Методы развития коммуникативной компетентности учащихся ( в системе ФГОС) на уроках английского языка.
учебно-методический материал по иностранному языку (4 класс) по теме

Воронов Сергей Валентинович

 

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является идея не только формирования новых знаний, но и развитие умений в их самостоятельном приобретении и развитие умения применять эти знания на практике. Поэтому целью современной школы становится  формирование различных компетенций учащихся, а именно метапредметных, предметных и личностных.  Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно.  Как выучить иностранный язык быстро и увлекательно?

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методы развития коммуникативной компетентности учащихся ( в системе ФГОС)  на уроках английского языка.

В системе ФГОС иностранному языку отводится важная роль – он необходим для  подготовки современного  школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира,  ведь он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому  развитию, расширению кругозора и воспитанию разнообразных положительных качеств современного человека. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является идея не только формирования новых знаний, но и развитие умений в их самостоятельном приобретении и развитие умения применять эти знания на практике. Поэтому целью современной школы становится  формирование различных компетенций учащихся, а именно метапредметных, предметных и личностных.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:

 приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

 освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора.

Становится понятным, что для организации речевого общения необходимо иметь достаточный словарный запас. Сколько слов может ученик запомнить за один урок? А сколько может выучить за один день, не разочаровавшись в механическом заучивании? Ответы на эти вопросы заставляют учителя искать новые приемы и методы, позволяющие сделать процесс обучения эффективным и интересным.  Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно.  Как выучить иностранный язык быстро и увлекательно?

Этой теме посвящается труд многих педагогов и методистов, желающих улучшить эффективность известных методик, создать новые, использующие все резервы нашей памяти. Предполагается, что наш мозг осуществляет мыслительный процесс ( мы думаем), но выражение мыслей в форме слов ( мы говорим) происходит механически, без специальных сознательных усилий. То есть, правильная беглая речь на любом языке – не слова, которые мы « вспомнили» для того, чтобы что-то сказать, а подсознательный, не зависящий от памяти процесс. То есть,  нам необходимо сформировать автоматическую связь между образом или ситуацией и английским словом или выражением ( ОБРАЗ - СЛОВО).

Единственный вид памяти, участвующий в процессе освоения иностранного языка по этому методу – ассоциативный. Именно он позволяет увеличить пропускную способность памяти в разы: так, вместо 15-20 слов за одно занятие объем запоминаемых слов можно увеличить в 2,3 и более раз.

Итак, что это за метод, а точнее методы? Специалисты относят эти методики к мнемотехнике и эйдотехнике.  Я остановлюсь на некоторых из них, которые оказались очень полезными в моей работе.

  1. Метод ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ. Его суть- в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Например, при изучении темы «Человек» вводится лексика:
  1. BODY (тело) – ему созвучно слово БОДрость;
  2. HEAD (голова) – ему созвучно слово ХОД;
  3. HAND (рука)  -   ему созвучно слово ХОНДА;
  4. LEG (нога) – ему созвучно слово ЛЕГО;
  5. CHEST ( грудь) – ему созвучно слово ЧЕСТЬ, и т.д. 

В данном случае необходимо  подбирать ассоциацию именно к словесному звучанию.

  1. Метод « оживления» развивает фантазию, образное мышление. Учащимся приходится придумывать интересный рассказ, связывающий созвучные слова и перевод иностранных слов, но и уметь представлять этот рассказ в зрительных образах.  Так при изучении темы « Природа» к слову

-  SEA (море)- учащийся должен представить себя несущимся по СИнему морю;

- LAKE (озеро) – представляет, что бесконечно поливает из лейки озерной водой;

- RIVER (река) -  слышит, как РЕВет горная река под окном и мешает спать…;

- MOUNTAIN (гора) – видит, как МАНТия тумана покрыла горы, и он заблудился;

- FOREST (лес) – идут в лес для сбора хВОРОСТа, а это тяжело и т. д.

Создавая сюжеты, дети должны  использовать в них побольше активных действий,  иногда увеличивать  размеры различных предметов, придумывайть ситуации с полным отсутствием логики. Подобный способ выстраивания ассоциаций, как ни странно, является наиболее эффективным.

3. Метод Соощущений позволяет усилить представления. Представляя картинку, учащиеся чувствуют напряжение мышц, тактильные ощущения, и т.п. Так, при запоминании лексики по теме « Неправильные глаголы», а именно

begin-began-begun – ( начинать)- ученик представляет, что он БЕГУН, который должен бежать марафон;

grow- grew- grown – (выращивать) – ученик представляет, что он аГРОном, выращивающий овощи;

eat- ate- eaten – (есть, кушать) – ученик представляет, как он в кафе ест огромную Итальянскую пиццу;

catch – caught- caught – ( ловить ) – ученик представляет, как он активно ловит КОТа; ит.д.

  1. Метод « вхождения». Его задача – «войти» внутрь представляемой картинки, рассказа. Так, при запоминании слова « tear» (слеза) ученик представляет себя в тире, слышит выстрелы, держит ружье, при этом не замечает, как исчезает вокруг него комната, в которой он сидит, книга и т.д.
  2. Метод автобиогафических воспоминаний. В отличие от ассоциаций, рождаемых в фантазии учащихся, этот метод использует ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, слово «puddle» - (лужа) ученик вспоминает, как в детстве во время игры в лужу ПАДаЛ его мяч или он сам. Слово «teacher»- (учитель)- может напомнить, как учитель ТЫЧЕТ ошибками в тетради и т.д.

Данные методики являются простой и высокоэффективной системой развития зрительной памяти, легко доступны для учащихся от 2-го до 11-го класса.

 В результате такой работы непременно будут достигнуты положительные результаты в обучении английскому языку: активизируется и обогащается лексико-грамматический запас слов; обучающиеся становятся более свободными, раскрепощенными в общении; появляются взаимопонимания и взаимодействия, чему способствовал английский язык как средство общения.  Названные методики позволяют  поддерживать у ученика  чувство успеха, развивают положительные эмоции. Обеспечивая оптимальные возможности и условия для реализации интеллектуального потенциала, эта система убедительно подтверждает справедливость сформулированного в психологии принципа ведущей роли обучения в развитии человека. Современное образование должно отвечать запросам общества и времени.  Названные методики преподавания, на наш взгляд, позволяют выполнить главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками: общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....

Статья "Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка" для коррекционных школ 8 вида

Интеграция детей с интеллектуальной недостаточностью в общество проходит с затруднениями, обусловленными сложностью при налаживании социальных связей, коммуникативных и межличностных отношений. В стат...

Презентация. Педагогический проект "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".

В данной презентации описан опыт работы учителя начальных классов  по теме "Формирование коммуникативной компетентности через проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка".Это...

Развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Программа развития классного коллектива "Цветок Дружбы"...

Развитие коммуникативной компетентности учащихся

Дети 6–10 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то же время именно дошкольный и мл...