Стихи и песни как средства обучения разговорной речи на начальном этапе
статья по иностранному языку (1 класс) на тему

Попова Наталья Семеновна

Обучение английскому языку детей младшего возраста ведется устно – дети овладевают прежде всего навыками аудирования и говорения, причём аудированию придаётся особое значение. Оно является и целью и мощным средством обучения. И здесь уместно сказать о стихах и песнях, так как через них происходит усвоение лексической стороны английского языка, его грамматической структуры, они содержат необходимый фонетический материал. Всё это способствует формированию аудитивной памяти учащихся, без чего невозможно дальнейшее овладение языком как средством общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stikhi_i_pesni_kak.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

СТИХИ И ПЕСНИ КАК

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Учитель: Попова Н.С.

  1. Актуальность раннего обучения английскому языку.
  2. Методика обучения навыкам разговорной речи:
  1. «естественный процесс обучения» («Natural Learning Manner»);
  2. принцип интенсивного обучения: опора на речевые модели высказываний.
  1. Обучение разговорной речи на раннем этапе через стихи и песни:
  1. принципы построения учебной деятельности;
  2. использование игры, движений, музыки, наглядности;
  3. роль песни и стихотворения при постановке произношения;
  4. применение песен-игр:

     а) основные преимущества песни-игры;

     б) эмоциональный потенциал песни-игры;

     в) возможности песни-игры;

  1. ознакомление, закрепление и тренировка грамматических структур с помощью стихов и песен;
  2. постановка связной речи (составление микродиалогов и краткое описание игрушки, комнаты и т.д. с использованием образцов из стихов и песен);

IV.     Подборка стихов и песен различной фонетической, грамматической, лексической и тематической направленности для каждого этапа обучения.

         

«Распространение и изучение

языков – это одно из важнейших

условий человеческого прогресса»

Я.А. Коменский.

       I. Желание изучать язык другого народа – это начало доброго отношения к самому народу, осознание своей принадлежности ко всем людям нашей планеты, независимо от того, кто где живёт и на каком языке говорит. Вопрос о том, нужно ли, можно ли обучать детей раннего возраста (даже с 4-6 лет) иностранным языкам, на практике давно уже решён положительно, так как именно малышам этого возраста присуще, по словам К.И. Чуковского, «изощрённое чувство языка». Более того, американский детский врач Г. Доман отмечает «невероятную способность к изучению языков в первые три года жизни, которая является чудом, превышающим всякое понимание. И это можно лишь объяснить тем, что все дети лингвистические гении».

     Уже на ранней ступени (первый год – дошкольники: 4-6 лет или 1-2 класс средней школы) начинается обучение английскому языку как средству общения и процесс воспитания, образования и развития учащихся с помощью этого языка. В настоящее время существует целый ряд оригинальных методов обучения английскому языку на начальном этапе.

 

       II. 1) При обучении детей навыкам разговорной речи я опираюсь на методику, получившую название “Natural Learning Manner” («естественный процесс обучения»). Главный принцип этой методики – усвоение единиц языка (звук, слов, словосочетаний, предложений) в широком контексте наиболее часто встречающихся языковых ситуаций. Известно, как легко и естественно учится говорить ребёнок на родном языке: сначала он пытается воспроизвести отдельные звуки, затем ему удаётся произнести слоги и слова, которые потом – хотя и гораздо позже – складываются в его речи в элементарные связные предложения. Сравните безошибочное употребление малышом, не имеющим ни малейшего понятия о существующей грамматической структуре его родного языка, бесчисленных падежных окончаний с длительными, зачастую бесплодными попытками взрослого иностранца овладеть правилами их употребления в ходе изучения грамматики по традиционному методу и учебнику. В чём же дело? Просто ребёнок усваивает слова и конструкции предложений, погружённый в языковую среду родной речи: огромное количество повторений и проговариваний, широкий контекст, постоянное повторение одних и тех же слов и выражений – вот, что делает формирование речевых навыков прочным, быстрым и эффективным.

            2) Процесс изучение иностранного языка во многом повторяет тот естественный путь, каким идёт ребёнок, впервые осваивающий родной язык. Необходимым условием для обоих процессов является богатая лингвистическая среда,  которая отражает культуру, питающую язык. Детские стихи, песни, считалочки, рифмовки были частью нашего детства, а не развлечением, когда мы овладевали своим родным языком. Всё это дало нам «языковой скелет», на котором мы продолжаем строить свою жизнь. Учебное пособие Галины Доля “Happy English” предлагает эту элементарную основу для изучающих английский язык. Методика данного пособия базируется на принципе интенсивного обучения иностранному языку, то есть главное в обучении -  опора на речевые модели высказываний в процессе реальной коммуникации. По мнению автора, такой подход учитывает насущные потребности в общении на иностранном языке. Система упражнений пособия, которое я использую в обучении разговорной речи, способствует выработке у учащихся навыков автоматизированного употребления грамматических структур и моделей.

        III. 1) Обучение английскому языку детей младшего возраста ведется устно – дети овладевают прежде всего навыками аудирования и говорения, причём аудированию придаётся особое значение. Оно является и целью и мощным средством обучения. И здесь уместно сказать о стихах и песнях, так как через них происходит усвоение лексической стороны английского языка, его грамматической структуры, они содержат необходимый фонетический материал. Всё это способствует формированию аудитивной памяти учащихся, без чего невозможно дальнейшее овладение языком как средством общения. Ритм и рифмы стихов и песен делают их увлекательными для повторения и легко запоминаются.

        Обучение разговорной речи через стихи и песни базируется на следующих основных принципах построения учебной деятельности.

        а) Не «изучать» английский язык, а «играть» в него, помня, что игра – основной вид деятельности ребёнка-дошкольника, а для школьника – это способ приобщения к миру взрослых, способ познания мира. Игра вызывает интерес и активность, способствует запоминанию иностранных слов и словосочетаний, даёт возможность проявить себя в увлекательной деятельности, делает учебный процесс ближе и доступнее. Даже взрослый человек раскрепощается в игре, чувствует себя более комфортно, что создаёт благоприятные условия для усвоения языка. А в раннем возрасте она особенно продуктивна.

        б) Изучение английского языка должно быть непрерывно связано со всей системой воспитания и обучения в дошкольном учреждении и школе, что способствует и более успешному  усвоению языкового материала и выработке у ребят таких качеств как наблюдательность, сообразительность, быстрота ориентировки и т. п. Всё это, в конечном итоге, благоприятно скажется на умственном развитии детей.

        в) Обучение иноязычной культуре должно быть коммуникативным, т. е. речь идёт о процессе всестороннего развития ребёнка в ходе обучения основам иноязычной культуры, формировании личности через приобщение к культуре, истории и быту другого народа, воспитании дружелюбного, уважительного отношения ко всем людям независимо от языка, на котором они говорят.

        Весь объём изучаемого материала в стихах и песнях конкретизируется в определённом количестве развивающей деятельности, а именно: тренировка слуховой памяти; тренировка языковой догадки; развитие интонационного слуха;  тренировка способности к имитации; развитие наглядно-образного мышления; совершенствование долговременной памяти; развитие любознательности; развитие произвольного запоминания.

2)  Чтобы сделать процесс обучения разговорной речи с помощью стихов и песен более увлекательным и разнообразным, следует использовать такие средства как игра, движения, музыка и наглядность. 

  • Обыгрывание стихов, рифмовок и песенок используется в музыкальных, подвижных и ролевых играх.
  • Движения, двигательная активность помогают раскрепостить ребёнка, снять его скованность. А сочетание движений, аудирования и говорения позволяют довести речевой материал до автоматизма.
  • Музыка, песни на английском языке также раскрепощают детей, помогают более прочно усвоить языковой материал, сформировать речевые умения и навыки. Восприятие музыки требует внимания, сообразительности, воображения. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают похожие и различные звуки, знакомятся с мелодией, что очень важно для формирования навыков иноязычного произношения, интонации.
  • Особое внимание следует уделять наглядности. Память ребёнка – это его интерес. Он легко и надолго запоминает то, что у него вызвало интерес, привлекло своей яркостью, необычностью. Поэтому необходимо использовать яркий, выразительный, красочный, забавный материал.

Перечисленные средства используются для реализации целей и задач обучения, с учётом которых подобран необходимый материал из песенок, считалок, рифмовок, стишков для каждого этапа обучения (в дошкольном учреждении и начальной школе). Цели и задачи обучения разговорной речи на начальном этапе выглядят следующим образом:

Работа над звуковой культурой речи: постановка звуков, интонации.

Обязательный минимум содержания образования:

1) формирование словарного запаса (активного и пассивного);

2) овладение азами грамматики.

Уровень подготовки:

1)аудирование;

2) постановка связной речи (диалогической, монологической).

3)  Роль песни при постановке английского произношения очевидна. Хотя английское произношение нельзя успешно поставить лишь исключительно на песнях. Песни используются лишь как яркое средство эмоционального воздействия, способствующее восприятию и воспроизведению звука.

Интересна методика постановки произношения через песню Ж.Б. Верениновой из г. Москвы (ИЯШ №6 1998г. «Роль песни при обучении английскому произношению»). При описании и произнесении нового гласного преподаватель даёт целый ряд эмоциональных оценок, словно звук является предметом одушевленным. «Эти оценки могут быть как качественного, так и сравнительного плана («мечтательный», «холодный», «скучный», «живой», «яркий», «жёлтый» и т.д.). Законченный образ гласного складывается у ребёнка после прослушивания, а на более позднем этапе и после пения с учителем или исполнителем». Применяя данный метод Ж.Б. Верениновой, убеждаешься в том, что действительно, чтобы гласный приобрёл английское звучание, ребёнок должен «увидеть», «почувствовать этот гласный». Например, песня “Rain, Rain, Go Away” посвящена дифтонгу [ei].

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[ei] – «жизнерадостный», «приятный», «изящный». Цвет его светло-голубой. Дети искренне радуются хорошей погоде и розможности подольше поиграть на свежем воздухе. Прослушивание и пение песен эффективны, так как происходит:

  1. тренировка какого-либо гласного звука;
  2. исправление ошибок при произнесении гласного звука;
  3. пение как необходимый момент релаксации на уроке.

Опыт показывает, что исполнение песен хором приносит обучающимся большое эстетическое удовольствие и вместе с тем вызывает у них желание совершенствовать свои произносительные навыки.

  1. Чтобы сделать процесс обучения английскому языку увлекательным и интересным для детей младшего возраста необходимо использовать песни-игры, учитывая, что игра – это их основной вид деятельности. Сборник песен для начальной школы «Пой и играй» предлагает методику обучения языку через песни-игры профессора Догга. Труппа профессора Догга создала множество песен для различных ситуаций. Такие песни развивают у детей физическую и ритмическую координацию, прививают языковые навыки и навыки общения. Для развития ребёнка песни-игры полезнее других видов песен из-за их творческой структуры. Их можно обыграть, изменить, добавить, инсценировать. Песня-игра «поощряет» детей использовать язык, когда они исполняют её громко с другими детьми. Они не чувствуют, что их учат петь или непосредственно обучают чему-то.

а) Можно выделить основные моменты, которые делают песню-игру преимущественной перед другими видами песен.

  1. Развивается умение слушать других.
  2. Присутствует чувство уверенности в группе.
  3. Проговариваются слова громко, отчётливо.
  4. Развивается сотрудничество в группе.
  5. Принимаются решения, чтобы изменить слова или движения.
  6. Изменения в песне допустимы.
  7. Учитываются правила песни-игры.
  8.  Используется воображение.
  9. Появляется возможность лидерства.
  10. Обдумываются ответы.
  11. Тренируется употребление лексики
  12. Развивается координация и ритмика.

б) Песня-игра способствует эмоциональному развитию ребёнка. В этих песнях заключён потенциал различных видов эмоционального выражения - смех, удовольствие, удивление, радость, огорчение, страх и т.д. Песня-игра – это не что иное, как детская игра. Всё, что присутствует в детской игре – забава, изобретение, энергия, удовольствие – есть в песне-игре. Песня-игра «поощряет» детей играть словами, составлять новые версии, придумывать свои собственные движения, звуки, слова, не выходя за рамки основного оформления каждой песни. Их можно исполнять везде: В группах, классных комнатах, парках, игровых площадках.

в) Вот какие возможности предоставляет та или иная песня-игра.

  • Изменить слова в песне “Make a Cake” (дети придумывают, из чего можно сделать торт).
  • Изменить слова и звуки в песне “On Christmas Day” (дети придумывают игрушки, которые им могут подарить на Рождество и воспроизводят звуки этих игрушек.).
  • Изменить действия, движения в песнях “I’ve Got a Body”, “Say, Hello!”.
  • Изменить тему. “Come to the Party” может стать “Come to the Seaside”.
  • Изменить героя песни. В песне “When a Dinosaur’s Feeling Hungry” динозавра можно заменить другим животным или человеком.
  • Изменив песню “Walking Through the Jungle”, дети могут нарисовать рисунки или сделать костюмы животных.

       Мелодии песен просты и быстро схватываются детьми. Учащинся испытывают огромное удовольствие, исполняя песню или участвуя в ней. Более того, песни-игры воспитывают и развивают личность ученика, решая при этом и практическую задачу в освоении языка (проводится работа над фонетикой, увеличивается словарный запас, ставится связная речь).

               5)    Как песни, так и стихи, считалки, рифмовки, скороговорки являются бесценным средством для ознакомления и тренировки грамматических структур английского языка на раннем этапе обучения. И конечно, следует помнить, что изучение и закрепление грамматического материала с помощью стихов и песен необходимо проводить через игру, движения, музыку и наглядность. При овладении азами грамматики на начальном этапе используется имитация, подражание. Ученикам предлагаются готовые речевые образцы, не объясняя сути грамматического явления, поскольку большинство терминов, обозначающие грамматические явления, не знакомы детям в родном языке. Эта работа предусматривает проведение разнообразных коммуникативных упражнений. А стихотворения при этом являются удачным материалом для активизации в речи грамматических моделей.

      Остановимся на некоторых учебных пособиях, которые можно использовать при изучении грамматических структур английского языка.

     Учебное пособие Йоанны Зараньска «Grammar Rhymes» («Грамматические рифмовки») – это в первую очередь стихотворения. Дети их легко запоминают. Часто услышав во второй раз, они могут договаривать рифмующиеся слова, если они пропущены. Это упражнение всегда вызывает удовольствие.  Интересное упражнение – самостоятельное сочинение стихотворений с заданными парами рифмующихся слов (A fox in a box. A frog on a log. A cat in a hat.) Даже у начинающих учеников получаются довольно удачные стихи. Причём такие упражнения должны быть богато иллюстрированы, сопровождаться яркой наглядностью. Смешные цветные рисунки очень вдохновляют детей.

     Учебное пособие Галины Доля «Happy English» охватывает основные грамматические явления, которые изучаются на начальном этапе:

  • глагол to be;
  • глагол to have;
  • структура there is / are;
  • вопросительные предложения;
  • числительные;
  • притяжательные местоимения;
  • модальные глаголы can, may, must;
  • мн. ч. существительных;
  • повелительное наклонение;
  • притяжательный падеж;
  • видовременные формы глагола: the Present Simple, the Future Simple, the Past Simple, the Present Progressive.

Например, закрепить мн. число существительных помогает стихотворение “One Little, Two Little, Three Little Indians”, а повелительное наклонение – “My Dear, Dear Mummy”, “Clap Your Hands”. При введении и закреплении грамматического материала используются некоторые приёмы моделирования, которые являются наиболее естественной формой обучения обобщённым действиям. В данном случае обучение грамматической стороне речи происходит с опорой на сознание. Так, ученикам предлагается следующая рифмовка:

                                               I like to jump,

                                               I like to run,

                                               I like to play,

                                               It’s fun.

С помощью определённых значков строится модель, которая соответствует фразе I like to …

Дети выполняют подстановочное упражнение, заменяя последние слова в первой и третьей строках (глагол в неопределённой форме – инфинитив) и оставляя вторую и последнюю фразу для рифмы. Формируемое грамматическое действие автоматизируется и используется для решения поставленных коммуникативных задач.

      6) Языковой материал каждой рифмовки, стихотворения или песни расширяет и обогащает словарный запас по определённой теме и может быть использован для составления учениками микродиалогов, описания игрушки, животного, человека, времени года и т. д. Диалогическая речь включает следующий набор коммуникативных задач: поздороваться, попрощаться, извиниться, поблагодарить, выразить одобрение (неодобрение), радость, огорчение, согласие (несогласие), отдать распоряжение, попросить, проинформировать, запросит информацию. Большинство стихов, рифмовок, считалок можно использовать при обучении этому виду речевой деятельности. Например, стихотворение “Good Morning!” служит основой для составления микродиалога в ситуации «Приветствие»:

  • Good morning!
  • Good morning!
  • I’m glad to see you.
  • I’m glad to see you too.

Или рифмовка “I am Yura” даёт импульс для составления диалога по теме «Знакомство»:

  • Are you Yura?
  • Yes, I am.
  • Is he Sasha?
  • No, he isn’t.

Опираясь на пособия Й. Зараньска «Grammar Rhymes» и Г. Доля «Happy English», подобран материал из песенок, считалок и рифмовок различной лексической, грамматической и тематической направленности для каждого этапа обучения. Несмотря на их простоту, они содержат необходимый фонетический материал, некоторые элементы коммуникативной грамматики, определённые клише разговорного языка. Они просты, понятны (легко запоминаются), динамичны (их можно обыграть), ритмичны (их можно спеть).

Исходя из опыта работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, можно с уверенностью сказать, что они способны усвоить самый разнообразный языковой материал. Дети легко запоминают  и с удовольствием поют английские песенки; разучивают стихи, рифмовки, считалки; усваивают простейшие клише разговорного языка и на их основе составляют микродиалоги; участвуют в сценках, ролевых играх, небольших спектаклях. Их можно научить одной – двумя фразами оценить понравившийся рисунок, стишок, песенку. Конечно, считалки и рифмовки не являются английским языком в полном смысле этого слова. Ведь занятия в дошкольном учреждении и начальной школе закладывают лишь основу, «языковой скелет» для будущего серьёзного изучения языка в школе. А сделать это проще всего на базе доступного детям языкового материала.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Доля Г. «Интенсивная методика обучения детей английскому языку на материале детских песенок и стихотворений». Дубна, 1992 год, «Happy English» (части 1 и 2).
  2. «Английские песни и игры для детей младшего возраста». Москва, 1992 год.
  3. Веренинова  Ж.Б. «Роль песни при обучении английскому произношению». ИЯШ №6 1998 год.
  4. «Пой и играй». Сборник песен для начальной школы. Game – Songs with Prof. Dogg’s Troupe г. Обнинск, Издательство «Титул» 1998 год.
  5. Йоанна Зраньска «Happy Rhymes». Английская грамматика в стихах. Москва, 1997 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение вербальных опор при обучении разговорной речи учащихся начальной школы

Каждого человека, который берется за изучение иностранного языка, подстерегает ряд трудностей, связанных с особенностями языкового сознания. Дело в том, что «язык – бесконечный и нерасчлененный поток ...

игровые приемы как средство обучения английскому языку на начальном этапе

использование игровых приемов при обучении английскому языку в начальных классах...

Средства обучения английскому языку на начальном этапе.

Материал  для выступления. Учителям, работающим в современных общеобразовательных учреждениях, необходимо знать как номенклатуру имеющихся средств, так и их дидактическое назначение....

Обучение диалогической речи на начальном этапе в средней школе

Обучение диалогической речи на начальном этапе в средней школе...

статья "Обучение устной речи на начальном этапе изучения английского языка. (из опыта работы)"

ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ как процессу продуктивному, т. е. требующему от учащихся построения высказывания, обусловлено ситуацией общения.  Это связано с большими трудностями для учащихся и требует бо...

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс».

Методическая разработка на тему: «Инфографика, как средство обучения монологической речи учащихся начальной школы на уроках английского языка на примере УМК «Rainbow English 2 класс»...

Выступление на РМО по теме:Рекомендации для учителей начальных классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучения»

Рекомендации для учителей начальных классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучени...