Методика групповой работы на уроке английского языка в начальной школе
методическая разработка по иностранному языку (2, 3, 4 класс) по теме

Пчелинцева Людмила Владимировна

Современному школьнику нужно приобрести  умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи т.к.  при стремительном развитии  современной жизни,  нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pchelintseva_l.v.2.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

             

Когда ученики  начинают изучать английский языка, нельзя  пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Одна из задач учителя  в таком случае состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности учеников.

Проблема заключается в том, чтобы ученики с разным потенциалом приобрели как можно больше знаний. Также существует нехватка времени на уроке, когда за 45 минут нужно обеспечить эффективную работу каждого из 15-18 учеников в группе.  Учителю необходимо найти  такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы их познавательную активность и работоспособность, творческую инициативу и давали в результате высокое качество знаний. Работа в группах обеспечивает решение это задачи.          

Современному школьнику нужно приобрести  умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи т.к.  при стремительном развитии  современной жизни,  нормой профессиональной деятельности становится взаимодействие нескольких команд, решающих комплексные задачи, которые не под силу выполнить в одиночку. Состав группы на разных  уроках меняется, что формирует навыки учебного сотрудничества. Учитель разъясняет  ученикам, что они могут оказаться в группе не со своими друзьями, и, что между членами группы должно быть взаимоуважение и взаимопомощь. Такие вопросы нужно обсудить заранее: это настроит их на работу в будущем. Ученики учатся взаимодействовать  друг с  другом, а не обязательно только с друзьями. Они учатся слушать друг друга, высказывать свое мнение, принимать совместные решения.        

Групповое обучение основывается на четырех основных принципах:

   Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы. В большей или меньшей степени такой ситуации можно достигнуть в случае, если:

задание построено таким образом, что каждый из участников группы получает для работы лишь часть материала (например, составление каталога супермаркета: повторение тем «Продукты», «Игрушки» , «День Рождение»). Ученикам раздается отдельные страницы каталога с названиями отделов, которые они распределяют между собой  и в конце должны представить единый каталог супермаркета.

за каждым из участников группы закреплена определенная роль

вся группа должна представить единый продукт своей деятельности и успех группы зависит от достижения определенной цели всеми участниками группы

участники группы ощущают себя частью единого целого - группы, для чего каждая группа перед началом работы может разработать эмблему или любой другой объединяющий опознавательный знак (девиз, флаг и т.д.);участники группы располагаются за одним столом.

Принцип личной отчетности. Очень важно обратить внимание всех участников группы на то, что успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. При планировании групповой работы учитель должен продумать, каким образом каждая группа будет представлять продукт совместной работы. Публичное выступление каждого ученика группы должно являться необходимым условием презентации результатов работы. Работа в группах  должна быть спланирована таким образом, чтобы обеспечить участие каждого в равной степени.

Может показаться, что  при использовании элементов работы в группах придется обращать больше внимания на сам процесс работы в ущерб содержанию, таким образом, тратить больше времени на выполнение того или иного задания по сравнению с традиционным уроком. Однако результаты работы доказывают обратное. Любое задание при работе в группах  строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени. Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, каждому ученику предоставляется возможность говорить в течение 10—15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 часа на то, чтобы опросить каждого из 15-18 учеников. Также нужно обеспечить работой других учеников, пока учитель будет работать с одним. Таким образом, одним из преимуществ данной технологии является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости.  Групповая работа позволяет обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом ученик, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что повысит его мотивацию к изучению английского языка.  Задание  строятся таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал. Когда есть поддержка одноклассников – работать легче.                

Существуют разные структуры работы в группах. Например,  на этапе закрепления материала по теме «Времена года и погода» каждая группа получает два листка бумаги. На одном опорный материал, из которого нужно составить письменный план рассказа по данной теме, а на втором таблица с графами, куда, слушая рассказы других групп, они заносят услышанную информацию. У каждой группы различные страны и соответственно погода и виды спорта, что заставляет детей активно слушать выступающих, чтобы правильно заполнить таблицу на втором листе.   Также эта структура может быть использована на этапе текущего контроля.

        Во время   Фестиваля педагогических идей «Открытие уроки английского языка в рамках Дня иностранного языка тема « Сказка» на открытом  уроке английского языка  была использована работа в группах. Детям требовалось распределить роли по  выданным учителем опорным карточкам и реквизит между участниками группы (формирование навыка учебного сотрудничества)

Каждый  ученик смог выбрать себе роль по силе, объяснив причины по которым он выбирает эту роль свои товарищам. После небольшой репетиции внутри группы и требовалось представить свою сказку перед другой группой (каждый участник группы был включен в работу). Технология групповой работы обучения помогает приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, что позволяет относить её к личностно-ориентированным технологиям. Урок прошел интересно и активно. «Слабые» ученики поняли, что трудности изучения английского языка можно преодолеть. Легко, если вместе.                                                        

Все исследователи проблемы группового обучения приходят к выводу о том, что такой вид деятельности приносит положительные результаты лишь в комбинации с традиционными методами. Представляется целесообразным использование групповых форм и методов работы примерно в 25% учебного времени. К тому же нельзя забывать о том, что работа в группе - не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они не просто играют, а прежде всего учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

Проектная работа на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК Spotlight

Возможности УМК для проектной работы с младшими школьниками на уроках английского языка, этапы построения проекта, конкретный пример построения проекта 3 класс, тема "Любимые герои мультфильмов&q...

Использование приёмов групповой работы на уроках русского языка в начальной школе

Использование приёмов групповой работы на уроках русского языка в начальной школе...

Методика и технология использования конструктора лего и ментальных карт на уроках английского языка в начальной школе

Одним из ключевых принципов федерального государственного образовательного стандарта школьного образования (ФГОС) является использование в образовательном процессе специфических форм и методов работы ...

Методика интерактивного обучения как средство создания ситуации успеха на уроках английского языка в начальной школе

Согласно ФГОС одной из целей обучения является воспитание у школьников положительного отношения и интереса к процессу обучения. Поэтому, педагогическое мастерство современного учителя заключается в то...

«Использование методики цветочтения на уроках английского языка в начальной школе».

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...

Игровые формы работы на уроках английского языка в начальной школе

Виды игр, применяемых на уроках английского языка в начальной школе...