«Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста»
статья по иностранному языку на тему

Громова Галина Александровна

Цель данного реферата – выявление психологических особенностей обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста посредством изучения работ различных авторов: И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, Н.Д.Гальсковой и З.Н.Никитенко, Л.С.Выготского, Л.И.Логиновой и др.

            Настоящая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

            Во введении обосновывается актуальность данной работы, формулируется ее цель, дается краткое описание основных разделов.

            Основная часть состоит из 5 глав:

  1. Обоснование введения раннего обу­чения иностранным языкам

        2.  Качества, присущие детям младшего школьного возраста

        3. Психологические особенности детей шести лет, учитываемые при обучении иностранным языкам

        4. Основные  психологические  факторы, влияющие на обучение иностранным языкам детей младшего школьного возраста

        5. Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста

            В заключении предлагаются основные выводы, полученные в ходе изучения научной литературы.

            Список использованной литературы содержит  13  наименований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста»

Работу выполнила учитель французского языка  Громова Галина Александровна

ГБОУ школа№485 Санкт-Петербург

                                                              Введение

        

Выбор темы настоящего реферата «Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста» не случаен, так как раннее обучение иностранным языкам  - одно из приоритетных направлений в образовательной политике как Российской Федерации, так и западноевропейских стран. Достаточно сказать, что с 1994 года в рамках Совeтa Европы было проведено более 10 международных семинаров, посвященных тому или иному аспекту этой проблемы.        

В 1998 году в рамках проекта Совeтa Европы в Австрии (г. Грац) состоялся международный семинар, посвященный проблемам раннего обучения иностранным языкам. Этот семинар подвел итоги многолетних экспериментов и научных исследований, связанных с включением предмета иностранного языка в программу начальной школы стран – участниц Совeтa Европы, включая Россию. На семинаре были сформулированы рекомендации, реализация которых может быть рассмотрена как фундамент для успешного включения  иностранного языка в начальный этап обучения.

При этом среди ученых и практиков нет единого мнения  относительно

того, что следует понимать под ранним обучением иностранным языкам. Одни считают, что о раннем обучении можно говорить только в том случае, если речь идет о приобщении к иностранным языкам детей дошкольного возраста. Другие полагают, что раннее обучение иностранным языкам - это обучение детей младшего школьного возраста. Мы будем различать раннее дошкольное обучение и раннее школьное обучение. Первое осуществляется в детском дошкольном учреждении с 5 лет (а в некоторых случаях и раньше, например с 4 лет) и до поступления ребенка в школу.

В свою очередь, раннее школьное обучение - это первая ступень обучения  младших школьников (с 1 или со 2 по 4 класс). Именно на этой ступени у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения ими иностранного языка как средства общения.

Цель данного реферата – выявление психологических особенностей обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста посредством изучения работ различных авторов: И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, Н.Д.Гальсковой и З.Н.Никитенко, Л.С.Выготского, Л.И.Логиновой и др.

        Настоящая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

        Во введении обосновывается актуальность данной работы, формулируется ее цель, дается краткое описание основных разделов.

        Основная часть состоит из 5 глав:

  1. Обоснование введения раннего обучения иностранным языкам

2.  Качества, присущие детям младшего школьного возраста

     3. Психологические особенности детей шести лет, учитываемые при обучении иностранным языкам

     4. Основные  психологические  факторы, влияющие на обучение иностранным языкам детей младшего школьного возраста

     5. Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста

        В заключении предлагаются основные выводы, полученные в ходе изучения научной литературы.

        Список использованной литературы содержит  13  наименований.

1.Обоснование введения раннего обучения иностранным языкам

Психологи и физиологи обосновывают введение раннего обучения иностранным языкам природной расположенностью детей к языкам  и  их эмоциональной готовностью к овладению ими. Как в отечественной (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, Дж. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. В этом случае обычно ссылаются на сензитивность (чувствительность) детей дошкольного и младшего школьного возраста к овладению языками вообще, и иностранным в частности. Длительность сензитивного периода у разных исследователей определяется различным образом: Элиот – с 1,5 до 7 лет, Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет. Именно в этом возрасте дети отличаются природной любознательностью и потребностью в познании нового. Им свойственно более гибкое и быстрое, нежели на последующих этапах, усвоение языкового материала. С возрастом человек постепенно утрачивает эти способности, у него снижается чувствительность к восприятию звуков и способность их имитировать, ослабевает кратковременная память, а также способность к зрительному, а главное, слуховому восприятию. Физиологи считают, что “существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом.” [Пенфильд, Робертс 1964]  В сензитивный возрастной период   наиболее успешно происходит овладение безакцентным произношением иностранных звуков, слов, интонации при условии, если маленький ребенок постоянно слушает и имитирует аутентичную иноязычную речь.

Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 – 10 лет, до 3 – бессмысленно, после 10 – бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для незначительной части учеников, тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому “кодировать” свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям. [ Иностранные языки в школе. №1. 1990. С. 38 – 42].

Итак, разными авторами обозначается различный возраст, в котором необходимо начинать изучение иностранного языка. Однако в рекомендациях Международного семинара при Совете Европы (г. Грац, 1998) отмечено, что раннее изучение иностранного языка в начальной школе предпочтительно начинать с наиболее благоприятного возраста - с  6 лет.

2.Качества, присущие детям младшего школьного возраста

Зарубежными исследователями наиболее часто цитируются следующие качества, присущие детям младшего школьного возраста:

- низкая концентрация внимания;

- предрасположенность к кинестетическим формам работы;

- предпочтение изучать целое, а не частное;

- концентрация внимания происходит здесь и сейчас;

-понимание ситуации опережает понимание использования иностранного языка;

- быстрое запоминание сопровождается быстрым забыванием;

- механическая память преобладает над логической;

- отсутствие сдерживающих факторов при говорении;

- отсутствие боязни делать ошибки и готовность работы над ними;

 Очень важное преимущество дошкольного и младшего школьного возраста заключается в глобально действующей у детей игровой мотивации, которая позволяет естественно и эффективно организовать обучение иностранным языкам как средству общения и строить его как процесс, максимально приближенный к естественному процессу использования родного языка. Это становится возможным, поскольку с помощью специальным образом организованной игры в учебном процессе можно сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы. И тогда эффективность формирования у младших школьников способности к общению на новом языке повышается за счет взаимодействия игровой мотивации и интереса к школьному обучению [Гальскова, Никитенко 2004].

3. Психологические особенности детей шести лет, учитываемые при обучении иностранным языкам

Как известно, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях ребенка на данной стадии. Ведущая деятельность подготавливает переход ребенка к новой, высшей ступени его развития [Леонтьев 1983]. Так в шестилетнем возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности: переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. С одной стороны, у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой - игровая потребность не ослабевает. Известно, что дети продолжают играть до 9-10 лет.

Одно из основных направлений формирования личности в шестилетнем возрасте - это формирование мотивов учения. Исследуя мотивы, побуждающие шестилетних детей учиться, психологи выяснили, что наиболее распространенными из них являются следующие: широкие социальные, познавательные учебные мотивы (интерес к знаниям, стремление научиться чему-то новому) и игровые мотивы. Полноценное развитие учебной деятельности происходит за счет действия первых двух мотивов, но они формируются у шестилеток тогда, когда удовлетворяется игровой мотив. Более того, если потребности детей в игре не удовлетворяются, то развитию их личности наносится, значительный ущерб, обучение становится формальным и интерес к учению угасает [Гальскова, Никитенко 2004].

Из теории речевой деятельности известно, что речь своими мотивационными и целевыми сторонами уходит в другие виды деятельности - интеллектуальную, трудовую, коммуникативную, игровую. С одной речью, как правильно заметил известный отечественный психолог А. А. Леонтьев, человеку делать нечего. Говорение ради говорения - процесс психологически неоправданный [Леонтьев 1997]

Уникальность шестилетнего возраста состоит в том, что именно в это время возможно включение процесса изучения иностранного языка в контекст игровой деятельности с целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению новым языком в условиях, когда естественной потребности у детей в общении на изучаемом языке нет. По меткому определению И. А.Зимней, новая игра (с новыми сказочными персонажами, зверушками, которые говорят только на новом иностранном языке), является психологическим оправданием для перехода на новый язык в условиях, когда все задачи общения могут быть решены на родном языке и нет нужды в иностранном [Зимняя 1985]. Посредством игры развивается интерес к иностранному языку и происходит первое соприкосновение с языковым миром другой страны. С помощью игры легче сосредоточить внимание детей, привлечь их к активной работе. Это связано с психологическими особенностями детского организма. Игра дает возможность сделать процесс повторения лексики и грамматических конструкций увлекательным для учащихся. Использование развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, успешно развивают способности, заложенные в ребенке от природы [Зимняя  1985]. Поэтому именно этот возраст представляет уникальные возможности для реализации коммуникативного подхода к обучению иностранному языку  за счет глобально действующей игровой мотивации, которая позволяет обеспечить создание естественных мотивов всех речевых действий учащихся, сделать осмысленными и интересными даже самые элементарные высказывания.

Что касается развития таких психических процессов детей, как память, внимание, восприятие, то их основная характеристика - произвольность. Так, при восприятии материала шестилетки склонны обращать внимание на его яркую подачу, эмоциональную окраску. Однако их внимание отличается при этом неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-3 минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение целесообразно строить в форме беседы. Шестилетки очень импульсивны, им трудно сдерживать себя, они не умеют управлять своим поведением, поэтому быстро утомляются. Спад работоспособности наступает уже через 10 минут после начала урока [Гальскова, Никитенко 2004].

   При первых признаках снижения внимания учителю рекомендуется

провести с детьми подвижную игpy (желательно под музыку) и сменить вид работы. Развитие произвольного внимания детей возможно за счет организации разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что им следует обратить внимание.

Мнемическая деятельность шестилеток также несовершенна. У них преобладает непроизвольное запоминание, то есть хорошо и быстро ими запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Непроизвольное усвоение материала возможно в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом. Широкое использование игрушек и картинок будет способствовать развитию образной и ассоциативной памяти, а четкая постановка задач общения и организация их решения - словесно-логической [Гальскова, Никитенко 2004].

Воображение шестилетнего ученика достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. В свою очередь, развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному. Наглядно-образное логическое мышление развивает следующие умения детей:

-самостоятельно анализировать языковые явления, опираясь на речевой опыт в родном языке;

- выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

        - сознательно применять знания и усвоенные способы действий в самостоятельной иноязычно-речевой деятельности [Гальскова, Никитенко 2004].

                  Дети шестилетнего возраста очень общительны и любят находиться в группе сверстников. Из различных видов общения ребенка со взрослыми (делового, познавательного, личностного) в рассматриваемом возрасте преобладает личностное общение. Общаясь со взрослыми, дети лучше узнают самих себя, так как они стремятся получить оценку своей личности.

         Среди шестилетних детей наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии (эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания, мышления и т. д.), что определяется различным опытом их жизни и деятельности в семье и детском саду. По-разному происходит и процесс привыкания детей к школе. Одни дети ведут себя уверенно, другие испытывают состояние тревоги, третьи капризны и т. д. Некоторые дети испытывают затруднения в процессе общения и на родном языке. Эти дети либо излишне импульсивные, нетерпеливые, либо, наоборот, пассивные и робкие.

Очень важно найти индивидуальный подход к каждому ученику, и в этом могут помочь постоянные контакты учителя иностранного языка   с учителем начальной школы, с родителями и координация их действий. Большое значение будет иметь и первая встреча с детьми (как, впрочем, и с учащимися любого возраста), ласковый голос и приветливая улыбка учителя, его доброе отношение к ученикам [Гальскова, Никитенко 2004].

         Автором данной работы изучалась статья «Эмоциональные компоненты   в обучении иностранному  языку  младших    школьников» Каменской А. Г. (учителя иностранного языка МОУ лицей №3, г.Пермь        E-mail:gcon28@pstu.ac.ru), размещенная в Интернете на сайте: festival.1september.ru.

Статья приводит доводы в пользу обучения учащихся иностранному языку в раннем возрасте, а также перечисляет методические отличия при работе с младшими школьниками, обусловленные их психологическими особенностями. Выделяется проблема подготовки учителей иностранного языка для начальной школы. Также отмечается, что необходимость раннего обучения иностранному языку, наконец, официально признана государством. Каменская А.Г. пишет: «Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как на родном, так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Ребёнок оказывается способным к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых». Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают иностранный язык как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память. Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические. Прежде всего, учителям необходимо всегда учитывать при планировании урока уровень языкового развития ребенка в родном языке, тогда обучение второму языку будет идти более успешно. Считается, что пока ребенок не созрел, чтобы сделать шаг вперед в языковом развитии, бесполезно пытаться учить его делать этот шаг. Познавательное развитие связано с общим интеллектуальным развитием ребенка. Понятия, усвоенные в родном языке, могут быть перенесены на иностранный язык и усвоены быстрее тех, с которыми ребенок не был знаком в родном языке, а узнал их на уроках иностранного языка. Кроме того, из-за индивидуальных особенностей детей в познавательном развитии учить весь класс одинаково нецелесообразно, лучше поделить их на малые группы, и уже в группах осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Каменская А.Г. отмечает: «Также необходимо учитывать и особенности физического развития детей 7-10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке, Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы)».

При обучении иностранному языку младших школьников большую роль играет эмоциональный фон. Дети в этом возрасте отличаются повышенной эмоциональностью, подвижностью и активным творчеством. Для успешного обучения очень важно учитывать психологические возрастные особенности. Вовлекая детей в те виды и формы деятельности, которые отвечают их эмоциональному состоянию, учитель создает психологический комфорт радостного восприятия нового, а именно помогает усвоить лексику, овладеть основами грамматики и фонетики,  а главное развить коммуникативные способности на иностранном языке.

На основе изучения литературы по возрастным особенностям младшего школьника,  можно сделать вывод, что видами деятельности, которые способствуют созданию благоприятного эмоционального фона, являются: игровая, музыкальная и театральная. Именно эти виды деятельности считаются ведущими в этом возрасте. Они помогают детям раскрепоститься, выплеснуть свои эмоции и тем самым реализовать себя как творческую личность.

4. Основные  психологические  факторы, влияющие на обучение иностранным языкам детей младшего школьного возраста

Успешность обучения иностранным языкам детей в начальной школе зависит от следующих психологических  факторов:

        - психофизиологическая готовность обучаемого к системному овладению вторым языком;

        - особенности познавательной активности и познавательной деятельности учащихся;

- особенности развития высших психических функций обучаемого (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения);

        - эмоционально-волевые и личностные особенности учащихся;

        - произвольность поведения, сформированность навыков коммуникации;

        - наличие положительной мотивации к изучению иностранного языка;

        - определенный уровень знаний и представлений об окружающем мире [Логинова 2002].

Одним из важнейших психологических факторов успешности обучения иностранному языку является положительная мотивация. Цель обучения - общение на втором языке. Однако для учащихся начальной школы это не может стать мотивацией обучения, так как не представляется им целесообразным - ведь они уже говорят на родном языке. При общении на родном языке специфика речевой деятельности состоит, в частности, в том, что речь никогда не является сaмoцeлью, а включена в какие-то другие виды деятельности. Эти виды деятельности и предоставляют для речи естественные мотивы. Очевидно, что при отсутствии такого важного и неотъемлемого элемента структуры деятельности, как мотив, не будет полноценной речевой деятельности. «Понятие деятельности непременно связано   с   понятием   мотива.  Деятельности  без   мотива  не  бывает….»   [Леонтьев 1983].

Речевая деятельность - не единственный вид деятельности, входящий в процесс обучения второму языку. Этот процесс включает и собственно познавательную, интеллектуальную деятельность, а также специфическую тренировочную («квазиречевую»). Для этих видов деятельности тоже должны быгь обеспечены адекватные мотивы, соответствующие конечной цели обучения.

С мотивацией обучения иностранному языку тесно связана познавательная активность.

В связи с этим особое значение приобретает планирование учебно-речевой деятельности, а именно:

- выбор оптимального вида деятельности (с учетом ведущего вида деятельности для данного возраста);        .

- учет степени сложности деятельности и дидактического материала (необходимо планировать возможность достижения положительного результата деятельности при достаточной для учебного эффекта активности);

- планирование конечного результата (оценка данного результата, значимость его для учащегося, достижимость и некоторая неудовлетворенность, авансирующая дальнейшую положительную мотивацию);

        - создание атмосферы азарта, положительной агрессивности (фрустрации);

- органичное использование лингвистического материала – необходимое условие для достижения  положительного результата;

- использование положительного результата деятельности (с необходимым, но посильным волевым усилием) для создания внутренней уверенности в собственных силах, повышения самооценки, авансирования дальнейших достижений [Логинова 2002].        

Таким образом, планирование деятельности,  создает возможность управлять мотивами в ходе всего процесса обучения.

При этом очень важно учитывать, что сама по себе речевая  деятельность (на начальном этапе обучения) будет не основной, а вспомогательной. Это особенно наглядно можно проследить в  игре. Подвижные игры, игры-соревнования, игры-головоломки очень часто используют речевой материал как фон, способствующий достижению определенных целей: привлечь внимание, отвлечь внимание, «заговорить», «настроить», задать ритм, отсчитать время. Стихи и словосочетания в таких играх, как правило, носят характер бессмысленных, случайных звукосочетаний, например: «Эники-беники ели вареники», «Стакан-лимон, выйди вон», «Штандер, штандер, Оля!» или «Хоп-цоп, чики-брики ...». Дети поистине виртуозно овладевают сложными, не свойственными русскому языку звукосочетаниями и применяют их в игре  [Логинова 2002].

                Точно так же можно работать и с лингвистическим материалом, применяя игру при обучении иностранному языку.

Наряду с вышеуказанными психологическими факторами большое значение для успешного овладения вторым языком имеет характер познавательной деятельности учащихся, определяющийся интеллектуальными, эмоционально-волевыми и личностными особенностями. От степени произвольности и опосредованности высших психических функций зависят особенности восприятия и усвоения учебного материала.

Поэтому необходимо предусмотреть развитие вербально-логического мышления, внимания (слухового и зрительного), памяти (зрительной, слуховой, ассоциативной), восприятия (слухового, зрительного, тактильного и т.п.), воображения.

Важнейшим свойством всякой умственной и практической деятельности является внимание. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, чем произвольное, то есть ребенок в этом возрасте легко сосредотачивается на красочных и подвижных предметах, но с трудом осваивает скучный (без картинок) текст. Успех учебной деятельности в большей степени зависит именно от произвольного внимания, поэтому очень важно у младших школьников развивать именно этот вид внимания.

Немаловажное значение для овладения иностранным языком имеет такой психологический процесс, как восприятие. Именно в младших классах осуществляется переход от смешанного, фрагментарного восприятия к расчлененному, осмысленному отражению вещей, событий.

Особой задачей для учителей является развитие умения логично и последовательно строить речь, перестраивать материал в смысловые блоки. Это особенно важно для развития памяти. В этом возрасте происходит переход к смысловому запоминанию, поэтому необходимо обучать детей специальным способам заучивания языкового и речевого материала, распределять его по времени.

Тесно связан с памятью и мышлением такой психический процесс, как воображение. Различают непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое воображение. В творческом воображении воспроизводятся и реконструируются ситуации и образы, не имеющие места в действительности. Одним из проявлений вышеназванного вида воображения является персонификация. На ее основе может так же происходить процесс обучения и грамматической стороне иноязычной речи.

Логинова Л.И. отмечает, что «целесообразно исследовать роль воображения в обучении иностранному языку, так как эта функция сознания часто не учитывается или недооценивается педагогами, родителями, а порой и психологами» [Логинова 2002].

        Это может быть объяснено тем, что воображение чрезвычайно сложно вычленить из ряда других познавательных структур -  прежде всего памяти и мышления. Воображение органично связано со всей познавательной деятельностью человека [Логинова 2002].

Без воображения не обходится ни один акт восприятия, памяти, мышления. Именно поэтому фантазию нельзя отнести однозначно как к сфере чувственного, так и рационального познания. Воображение демонстрирует целостность психической сферы человека, взаимосвязь и взаимозависимость всех ее компонентов.

Тесная взаимосвязь воображения с памятью и мышлением все же не дает основания полностью отождествлять эти процессы. Каждый из них имеет свою отражательную специфику. Память воссоздает в сознании прежний опыт, прошлое. Основная характеристика воображения - нацеленность на будущее. Не случайно его определяют как опережающее отражение, имея в виду способность человека предвидеть, предвосхищать грядущие события. Воображение весьма тесно переплетается с мышлением. Но если последнее отражает существенные, закономерные свойства объективно существующих явлений, то воображение способно создать то, что объективно не существует или даже принципиально невозможно. Именно поэтому без воображения невозможны творческие виды деятельности. Развивая эту функцию у ребенка, мы тем самым создаем предпосылки для формирования у него творческих способностей [Логинова 2002].

Любому материальному продукту человеческой деятельности предшествует рождение его в сознании. Такое идеальное существование того, чего не существует реально, и есть продукт деятельности воображения.

Указанные свойства воображения должны быть напрямую, востребованы при обучении иностранному языку.

Тесная связь с памятью выражается в ярком, живом, эмоционально окрашенном воспроизведении прошлого опыта. Что, в свою очередь, дает возможность активизировать имеющиеся знания, представления, переживания ребенка и наполнить их новым языковым обозначением. Использование воображения для актуализации необходимого образа позволяет избежать такого промежуточного языкового явления как перевод. Оно же (воображение) облегчает и понимание, так как дает возможность сопоставить все компоненты коммуникации (знакомые вербальные и невербальные) с имеющимся прошлым опытом.

Взаимосвязь воображения с восприятием также содействует активизации опыта. Очень важно использовать способность воображения вызывать яркий образ, наполненный определенными свойствами и качествами, и даже вызывать эмоциональное к нему отношение по одному из воспринимаемых признаков (звук, тактильное ощущение и т.п.). Эго воспринимается ребенком как игра, очень увлекает его и дает возможность мотивировать речевую деятельность [Логинова 2002].

Данное свойство воображения позволяет наиболее естественно, рационально и эффективно заполнять семантические поля. Как порой одно лишь слово способно заставить работать сознание в нужном направлении, создать целую гамму представлений, ощущений, эмоциональных переживаний, так и по одной характерной черте, присущей данному предмету или явлению, можно выстроить ту же цепочку в обратном направлении и вызвать к жизни его языковой образ. Педагогическая задача в этом случае будет заключаться в предоставлении ученику нового языкового эквивалента образа и закреплении его в других видах деятельности.

Взаимосвязь воображения с мышлением позволяет реализовать прогностические элементы в процессе обучения второму языку. Умение предвидеть, предвосхищать, догадываться лежит в основе речевого восприятия. При восприятии речи на основе анализа всех коммуникативных компонентов - ситуативных (контекстуальных), эмоциональных, паралингвистических и собственно лингвистических - воображение упреждающе синтезирует образ, активизируя нужные семантические структуры для его языковой идентификации [Логинова 2002].

В этом случае педагогическая задача состоит в предоставлении воображению наиболее богатой и разнообразной, но целенаправленно подобранной «пищи». Психолого-педагогическая задача состоит в обучении приемам «считывания» информации и логической ее обработки.

Таким образом, очевидна  роль воображения в структуре психологических факторов обучения второму языку в начальной школе.

5. Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста

В начальной школе ставится цель заложить основы коммуникативной компетенции, то есть сформировать у учащихся минимальный уровень владения иностранным языком, позволяющий им осуществлять иноязычное общение на элементарном уровне.

Начальный этап обучения предоставляет наиболее благоприятные возможности для формирования у школьников коммуникативно-познавательных потребностей и интересов, обеспечивающих положительную мотивацию учения, так как основывается на таких психологических особенностях детей, как пластичность природных механизмов усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера и т.д.

Младший школьный возраст в силу специфики ведущей для этого возраста деятельности – игры, дает возможность уже на начальном этапе реализовать коммуникативную направленность обучения.

  На начальном этапе обучения иностранному языку реализуются следующие цели:

- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;

- формировать элементарные коммуникативные умения в 4-х видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

-формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.

При достижении поставленных целей учитываются психологические особенности младших школьников. В процессе овладения учебным материалом подавляющее большинство детей 6-7 лет ориентируются на конкретные признаки вещей и явлений. Поэтому в процессе преподавания иностранного языка учитель должен принять активное участие в формировании и развитии у учащихся младших классов теоретического мышления, опираясь при этом на то, что у ребенка уже есть. Что же может быть опорой в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе?

Соболева М.В. в своих исследованиях большую роль при обучении иностранному языку в начальных классах отводит подражательности, которая представляет собой непроизвольное и произвольное следование какому-либо образцу, примеру и проявляется в воспроизведении чьего-либо речевого и неречевого поведения, поступков. По ее словам, в подражательную активность вовлекается весь ребенок. Именно подражательность лежит в основе овладения иностранным языком на имитативной  основе [Соболева 1995].

Таким образом, учитывая психологические особенности учащихся младших классов, можно сделать общий методический вывод: то, что в изучаемом иностранном языке совпадает с родным может быть усвоено детьми преимущественно на имитативной основе, с опорой на механизмы подражания; то, что в изучаемом языке явно отличается от родного, ученик должен так или иначе осознать, понять это отличие и овладеть иноязычным явлением в результате выполнения необходимого количества упражнений.

При обучении иностранному языку на начальном этапе учащиеся, осуществляя ту или иную деятельность, овладевают коммуникативным механизмом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне.

                                                                 Заключение

Итак, введение раннего обучения иностранным языкам обосновывается  природной расположенностью детей к языкам  и  их эмоциональной готовностью к овладению ими, а также преимуществом глобально действующей игровой мотивации детей  младшего школьного возраста.

Наиболее благоприятный возраст, с которого предпочтительно начинать   раннее изучение иностранного языка в начальной школе  - шесть лет.

Одними из важнейших психологических факторов успешности обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста является: психофизиологическая готовность обучаемого к системному овладению вторым языком; особенности познавательной активности и познавательной деятельности учащихся; особенности развития высших психических функций обучаемого (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения); эмоционально-волевые и личностные особенности учащихся; произвольность поведения, сформированность навыков коммуникации; наличие положительной мотивации к изучению иностранного языка; определенный уровень знаний и представлений об окружающем мире.

Младший школьный возраст в силу специфики ведущей для этого возраста деятельности – игры, дает возможность уже на начальном этапе реализовать коммуникативную направленность обучения.

В процессе овладения учащимися новым средством общения у них развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и др.

Кроме того, раннее обучение иностранному языку позволяет как можно раньше получить непосредственный доступ к ценностям мировой культуры, что плодотворно сказывается на развитие ребенка как личности.

Список использованной литературы

   1. Брунер Д. Психология познания. М. 1977.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под редакцией

В.В.Давыдова  М. 1991.

3. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н., Теория и практика обучения иностранным языкам. М.  2004.

   4. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на  иностранном языке.  М.  1985.

   5. Каменская А.Г. Эмоциональные компоненты   в обучении иностранному  языку  младших    школьников Интернет на сайте: E-mail:gcon28@pstu.ac.ru

   6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики.  М. 1997.

   7. Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения. М. 1983.

   8. Логинова Л.И., Как помочь ребенку заговорить по-английски.  М. 2002.

   9. Обучение иностранному языку дошкольников/ обзор теоретических  позиций. Иностранные языки в школе. №1. 1990. С. 38 – 42.

   10.  Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. Л. 1964.

   11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.  М. 1989

   12. Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования / Вопр. Психол. 1995 №4.

   13.  Сайт в интернете:  festival.1september.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАННЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Статья для провдения педсоветов, педчтений и пр....

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРА -  ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА  ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

Тема обучения иностраному языку в начальной школе остается актуальной уже долгое время. Некоторые особенности процесса обучения затронуты в этом выступлении , подготовленном для городского МО учителей...

Игра, ее назначение в обучении иностранному языку детей младшего возраста

Первый раздел cоставляют грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Раздел открывают гр...

обучение иностранному языку в раннем возрасте

Родители часто переживают, отдавая своего малаша в группу раннего изучения иностранного языка. Они задают себе вопрос не будет ли ребенок перегружен, так ли необходимо изучать иностранный, не освоив е...

Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием....

Изучение иностранного языка в раннем возрасте. Удачный старт.

Иностранный язык в раннем возрасте. Зачем изучать и когда? Что важно для удачного старта? ...