Метод проектов и особенности его использования при обучении иностранному языку (английскому).
материал по иностранному языку на тему

Кочарян Сюзанна Сейрановна

«Метод проектов и особенности его использования при обучении иностранному языку (английскому)»

В данном материале мы постараемся осветить вопрос актуальности использования проектной методики при обучении иностранному языку с  учетом  специфики  предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_na_urokah_in.yaz_v_nachalnoy_shkole.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 94

Выступление на методическом объединении

 «Метод проектов и особенности его использования при обучении иностранному языку (английскому)»

                учителя английского языка

Кочарян Сюзанны Сейрановны

г.Краснодар

«Метод проектов и особенности его использования при обучении иностранному языку (английскому)»

Актуальность использования проектной методики при обучении иностранному языку.

Зачем  нужен  метод  проектов  в  преподавании  иностранных  языков  и  как  он  может  быть использован  с  учетом  специфики  предмета?

Прежде  всего,  учитель  иностранного  языка  обучает  детей  способам  речевой  деятельности,  поэтому  мы  говорим  о  коммуникативной  компетенции  как  одной  из  основных  целей  обучения  иностранным  языкам.

Я.М.  Колкер  в  работе  «Практическая  методика  обучения  иностранному  языку»  (М.,  2000)  останавливается  подробно  на  следующем  моменте:  «В  последние  десятилетия  традиционному  обучению  иностранным  языкам  принято  противопоставить  коммуникативные  и  интенсивные  методы». 

Термин  коммуникативность  не  следует  понимать  узко,  чисто  прагматически.  Нельзя  не  согласиться  с  И.Л.  Бим,  что  коммуникативность  «не  сводится  только  к  установлению  с  помощью  речи  социальных  контактов,  к  овладению  туристическим  языком.  Это  приобщение  личности  к  духовным  ценностям  других  народов  -  через  личное  общение  и  через  чтение». 

Коммуникативное  обучение  иностранным  языкам  носит  деятельностный  характер,  поскольку  речевое  общение  осуществляется  посредством  речевой  деятельности,  которая,  в  свою  очередь,  служит  для  решения  задач  продуктивной  человеческой  деятельности,  в  условиях  социального  взаимодействия  общающихся  людей  (И.А.Зимняя,  Г.А.  Китайгородская,  А.А.  Леонтьев).  Участники  общения  пытаются  решить  реальные  и  воображаемые  задачи  совместной  деятельности  при  помощи  иностранного  языка.

М.Б.  Рахманина  в  автореферате   диссертации  «Типология  методов  обучения  иностранным  языкам»  (М.,  1998  г.)  акцентирует  внимание  на  следующем:  «Речевое  партнерство  зависит  в  значительной  степени  от  коммуникативного  поведения  учителя,  что,  наконец,  тоже  входит  в  аспект  речевой  направленности  обучения  и  обусловлено  деятельностным  характером  общения». 

По  сути  дела  на  всех  этапах  усвоения  материала  идет  обучение  именно  общению.  Но есть ряд  моментов,  которые  требуют  специального  обучения.  Так,  для  умения  общаться  особую  роль  играют способность  вступать  в  общение,  свертывать  его  и  возобновлять;  способность  проводить  свою  стратегическую  линию  в  общении,  осуществлять  ее  в  тактике  поведения  вопреки  стратегиям  других  общающихся;  способность  учета  каждый  раз  новых  (сразу  нескольких)  речевых  партнеров,  смены  ролей  партнеров,  или  обращенность  общения;  способность  вероятностного  прогнозирования  поведения  речевых  партнеров,  их  высказываний,  исходов  той  или  иной  ситуации.

Целью  обучения  иностранным  языкам  является  не  система  языка,  а  иноязычная  речевая  деятельность,  причем  не  сама  по  себе,  а  как  средство  межкультурного  взаимодействия. 

 Язык  -  элемент  культуры,  он  функционирует  в  рамках  определенной  культуры.  Следовательно,  мы  должны  быть  знакомы  с  особенностями  этой  культуры,  особенностями  функционирования  языка  в  этой  культуре.  Речь  идет  о необходимости  формирования  страноведческой  компетенции.  Предметом  речевой  деятельности  является  мысль. 

Язык  же  - средство  формирования  и  формулирования  мысли.  Отсюда  следуют  методические  выводы,  существенные  для  предмета  нашего  обсуждения.

Чтобы  сформировать  у  школьников  необходимые  умения  и  навыки  в  том  или  ином  виде  речевой  деятельности,  а  также  лингвистическую  компетенцию  на  уровне,  определенном  программой  и  стандартом,  необходима  активная  устная  практика  для каждого  ученика  группы.

Важно  предоставить  учащимся  возможность  мыслить, решать  какие-либо  проблемы,  которые  порождают  мысль,  рассуждать  над  возможными  путями  решения  этих  проблем,  с  тем  чтобы  дети  акцентировали  внимание  на  содержании  своего  высказывания,  чтобы  в  центре  внимания  была  мысль,  а  язык  выступал  в  своей  прямой  функции  -  формирования  и  формулирования  этих  мыслей.

Значит, чтобы  сформировать  коммуникативную  компетенцию  вне  языкового  окружения,  недостаточно  насытить  урок  условно-речевыми или  речевыми упражнениями,  позволяющими  решать  коммуникативные  задачи.  Для того чтобы  учащиеся  воспринимали  язык  как  средство  межкультурного  взаимодействия,  необходимо  не  только  знакомить  их  со  страноведческой  тематикой  (что,  разумеется,  важно),  но  искать  способы  включения  их  в  активный  диалог  культур,  чтобы  они  на  практике  могли  познавать  особенности  функционирования  языка  в  новой  для  них  культуре.

Основная  идея  подобного  подхода  к  обучению  иностранному  языку,  таким  образом, заключается  в  том,  чтобы  перенести  акцент  с  различного  вида  упражнений  на  активную  мыслительную  деятельность  учащихся,  требующую  для  своего  оформления  владения  определенными  языковыми  средствами.  Вот  почему  нужно обратиться  к  методу  проектов  на  этапе творческого  применения  языкового  материала. 

Только  метод  проектов  может  позволить  решить  эту  дидактическую  задачу  и   превратить  уроки  иностранного  языка  в  дискуссионный,  исследовательский  клуб,  в  котором  решаются  действительно  интересные,  практически  значимые  и  доступные  учащимся  проблемы  с  учетом  особенностей  культуры  страны  и  на  основе  межкультурного  взаимодействия.

Мартьянова  Т.М.  в  статье  «Использование  проектных  заданий  на  уроках  иностранного  языка»  (Иностранные  языки  в  школе. -  2000. - №4)  подчеркивает:  «Выполнение  проектных  заданий  позволяет  школьникам  видеть  практическую  пользу  от  изучения иностранного  языка,  следствием  чего  является  повышение  интереса  к  этому  предмету». А именно мотивация при изучении иностранного языка способствует успеху в языковом развитии личности.

Таким образом, использование проектной методики при обучении иностранному языку направлено на достижение целей, изложенных в Образовательном стандарте:

- развитие речевых умений для достижения иноязычной коммуникативной компетенции (в том числе речевой компетенции, языковой /лингвистической компетенции, социокультурной компетенции, учебно-познавательной компетенции);

- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.


Основные требования к проекту

Интересна форма подачи основных требований к проекту, предложенная И.С.Сергеевым, которая представляет собой «пять П» (что должен включать в себя проект):

  1. Проблема.
  2. Проектирование (планирование).
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.

Шестым «П» проекта может стать его портфолио, т.е. особым образом составленная папка, где собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, ежедневные планы, отчеты, выписки и прочее.

Метод проектов в обучении языку

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес у учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

Основные виды проектов для обучения языку

Английские специалисты в области методики преподавания языков Т.Блур и М.Дж. Сент-Джон различают три вида проектов:

  1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы";
  2. Мини-исследование, состоящее в проведении "индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью";
  3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей студента теме" и подходящий для индивидуальной работы.

Исследователи считают последний тип самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать

со справочниками и библиотечными каталогами и т.д. В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р.Джордана, который считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время "мини-исследование" и "работу с литературой" можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики преподавания иностранных языков.

Специфика применения метода проектов в обучении английскому языку.

1.Проект чаще всего межтематический и требует знаний из различных образовательных областей;

2. Включение английского языка в другие виды деятельности;

3. Работа над проектом – это сочетание самостоятельной работы с парной или групповой формой проектной деятельности.

В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно. Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету. Учащиеся берут интервью, делают аудиозаписи, видеозаписи, собирают печатный материал. При таком подходе используются все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорении, письмо и аудирование. В процессе работы над проектом в рамках изучения английского языка, устраняется разрыв ученика, изучаемого языка и его родного языка. В свою очередь это способствует расширению коммуникативных навыков. При этом в условиях реализации и выполнения проекта ученик определяет как содержание самого проекта, так и его англоязычное содержание. Учитывая специфику метода проектов, в обучении английскому языку проекты реализуются комплексно, так как язык, в любом случае, лишь часть всего проекта. Следовательно, лишь на уровне оценки уровня английского языка учащегося проект не подлежит анализу, так как следует учесть и содержание проекта, уровень творческой деятельности ученика, так и его способность представить проект. Проектная работа в обучении английскому языку представляет собой особый вид совместной деятельности учителя и учеников, результатом которой является комплексное развитие способностей учеников в овладении английским языком, а также навыков исследовательской деятельности.  

Работа с проектами имеет следующие этапы:

Первый этап- подготовительный.

Предложение темы исследования. Темы могут быть предложены в рамках учебника, выбранного учителем в качестве основного, ее может сформулировать сам учитель с учетом учебных и воспитательных задач, а так же сами учащиеся. Чаще темы проектов относятся к какому- то практическому вопросу, актуальному для жизни учащегося в социуме, требующему привлечения его собственного опыта. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Нельзя предлагать задание, которое ученик не сможет выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с темой, посоветовать. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.

На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, но и :

  • разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что школьники очень загружены в школе и очень быстро утомляются);
  • продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
  • выбрать оптимальную форму презентации результатов;
  • составить и обсудить примерный план работы.

Второй этап- организация работы.

Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

Самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы- это сбор информации- обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом.

Именно здесь происходит основная работа учителей иностранного языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти учащихся.

Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.

Третий этап- завершающий ( этап презентации).

Промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов проекта. Выставление оценок.

Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах , учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо- русских и русско- английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.

Четвертый этап- практическое использование результатов проекта

( в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках и т.д.)

Методы работы с учащимися.

По количеству участников проектов выделяются индивидуальные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в нашей практике.

В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога координатора в этом случае особенно важна.

Групповой метод имеет следующие правила и принципы:

  1. 1.В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. 2.Команды не соревнуются.
  3. 3.Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
  4. 4.Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
  5. 5.Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.

В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в “добывание” знаний. Работая над проектом, школьники учатся работать в “команде”, ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

 

Роль учителя при использовании метода проектов.

При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

Главная задача учителя заключается не в передаче конкретных знаний, а в обучении способам работы для получения знаний.

Для передачи способов работы разрабатываются алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности.

Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого–то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать.

Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.

Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения ( например, исследование истории возникновения Олимпийских игр, изучение истории своей страны и стран изучаемого языка, проблемы свободного времени у молодежи, проблемы взаимоотношений со сверстниками, проблема отношений между поколениями, проблемы экологии и т.д.)
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов ( например, программа туристического маршрута, совместный выпуск газеты, и т. д.)
  3. Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
  4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформления конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы ( использование в ходе совместного исследования метода « мозговой штурма», « круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта)

Стадии проектной деятельности с учетом деятельности учителя и учащегося. (Приложение №1)

Заключение: метод проектов - актуальность и результативность.

         Цель обучения иностранному языку- это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

  • Достигают хороших результатов в изучении иностранного языка.
  • Имеют практическую возможность применить навыки, полученные на других уроках.
  • Понимают необходимость междисциплинарных связей.

 Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения.

Основными преимуществами являются:

  • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка.
  • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы.
  • простор для творческой и созидательной деятельности.
  • вариативность деятельности на уроке - предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.
  • решение проблем - процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая, они учатся.
  • когнитивный подход. - не все ученики легко усваивают правила или структуры, проекты помогают ученикам самостоятельно поработать над ними.
  • учение с увлечением - обучающиеся много усваивают, когда им нравиться процесс обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.
  • личностный фактор - ученикам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях.
  • адаптация заданий - задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый.

А самое главное данный метод обучения английскому языку может быть использован на любом уровне, в любом возрасте.

 

Литература 1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе.-2003.-№5 2. Дьюи Дж. "Школа и общество» // "Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе" / Спец. прилож. к журналу "Лицейское и гимназическое образование", 2003 – № 4. 3. Методика проектной работы на уроках английского языка / под ред. В.В. Копылова. - М.: Дрофа, 2004. 4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. - М.: ИЦ "Академия", 1999
Источник: Нестерова И.А. Метод проектов в обучении английскому языку // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/metod-proektov-v-obuchenii-angliiskomu-yazyku.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация процесса обучения иностранному языку в школе с использованием метода проекта

Теоретические основы организации процесса обучения иностранному языку в школе с использованием метода проектов...

Обучение иностранному языку в начальной школе и методы и приемы,повышающие качество обучения.

В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, заставляющих учителя обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке.В последние годы стала ощущаться нас...

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы...

Проекты IEARN как современный ресурс в обучении иностранному языку.

В век использования ИКТ  у учителей иностранного языка появились большие возможности для организации и участия в международных проектах. Такие проекты дают возможность сотрудничать с реальными лю...

Возможности использования CLIL-метода при обучении иностранному языку младших школьников

Доклад с методическими рекомендациями, методами, приемами...