юфо.

Р.т.

№2-3 стр.73

 7.4

Друзья Юфо.

Р.т.

№3 стр.74

 7.5

Контрольная работа №4 по теме: Рассказываем истории и пишем письма друзьям.

Р.т.

№1-3 стр.77

Контрольная работа №4.

 7.6

Волшебная картина.

Р.т.

№4-7 стр.78

 7.7

Телемост.

Учебник стр.124

 7.8

Проектная работа 4.



Предварительный просмотр:

Учебно-методические средства

обучения

  1. Программа курса английского языка к УМК М.З.Биболетовой, Н.Н.Трубаневой «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений (изд-во «Титул» г.Обнинск, 2010г.).
  2. Учебник «Enjoy English» для учащихся 3 класса общеобразовательной школы. Авторы: М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанева (изд-во «Титул» г.Обнинск,2010г.).
  3. Рабочая тетрадь.
  4. Книга для учителя.
  5. Аудиоприложение (аудиокассеты, CD MP3).
  6. Обучающая компьютерная программа «Enjoy Listening and Playing».
  7. Мультимедийный учебник «Уроки английского языка Кирилла и Мефодия».
  8. Мультимедийный справочник-тренажер «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!».
  9. Сборник песен для начальной школы «Game-Songs» с аудиоприложением (CD MP3).
  10. Интерактивные плакаты.
  11. Страноведческие карты.
  12. Лексические и грамматические таблицы.
  13. Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки учащихся,

успешно освоивших рабочую программу

В результате обучения английскому языку в 3 классе ученик должен:

знать/понимать

  1. алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
  2. основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
  3. особенности интонации основных типов предложений;
  4. название страны/стран изучаемого языка, их столиц;
  5. имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны/стран изучаемого языка;
  6. наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);

уметь

  1. понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;
  2. участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
  3. расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы  (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;
  4. кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
  5. составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу;
  6. читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
  7. читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов (не более 0,5 стр.), доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
  8. списывать текст на английском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
  9. писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец;

использовать приобретенные знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. устного общения с носителями английского языка в доступных младшим школьникам пределах; развития дружелюбного отношения к представителям других стран;
  2. преодоления психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
  3. ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами художественной литературы на английском языке;
  4. более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.



Предварительный просмотр:

                    Содержание программы учебного

                                           курса

       №

                      Название темы

Количество

     часов

       1.

Знакомство (имя, возраст, что умеет делать, семья, любимое животное).

          5

       2.

Прием и угощение друзей. Поведение за столом. Любимая еда. Покупка продуктов в магазине.

          5

       3.

Проект «Menu».

          1

       4.

Мои друзья.: внешность, характер, что умеют/не умеют делать. Любимое животное. Сказки «One Busy Morning», «Eight Friends».

          9

       5.

Здоровый образ жизни: правильное питание, необходимость занятий физкультурой.

          2

       6.

Семейные праздники: Рождество, Новый год.  

          2

       7.

Проект «A Happy New Year! Merry Christmas!»

          1

       8.

Любимое время года. Занятия в разное время года.  

          5

       9.

Мои друзья и я. День рождения друга (день, месяц). Подарок и поздравления для друга. Английская сказка о двух подругах «The Country Mouse and the Town Mouse».

          9

      10.

Письмо зарубежному другу: обращение, прощание, оформление конверта. Сказка о волшебном почтовом ящике «Clever Miranda».  

          9

      11.

Проект «Happy Birthday to You!»

          1

      12.

Мой день. Распорядок дня. Как Тайни проводит свой день. Английская сказка «Ufo and His Friends».

          12

      13.

Мир моих увлечений. Любимые детские произведения моих зарубежных сверстников: сказки, песни, стихи, игры. Инсценирование сказок.

          5

      14.

Проект «Let’s Write a Letter!»

          1

                     Всего- 68 часов.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; практическая направленность обучения.

Содержание курса 5 класса (тема года- « Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».

Тематическое  построение этого учебного года, соответственно, предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет ( раздел « Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности- музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие ( раздел «Музыка и изобразительное искусство»).

Целью уроков музыки в 5 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- способствовать развитию интереса к музыке;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 5 класса.

Обучающиеся должны уметь:

- находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных на уроках, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров- песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально- изобразительных жанров;

- проявлять навыки вокально- хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильное распределение дыхания в длинной фазе, использование цепного дыхания)

Литература

  1. Сиренко В. М. Поурочные методические разработки по музыке. 5 класс – М.: Владос. 2002.
  2. Курушина Т. А. Музыка 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков- Волгоград: Учитель, 2009
  3. Арсенина Е. Н. Музыка 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека- Волгоград: Учитель, 2009.

Учебно- тематический план

№ раздела

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

Музыка рассказывает обо всем

Музыка вокруг нас, где звучит музыка, как музыка рассказывает обо всем

1

2

Древний союз

Истоки. Искусство открывает мир. Искусства различны, тема едина.

3

3

Слово и музыка

Два великих начала искусства. Стань музыкою, слово! Музыка «дружит» не только с поэзией.

3

4

Песня

Песня- верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Музыкальная палитра.

4

5

Романс

«Романса трепетные звуки…» Мир человеческих чувств

2

6

Хоровая музыка

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка

3

7

Опера

Опера- самый значительный жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера.

2

8

Балет

Единство музыки и танца. «Русские сезоны» в Париже.

2

9

Музыка звучит в литературе

Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе.

2

10

Образы живописи в музыке

Живописность искусства. Музыка- сестра живописи

2

11

Музыкальный портрет

Может ли музыка выразить характер человека?

2

12

Пейзаж в музыке

Образы природы в творчестве музыкантов. Пейзаж в музыке. «Музыкальные краски» в произведениях художников- импрессионистов.

2

13

Музыкальная живопись сказок и былин

Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке.

3

14

Музыка в произведениях изобразительного искусства.

«Хорошая живопись- это музыка, это мелодия»

2

15

Урок-концерт

1


Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы основного

и дополнительного содержания образования

Музыкальный материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

Тема года: « Музыка и другие виды искусства»

1

Музыка рассказывает обо всем

1

Комбинированный

Особый аспект специфики музыкального искусства- соотношение его временной природы и художественно- смысловой целостности. Искусство- образное осмысление действительности.

М. Таривердиев

«Маленький принц»

В. Алеев, С. Маршак «Гвоздь и подкова»

Знать о роли музыки в жизни человека; понятие искусство

Уметь исполнять произведение,

Петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох.

Устный опрос

Составить устный рассказ

2

Древний союз. Истоки

1

Урок изучения нового материала

История развития музыки. Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически- магическими представлениями

П. Чайковский «Времена года. Октябрь»

М. Таривердиев «Маленький принц»

Знать, что является источниками вдохновения для композиторов( природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др)

Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения

Устный опрос. Хоровое пение.

Подготовить сообщение

3

Древний союз.

Искусство открывает мир

1

Комбинированный

Искусство- процесс или итог выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств.

Р. Шуман «Первая утрата»

М. Таривердиев

«Маленький принц»

Знать виды искусства; о роли музыки в семье искусств.

Уметь выразительно исполнять произведения, используя приобретенные вокально- хоровые навыки.

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение

4

Древний союз. Искусства различны, тема едина.

1

комбинированный

Темы в искусстве. Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает в нее свои чувства в новой оригинальной и значимой форме

М. Глинка

«Я помню чудное мгновенье»

М. Таривердиев «Маленький принц»

Знать основные темы в искусстве.

Уметь приводить примеры тем природы, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном искусстве

Устный опрос

Хоровое пение

Придумать ритмический рисунок (хлопками, постукиванием, голосом)

5

Слово и музыка. Два великих начала искусства

1

комбинированный

Музыка-вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. О чем говорит музыка

Ф. Шуберт, В. Мюллер

«В  путь»

Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова.

Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведении

Устный опрос

Составить кроссворд

6

Слово и музыка. Стань музыкою, слово!

1

Комбинированный

Цикл. Циклические формы в музыке- музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей. Цикл- объединение и целых произведений, каждое из которых может обладать или не обладать циклическим характером.

М. Мусоргский

«Кот Матрос»

Американская народная песня «Веселый мельник»

Знать о различных жанрах вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально- хоровые навыки.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Подготовить сообщение

7

Слово и музыка. Музыка «дружит» не только с поэзией.

1

Комбинированный

Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта:

-музыкальный ( симфонический, камерный, фортепианный и др)

- литературный концерт

-эстрадный

Мендельсон. Песня без слов № 14;

П. Чайковский  

Концерт № 1

Американская народная песня «Веселый мельник»

Знать понятие «песня без слов»

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом.

Устный опрос.

Хоровое пение

Составить устный рассказ

8

Песня- верный спутник человека

1

Комбинированный

Песня- наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Основные жанры музыкального искусства: песня- один из трех китов, на которых держится музыка. Виды песен: народная, авторская, песня-романс

В. Баснер

«С чего начинается Родина?»

Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады.

Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера.

Устный опрос. Хоровое пение

Подобрать песни по теме урока.

9

Музыкальная палитра

           1

Комбинированный

Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой.

Музыкальная викторина. Исполнение песен по выбору учащихся

Знать изученные понятия.

Уметь применять полученные знания и умения, анализировать.

Устный опрос

Составить музыкальный кроссворд.

10

Мир русской песни

1

Урок изучения нового материала.

Русская народная песня- песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. Народная песня не имеет определенного автора, или автор неизвестен.

Типы песен, их определение.

Русская народная песня

«Ах ты степь широкая…»

И. Козлов «Вечерний звон»

Знать основные признаки народной песни, виды песен.

Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера.

Устный опрос.

Хоровое пение

Придумать ритмический рисунок

11

Песни народов мира

1

Комбинированный

Тематика, содержание, мотивы, характерные особенности и средства музыкальной выразительности песен некоторых народов мира.

Сходство и различия песен разных народов мира. Песня- душа народа.

Польская народная песня «Висла»,

Г. Малер, немецкая народная поэзия.  «Похвала знатока»

Знать характеристику и отличия народных песен мира.

Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию.

Устный опрос.

Хоровое пение

Подобрать песню по теме урока

12

«Романса трепетные звуки…»

1

Урок изучения нового материала

Жанр романса. Виды романсов (городской, бытовой, цыганский, песня-романс, ориентирующийся на фольклорную традицию, профессиональный). Романс- камерное музыкально- поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Русский композитор Сергей Рахманинов.

С. Рахманинов

«Ночь печальна»

М. Глинка

«Жаворонок»

Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей.

Устный опрос, хоровое пение

Подготовить сообщение о романсе. Ответить на вопрос: «В чем разница между романсом и песней?»

13

Мир человеческих чувств

1

Комбинированный

Серенада- музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполненная под аккомпанемент лютни, мандолины, обращенная к возлюбленной. Музыкальные инструменты, сопровождающие пение серенады: лютни, гитары, мандолины. Родина серенады- Италия, Испания.

Х. Каррерас.

«Серенада»;

М. Глинка

«Жаворонок»

Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты , под которые исполняются серенады.

Устный опрос

Составить устный рассказ о чувствах человека и их воплощении в музыке.

14

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме.

1

Комбинированный

Виды хоров: смешанный, детский, хор мальчиков и юношей, мужской, женский хор. По манере пения различают: академические и народные хоры;

По количеству участников: камерные, большие, сводные; по статусу: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

«Есть на Волге утес» р.н.п.

Д. Бортнянский

«Многолетие»

Знать виды хоров, хоровых произведений, авторов хоровых произведений и известные хоровые коллектив; понятия церковное пение, храмовая музыка.

Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле (стройно), используя певческое дыхание, приемы звуковедения.

Устный опрос

Хоровое пение

Подготовить сообщение о народной хоровой музыке

15

Что может изображать хоровая музыка

           

          1

Урок изучения нового материала

Хоровая музыка в храме. Понятие о каноне: канон делится на  песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 16 тропарей ( в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни.

П. Чайковский

«Отче наш»

Г. Свиридов

« Поет зима…»

Знать о вечной теме в искусстве- высокой темы веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке.

Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения.

Устный опрос

Хоровое пение

Подготовить сообщение о хоровой музыке в храме

16

Вокально-хоровая музыка- поет душа…

             

           1

Комбинированный

Выполнение заданий музыкальной викторины по вариантам. Слушание и исполнение произведений по выбору.

Музыкальная викторина

Д. Бортнянский

« Многолетие»

Знать названия изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроке.

Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и называть их.

Устный опрос

Хоровое пение

17

Опера-самый значительный жанр вокальной музыки.

1

Урок изучения нового материала

Понятия: ОПЕРА, СПЕКТАКЛЬ, ЛИБРЕТТО, УВЕРТЮРА;

Опера- драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным аккомпанементом.

М. Глинка

Финальный хор « Славься»

М. Глинка

Увертюра из оперы « Руслан и Людмила»

Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действа.

Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно, с точной интонацией.

Устный опрос

Нарисовать рисунок по теме урока

18

Из чего состоит опера

1

Комбинированный

Синтез искусств при создании  оперного произведения. Части оперы: увертюра, пролог, действия, вокальные номера -сольные, дуэты арии, хоровые; инструментальные танцевальные эпизоды. Оперные голоса: меццо- сопрано,  колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас.

М. Глинка

«Мазурка» ( из оперы «Жизнь за царя»)

Н. Римский- Корсаков

Ария Садко.

Знать виды искусства, синтез которых позволяет композитору создать оперу;

Знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий.

Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры.

устный опрос

хоровое пение

Подготовить сообщение

19

Единство музыки и танца

1

Комбинированный

Жанры балетного искусства: балет-сказка, балет- симфония; драматический балет, модерн-балет, сюжетный балет.  Хореография. Дивертисмент. Сценические костюмы артистов балета: пуанты, пачка, трико

П. Чайковский

Вариация II из балета «Щелкунчик»

И. Стравинский

«Русская», «У Петрушки».

Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства.

Уметь определять образное содержание балета.

Устный опрос

Хоровое пение

Составить кроссворд

20

«Русские сезоны» в Париже

1

Урок изучения нового материала

Русская балетная школа. Российский балет возник при царе  Алексее. Это был спектакль, поставленный офицером  Н. Лимой на тему древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Опера и русский балет с первых лет своего существования до сих пор  занимают ведущее положение в мире.

И. Стравинский

«Петрушка»,

П. Чайковский

«Вальс цветов»

Знать что такое балет, особенности балетных школ мира, жанра балета, имена известных авторов балетов, постановщиков, балетмейстеров, выдающихся артистов балета.

Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержание, созданные средствами балетного искусства.

21

Музыкальность слова

1

Комбинированный

Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и постпозиция. В некоторых произведениях еще пролог и эпилог.

К.В. Глюк

«Жалоба Эвридики»

М. Яковлев

«Зимний вечер»

Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет.

Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка

Устный опрос

Составить устный рассказ

«Звучащее музыкой слово…»

22

Музыкальные сюжеты в литературе

1

Урок изучения нового материала

Изобразительность в большей степени присуща литературе, живописи, фотографии.

В музыке изображение реальности чаще всего связано с воссозданием или имитацией с помощью звуков различных явлений ( шум моря, пение птиц, звон колоколов)

Проникновение музыкальных звуков в художественное слово, окружающих нас звуков- в мир искусства)

Н. Римский-Корсаков

«Полет шмеля»

Г. Свиридов

«Тройка»

П. Чайковский

« Песня жаворонка»

М. Яковлев

«зимний вечер»

Знать из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета.

Уметь определять в произведении сочетание музыки и литературы, объяснять, как эти виды искусства взаимодополняют друг друга;

 исполнять хоровое пение одноголосно,  пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ.

Устный опрос

Хоровое пение

Подобрать песни по теме урока

23

Живописность искусства

1

Комбинированный

Изобразительность-это наглядность, конкретность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности. Средства выразительности в искусстве.

С. Прокофьев

« Вариации Феи зимы»

Г. Струве

«Веселое эхо»

Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело, задорно, легко, стройно, в ансамбле.

Устный опрос

Хоровое пение

24

Музыка-сестра живописи

1

Урок изучения нового материала

Средства выразительности в живописи и в музыке. Изобразительность присуща литературе, живописи, графике, художественной фотографии. Музыка, звучащая с полотен

М. Мусоргский

«Картинки с выставки»

Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основу которых составляет изображение музыки

Устный опрос

Хоровое пение

Придумать ритмический рисунок

25-26

Может ли музыка выразить характер человека?

2

Комбинированный

Выразительность- вторая сторона художественного образа, отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музыке, композиторы определяют названия своих произведений. Музыка программная.

М. Мусоргский

«Песня Варлаама»

«Гном»

( из фортепианного цикла «Картинки с выставки»)

Г. Гладков,

Ю. Энтин

«Песня о картинах»

Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятие «программная музыка»,

О творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов

«Могучая кучка»

Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слаженно песню.

Устный опрос

Подобрать песни по теме урока

27

Образы природы в творчестве музыкантов

1

Урок изучения нового материала

Образы природы в живописи и в музыке. Выразительные средства. Выразительность- отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека. Изобразительные возможности музыки заключены в способности к различным звуковым имитациям- пения птиц, звука шагов, шума ветра и т. д.

М. Равель

«Игра воды»

П. Чайковский

«Апрель. Подснежник»

Р.н.п. « Ты река ли моя…»

Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве композиторов- импрессионистов, композиторов, изображающих природу.

Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни

Устный опрос.

Хоровое пение.

Подготовить сообщение

28

«Музыкальные краски» в произведениях художников-импрессионистов

1

Комбинированный

Творчество композиторов импрессионистов.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов- это прежде всего красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует и в названиях их произведений «Лунный свет»

«Игра воды»

«Облака»

«Туманы»

«Мертвые листья»

К. Дебюсси

«Облака»

М. Равель

« Игра воды»

Р.н.п.

«Ты река ль моя…»

Знать имена и творческую биографию композиторов-импрессионистов; понятие «музыкальные краски»

Уметь приводить примеры «музыкальных картин», характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа

Устный опрос

Хоровое пение

Составить устный рассказ о художнике-импрессионисте, композиторе-импрессионисте (на выбор)

29

Волшебная красочность музыкальных сказок

1

Урок изучения нового материала

Роль сказки в музыке. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность, таинственность, волшебство, индивидуальную окраску. Музыкальные сказки и их авторы

И.Стравинский

«Заколдованный сад Кощея»

С. Никитин,

Ю. Мориц

«Сказка по лесу идет»

Понимать роль музыки и проявление ее волшебной силы в сказках.

Уметь определять и описывать услышанный образ.

Закрепить вокально-хоровые навыки

Устный опрос

Хоровое пение

Подготовить сообщение о любимой музыкальной сказке

30

Сказочные герои в музыке

1

Комбинированный

Разные облики и образы сказочных героев, воплощенные в музыке. Все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Характерные сказочные музыкальные интонации.

Музыкальные инструменты, помогающие воссоздать образ сказочного персонажа.

М. Мусоргский

«Избушка на курьих ножках»

Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки.

Закрепить вокально-хоровые навыки.

Устный опрос

Нарисовать сказочного героя из музыкальной сказки.

31

Тема богатырей в музыке

1

Комбинированный

Взаимосвязь музыки с живописью, литературой, театральным искусством. Любовь и уважение к искусству, к родине через знакомство с героями былин- русскими богатырями. Музыкальная характеристика сказочного персонажа.

М. Мусоргский

«Богатырские

ворота»

А. Бородин

Симфония №2

«Богатырская»

Уметь определить общие черты

«богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки.

Закрепить вокально-хоровые навыки.

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение о воплощении богатырской темы в музыке.

32-33

«Хорошая живопись- это музыка, это мелодия»

2

комбинированный

Создание композитором музыкального и художественного образа. Средства выразительности в музыке и живописи: они выполняют единую творческую задачу- создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение.

П. Чайковский

Концерт №1 для фортепиано с оркестром. I часть (фрагмент)

В. Семенов

«Звездная река»

Знать музыкальные и живописные средства выразительности.

Устный опрос

Хоровое пение

Составить устный рассказ «Музыка. Звучащая с полотен»

34

Пусть музыка звучит нам во благо (урок-концерт)

1

Обобщение и систематизация

ЗУН

Музыкальная викторина. Творческий отчет о проделанной за год работе. Исполнение любимых песен (по выбору). Слушание понравившихся произведений (по желанию)

Фрагменты музыкальных произведений для слушания (задания викторины). Исполнение изученных песен (по желанию)

Знать определения музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов.

Уметь определить на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать это произведение и его авторов (автора)

Устный опрос

Хоровое пение.


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.

Рабочая программа по музыке для 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике,  воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактуры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров.

Особое внимание обращается на то, что опыт эмоционально- образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности; выявляются связи музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрываются возможности музыки  в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.  

- в какой музыке господствует мелодия?

- в чем смысл музыкальной гармонии?

- мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка?

- какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике?

Все эти и другие вопросы, отраженные в образовательной программе по музыке  и учебно- методическом комплекте для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека.

Целью уроков музыки в 6 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:

-научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- способствовать развитию интереса к музыке;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 6 класса заключаются:

- в умении определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

- в умении отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

- в умении находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроках;

- в проявлении навыков вокально- хоровой деятельности ( исполнение одно- и двухголосных произведений с аккомпанементом, более сложных ритмических рисунков- синкопы, остинатного ритма).

- в умении определять на слух название произведения и его автора;

Литература

  1. Музыка. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеев/ авт. –сост. О. П. Власенко.- Волгоград: Учитель, 2008
  2. Курушина Т. А. Музыка 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков- Волгоград: Учитель, 2009
  3. Арсенина Е. Н. Музыка 1-7 классы: тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека- Волгоград: Учитель, 2009.

Учебно- тематический план

№ раздела

№ урока

Содержание (темы урока)

Количество часов

Тема года: «В чем сила музыки»

I

Музыка души

9

1

Тысяча миров музыки

1

2-3

Наш вечный спутник. Искусство и фантазия.

2

4

Искусство- память человечества

1

5

Какой бывает музыка

1

6

Волшебная сила музыки

1

7-8

Музыка объединяет людей

2

9

Тысяча миров музыки (обобщение по теме)

1

II

Как создается музыкальное произведение

22

10

Единство музыкального произведения

1

11

Вначале был ритм. Ритм в окружающем нас мире.

1

12-13

О чем рассказывает музыкальный ритм

2

14

Диалог метра и ритма

1

15-16

От адажио к престо

2

17

Мелодия- душа музыки

1

18-19

« Мелодией одной звучат печаль и радость …» мелодия угадывает нас самих. Регистр

2

20

Что такое гармония

1

21

Два начала гармонии

1

22

Эмоциональный мир музыкальной гармонии

1

23

Красочность музыкальной гармонии

1

24-25

Полифония

2

26-27

Фактура

2

28-29

Тембры

2

30-31

Динамика

2

        III

Чудесная тайна музыки

4

32-33

Чудесная тайна музыки. По законам красоты.

2

34

Музыка радостью нашей стала

1


Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Тип урока

Элементы основного и дополнительного содержания образования

Музыкальный

материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Тысяча миров музыки

1

комбинированный

Музыка- она везде и нигде, она живет и в нас умирает. Музыка задевает струны нашей души. Музыка- гармония нашей души. Как влияет музыка  на настроение? Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку.  Музыкальное воплощение. Музыка как часть духовного человечества.

Е. Дога

« Вальс» ( из кинофильма «мой ласковый и нежный зверь»);

А. Рыбников,

И. Кохановский

«Цветные сны»

Знать и понимать определение

«музыка души»

Уметь характеризовать состояние и настроение, вызванное музыкой; исполнять выразительно песню, применяя отработанные вокально-хоровые навыки

Устный опрос.

Хоровое пение.

Придумать ритмический

рисунок.

2-3

Наш вечный спутник- музыка. Искусство и фантазия.

2

Комбинированный

Музыкальные фантазии. Симфония- жанр симфонической инструментальной музыки; музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Особенности музыки различных эпох.

М.Глинка. Вальс-фантазия.

И. Брамс Симфония №3. III часть.

Г. Струве «Школьный корабль»

Знать о роли искусства в жизни  человека.

Уметь приводить примеры воздействия музыки на человека; исполнять песню лирического характера певуче, в умеренном темпе, применяя певческое дыхание, легкое звуковедение.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Подобрать песни по теме урока.

4

Искусство- память человечества

 

         1

Комбинированный

Виды оркестров: духовой, симфонический, народных инструментов и др.

Оркестр- многочисленный инструментальный ансамбль, коллектив музыкантов, играющих на муз. инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение. Как в произведениях искусства воплощена память человечества (обсуждение примеров)

М. Мусоргский

«Старый замок»

Г.Струве

«Школьный корабль»

Знать виды оркестров, их состав, выдающиеся оркестры мира, знаменитых дирижеров оркестров.

Уметь определять вид оркестра на слух, называть основные инструменты, характеризующие тот или иной вид оркестра, исполнять подвижно протяжную мелодию песни.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Подготовить сообщение о концертной деятельности одного из видов оркестра.

5

Какой бывает музыка

1

Комбинированный

Многообразие мира музыки. Музыка эпохи Средневековья- период развития музыкальной культуры, охватывающий промежуток примерно с  V по XIV века н.э. особенности музыки различных эпох. Музыкальная культура нового типа.

М. Мусоргский

«Старый замок»

Г. Струве

«Школьный корабль»

Уметь объяснять понятие «музыкальная культура»; приводить примеры, характеризующие богатство мировой музыкальной культуры; применять приобретенные вокально- хоровые навыки в исполнительской деятельности; различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Устный опрос.

Хоровое пение

Составить устный рассказ о том, какой бывает музыка

6

Волшебная сила музыки

1

Комбинированный

Основные образно- эмоциональные сферы музыки и многообразие музыкальных жанров и стилей. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и сценической музыки. Инструментальная музыка. Вокальная музыка. Музыкальное произведение представляет собой единство содержания и формы. Интонационно- образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства.

Л. Бетховен

Симфония №7

Г. Струве

«Школьный корабль»

Знать различные классификации музыкальных произведений (исполнители, жанры, темы)

Уметь воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров

Подготовить сообщение

7-8

Музыка объединяет людей

2

Комбинированный

Воздействие музыки на общество и на  каждого человека в отдельности. Музыка может объединять людей разных народов. Музыкальная картина современного мира.

К.Дебюсси

«Сирены»

Г. Струве

«Школьный корабль»

Уметь объяснить способность музыки объединять людей ради общих благих целей; познавать мир через музыкальные формы и образы

Устный опрос.

Хоровое пение

Придумать ритмический рисунок, характерный для музыки импрессионистов

9

Тысяча миров музыки

(заключительный урок раздела)

1

Комбинированный

Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина.

Я. Дубравин

«Всюду музыка живет»

Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия, слушать, воспринимать, анализировать  музыкальные произведения и их фрагменты. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.

Устный опрос.

Хоровое пение

Вспомнить песни, разученные в течении четверти

Раздел II. Как  создается музыкальное произведение

10

Единство музыкального произведения

1

Комбинированный

Особенности музыкального искусства ( средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, тембр, лад и др. Виды ритмов. Ритмический рисунок танцев- мазурки, вальса. Единство содержания и формы в классической музыке.

Ф. Шопен. Мазурка си-бемоль мажор. И. Штраус

« Сказки Венского леса»

Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок.

Уметь аргументировать свою точку зрения по поводу музыкальных произведений; сочинять свой ритм и воспроизводить его на простейших музыкальных инструментах или хлопками (ударами)

Устный опрос. Хоровое пение

Подготовить сообщение о роли музыкального искусства в жизни человека и общества.

11

Вначале был ритм. Ритм в окружающем нас мире

1

Комбинированный

Ритм в музыке- неразмеренное соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности. Многообразие отражения окружающего мира в музыкальных произведениях посредством ритма.

Л. Бетховен

Симфония №5. I часть.

Г. Струве

«Бьют тамтамы»

Знать понятие ритма в музыке.

Уметь схематически оформлять ритмические рисунки; самостоятельно выполнять учебные и творческие задачи; различать ритмическое своеобразие произведений; объяснять взаимосвязь ритма и мелодии; исполнять выразительно вокально-хоровое произведение.

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение о ритмической организации в окружающем мире (творческий проект, презентации)

12-13

О чем рассказывает музыкальный ритм

2

Комбинированный

Ритм. Обозначение длительностей. Основные деления. Овал. Штиль. Такт. Тактовая черта. Ритмический рисунок может характеризовать музыкальные жанры ( марш, вальс, мазурка, полька и др). Музыкальный темп

А. Бородин

« Половецкие пляски» ( из оперы «Князь Игорь»)

А. Хачатурян

«Танец с саблями»

(фрагмент из балета «Гаяне»)

Знать виды ритмов, от чего зависит ритмический рисунок.

Уметь сочинять свой ритм, объяснять его принадлежность к определенному музыкальному жанру, характеризовать его особенности; воспринимать и анализировать музыкальные художественные образы.

Устный опрос.

Хоровое пение.

Составить устный рассказ «Диалог с музыкальным искусством»

14

Диалог метра и ритма

1

Комбинированный

Метр в музыке- порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые, сложные, смешанные. Метрические акценты. Метроном ( слушание, анализ)

И. – С. Бах

Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи»

(слушание, анализ)

Знать понятия метра и ритма.

Уметь различать понятия ритма и метра в музыке, схематически оформлять ритмические рисунки.

Устный опрос.

Придумать ритмический рисунок, характерный для определенного жанра музыки, прокоментировать его особенности.

15-16

От адажио к престо

2

Комбинированный

Темп, характер музыкального произведения, их зависимость. Adagio – медленно, спокойно. Значение: медленный темп исполнения музыкальной пьесы (либо ее части)

Дж. Россини  

«Неаполитанская тарантелла»

Ж. Бизе «Утро в горах»

Е. Крылатов

«Три белых коня»

Знать определение темпа в музыке, средства музыкальной выразительности.

Уметь объяснять зависимость выбора темпа композитором от характера музыки; петь хором и сольно.

Устный опрос. Хоровое пение

Подобрать подвижную, веселую песню для исполнения.

17

Мелодия-душа музыки

1

Комбинированный

Интонационная и временная основы музыкального искусства. Средства муз. выразительности: мелодия.

Музыкальные понятия: темп, характер. Назначение метронома. Мелодия- основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

18-19

«Мелодией одной звучат печаль и радость…»

Мелодия угадывает нас самих. Регистр

2

Комбинированный

Средства музыкальной выразительности: регистр. Регистром называют часть музыкального диапазона инструмента или голоса, отличающуюся характерной звуковой окраской. Слово «диапазон» означает «через  все звуки»

В. А. Моцарт

«Реквием. Лакримоза»  

П. И. Чайковский

« Па-де-де» ( из балета «Щелкунчик»)

Ю. Энтин

«Крылатые качели»

Знать определение регистра, диапазона, какие они бывают, что понимают под музыкальным диапазоном.

Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; выразительно исполнять песню хором (сольно)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение о выражении печали и радости на музыкальном художественно- образном материале (по выбору учащегося)

20

Что такое гармония

1

Комбинированный

Круг интонаций, выражающих внутренний мир человека и восприятие им окружающего мира. Гармония в музыке и окружающем нас мире. Гармония- соразмерность, согласованность. Гармония ( от греч. Harmozo-приводить в порядок)- согласие, благополучие. В более узком смысле гармония- учение об аккордах и их связях. Гармонией или аккордами называется соединение трех или более различных  звуков по терциям. Гармония – одновременное звучание нескольких тонов.

Н. Римский- Корсаков

«Шествие чуд морских» ( из оперы «Садко»)

Г. Струве

«Музыка»

Знать определение гармонии, значение гармонических сочетаний в музыке, по каким законам строится гармония в музыке.

Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. Характеризовать фрагменты произведений классической музыки; применять выразительные средства в вокально- певческой деятельности.

Устный опрос.

Хоровое пение

Составить устный рассказ

«Гармония в музыке»

( или «В музыке только гармония есть…»)

21

Два начала гармонии

1

Комбинированный, проблемный

Особенности гармонического строения в музыкальных произведениях. Знакомство с различными фактурами  на примере музыкальных произведений. Состав симфонического оркестра. Понятия «гармония» и «дисгармония» в музыке и жизни. С помощью обычных музыкальных звуков, красок, слов можно передать всю гармонию (дисгармонию) мира и состояния человека. Гармония- выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении

И. –С. Бах

Прелюдия до мажор

В. А . Моцарт

Симфония №40

Ж. Бизе

« увертюра к опере

«Кармен»

Г. Струве

«Музыка»

Знать основные понятия «гармония»

и  «дисгармония», особенности гармонического строения в музыкальных произведениях.

Уметь использовать различные приемы работы с учебником;

Проявлять слушательскую и певческую культуру; применять междисциплинарные знания, собственный музыкальный опыт в монологическом высказывании.

Устный опрос.

Хоровое пение

Придумать ритмический рисунок с опорой на собственный музыкальный опыт

22

Эмоциональный мир музыкальной гармонии

1

Комбинированный

Искусство-это торжество гармонии и единство истины, добра и красоты. Эмоциональный строй высшей сферы в музыке сопровождается переживанием огромной величественности мира, освещенного красотой и добром. В творчестве В. А.  Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования реальности.  Изобразительные (выразительные) возможности гармонии необычайно велики, крайне разнообразны и выступают в их синтезе. Закон гармонии- эстетическое единство в организации изобразительного материала. Инструментальный состав оркестров. В музыке важнейшую роль играет сочетание чувства гармонии, творческого подхода и технологического ( исполнительского) мастерства.

В.- А. Моцарт

Симфония №40

Г. Струве,

И. Исакова

«Музыка»

Знать о роли гармонии в создании музыкальных образов, выразительные возможности гармонии в произведениях Моцарта; использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.

Уметь различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа; применять выразительные средства и вокально- хоровые навыки в хоровой исполнительской деятельности.

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить проект презентации ( сообщения)

«Выразительные возможности гармонии в произведениях Моцарта» или  « Художественный мир Моцарта»

23

Красочность музыкальной гармонии

1

комбинированный

Дисгармония в музыке как средство выразительности. Дисгармония в музыке-отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, несозвучность. Гармония как средство координации музыкальной ткани. Контраст мажора и минора составляет один из важнейших эстетических контрастов в музыке. Тональность. Знакомство с ладом.

И. С. Бах

Прелюдия до мажор

Г. Струве

«Музыка»

Знать о роли гармонии и дисгармонии в создании музыкальных образов; что такое тональность, лад.

Уметь определять ведущую гармонию в произведении; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение

«Как познать мир через музыкальные формы и образы»

24-25

Полифония

2

Изучение нового материала; комбинированный

Мир образов полифонической музыки. Философия и фуги. Полифония (от греч. многочисленный и звук)-многоголосие, наука о многоголосной музыке. Полифония-склад многоголосной музыки, характеризуемый одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодий (голосов). Фуга- одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы. Подголосочная полифония. Имитационная полифония. Контрастно- полифоническая музыка в творчестве Баха, Генделя, Шостаковича, Стравинского.

Канон- форма. В которой тема звучит сначала в одном голосе, а потом в другом без изменений.

И. С. Бах. Токката и фуга ре-минор для органа.

«Камертон» (норвежская народная песня), «Во поле береза стояла»

Знать определение полифонии, канона, контрапункта, фуги; философское и теософское содержание полифонии; полифонические произведения известных композиторов; каким законам подчиняется полифония; что значит «мыслить полифонически»

Уметь различать количество мелодий  и типы полифонии;

Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты; характеризовать музыкальные образы

Устный опрос.

Хоровое пение

Выучить песню

26-27

Фактура

2

Изучение нового материала.

Комбинированный

Окраска звучания. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство и фактура. Фактура- строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т.д.

Фактура ( лат. Facturo- обработка)- склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. Элементы фактуры- это то, из чего она складывается- мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и др.

Музыкальная фактура имеет свои свойства, отвечающие за ее эмоциональное содержание: во-первых, это расположение музыки по регистрам (то есть по высотной оси), во- вторых, во времени. Это конкретный звуковой облик произведения.

С. Рахманинов

«Сирень»

«Весенние воды»

Знать определение фактуры в музыке, ее роль в создании образов, различные фактуры на примере музыкальных произведений, элементы фактуры.

Уметь слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения ( фрагменты), характеризовать элементы и свойства фактуры

Устный опрос

Хоровое пение

Составить устный рассказ- раздумье

«Где находится гармония в вашей жизни, что необходимо сделать чтобы она как можно ближе оказалась в вашей мечте?»

28-29

Тембры

2

Изучение нового материала; комбинированный

Тембры- музыкальная краска. Соло и тутти. Тембр- характерная окраска звука, голоса или инструмента. Роль тембра в музыке. Как композиторы учитывают роль тембра в инструментовках своих сочинений

И. С. Бах. Скерцо.

Из сюиты №2 для оркестра.

Н. Римский-Корсаков

«Полет шмеля»

Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов.

Уметь определить тембровую окраску разных инструментов в музыкальных произведениях.

Устный

Опрос.

Хоровое

пение.

Придумать ритмический рисунок, характеризующий напряженность, тревожность, беспокойство

30-31

Динамика

2

Изучение нового материала;

Комбинированный

Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Динамика, оттенки динамики. Динамика- сила, громкость звучания. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»)

Л. Бетховен

Симфония №6. IV часть «Гроза. Буря»

К. Дебюсси

«Лунный свет»

(из «Бергамской сюиты»)

М. Минков

«Дорога добра»

Знать определение динамики, роль динамики в музыкальном произведении, ее зависимость от характера музыки.

Уметь определять динамические оттенки, различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, основные жанры и стили музыки; исполнять песню выразительно, применяя выработанные вокально-хоровые навыки

Устный опрос

Хоровое пение

Выучить песню

32-33

Чудесная тайна музыки. По законам красоты

2

Комбинированный

Вечные темы в художественных образах музыки, изобразительного искусства и литературы. Программная инструментально- симфоническая музыка: характеристика особенностей музыкального языка, выражения художественных образов и внутреннего мира человека.

М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

К. Сен-Санс.

«Карнавал животных»

Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, о средствах музыкальной выразительности.

Уметь слушать, воспроизводить и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.

Устный опрос

Хоровое пение

Подготовить сообщение

« Музыкальные

шедевры»

34

Музыка радостью нашей стала ( концерт)

1

Обобщение и систематизация

ЗУН

Свойства музыкального звука: высота, громкость, тембр, длительность. Многообразие мира музыки. Простейшее музицирование на инструментах. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, гармония, лад, тембр, фактура, динамика. Характеристика особенностей музыкального языка

Разученный песенный репертуар

 ( по выбору учащихся и учителя); произведения для слушания и анализа на усмотрение учителя

Уметь исполнять одно-и двухголосные произведения с аккомпанементом, петь хором, зная содержание исполняемого произведения

Устный опрос

Хоровое и сольное пение; импровизации; практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа по английскому языку в 3 классе.« Forward» Английский язык 3 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд.

Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по английскому языку в 4 классе. « Forward» Английский язык 4 класс. Авторы Вербицкая М.В., Оралова О.В., Э. Уорелл, Э. Уорд

Настоящая Рабочая программа по английскому языку разработана на основе:·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по английскому языку для 4 класса . УМК «Английский язык», 4 класс, С.Г Тер-Минасова

Рабочая программа по английскому языку для 4 класса Срок реализации программы: 1 годУМК «Английский язык», 4 класс,авторов С.Г Тер-Минасовой, Л.М.Узуновой, Е.И.Сухиной,Москва Ак...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку для детей с ОВЗ для 3 класса

Программа разработана для учеников, которые обучаются в 3 классе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная программа предполагает коррекционный метод работы и направлена на удовлетворение о...

Рабочая программа по английскому языку для 3 класса к УМК «Английский язык. Brilliant» Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В., Перретт Ж. для 3 класса общеобразовательных учреждений

Программа учитывает и объединяет в своем содержании и структуре опыт, накопленный российским образованием и новейшие достижения в области филологии, педагогики, психологии и методики препо...