Технология развития критического мышления
статья по иностранному языку на тему

Терпелова Александра Валерьевна

критическое мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                            Терпелова А. В., учитель ГБОУ

                                                                                                  Школы №1 Московского района

                                                                                                  Санкт-Петербурга

            ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся регулятивных УУД

Технология развития критического мышления через чтение и письмо была разработана в США в конце 20 века. Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит, Д. Халперн были « первопроходцами» этой теории, а в России ее поддержали М.В. Кларин ( «Инновации в обучении» М. 1997), С.И. Заир- Бек и Муштавинская И. В. ( « Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей.» 2011), Загашев И. О.  и многие другие… и с течением времени эта технология приобретает все большую популярность.

Так что же это такое-  критическое мышление? - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. А Образовательная технология развития критического мышления – это система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления учащихся. Целью этой технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. А именно- развитие умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.). То есть , именно эта технология как нельзя лучше подходит для формирования у учащихся регулятивных универсальных учебных действий. Ведь овладев этими умениями, ребенок может сам выбирать средства для организации своего поведения; планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу; ну и конечно, предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий.
Итак, как же работает эта технология? Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, а
тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить. 
Давайте рассмотрим , как работает эта технология на примере работы с текстом- “ Mother’s birthday”( учебник И.Н. Верещагиной, Т.А. Притыкиной  Английский язык  3 класс).

Стадия 1. Вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом в данном тексте может послужить познавательная задача, цитата (Happy birthday, dear mother, happy birthday to you!), обращение к жизненному опыту учащихся ( они вспоминают, как поздравляют свою маму с Днем Рождения) , составление кластера ( « как поздравить маму?»)

Перепутанные логические цепочки, верные и неверные логические утверждения, словарная работа, рассматривание иллюстраций- все эти упражнения будут очень полезны.

Стадия 2. Осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.  На данном этапе работы с текстом можно выполнять следующие задания:

- прочтите текст, выделяя смысловые части

- ответьте на вопросы по тексту

- выделите ключевые слова в тексте

- создайте новый кластер- как поздравляли с днем рождения маму  герои в тексте

- создайте сюжетную таблицу ( Кто? Что? Где? Когда?)

Результатом работы с текстом на данном этапе будет  систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.

Стадия 3. Рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Синквейн- очень распространенная форма рефлексии на данном этапе.  Теперь можно пересказать этот текст вкратце, а можно переложить его в виде письма, сказки или деловой переписки. Составьте словарь по тексту, напишите свое сочинение на эту тему.

Результатом будет присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете разговора; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.

Итак,  если вы хотите, чтобы ваши учащиеся овладели регулятивными универсальными учебными действиями, смело используйте технологию развития критического мышления через чтение и письмо , и она  приведет вас к успеху!

 Литература 

  1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М., 2010г.
  2. Асламов А.Г., Бурменская.-М. Г.В. Как проектировать УУД в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2012. 
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  5. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования. Занков. Ру.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления

Компетентностный подход в обучении основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях. Современные образовательные технологии (СОТ) обеспечивают включен...

Инновационные технологии. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.Особе...

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»

Государственное бюджетное общеобразовательное  школа №54     Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...