Эффективное использование ЦОР на уроках английского языка в начальной школе
учебно-методическое пособие по иностранному языку на тему

Данное выступление посвящено использованию цифровых образовательных ресурсов на уроках. ЗА и ПРОТИВ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shirokova_vystuplenie_neftegorsk.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка в начальной школе

Автор: Широкова Наталья Александровна

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу начать свое выступление с древней китайской пословице: «Расскажи мне, и я забуду,
                                         Покажи мне, и я запомню,
                                         Дай мне попробовать, и я научусь».
 Предлагаю с эти девизом идти по жизни. (Слайд 1)

Я работаю в школе по двум специальностям: учитель начальных классов и учитель английского языка. Сегодня я представляю материал, как учитель английского языка. Передо мной встала проблема, как разнообразить урок английского языка в начальной школе и сделать его более эффективным? Столкнувшись с такой проблемой, мною исследуется тема  «Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка в начальной школе», что и стало моей методической идеей. (Слайд 2)

Иностранный язык - это достаточно специфичный учебный предмет, так как учителю необходимо создать для обучающихся на уроке искусственную языковую среду из-за отсутствия естественной.

В идеале урок иностранного языка являет собой погружение в среду изучаемого языка. Однако, одного мастерства и творческого подхода недостаточно, чтобы реализовать поставленную задачу. Необходимы дополнительные ресурсы-помощники, которые бы воссоздали в классе такой эффект погружения.

Задав себе вопрос, как сделать урок английского языка интересным, эмоциональным и в то же время максимально эффективным, я поняла, что успех не только зависит от знания учителем предмета и  от общей эрудиции педагога, но и  в большей степени от способности на современном этапе преподавания  английского языка мыслить по-новому, внедрять новые информационные технологии, мультимедийные проекты, Интернет, медиаресурсы, обеспечивающие высокое качество подачи и контроля учебного материала.

Наличие компьютера и мультимедийного проектора даёт мне техническую возможность создавать необходимую языковую среду и проводить учебные занятия в соответствии с современными требованиями к уроку.

При изучении английского языка в начальной школе принцип наглядности является одним из ведущих. Он во многом компенсирует отсутствие языковой среды, восполняя потребность детей в чувственном восприятии отдельных единиц языка. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание презентаций.

В моей презентации предложена лишь небольшая часть моей работы с использованием ЦОР на уроках английского языка. Например, в Power Point создаю презентации для изучения новой темы, для закрепления темы использую программу Smart Board. На уроке используются видео- и аудио-материалы, онлайн игры, словари, создание кроссвордов и прочее. При изучении темы «Дни недели», на уроке закрепляем эту тему песней, и далее эта песня является речевой разминкой. Соответственно, при изучении другой темы, речевая разминка меняется вместе с песней. Ученики с удовольствием поют эти песни и запоминают материал лучше. Также, стараюсь  подбирать физкультминутки на изученную тему. Так, например, при изучении темы «Части тела» я использовала видеоматериал, на котором наглядно показана часть тела и произношение.

Лексический материал преподносится при помощи иллюстраций, содержащих подписи. Этот путь помогает сформировать зрительные образы. Как результат, лексика усваивается гораздо прочнее.

Введение грамматического материала облегчается использованием анимированных видеороликов, являющихся примером употребления той или иной грамматической конструкции. Это также создает прочную основу для закрепления грамматических моделей.

Если брать во внимание отдельные формы и виды работ, то:

  1. Формы работы с ЦОР: (Слайд 3)
  • фронтальная; На уроке я фронтально с помощью ЦОР проверяю пройденный материал. Задания выполняются с помощью интерактивной доски: Pairs (Слайд 4) – требуется подобрать пары слов (это могут быть антонимы, синонимы, слова с предлогами и т.д.), Word Biz (Слайд 5) – задается вопрос. Из предложенных букв нужно набрать правильный ответ (Слайд 6).  (Слайд 7 – 8)

Работа на уроках с интерактивной доской позволяет быстро провести самопроверку знаний учащихся. При выполнении задания ответы закрыты шторкой, при проверке – открыты. Есть возможность одному – двум учащимся выполнять это задание на доске. Таким образом, дети имеют возможность проверить свои знания, сравнив свои ответы с вариантами товарищей и с правильными ответами на доске, сразу получить отметку.

Интерактивные доски позволяют делать целые конспекты уроков, включающие в себя аудио и видеоматериалы к уроку. В конспекте мы обозначаем тему и цели урока, имеем возможность доступно изложить материал урока, пользуясь ЦОР. Учащиеся могут познакомиться с дополнительными источниками информации по рассматриваемому вопросу (сайты, CD, учебные пособия).

  •  групповая; Работа в группе проходит по следующим заданиям: Image arrange (Слайд 9) – требуется расставить картинки в правильном порядке. Это задание можно предложить после прослушивания текста или в качестве опоры при пересказе. С помощью онлайн- кроссвордов, класс разбивается на группы и по очередно отгадывают слова по изученным темам. (Слайд 10)
  • работа в парах; На уроке-чтения, необходимо читать текст и затем по нему выполнять задания в паре, например перевод текста или ответ на уроке. С помощью ЦОР, а именно электронных словарей, которые загружены в детские «гаджеты» они могут выполнить то или иное задание, где возникают трудности. Также выполняются задания: Key word match – требуется соединить слово с его описанием. Ученикам нужно определить назначение некоторых общественных мест. Sentence arrange – требуется расставить предложения в правильном порядке (восстановить ход событий, расставить предложения в диалогах и т.д.
  • индивидуальная; С индивидуальной формой работой все происходит намного интереснее. Всем известно, что английский язык дается сразу не каждому, детям с ОВЗ, язык кажется непонятным, вызывающим трудности. Но благодаря ЦОР, мы можем заинтересовать их и облегчить восприятие изучаемого языка. Для каждого ученика индивидуально подбираются задания на тему, где возникли проблемы.

Например, сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний.

Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывает программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» и также ряд других мультимедийных учебников. (Слайд 11-12)

 Большую помощь при обучении фонетики, формированию артикуляции, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка оказывают программы «Профессор Хииггис. Английский без акцента», «Английский язык от А до Z», «Английский язык. Я и моя семья». Эти программы в открытом доступе в интернете, можно скачать и использовать, как дополнительный помощник при изучении тем.

«Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» – это полный фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник-тренажер, предназначенный для желающих (независимо от их начального уровня знаний) научиться понимать разговорную речь и говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением. Обучение основано на сравнении собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по графику на экране монитора, что стало возможным благодаря оригинальным технологиям выделения и распознавания звуковых частей слова – фонем.

Грамматический раздел представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из 130 уроков. Каждый урок раскрывает определенную грамматическую тему и разбит на две части – теоретическую и практическую. В теоретической части содержатся правила, схемы, поясняющие примеры. В практической – закрепляющие упражнения.

Обилие иллюстраций помогает усвоить различные грамматические конструкции.

На своих уроках я использую разнообразные современные мультимедийные программы, текстовые редакторы, веб-сервисы: (Слайды 13-14)

Вместо стандартных словарных диктантов для контроля лексики можно использовать электронные тесты, которые также создаются учителем. Особенно удобно использовать электронные тесты, когда компьютеры объединены в локальную сеть.

Пару слов о словарях:  так как время не стоит на месте, в связи с этим современные дети достаточно хорошо владеют «гаджетами». Каждому, кто владеет каким-либо «гаджетом» я скинула словарь Offline dictionaries 3.4.3 для Андроид.(Слайд 15) Если возникают затруднения с переводом слова, они с легкостью могут воспользоваться данной программой, что намного сокращает время, перелистывая страницы бумажного словаря.

           Трудно сегодня представить преподавание страноведческого материала на уроках без разработок, основанных на использовании Интернет-ресурсов. Путешествуя по англоязычным странам, мы можем в режиме онлайн заглянуть на Тауэрский мост, зайти в Лондонский зоопарк, пройтись по залам Британского музея. Такие путешествия поддерживают интерес учащихся к языку, мотивируя их на активную работу. (слайд 16)

В настоящее время в общеобразовательной школе практикуется такой вид самостоятельной работы учащихся по английскому языку, как проект. Использование электронной энциклопедии «Британника» не только упростит задачу поиска необходимого материала для написания проекта, но и сделает процесс работы более интересным и занимательным. Например, при помощи презентации Power Point учитель и даже толковый ученик могут наглядно представить грамматическое правило. (Слайды 17, 18, 19, 20, 21)

2. Использование ЦОР позволяет: (Слайд 22)

  • повысить мотивацию учащихся к обучению, например: современные дети с радостью используют и умеют пользоваться так называемыми «гаджетами» и непосредственно, когда мной используются ЦОР, услышав и увидев, что на уроке будут виды работ, связанные с ними. Дети воспринимают эту информацию с удовольствием, так каждый будет вовлечен.
  • учитывать страноведческий аспект;
  • сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
  • реализовать индивидуальный подход;
  • изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
  • объективно оценивать знания учащихся;
  • повысить качество наглядности;
  • облегчить труд учителя.
  • ну и как следствие: улучшить эффективность и качество образования;

 Таким образом, использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Однако использование информационно-коммуникационных технологий не должно быть самоцелью для учителя и развлечением для учащихся.

ИТОГ: (Слайд 3) Применяя ЦОР на уроках, мы должны помнить три золотых правила:

1. С толком. Это значит, что применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель. Планируя урок, нужно чётко определить, для чего мы работаем с ИКТ, что мы хотим получить в результате.

2. В меру.  Как мы понимаем, урок должен быть динамичным. Учитель старается разнообразить типы работ, чтобы задействовать все возможности запоминания и усвоения материала. На один вид работ не стоит тратить много времени, так как ученик устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает.

3. Не навреди. Вопрос сохранения здоровья школьников стоит перед нами остро. Поэтому мы должны придерживаться разумных ограничений «по продолжительности  непрерывного  использования технических средств обучения на уроках», которые прописаны в санитарно-гигиенических нормах и правилах. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Я планирую и в дальнейшем активно использовать мультимедийные компьютерные технологии на различных уроках, т.к. вижу на практике, какую огромную роль они оказывают на совершенствование процесса обучения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! (Слайд 24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа:"Эффективность игрового момента на уроке английского языка в начальной школе."

Разработка открытого урока в 4 классе интерактивная игра «Угадай-ка»Тема: «Путешествие в волшебную страну»Цель урока:формирование коммуникативных умений и навыков учащихся по пройденному материалу, об...

Использование компьютеров на уроках английского языка в начальной школе

Статья раскрывает необходимость использования ИКТ-технологий и в частности компьютеров на уроках иностранного языка,как одно из требований ФГОС...

Статья на тему "Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе"

Статья рассказывает о методах и нормах использования ИКТ на уроках в начальной школе...

Использование игр на уроках английского языка в начальной школе.

Учение - значительная часть жизни ребенка, а изучение иностранного языка младшими школьниками - труднейший процесс. Учитель должен стремиться к формированию положительной мотивации обучения. Для этого...

Доклад на тему "Использование видеоматериалов на уроках английского языка в начальной школе"

Использование видеоматериалов на уроках английского языка в начальной школе...

Использование физкультминуток на уроках английского языка в начальной школе.

В представленном материале дается обоснование использования физкультминуток на уроках английского языка и приводятся примеры опробированных и хорошо зарекомендовавших себя физкультминуток....

Использование сказок на уроках английского языка в начальной школе

Как учитель английского языка, работающий с младшими школьниками, я периодически сталкиваюсь в трудностями мотивации учащихся, с однообразными заданиями в учебниках и с желанием родителей получить рез...