Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка
материал по иностранному языку (2 класс) на тему

Герус Евгения Александровна

Интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих заний. можно утверждать, что в результате применения опыта повышается мотивация обучения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герус Евгения Александровна

Отдел управления образования Тимашевского района Краснодарского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13

Тема: «Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка».

Автор опыта: Герус Евгения Александровна, учитель английского языка в начальных классах.

Станица Медвёдовская

Содержание:

 Содержание        2

  1. Информационная карта передового педагогического опыта…………………………...3-4
  2. Целостное описание опыта        4

  1. Сведения об авторе………………………………………………………………………….4
  2. Тема опыта……………………………………………………………………………………4
  3. Условия возникновения, становления опыта…………………………………………..4

  1. Актуальность опыта……………………………………………………………………...4-5
  2. Теоретическое обоснование опыта……………………………………………………….5

  1. Мотивация как важный «двигатель» процесса обучения………………5-6
  2. Компьютер как средство обучения. Интерактивные тесты…………6-8

2.6        Ведущая идея опыта………………………………………………………………………………8

    2.7        Технология опыта……………………………………………………………………………..8-12

2.8        Длительность работы над опытом………………………………………………………….12

  1. Результативность опыта………………………………………………………………………13
  2. Библиографический список………………………………………………………………………13
  3. Приложение к опыту……………………………………………………………………………..14

1. Информационная карта передового педагогического опыта

  1. Ф.И.О. автора: Герус Евгения Александровна
  2. Город (район): Тимашевский
  3. Образовательное учреждение: МБОУ СОШ № 13
  4. Занимаемая должность: учитель английского языка в начальных классах, учитель начальных классов
  5. Педагогический стаж и квалификационная категория: 10 лет, первая
  6. Тема педагогического опыта: «Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка»
  7. Уровень опыта по степени новизны: разработка новых компьютерных технологий и их применения для повышения мотивации обучения младших школьников
  8. Цель педагогического опыта: разработка методов, приёмов, форм работы с использованием новых информационных технологий обучения
  9. Краткое описание опыта (системы работы, отдельных приёмов или методов)

  1. основные противоречия, решаемые в этом опыте: удается достичь оптимального уровня мотивации обучения младших школьников через систему приёмов, методов и форм использования и интерактивных тестов
  2. основные компоненты системы работы: использование на уроках английского языка интерактивных тестов, плакатов, программного обеспечения 1тег\\тпе. ЗтапВоагс!
  3. методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте, последовательность их применения и обоснование выбора: тестирование, мониторинг, уроки-соревнования, игровые формы занятий на основе использования интерактивных тестов позволяют активизировать деятельность учащихся на уроке
  4. приёмы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: качественная оценка и самооценка результатов деятельности школьников, предполагаемая при использовании интерактивных тестов и ИКТ. позволяет повысить мотивацию обучения
  5. условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: самостоятельная работа учащихся с интерактивными тестами и с ИКТ. деятельная основа ИКТ. позволяет

•  организовать индивидуально-дозированное обучение

         •  необходимые ограничения и запреты (чего ни в коем случае нельзя делать):

нельзя отвергать традиционные формы и методы обучения, необходимо сочетать их с новыми информационными технологиями

  1. результативность: подтверждена результатами мониторинга мотивации обучения ( в 4 классе. 3 классе по сравнению со 2 классом уровень мотивации повысился в вдвое, приложение №8 рис. 3-5). качества обученности (во 2 классе - 80%. в 4 классе - 90%. приложение 8). результатами интеллектуального марафона( 3 человека стали дипломантами направления «Языки», приложение 8 рис.6) и материалами недели английского языка в школе (грамоты. фотоматериалыЩрнложение №4 рис. 4). диплом, приложение 8 рис. 7).
  2. преимущества этого опыта: учитывая то. что интерактивные тесты и ИКТ позволяют осуществлять деятельностный подход к обучению, дают возможность многоразового выполнения заданий, помогают учащимся самостоятельно проводить анализ уровня своих заний. можно утверждать, что в результате применения опыта повышается мотивация обучения школьников
  1. Эффективность опыта: повышение мотивации обучения английскому языку младших школьников и повышение качества обученности.

  1. Экспертное заключение:
  2. Последователи: Серёжина Т.В. - учитель английского языка МБОУ СОШ № 13, Попсуевич Л.А. - учитель английского языка МБОУ СОШ № 13, Шабельник Н.А. -учитель английского языка МБОУ СОШ № 2.
  3. Кто и когда изучал: руководитель МО учителей английского языка Тимашевского района Акимова Татьяна Ивановна, заместитель директора по УМР МОУ СОШ № 13 Нужнова Светлана Борисовна.
  4. Выводы, рекомендации: опыт рекомендовано внести в муниципальный банк передового педагогического опыта Тимашевского района и распространить среди учителей английского языка.

2. Целостное описание опыта

  1. Сведения об авторе работы - Герус Евгения Александровна, учитель начальных классов, учитель английского языка МБОУ СОШ № 13, стаж педагогической работы - 10 лет, преподаваемые предметы - английский язык, информатика, начальные классы; специальность - учитель английского языка, контактный телефон - 8 (86130) 71150
  2. Тема опыта - «Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения учащихся начальных классов на уроках английского языка»
  3. Условия возникновение, становления опыта - Опыт формировался в условиях средней общеобразовательной сельской школы №13 в течение трёх лет. Мы ознакомились с трудами отечественных педагогов, методистов по данному вопросу, рассмотрели разные точки зрения на проблему. Проблеме повышения мотивации уделяется пристальное внимание, и в литературе оказалось множество подходов, порой противоречивых, но сходящихся в одном: повышение мотивации учащихся к английскому языку необходимо и очень важно.

По результатам педагогической диагностики стало известно, что не у всех ребят начальной школы достаточно высокая мотивация обучения английскому языку. Необходимо было что-либо предпринять. Известно, что традиционные уроки не дают никакого результата или, в лучшем случае, дают очень низкий эффект. Мы сделали предположение, что при внедрении интерактивных тестов и ИКТ в учебный процесс младших школьников, использовании современных на сегодняшний день, компьютерных технических средств, таких как компьютеры и интерактивная доска, значительно увеличивается, повышается мотивация к предмету, самостоятельность при анализе своих знаний.

Формирующий эксперимент состоял в подборе тестов, разработке и проведении уроков. Тесты использовались на уроках, которые проводились в учебное время 2 раза в неделю. Уроки носили обобщающий характер и ставили своей целью не только контроль знаний учащихся, но также повышение мотивации к предмету, самостоятельности.

4.        Актуальность опыта -

В истории школы иностранный язык занимал всегда неоднозначное место: то он
становился объектом особого внимания, то оказывался на уровне третьестепенного
предмета. Объяснить такое разное отношение к иностранному языку лишь одной
причиной - перепадами в социальном заказе - вряд ли было бы правильно. Данный заказ,
действительно, часто менялся, но всегда имел место. Парадоксальность ситуации сейчас
состоит в том. что, несмотря на наличие этого заказа и довольно высокий уровень
развития методической науки, эффективность обучения иностранному языку, особенно в
массовой
        школе,        оставляет        желать  лучшего. Актуальность опыта обусловлена поиском путей пополнения средств обучения иностранному языку на основе пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации в целом. Примером могут служить интерактивные тесты и ИКТ, использование интерактивной доски.

5. Теоретическое обоснование опыта.

5.1 Мотивация как важный «двигатель» процесса обучения.

Объективной потребностью современного общества, особенно в условиях модернизации всех его звеньев, в том числе и образования, является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса рациональных вариантов содержания обучения и его структуры. Представляется важным, что в школе проверяются разные стратегии обучения. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей обучения предмету в целом. При этом центральными проблемами перестройки преподавания иностранного языка в начальной школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им. при разработке которых наиболее эффективными представляются идеи обучения не просто языку, а иноязычной        культуре        в        широком        смысле        этого        слова.

Практический опыт убеждает нас в том, что самое главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся. Подтверждение этой мысли и интересные рекомендации можно найти в работах по проблеме мотивации Теплова Б.М., Леонтьева А.Н., Кузовлева В.П.. Пассова Е.И. и многих других. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение). Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность, т.е. необходим мотив.

Иначе говоря, мотив это опредмеченная потребность, но предметы этой потребности
могут быть разными. Например, у одного ученика в качестве предмета потребности
выступают иноязычные знания, а у другого обещанная за хорошие оценки награда. В
зависимости от связи мотивов с содержанием выполняемой деятельности различаются
внешние и внутренние мотивы. В первом случае мотив, который побуждает ученика к
деятельности, внутренний и по отношению к своей личности, и по отношению к учёбе.
Во втором случае, когда ученик учится за награды, по отношению к личности мотив
внутренний. А по отношению к учебной деятельности он внешний. Внешние мотивы,
лежащие вне учебной деятельности, могут быть как положительными, так и
отрицательными.
Положительные мотивы обусловлены чувством долга перед своими
близкими, представлениями об обучении как о дороге к освоению больших ценностей
культуры, к получению образования.
Отрицательные мотивы вызываются угрозой,
наказанием, выговором, порицанием, плохой оценкой, осознанием своего
неравноправного положения среди своих сверстников. В качестве отрицательного
мотива можно рассматривать и авторитарную форму обращения учителя с учеником,
его
        сухой        и        повелительный        тон.

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.

5.2 Компьютер как средство обучения. Интерактивные тесты.

              Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко
используются для
        обучения в школах. Проблемам внедрения в

образование новых информационных технологий и компьютерных технических средств посвящаются специальные конференции, семинары, круглые столы и т. д. Всё больше преподавателей и специалистов образования признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения. Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как показывает практика, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объёму контрольных заданий, условно названных тестами. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий, а самое главное, повышает мотивацию младших школьников к новому предмету, начинающемуся со 2 класса.

        Такая форма проверки приучает младших школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, рассчитанным на 10-15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех учащихся. Помещение изучаемой единицы в положение то избираемой, то отвергаемой по тому или иному признаку даёт возможность не только многократно её  повторить, но и использовать для её запоминания как произвольное, так и непроизвольное внимание. За последнее время с появлением современных технологий в обучении стало проблемой повышение мотивации школьников, перед учителем всегда стоит задача привлечь, заинтересовать, увлечь своим предметом.

Тест рассматривается как форма контрольно-тренировочного задания, что не особо
привлекает учеников как любой контроль, поэтому контроль в такой форме является более
интересным и характеризуется следующими чертами:
 а) простотой процедуры выполнения;
 b)
 стандартностью структуры;

       с) мелкой дозировкой учебного материала;

          d) лёгкостью осуществления обратной связи;

       е) возможностью непосредственной фиксации результатов.                                    

      Перечисленные характерные черты тестов делают их особенно пригодными для проведения как текущего, так и итогового контроля, в значительной мере устраняя субъективизм в оценках и резко снижая время, затрачиваемое учителем на проверку выполнения заданий.

Для определения уровня обученности существуют различные виды тестов, в зависимости от характера учебного материала (аспекта языка). Самая популярная разновидность - это тесты на выбор правильного ответа из нескольких ответов. Сочетание правильной формы и неправильных альтернативных призвано «провоцировать» размышления читающего, стимулируя для этого необходимые мыслительные операции.

Главным требованием методики составления теста является пригодность. Необходимо стремиться к тому, чтобы задания теста излагались ясно. Просто. Обеспечивали только однозначные ответы на них. Кроме того, задания должны быть посильными для учеников.

Как известно, традиционные приёмы проверки знаний, умений и навыков учащихся, применяемые в учебном процессе, не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к рациональному   контролю.   Поиск   эффективных   форм   контроля   обусловил   все

возрастающий интерес к методу тестов. Среди тестов, используемых для измерения обученности учащихся по различным предметам, различаются стандартизованные и нестандартизованные (учительские) тесты. В методике обучения иностранным языкам стандартизованные языковые тесты обычно составляются довольно многочисленной группой специалистов. Они охватывают, как правило, довольно значительные разделы учебного курса или даже курса в целом и носят комплексный характер. Учительские тесты составляются одним-двумя учителями для контроля знаний, умений и навыков учащихся, которых они обучают. Цель применения учительских тестов состоит, как правило, в проверке усвоения небольшого фрагмента учебного материала (грамматических тем. лексики нескольких уроков учебника, понимания текстов т. п.). а также в необходимом «общении» с умной машиной, что стимулирует, мотивирует, привлекает детей.

Учительские тесты имеют свои преимущества, так как сравнительно быстро могут реагировать  на  возникшую  в  них  потребность,  в  то  время   как  для  составления стандартизованного теста необходимо несколько лет. Таким образом, учительские тесты более гибки, учитывают реальную ситуацию, отвечают насущным нуждам обучения и проверки знаний учащихся в конкретных ситуациях. Методика составления представленных тестов не вызывает особых трудностей. При разработке этих тестов учитель должен руководствоваться следующими, проверенными на практике рекомендациями. Для основы тестов необходимо выбрать тему и тип теста. Тест - это письменный программированный опрос, который в настоящее время считается одной из наиболее эффективных и продуктивных форм контроля в обучении иностранным языкам. Существуют два типа тестов: объективные и субъективные. Для объективного теста характерен выбор ответа из ряда предложенных, объединённых по какому-либо признаку, языковых   единиц.   Такие   задания   всегда  имеют   однозначные   решения.   Что   касается субъективного теста, то здесь требуется дополнить или восстановить опущенную информацию. Объектом контроля в тестах   учебных достижений может выступать усвоение пройденного материала (лексического, грамматического, фонетического), а также развитие различных навыков и умений(чтения, аудирования, письма, говорения) за определённое время. Эти тесты составляют точно  по программе или пройденному языковому материалу и используются для осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля. Кроме того, они  выявляют ошибки  и недостатки обучения  и  потому имеют некоторые диагностические функции. Можно разделить тесты достижений ещё на две группы: тест процесса, предназначенный для текущего контроля успеваемости, и собственно тест достижений, предназначенный для итогового контроля. По характеру контролируемой  деятельности тесты классифицируются на тесты лингвистической компетенции и тесты коммуникативной компетенции. В зависимости от объектов тестирования языковые тесты делятся на фонетические, лексические и грамматические. Показателем качества теста является его надёжность. Основные факторы, влияющие на надёжность тестов:

  1. репрезентативность: тест должен включать наиболее важный программный материал;
  2. количество заданий: чем больше заданий, тем надёжнее тест;
  3. трудность заданий: более трудный тест надёжнее лёгкого при условии, что все задания теста достаточно используют дифференциальную способность.

Экономичность теста - это возможность теста при заданных условиях давать максимум достоверной информации о тестируемых с минимальными затратами времени и усилий на его проведение и обработку. Близки к экономичности и такие показатели теста, как несложность организации теста и возможность лёгкого подсчёта его результатов.

Самая распространённая форма заданий - закрытая. Их можно разделить на задания с двумя, тремя или большим числом ответов - верный или наиболее правильный. В закрытой форме даны готовые ответы, из которых один или несколько правильные. Вторая форма заданий - открытая. В этой форме нет готового ответа, учащийся должен сам дописать его.

      Следующая форма заданий связана с установлением соответствия нескольких элементов, фактов, характеристик.

Для составления тестов, предъявляемых учащимся, была в основном использована методика множественного выбора, суть которого состоит с том, что учащийся должен выбрать один, правильный ответ из ряда предложенных. В этом случае тестовое задание состояло из основной части, в которой создавались смысловые предпосылки решения данной проблемной ситуации, и разрешающей части, включающей правильный ответ и несколько неверных ответов, отвлекающих. Количество отвлекающих ответов колебалось от 2 до 4. Они имели примерно одинаковые длину и трудность, а также область знаний с правильным вариантом ответов.

6.        Ведущая педагогическая идея опыта.

Как включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей?

Так как обучение - это целенаправленный и мотивированный процесс, а мотивация
может быть познавательной, коммуникативной, игровой и.т.д., то каждый раз, планируя
очередной урок, приходится задуматься - как же заинтересовать учащихся допустим
такой
        "трудной"        и        "скучной"        грамматикой?

Ведущая идея опыта - доказательство целесообразности применения интерактивных
тестов и ИКТ на уроках английского языка как средства повышения мотивации
обучения английском}" языку учащихся и выявления педагогических условий,
обеспечивающих
        эту        эффективность.

7.        Технология опыта.

Использование компьютера на уроках английского языка позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, подготовить урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к предмету, повысить познавательную мотивацию к иностранному языку. Свою работу я не представляю без использования компьютера. С приобретением компьютерного класса и интерактивной доски в начальной школе появилась возможность использовать готовые программы, создавать собственные презентации, делать уроки яркими, иллюстративными, динамичными, и самое главное, использовать интерактивные тесты для повышения мотивации обучения.

Компьютер - блестящий помощник при обучении любому предмету. А теперь представьте, что такой компьютер с большим экраном стоит в вашем классе. Причём, здесь вместо мышки можно использовать специальный электронный маркер, а интерактивная доска ЗМАКТ «оживает» от простого прикосновения руки. Педагогические возможности интерактивной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации (Приложение № 4), создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, повышать темп в течение урока. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы. СО и БУЭ, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, программное обеспечение для интерактивной доски. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета.

Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в соревнование в конкурсе, организовать работу в группах, а также предусматривает творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические диски CD-R, сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, английский становится лёгким и увлекательным. За счёт разнообразной наглядности, а для младших школьников это немало важно, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.

В 2007 году в нашей школе началось изучение опыта использования интерактивной доски на уроках иностранного языка и внеурочных занятиях, который реализуется в настоящее время на уроках со 2 по 4 класс. Уровень подготовки учащихся разный, поэтому подход к применению интерактивной доски дифференцированный.

Использование интерактивной доски на уроках английского языка на сегодняшний день актуально, поскольку, позволяет подготовить качественно новый тип урока (интегрированный - английский и информатика), быстро получить нужную информацию, использовать большой спектр наглядных пособий, пробудить интерес к предмету, желание учащихся отвечать, провести качественную проверку знаний учащихся с помощью интерактивных игр, ( Приложение № 5: рис. 7,7 (а), 7 (б), 9) и тренажёров, например, обучающая игра «Английский с Винни-Пухом», а также совершенствовать учебный процесс благодаря более тесному взаимодействию между учителем и учащимися.

Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьёзной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

Разработка школьных заданий с помощью программного обеспечения интерактивной доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого в нём есть все необходимые средства.

  1. Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления ( например, при повторении и закреплении темы «Цвета», 3 класс: соединить стрелками геометрические фигуры различных цветов с соответствующими названиями (словами) цветов (см. Приложение № 4)
  2. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, недостающие буквы или слова к тексту или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, просмотреть или распечатать. На интерактивной доске можно организовать коллективную работу со звуками, словами, предложениями (см. Приложение №4 рис. 3).
  3. Тест, слово или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Часть экрана легко скрыть и показать его, когда будет нужно. Инструмент «прожектор» позволяет сфокусировать внимание на определённых участках экрана (например, при изучении английского алфавита, 2 класс: задание - отыщи большую и маленькую буквы на поле «Букварии», см. Приложение № 4 рис. 2).

        4.  Объекты можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставлять, действия -

отменять или возвращать.

 Для учащихся интерактивная доска представляет:

  1. делает занятия интересными и повышает мотивацию;
  2. предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  3. учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  4. позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определённым потребностям:
  5. учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников, которое уже не хочет работать по стандартным формам и методикам, т.к. школа отстаёт от них по уровню знаний в области высоких технологий. Поэтому когда ребёнок смотрит на стандартную доску, она для него настолько обыденна, что ничего интересного он от неё не ожидает. Но когда ученик видит такую яркую, интерактивную доску, которая отвечает на определенные детские импульсы, то всё внимание направленно уже на неё. на учителя, на предмет обсуждения и на материал. Это стимулирует детей, причём независимо от возраста. Интерактивная доска даёт возможность записать текущее изображение даже с учётом надписей, выполненных поверх слайда, и затем вернуться практически в любое место изучения материала.

При проведении обобщающих уроков по английскому языку с проведением интерактивных тестов в начальных классах, необходимо в презентацию или отдельно включать небольшие музыкальные фрагменты, во время которых проводить физминутки, или интерактивные физминутки для глаз, т.к. дети работают с компьютерами (см. Приложение № 5 (а)).

Интерактивные тесты можно проводить, используя презентации Роwег Рoint, выполняя текущий контроль. В этом случае на экране проектора можно с определённой задержкой во времени представить последовательность тестовых заданий, например с закрытым выбором. Учащиеся должны лишь заполнить шаблон, отметив правильные ответы на тестовые задания. Тут же можно устроить самопроверку результатов, представив кадр, содержащий правильные ответы на тестовые задания. Естественно при составлении презентаций или кадра для интерактивной доски нужно соблюдать правила: использовать более крупный шрифт, т. к. дети читают с большого расстояния; слайд не должен «рябить»; следует использовать ограниченное число анимации и др.

С методической точки зрения весь урок не целесообразно проектировать как последовательную демонстрацию слайда за слайдом, число слайдов в одной презентации должно быть ограниченным ( не более 9-20 в презентации или 1-3 слайда в минуту). В противном случае . внимание учащихся быстро начинает падать, и презентация начинает восприниматься ими даже негативно.

Интерактивная доска, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителя, и для учеников. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учёбе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать к интерактивной доске.

В своей работе использую интерактивные игры и тесты: тесты Му Теst (см. Приложение № 5 рис. 1-4) и «Да-Нет», «Английский с Винни-Пухом»; Английский язык . 1-3 шаг, из серии «Несерьёзные уроки»; «Профессор Хиггинс», Английский без акцента!; игра-кроссворд «Scrabble».

       Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой - в незаинтересованности ученика традиционным уроком. Используя все доступные средства, я имею возможность привлечь ученика и работать на этом внимании.

Так как учитель, а особенно учитель, работающий в начальных классах, работает на заинтересованности учеников к предмету, то необходимо эту мотивацию всячески поддерживать различными средствами учебно-воспитательной работы. Я использую следующие:

  1. учебник;
  2. демонстрационные плакаты;
  3. динамические карточки со шнурком и резинками;
  4. дополнительную литературу;

-   персональные компьютеры;

 -  музыкальный магнитофон;

 -  интерактивную доску.

Если в кабинете есть такое оснащение, соответственно можно применять всевозможные формы учебных и внеклассных занятий:

  1. традиционный урок;
  2. урок повторения;
  3. урок закрепления;
  4. урок контроля:
  5. урок КВН;
  6. интегрированный урок (английский язык и информатика):
  7. урок-соревнование.

     Используемые мною методы:

  1. метод   личного примера ( например, при объяснении произношения каких-либо звуков);
  2. метод демонстрации;
  3. метод наглядности ;

На сегодняшний день существуют разработки специальных программ, которые облегчают жизнь преподавателям, предлагая большие коллекции картинок, а также подвижных рисунков по всевозможным темам и предметам, которые придают занятиям больше интерактивности и наглядности - что и привлекает младшего школьника. А учитель в свою очередь может использовать как просто на уроке, так и включать в интерактивные тесты.

Благодаря сотрудничеству нашей школы с КубГУ и работе экспериментальной площадки, под руководством Нужновой С. Б., мы можем составить различные интерактивные тесты, обучающие и дидактические игры на разные темы: необходимо подобрать необходимый материал по английскому языку, а сотрудники из университета могут вставить его в интерактивную «оболочку», например, тест: «Да-Нет» (см. Приложение № 5), «Выручи царевну», «Морской бой», Фасетиый тест, «Персидский ковер», «Уроки Леопольда», «Ну, погоди!», «Зажги огонёк», «Перфокарта» и другие.

Также на нашей площадке нас знакомят с новыми всё более сложными требованиями при составлении презентаций: технологические приёмы («Лупа», «Указка», анимационная эвристика, анимационная ретроспекция, интеллектуальная разминка, блиц-опрос по теме, приём караоке, листание, лови ошибку, интерактивный плакат, наличие гиперссылок), максимальное количество слайдов - 15 штук с максимальной наполняемостью каждого ( до 6 единиц наглядности, шрифт - 24 размер, цвет - светлый, прозрачный фон. наличие воспитательного момента (12-15 мин), присутствие тестовых вопросов (5-6),  новое оформление урока с использованием презентаций. Постепенно мы стараемся осваивать новые приёмы и применять на своих уроках.

Используя работу с интерактивной доской можно проводить как традиционные виды контроля знаний школьников, так и создать новые виды заданий и систем оценивания, например, интерактивные тесты My Test (см. Приложение № 5 рис. 1-4). Составить вопросы для теста может сам учитель английского языка в приложении компьютера Блокнот, учитывая содержание предмета, назначение теста, уровень подготовки учащихся.

Традиционными видами контроля на уроках можно считать устный опрос, самостоятельную письменную работу, контрольную работу, выполнение теста на бланках, но их можно сделать совершенно нетрадиционными, например, используя компьютерные приложения Microsoft Word,

Microsoft Office Ехсе1, Раint (см. Приложение № 5 рис. )

8.        Длительность работы над опытом - с момента обнаружения противоречий между
желаемым уровнем мотивации и действительным и до выявления результатов прошло
3 года.

9.        Диапазон опыта - конспекты уроков, отдельная педагогическая ситуация,
внеклассная работа.

  10. Результативность

В результате проведённой работы мы пришли к выводу, что с помощью тестового контроля можно опросить всех учащихся, причём может происходить полный опрос изученного материала. Также исключается элемент субъективности: оценки выставляются на основе объективной информации. Но самое главное, тесты дают экономию во времени, которую можно использовать для развития устной разговорной речи. Можно отметить, что тестирование является одним из непременных условий современного учебного процесса, оно развивается и совершенствуется с развитием обучения иностранным языкам. В связи с внедрением в учебный процесс электронных средств коммуникации и дистанционного обучения роль тестирования будет неизменно возрастать.

Применение интерактивных тестов и компьютерных технологий позволяет решить проблему мотивации обучающихся, т.к. интерактивные игры, анимации и компьютерные тесты вызывают интерес. Обучающимся предоставляется возможность смены вида учебной деятельности, а значит, их действия становятся разнообразными. Эти приемы педагогической техники позволяют успешно формировать языковую компетентность.

Мы придерживаемся мнения, что компьютер, осуществляя ряд функций обучающего, не сможет полностью заменить преподавателя иностранного языка по ряду причин, главными из которых являются следующие:

1)        на компьютере не могут быть полностью имитированы те аспекты
деятельности преподавателя, которые связаны с его воспитательными функциями;

  1. целью обучения при современном коммуникативном подходе к преподаванию языков является, прежде всего, развитие способности иноязычного общения как особой социальной формы межкультурного взаимодействия, воспроизведение которой в полном объеме в рамках человеко-машинного взаимодействия в настоящее время кажется маловероятным.
  2. интерактивная доска не заменит учителя. Восприятие записанного на доске материала от восприятия, произнесённого человеком материала, в котором вложены эмоции и чувства. При работе с интерактивной доской можно использовать различные информационные объекты: фото, видео, модель, интерактив, рисунок, анимация, текст, звук.

На современном этапе наиболее конструктивным представляется подход, согласно которому компьютер не следует противопоставлять преподавателю, а целесообразно рассматривать его как средство поддержки профессиональной деятельности обучающего.

      3. Результативность опыта - подтверждена результатами мониторинга мотивации обучения ( в 4 классе по сравнению со 2 классом уровень мотивации повысился вдвое, приложение 8), качества обученности (во 2 классе - 80%, в 4 классе 90%, приложение 8) результатами интеллектуального марафона( 3 человека стали дипломантами направления «Языки», приложение 8) и материалами недели английского языка в школе (грамоты, фотоматериалы, приказ по школе, приложение 8).

          4. Библиографический список

  1. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А «Английский язык, 1 класс». Учеб. Для 1 кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз.. лицеев, гимназий и ст. групп дет. садов. - 3-е изд. - М.: «Просвещение», 2000.
  2. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А «Английский язык». Учеб. для II кл. шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев и гимназий. / 10-е изд. - М.: «Просвещение», 2004.
  3. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А «Английский язык»: кн. для учителя кучеб. Для 1 кл. шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев, гимназий и ст. групп дет. садов. - 7-е изд. - М.: «Просвещение», 2004.
  4. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А Книга для учителя к учебнику английского языка для II класса школ с углубленным изучением английского языка. - 2-е изд. Стер. -М.: «Просвещение», 1995.
  5. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод, пособие/ Под. ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: «Титул», 1999.
  6. Дёмина Т.С. «100 весёлых заданий для изучения английского языка». - М.: «АКВАРИУМ БУК», 2003.
  7. Добрынин Н. Ф.. Бардиан А.М., Лаврова Н.В. «Возрастная психология. Курс лекций»/ Под ред. проф. Н.Ф.Добрынина. - М., 1965.
  8. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии», 2004.
  9. Материал из Интернета: «Сеть творческих учителей»http://www.it-n.ru, http://superroot.narod..ru/gif/view.htm, http://www.excimerclinic.ru, http://parkov3. narod.ru.

10.        Рогова Г.В., Верещагина И.Н. «Методика обучения английскому языку на начальном
этапе в общеобразовательных учреждениях»: Пособие для учителей и студентов пед.
вузов. - 2-е изд., дораб. - М.: «Просвещение», 1998.

1-1. Сухомлиский В.А. Собрание сочинений, т.6

  1. Тагирова А.Р «Поурочные разработки по английскому языку, 1 класс», к учебному комплекту Верещагиной И.Н., Притыкиной Т.А. (1-й год обучения) - М.: ВАКО, 2005.
  2. «Физическая культура в школе», журнал №1, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации у учащихся начальных классов

Развивать младшего школьника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях: развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу учебной познавательной активности; повыш...

опыт работы по теме "Повышение мотивации обучения учащихся начальных классов через использование здоровьесберегающих образовательных технологий"

Опыт работы содеожит теоретические и практический рекомендации по здоровьесбережению детей маладшего школьного возраста....

Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы

Современные технологии как средство повышения мотивации обученияучащихся начальной школы...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Игра – привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в игру, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из – за поражений....

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс».

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс»...

«Использования метода «interactive notebooks (inbs)для формирования познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках английского языка посредством »

Из множества современных технологий и методов преподавания иностранного языка для решения данного вопроса считаю целесообразным использование  интерактивных методов обучения (строится на схеме вз...


 

Комментарии

Герус Евгения Александровна

Примером средства обучения английскому языку могут служить интерактивные тесты и ИКТ, использование интерактивной доски.