Система формирования мотивации изучения немецкого языка у детей с ЗПР в современной школе
статья по иностранному языку по теме

Особенностями обучения на раннем этапе является интенсивное развитие всех психических процессов учащихся с ЗПР: внимания, памяти, восприятия, мышления. Формируется способность к словесно-логическому мышлению, внимание приобретает устойчивый характер. У детей на раннем этапе обучения оценка учителя вызывает  непосредственный эмоциональный отклик. Они быстро утомляются, поэтому в процессе обучения необходимо использовать такие виды деятельности, которые соответствовали бы возрастным особенностям учащихся и формировали интерес к изучению иностранного языка.

Это возможно через использование современных технологий обучения, нетрадиционных форм уроков, творческих, игровых форм работы на занятиях, которые будут активизировать процесс обучения и по возможности приближать его к реалиям страны изучаемого языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система формирования мотивации изучения немецкого языка  у детей с ЗПР в современной школе

 Урок – основа формирования мотивации изучения немецкого языка на раннем этапе

Особенностями обучения на раннем этапе является интенсивное развитие всех психических процессов учащихся с ЗПР: внимания, памяти, восприятия, мышления. Формируется способность к словесно-логическому мышлению, внимание приобретает устойчивый характер. У детей на раннем этапе обучения оценка учителя вызывает  непосредственный эмоциональный отклик. Они быстро утомляются, поэтому в процессе обучения необходимо использовать такие виды деятельности, которые соответствовали бы возрастным особенностям учащихся и формировали интерес к изучению иностранного языка.

Это возможно через использование современных технологий обучения, нетрадиционных форм уроков, творческих, игровых форм работы на занятиях, которые будут активизировать процесс обучения и по возможности приближать его к реалиям страны изучаемого языка.

Урочная деятельность на раннем этапе обучения строится следующим образом:

Одним  из  основных  требований  к  уроку  в  классе  ЗПР  является  коррекционная  направленность  урока. На  каждом  уроке  должна  проводиться  работа  по  развитию  мышления, памяти, речи, по  активизации  познавательной  деятельности  школьников, по  обогащению  их  знаниями  об  окружающем  мире.

Особое  внимание  необходимо  уделять  учебному  материалу: он  должен  даваться  небольшими  порциями, после  каждого  этапа – подведение  итога. Объяснение  материала  должно  осуществляться  на  высоком  научном  уровне  с  использованием  дополнительного  материала, по  возможности  задействовать  все  органы  чувств: зрительные, речевые, двигательные.

Постоянно  в  течение  урока  учитель  должен  следить  за  объёмом  и  степенью  сложности  материала. Придерживаясь  базового  уровня (минимума!)  некоторые  грамматические  явления  в  классах  ЗПР  можно  предъявлять  только  для  ознакомления, сокращая  количество  лексических  единиц  для  активного  применения.

Одно  из  основных  требований – индивидуально – дифференцированный  подход  к  каждому  ребенку. На  уроке  ученику  должно  быть  обеспечено  право  на  бесконфликтное  обучение. Задача  учителя – создать  хорошее  настроение, комфортную  атмосферу  для  учения, сделать  учебный  материал  доступным  и  посильным.

 Проектная методика в работе с детьми с ЗПР

Очень  хорошо  в работе с детьми   с  ЗПР  «приживается»  проектная  работа.

 Проектная методика получила широкое распространение в системе современного образования. По мнению специалистов, метод проектов может быть достаточно широко использован на любой ступени обучения, в том числе и в  начальной школе.

     По мнению Е.С. Полат, использование проектной методики возможно при наличии следующих условий в процессе обучения языку:

  • наличие практической и теоретической значимости предлагаемых заданий;
  • самостоятельная деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • использование исследовательских методов работы.

В курсе изучения иностранного языка метод проектов может быть использован в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для учащихся.

Главное, это – сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой. [14 ]

На начальном этапе обучения целесообразно остановиться на двух типах проектов: творческие и  ролево-игровые проекты, которые наиболее соответствуют возрастным особенностям учащихся 2-4  классов и формируют положительную мотивацию изучения немецкого языка.

Дети с ЗПР с удовольствием включаются в работу, т.к. им нравится работать над оформлением результатов в виде статей, репортажей, комиксов, альбомов, газет, коллажей, позволяющие развивать познавательную активность учащихся в области изучения иноязычной культуры и культуры своей страны.

     Ролево – игровые проекты - это проекты, где структура остаётся открытой до окончания проекта. Именно такой вид проекта как нельзя лучше способствует повышению мотивации у детей с ЗПР. Он позволяет познать представителей другой страны через определённые социальные роли, образы литературных персонажей и выдуманных героев.

В качестве примера можно использовать следующие темы для творческих проектов  « Берлин – это …», «Я и моя семья», «Мой рецепт» и  т.д.

Исключается  формальный  характер  языка  и  активизируется  взаимодействие  учеников  на  достижение  практического  результата  в  обучении.

Проектная  работа  включает:

  • формулировку  конкретной  цели, направленной  на  достижение  не  языкового, а  практического  результата;
  • определение  каждому  ученику / группе  конкретных  задач  по  выполнению  практического  внеязыкового  действия  с  помощью  языка;
  • оказание  учащимся  помощи  в  выполнении  задания,  не  подавляя  при  этом  их  инициативу  и  самостоятельность.

Не  следует  при  этом  забывать  о  том,  что  школьника  с  ЗПР  необходимо  сначала  научить коллективной  работе  и  взаимодействию. Весь  учебный  процесс   в  проектной  работе  ориентирован  на  учащегося: здесь, прежде  всего,  учитываются  его  интересы, жизненный  опыт  и  индивидуальные  способности  и  возможности.

Принцип  доступности  и  посильности  тесно  связан  с  предыдущим, так  как  предполагает  постоянный  учет  специфики  и  возможностей  возраста  и  психического  здоровья  детей. Доступность  и  посильность  должны  осуществляться  также  в  распределении  решаемых  задач  в  правильном  и  постоянно  меняющемся  составе  участников  диалогов, игр, других  форм  парной  и  групповой  работы.

Посильность  и  доступность  обучения  во  многом  зависят  от  оснащения  школы  и  источников  информации. При  наличии  наглядности, кассет, видеофильмов  или  диафильмов  учитель  имеет  больше  возможностей  для  творчества  и  лучшего  закрепления  материала.

В  соответствии  с  принципом  посильности  и  доступности  происходят  основные  процедуры: отбор  материала, его методическая  организация  и  минимизация  отобранного  содержания, выделение  наиболее  значимого  для  реализации  целей  обучения  коммуникативного  минимума.

Минимизация  затрагивает, как  правило,  все  компоненты  содержания  обучения  в  количественном  плане, прежде  всего  продуктивные  лексические  и  грамматические  средства, сферы  и  ситуации  общения, решаемые  коммуникативные  задачи, страноведческие  сведения. Они  и  составляют  тот  продуктивный  коммуникативный  минимум, который  должен  быть  необходимым  и  достаточным  для  достижения  взаимопонимания  в  ограниченном  числе  стандартных  ситуаций  общения (элементарная  коммуникативная  компетенция).

Минимизация  не  должна  затрагивать  такие  качественные  показатели  коммуникативной  компетенции  как  гибкость  механизмов  лексической  и  грамматической  комбинаторики, гибкость  речевых  умений, умений  использования    компенсаторных механизмов, без  развития  которых  невозможно  достижение  даже  элементарной  коммуникативной  компетенции. [ 8 ]

Все, что  подлежит  отбору, методической  организации  и  является  предметом  целенаправленной  отработки  в  целях  усвоения, применения, составляет  основное  содержание  обучения  немецкому  языку  детей  с ЗПР 7 вида в общеобразовательной школе.

 Информационные технологии и нетрадиционные формы уроков 

При работе с компьютером исключена скука и равнодушие со стороны обучающихся, т.к. необходимые на уроке наглядность и ситуации реальны. Конечно, эта работа требует от ученика хорошей языковой подготовки, усидчивости, творческого подхода, но он делает всё это с радостью. Никто из учеников не остаётся разочарованным на таких уроках. Использование компьютеров даёт радость познания. И при этом наблюдается не только развитие мышления, но и развитие инициативной речи. Только нужно всегда создавать условия (на уроке, при выполнении домашнего задания) для развития этого мотива.

Использование информационных технологий на уроках немецкого языка делает общение учащихся более интересным, оживляет атмосферу в классе.

Известно, что в настоящее время разрабатывается методика обучения иностранному языку с использованием Интернет. На своих уроках использую Интернет как источник дополнительных материалов. Пользователь Интернета получает доступ к актуальной и аутентичной информации, которую трудно отобрать из других источников. Практика показала, что Интернет при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством не только для обучения немецкому языку, но и для привития школьникам новой культуры учёбы.

Но не всегда эта работа с использованием информационных технологий бывает успешной, т.к. слишком много времени уделяется поиску нужного материала. Уже в течение 3-х лет пытаюсь включить Интернет в ход своих уроков.  Такие уроки дают возможность ученикам экспериментировать и наглядно видеть свои шаги. Это пробуждает их интерес, развивает самостоятельность при прохождении какого- либо материала. Работая по какой- либо теме, ученик может проверить, насколько успешно он усвоил данный материал, выполняя предложенные задания на компьютере. Эффективность их решения обусловлена доступной игровой формой.

Также, опираясь на текстовый материал, учащиеся выходят на продуктивное использование иностранного языка, т.е. написание поздравительных открыток, коротких писем для электронной почты. Для учащихся это идеальная возможность применения выученной лексики в естественных условиях.

Таким образом, Интернет, компьютеры вносят разнообразие в учебный процесс, являются эффективным методом в изучении немецкого языка.

     Современные информационные технологии способствуют формированию интереса к изучению иностранного языка и культуры другой страны через возможности и ресурсы Интернета, участие в телеконференциях, различные образовательные программы по немецкому языку. Они позволяют организовать  также нетрадиционные формы уроков иностранного языка, такие как:  урок-презентация, урок-проектирование, урок-драматизация в форме репортажа с места событий, заочного путешествия, с использованием мультимедийных фрагментов,  аудио- и видеоматериалов. [ 17 ]

 Использование видео на уроке иностранного языка

     Электронные средства информации, такие как компьютер и видеомагнитофон, в настоящее время приобретают все большее значение при обучении и воспитании учащихся. Применение видео является очень эффективным при формировании коммуникативной культуры школьников, т.к. видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов,  стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

     Видеоматериал позволяет, помимо заданий на понимание, давать учащимся задания на трактовку мимики и жестов, на распознавание стиля взаимоотношений и т.п. с тем, чтобы в реальной ситуации учащиеся не делали грубых ошибок при общении с представителями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы. Видео, кроме всего прочего, может помочь преодолеть культурный барьер при изучении языка.  [ 7 ]

Есть ряд ситуаций на уроках, когда видео может быть особенно полезным для детей с ЗПР.

Например: 

  • если мы хотим представить законченный языковой контекст;
  • показать коммуникативную сторону языка через изучение мимики и жестов;
  • практиковать навыки аудирования в естественном контексте;
  • представить ситуации для обыгрывания в классе (например, ролевая игра);
  • обогатить словарный запас;
  • стимулировать общение.

При проведении видео-уроков необходимо соблюдать основные подходы и принципы их проведения, в частности, критерии отбора материалов для видео-урока.

Список использованной литературы:

  1. Актуальные проблемы диагностики психического развития детей. Под ред. К.С.Лебединской. Москва, «Педагогика», 1982.
  2. Бим И.Л.  Личностно-ориентированный  подход – основная  стратегия  обновления  школы// Иностр. языки  в  школе, №2,  2002.
  3. Баландина Н.Д. Отношение детей с задержкой психического развития к экспериментально-психологическому исследованию как показатель личностных особенностей. Изучение личности аномального ребёнка.// Тезисы докладов конференции.- М., 1977.
  4. Белопольская Н.Л. Роль учебных и игровых мотивов в структуре деятельности детей с задержкой психического развития. // Новые исследования в психологии. М., 1975.
  5. Белопольская Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития.// Автореф. канд. дис. М., 1976.
  6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка. В сб.: Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.

7. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностр. языки  в  школе,

№ 3, 2002.

8. Власова Т.А.  Каждому  ребенку – надлежащие  условия  воспитания  и  обучения.     Психодиагностика  и  коррекция  детей  с  нарушениями  и  отклонениями   развития.- «Питер».- СПб.,  2002.

 9. Гальскова  Н.Д.  Практические  и  общеобразовательные  аспекты    обучения  иностранным  языкам. // Иностр. языки  в  школе,   № 5, 1995.

  1.  Коробейников И.А. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития. – М.: Просвещение, 2013.

11. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 г.  Подписана Российской Федерацией 24.09. 2008.

12.Кумарина Г.Ф. Педагогическая  диагностика  развития  и  обучения  школьников  в  системе  коррекционного  обучения.- М.: Просвещение, 1989.

13.Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

13. Мокроусова Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы по немецкому языку.// Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1989.

14.Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. – М., 2003.

15.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.//Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

16.Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1990.

17.Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе: Методическое пособие. - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига,  2006.

18.Хисматулина Н.В., Емельяненко Н.А. Весёлые слова: игры с немецкими словами. – Санкт - Петербург: КАРО, 2004.

19.Шевченко С.Г.  Коррекционно-развивающее  обучение: Организационно- педагогические  аспекты.// Метод. пособие  для  учителей  классов  коррекционно-развивающего  обучения. М., 2001.

20.Цветкова А.Я. Возможности и пути включения Интернет в школьное образовательное пространство. // Вопросы Интернет – образования,   №23, 2003.

21. Эльконин Д.Б.  Психическое  развитие  в  детских  возрастах. - М.: Просвещение, 1995.

Интернет-источники:

  1. http://www2.smarttech.com/st/en-US/Support/Downloads/SBS/NBSv10WinEval.htm: 
    24. 
    http://cid98d6d31063477a85.skydrive.live.com/browse.aspx/.Public?uc=1&isFromRichUpload=1&sa=243320756&lc=1049
  1.  http://www.scribd.com/doc/69150615
  2. http://vio.uch

Resource id #4800

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданского самосознания младших школьников в процессе обучения в современной школе.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрос...

Оценивание как инструмент мотивации для изучения немецкого языка в начальной школе

Умение младших школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. “ Новые государственны...

Программа «Формирование мотивации и ценностного отношения детей к своему здоровью в МОУ Урлукская СОШ»

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВА...

Формирование мотивации изучения и сохранения здоровья учащимися начальной школы.

В статье написано о работе школы по формированию мотивации к сохранению здоровья и ЗОЖ у учащихся начальных классов....

Формирование мотивации изучения английского языка через проектно-исследовательскую деятельность

Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активнос...

Образовательный проект «Система работы учителя по формированию устойчивой мотивации изучения английского языка через создание эффективной образовательной среды»

Практико-ориентированный проект рекомендован в качестве методического пособия для учителей английского языка, работающих во 2-4 классах, по развитию устойчивой мотивации изучения английского языка чер...

Формирование мотивации учащихся начальных классов в процессе обучения в малокомплектной школе

В докладе рассмотрены пути и методы повышения мотивации к обучению учащихся начальных классов в малокомплектной школе...