Статья "Фонетическая зарядка как средство формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка в начальной школе"
статья по иностранному языку ( класс) на тему

Миляева Ирина Владимировна

Статья "Фонетическая зарядка как средство формирования слухо-произносительных навыков на уроках английского языка в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья по материалам курсового исследования Миляевой Ирины Владимировны

Научный руководитель – Курбатова И.В., преподаватель кафедры иностранных языков высшей квалификационной категории.

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что обучению фонетике всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируется увеличение снижения общей успешности школьников в изучении английского языка. Успешность трактуется как соответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

Для того чтобы общаться на языке должны сформированы слухо-произносительные навыки, которые являются непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции. Обучение произношению имеет важное значение, поскольку звуковая сторона является неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности человека.

В обучении произношению участвуют все анализаторы:

  • речедвигательный (исполнительная функция);
  • слуховой (контролирующая функция);
  • зрительный (опоры: жесты, мимика, движение губ).

Развитие правильного произношения зависит от знания, практического усвоения наиболее важных закономерностей произношения в изучаемом языке, особенно тех, которые отсутствуют в звуковой системе родного языка.

На основании актуальности проблемы нами была определена тема курсового исследования: Фонетическая зарядка как средство формирования слухо-проиносительных навыков на уроках английского языка в начальной школе.

Целью исследования было установить, что фонетическая зарядка является средством формирования слухо-произносительных навыков в начальной школе при обучении английскому языку.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

  • отработать и изучить современную методическую литературу по проблеме   формирования слухо-произносительных навыков в начальной школе;
  • определить роль и место фонетической зарядки на уроках английского языка;
  • на основе анализа изученной литературы описать и систематизировать      наиболее приемлемые средства обучения фонетике;
  • обобщить результаты исследования;
  • сделать выводы по проведенному исследованию.

При выполнении курсового исследования мы использовали следующие теоретические методы  исследования, взаимообогащающие и дополняющие друг друга, а именно:

  • отбор и анализ методической литературы;
  • систематизация материала;
  • обобщение материала. 

В ходе курсового исследования мы выяснили, что корректное произношение предполагает сформированность навыков артикулирования звуков и звукосочетаний, владение интонацией, а также умение расставить ударение, соответствующее нормам изучаемого языка.

Сформированность слухо-произносительных навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции.

Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложении.

В условиях неязыковой среды, или, проще говоря, на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделить значительное внимание.

Успешность обучения произношению во многом зависит от учителя, его профессиональной и языковой подготовки.

Развитие правильного произношения зависит от знания и практического усвоения наиболее важных закономерностей произношения в изучаемом языке, особенно тех, которые отсутствуют в звуковой системе родного языка и являются источником межъязыковой интерференции.

. На начальном этапе мы закладываем основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, паузацию, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию, все перечисленное возможно реализовать с помощью фонетической зарядки – этапа урока, который предназначается для формирования и совершенствования слухо-произносительных навыков учащихся. Фонетическая зарядка помогает переключиться на изучаемый язык, обеспечивает настройку слухового и речевого аппарата учащихся. На фонетическую зарядку отводят 5–10 минут, виды и формы ее разнообразны: сказка, устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Фонетическая зарядка может быть проведена в форме игры.

Целью фонетической зарядки являются: предвосхищение и снятие появления возможных фонетических сложностей любого порядка – слуховых, произносительных, ритмико-интонационных; отработка фонетических навыков, которые по какой-либо причине оказались недостаточно сформированными.

Фонетическая зарядка является обязательным этапом урока, она направлена на снятие фонетических трудностей со слов, которые используются на уроке, призвана отрабатывать фонетические навыки, которые оказались недостаточно сформированными.

Для того чтобы поддерживать сформированность фонетических навыков в рабочем состоянии и совершенствовать их, учитель проводит фонетическую зарядку каждый урок во всех классах, изучающих иностранный язык.

В заключении можно сказать, что язык может служить важнейшим средством человеческого общения лишь при условии, что он существует в речи в материальной форме произносимых и воспринимаемых звуков, владение произношением абсолютно необходимо для использования языка во всех его функциях.

Начальная школа закладывает базовые знания, умения и навыки по всем школьным дисциплинам, в том числе и по иностранному языку.

Проблема формирования слухо-произносительных навыков речи не менее важна, чем другие проблемы методики обучения иностранным языкам, но по разным причинам ей уделялось меньше внимания, чем формированию других навыков. Поэтому в данной работе мы более подробно познакомились с методикой формирования слухо-произносительных навыков, а также познакомились с мнениями известных методистов, рассматривающих проблему формирования слухо-произносительных навыков. Нами было выявлено, что ученые- лингвисты и методисты сходятся во мнении, что обучению фонетическим навыкам на начальном этапе должна отводиться особая роль.

Фонетические зарядки, переменки и игры несут в себе огромный мотивационный потенциал. В учебно-воспитательном процессе одной из самых актуальных и сложных проблем является привлечение детского внимания. Фонетическая зарядка и фонетические игры  привлекают особое внимание в связи с соревновательным моментом, повышенным интересом учеников начальной школы к игровой деятельности, а фонетические переменки, то есть сказки, дети очень любят за  доступный язык, который они понимают легче, чем обычную речь взрослых. Благодаря вышеперечисленным видам фонетических упражнений ученики начальной школы лучше воспринимают и осваивают новый фонетический материал.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, образовательный потенциал фонетических зарядок, переменок и упражнений  может эффективно использоваться на уроке иностранного языка для формирования слухо-произносительных навыков учащихся.

Нами было выявлено, что нарушение фонематической правильности ведет к непониманию со стороны слушающего, что говорит о важной роли обучения английскому произношению.

Правильно подобранная учителем система упражнений позволит ученику успешно овладеть всеми необходимыми  фонетическими навыками.

Необходимо постоянно осуществлять контроль слухо-произносительных навыков при выполнении речевых упражнений в аудировании, в говорении или в чтении. Только в этом случае можно объективно судить о степени практического владения фонетической стороной иноязычной речи.

Подводя итоги проведенного исследования, можно утверждать, что представленные выше подходы к обучению произношению являются эффективными, так как позволяют  формировать, совершенствовать и корректировать   слухо-произносительные навыки на начальном этапе обучения учащихся  английскому произношению.

Мы планируем продолжать разработку темы в условиях выпускного квалификационного исследования.

Список литературы:

1.   Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов у факультетов иностранного языка высших педагогических учебных заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.

2. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М. : Просвещение, 2002. – 239 с.                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

Методическая роль игр на уроках английского языка с примерами самых результативных разработок в начальной школе....

статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...

статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...

Формирование лексических и грамматических навыков на уроках английского языка в начальной школе(согласно ФГОС)

В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенци...

Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Данная статья содержит теоретические и практические исследования, касающиеся названной тематики....

Возможности формирования и совершенствования фонетических навыков на уроках английского языка в начальной школе.

Далеко не в каждом УМК выделяются задания для формирования и совершенствования фонетических навыков, так как в условиях нехватки времени и рамок рабочей программы большее внимание уделяется лексике и ...