Статья «Методика формирования навыков чтения на английском языке при обучении младших школьников на начальном этапе»
статья по иностранному языку (2 класс) на тему

Николаенко Ольга Вячеславовна

В статье говориться о формировании навыков чтения на начальном этапе, о трудностях при обучении, о способах преодоления данных трудностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Методика формирования навыков чтения на английском языке при обучении младших школьников на начальном этапе»

Чтение - это вид речевой деятельности, занимающий одно из главных мест по важности, доступности и использованию.

Для успешности речевой деятельности необходимо владеть фонетическими, лексическими и грамматическими навыками, которые мгновенно помогают распознавать слова в тексте. Во время чтения процессы восприятия и осмысления происходят одновременно. В речевых механизмах чтения значительную роль играют речевой слух, прогнозирование и память. Роль речевого слуха в процессе чтения определяется особенностью звукобуквенной системы печатного текста. Прогнозирование способствует эмоциональному настрою учеников, готовности и интереса к чтению. Развитию прогнозирования способствует выдвижение гипотез и ожиданий читающего, приводящее в действие непрерывное построение структуры знаний в голове учащегося, использующее все его накопленные знания, языковой опыт. Читающий пытается вспоминать, догадываться, предполагать, то есть ему необходимо использовать свою долговременную память и личный социальный опыт. Успешность прогнозирования зависит от соотношения известных и новых слов, от степени владения темой, от способности мгновенно выбирать решение из ряда вероятных событий. Понимание текста происходит в результате сложных логических операций.

Перед начальным образованием ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям качества, уровня образованности современной личности. На данном уровне образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, осознание и использование элементов культуры речи и поведения, что соответствует современным потребностям личности и общества.

Начиная обучение со второго класса, очень важно сформировать навыки грамотного общения на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, что делает поставленную задачу сложной и требующей особой ответственности.

Чтение на изучаемом языке является необходимым для успешности обучения. Мало кто из школьников имеет возможность общения с носителями языка, а возможность читать на иностранном языке могут все интересующиеся категории граждан, имеющие разный уровень подготовленности, т.к. существуют ряд адаптированных текстов с разным уровнем сложности. Вот почему обучение чтению является в образовании важным навыком.

Обучение технике чтения вслух является на начальном этапе и целью и средством обучения чтению, так как такая методика помогает учащемуся укрепить связь между написанием слова и его произношением.

Практически все младшие школьники сталкиваются с определенными тркдностями при обучению чтению. Например, отсутствие достаточно прочных слухо-речемоторных образов лексического материала,владения системой графических знаков, отличных от графических знаков родного языка,незнакомые лексические единицы и многие другие.

Для сглаживание таких трудностей стоит использовать различные способы и средства: - обязательно следует проводить фонетическую зарядку на каждом уроке (проводить упражнения на звуко-буквенную тренировку, разучивать небольшие рифмовки, стишки для отработки сложных звуков);

-проводить тренировочные упражнения с новыми словами на основе изученного материала (прочитай ряд слов, который содержит и новые и уже известные для произношения, прочитай слова с тем или иным звуком, соедини слова с соответствующим звуком или полностью транскрипцией);

- перед прочтением неизвестного текста необходимо отработать представленную в нем лексику (в виде тренировочных упражнений, устного диалога);

-необходимо формировать у детей механизмы прогнозирования, догадки, учить анализировать, находить языковые опоры в тексте, пользоваться, если необходимо, словарём;

- тексты должны быть подобраны на основе программы, соответствующей определённому периоду и этапу обучения, соответствующими возрастным особенностям, речевому и жизненному опыту учащихся, их интересами;

- - обучать технике чтения следует, опираясь на хорошо усвоенный лексический и грамматический материал;

- объем текстов должен быть таким, чтобы можно было прочитать их в течение урока и выполнить к ним задания;

- материал должен быть занимательным и привлекательным, понятными с точки зрения языковых трудностей, отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей;

Выбранный педагогом материал, используемый в обучении чтению на иностранном языке формирует необходимые языковые и речевые умения и навыки.

На начальном этапе обучения чтение вслух должно составлять 90% от всего объема изучаемых текстов и 10% - чтение про себя. Учителя и родители понимают, что на начальном этапе чтение вслух является более предпочтительным, чем чтение про себя. Начиная формировать технику чтения у младших школьников на иностранном языке, чтение вслух обеспечивает последовательное формирование этого навыка, а также выполняет важную роль в процессе само- и взаимоконтроля.

Современные технологии являются одним из способов реализации в личностно-ориентированном подходе в обучении чтению. Они способствуют развитию коммуникативных способностей личности школьника, обогащают знания по предмету, раскрывают творческие способности ребенка, т.е. создают среду для активного творческого развития в процессе учебной деятельности. Существует несколько форм личностно-ориентированного подхода: обучение в сотрудничестве, дистанционное обучение, проектные работы, интенсивные методы обучения, применение ИКТ-технологий.

Чтение рассматривается в школьной методике как цель и средства обучения ИЯ. Цель обучения чтению: извлекать информацию из прочитанного. При овладении чтением учащиеся сталкиваются с целым рядом психических и лингвистических трудностей. Для формирования техники чтения необходимо читать вслух, для других. Техника чтения - показатель понимания прочитанного. Существует система упражнений на отработку техники чтения:

- чтение отдельных букв, словосочетаний;

- чтение отдельных слов, фраз;

- чтение речевых образцов, устойчивых выражений;

- чтение коротких текстов.

Чтение-это сложный процесс , в первую очередь для учащихся, поэтому учитель должен максимально облегчить этот процесс и помочь школьникам научиться читать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье говорится о применении схем-опор на уроках английского языка для более легкого усвоения учебного мате...

Методическая разработка "Использование компьютерных технологий на уроках английского языка при обучении младших школьников".

Чтобы заинтересовать ребят изучением английского языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Мне кажется, что интерес к пре...

Выступление на педсовете по теме: “Английский язык в обучении младших школьников”

Изучение иностранного языка в начальных классах является составной частью общей системы языкового образования в современной школе. Включение раннего обучения иностранным языкам в систему непрерывного ...

Использование компьютерных технологий на уроке английского языка при обучении младших школьников

Методическая разработка о целях и методах использования компьютерных технологий на уроке английского языка в младшей школе...

Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения

Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни.Создан...

«Мнемотехнология как инструмент повышения эффективности уроков английского языка при обучении младших школьников с ОВЗ (на примере обучения детей с ТНР)»

Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих образовательные организации, с каждым годом увеличивается. Дети с ТНР обладают недостаточно уст...

Роль коммуникативного подхода в формировании навыков говорения на английском языке у детей младшего школьного возраста

Данная статья рассматривает роль коммуникативного подхода в формировании навыков говорения на английском языке у детей младшего школьного возраста...