Обучение чтению в начальной школе по УМК "Spotlight".
статья по иностранному языку (2, 3, 4 класс) на тему

Тагирова Елена Рифкатовна

Обучение чтению учащихся 2 – 4 классов  - это  важный этап изучения английского языка в школе. В данном УМК, впервые, обучение чтению происходит по методу, который называется «глобальное чтение» (whole-word reading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова.Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. У детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления глобально, они как бы фотографируют слово, им трудно понимать многочисленные правила чтения. Эта способность позволяет ребенку справляться с  огромным потоком информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение чтению в начальной школе по УМК “Spotlight”

Авторами УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для начальной школы общеобразовательных учреждений являются Надежда Ильинична Быкова, Дженни Дули, Марина Давидовна Поспелова, Вирджиния Эванс. 

Связаться с российскими авторами и задать им вопросы можно на сайте www.tea4er.ru, это сообщество учителей английского языка. В данном интерактивном журнале открылась консультационная ветка не только с авторами УМК 'Spotlight', но и с  автором УМК “Happy English” Марианной Юрьевной Кауфман, с автором УМК “English” Владимиром Петровичем Кузовлевым.

Как вы видите, серия учебников «Английский в фокусе»  написана известными российскими и британскими авторами. Перу британских авторов В.Эванс и Д.Дули принадлежат также широко известные книги  "Grammarway", курсы "Enterprise", "Mission:FCE", “Upstream” и широко известная грамматика "Round-Up".

Учитывая психологические, типологические и возрастные особенности младших школьников, учебник использует разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями и музыкой.

Деятельностный характер предмета «Английский язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Обучение должно быть активным, гуманистическим и холистическим. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.), и даёт возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.

Принципы обучения

  • Личностно-ориентированный характер обучения.
  • Соблюдение деятельностного характера обучения английскому языку.
  • Приоритет коммуникативной цели обучения английскому языку.
  • Сбалансированное обучение устным и письменным формам общения.
  • Социокультурная направленность процесса обучения английскому языку.
  • Широкое использование эффективных современных технологий обучения.

    УМК  Для начальной школы рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов).

    Ситуации общения максимально приближены к жизни, например,  для 2 классов:

  1. «Давайте познакомимся» (7 часов)
  2. «Моя семья» (4 часа)
  3. «Мой дом» (11 часов)
  4. «Мой день рождения» (11 часов)
  5. «Мир животных» (11 часов)
  6. «Мои любимые игрушки» (11 часов)
  7. «Каникулы» (11 часов)
  8. «Повторение» (2 часа)

        Учебники для начальной школы состоят из 5-8 модулей, 1 модуль – это 1 тема, тема одного модуля состоит из 2 микротем, таким образом 1 разворот учебника – это 1 урок. В рамках данной темы они получают все необходимые средства для развития устной и письменной речи с учетом их индивидуальных интересов.

        Чтобы удерживать внимание младших школьников и эффективно использовать учебное время, в учебнике предусмотрено чередование видов работы по степени активности учащихся, которое обеспечивается выполнением таких учебных заданий, как введение языкового материала, отработка новых структур в диалоге Chit-Chat, прослушивание, чтение и драматизация сюжетного диалога, отработка и закрепление лексики и структур в различных упражнениях, песнях, рифмовках, играх. На уроках динамические упражнения сменяются спокойными периодами – раскрашивание, рисование, изготовление открыток, масок, кукол. Учащиеся активно вовлечены в процесс обучения, они говорят, слушают, читают и пишут в рамках одного урока.

        В то же время младшие школьники чувствуют себя комфортнее, если они знают, что и в каком порядке им предстоит выполнить на уроке. Для этого в учебнике формулировки заданий даются в простой и запоминающейся форме. Кроме того, в конце учебника отдельно дается страничка инструкций с переводом на русский язык, грамматический справочник, поурочный англо-русский словарь, фонетическая таблица.

Обучение чтению в начальной школе

Отдельно хотелось бы остановиться на обучении чтению в начальной школе. Обучение чтению учащихся 2 – 4 классов  - это  важный этап изучения английского языка в школе. Но оно не может быть целью каждого урока, а изучается  наравне с другими аспектами языка.  В данном УМК, впервые, обучение чтению происходит по методу, который называется «глобальное чтение» (whole-word reading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова.

Авторами этого метода, который родился примерно в 50-годы XX века, можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения и в результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов.

В учебниках «Английский в фокусе» звучащее слово и его написание предъявляются ученику много раз (оно звучит на диске, написано в учебнике, рабочей тетради и на карточках). Дети, которые научились читать таким методом, быстро овладевают чтением и предложений, они редко делают орфографические ошибки.

Исследования речевой и графической психомоторики вскрыли, что традиционный вербально-фонетический принцип обучения чтению не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Более того, вскрыто, что фонемно-элементный принцип обучения чтению (то есть буква - звук - слог - слово) изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность.  
Вот почему многие специалисты настойчиво рекомендуют отказаться от вербально-фонемного принципа овладения чтением как технологии, закрепощающей ребенка и негативно отражающейся на его психомоторном развитии и здоровье.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария – обработка вербальной информации, аналитическое мышление или словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – обработка невербальной информации, воображение, параллельная обработка информации или конкретно-образный тип мышления, развитое воображение.

По данным многочисленных исследований, у детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность; неустойчивость внимания – дети запоминают то, что интересно. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления ГЛОБАЛЬНО, они как бы фотографируют слово, им трудно понимать многочисленные правила чтения. Эта способность позволяет ребенку справляться с  огромным потоком информации.

Заставляя ребенка работать с любыми знаковыми системами - буквами, схемами, транскрипциями, условными обозначениями - мы апеллируем к логико-знаковому мышлению, которое еще не сформировано у детей.

Однако мы все учились по традиционной звуко-буквенной системе. В ситуации школьного обучения, когда научить нужно всех и сразу - звуко-буквенная система тоже как нельзя кстати - по ней ЛЕГЧЕ УЧИТЬ, но не УЧИТЬСЯ. Кроме того,  левополушарный способ обучения для детей также  вполне приемлем.

После анализа курса учебников Spotlight 2  можно условно  подразделить процесс обучения чтению на три основных этапа: чтение алфавита, накопление зрительного образа слов и практическое применение полученных навыков чтения.   Для успешного овладения учениками  навыками чтения с использованием методики глобального чтения необходимо пользоваться тематическими плакатами к учебнику,  карточками со звуками и транскрипционными знаками, флэш-картами  с изображением изучаемого лексического материала, а также  набором слов, которые отпечатаны  крупным  шрифтом по каждой теме учебника.

На первом  этапе  ставится задача обучения чтению алфавита, причем особое внимание уделяется чтению согласных букв и их буквосочетаний, так как именно они в большей степени отвечают за формирование зрительного образа слов и успешное запоминание их чтения. Младшему школьнику гораздо легче прочитать или узнать слово, если он уже умеет хорошо читать согласные буквы. Для этого в учебнике имеются  специальные chants  и  видеоматериалы. Основной принцип этого этапа – многократное повторение изучаемого материала и предоставление возможности каждому учащемуся продемонстрировать полученные знания и навыки.  Для этого на уроке опрашивается каждый ученик, а чтобы детям было интересно, задания несколько раз меняются и даются в разной интерпритации.

На следующем этапе, опираясь на тематику модулей,  дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов. Этот этап присутствует практически на всех уроках во 2-м классе в том или ином виде в начале урока, а  в 3 и 4 классах при введении активной лексики модуля.  Затем  учащиеся закрепляют чтение слов в  коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.

Некоторые слова ученики запоминают легко и быстро,  и они не требуют длительной тренировки чтения. В каждом отдельном модуле применяю и характерные только для данного модуля упражнения. Например, на занятиях с модулем 3  My animals на доске располагаются слова animals и actions. Ученики читают карточки со словами и располагают их в соответствующую колонку. Между этими столбцами слов располагается карточка с глаголом  can / can't и тренируется чтение предложений  типа  A frog can jump  / A  frog can’t fly.

 Ход каждого урока и выполнение каждого конкретного задания подробно описаны в книге для учителя.

Как можно заметить УМК  Spotlight оставляет широкое поле  для проявления творческих способностей учителя. На первый взгляд кажется, что подготовка к урокам требует больших затрат времени, но если преодолеть имеющиеся стереотипы, то уроки будут интересными не только для учеников, но и для учителя.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫМ СПОСОБОМ 

ребенок умеет:

- читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного,

- читать целое слово,

- он может прочитывать совсем уж сложные и незнакомые слова по слогам или складам,

- он распознает отдельные буквы (а также определяет какие звуки они обозначают в данной ситуации).

Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении (признаки дислексии).

Однако глобальная система никоим образом не отрицает звуки и буквы. Иными словами, глобальный подход не является препятствием для понимания фонемы и процесса словообразования. Но не для того, чтобы «зачитать». А для того, чтобы грамотно писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению в начальной школе

Из опыта работы учителя начальных классовБакуриной Н. Л....

Использование экспресс-опросов при обучении чтению в начальной школе как один из способов формирования читательской компетенции

- Необходимость обновления содержания современного образования.- Ключевой компетенцией для успешного освоения образовательной программы является читательская компетенция, позволяющая развивать и форми...

Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе

В настоящее время в педагогической науке встречается огромное количество образовательных технологий. Да и само понятие «образовательная технология» имеет разные определения. Множество методистов ...

Почему некоторые учителя не используют транскрипцию при обучении чтению в начальной школе.

Почему некоторые учителя не используют транскрипцию при обучении чтению в начальной школе....

Использование экспресс-опросов при обучении чтению в начальной школе

- Ключевой компетенцией для успешного освоения образовательной программы является читательская компетенция, позволяющая развивать и формировать все оставшиеся компетенции.-  Формирование читатель...

«Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»

laquo;Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе»...

Инновационные технологии обучения чтению в начальной школе

Статья предназначена для формирования читательского навыка у детей младших классов...