« Особенности преподавания английского языка в начальной школе. ( из опыта работы)»
статья по иностранному языку (2 класс)

Чернилевская Зинаида Ивановна

При обучении младших школьников английскому языку от учителятребуется не только знание методики преподавания своего предмета, но и хорошее знание психологических особенностей обучающихся младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

 (повышения квалификации) специалистов

Каширского муниципального района

«Учебно-методический центр»

Сообщение

на  тему

         « Особенности преподавания английского языка в начальной   школе.                                               ( из опыта работы)»

Выступил :

Чернилевская Зинаида Ивановна ,

МБОУ « СОШ № 10 г. Ожерелье»

                                            Ожерелье

                                              сентябрь

                                                 2018

  Особенности преподавания английского языка в начальной                                               школе.       ( Из опыта работы)


                                                     

Ни для кого не секрет, что методика преподавания любого предмета в начальной школе и в среднем звене значительно разнятся, это правило действует и для уроков английского языка в младших классах. От учителя требуется не только отличное знание методики преподавания своего предмета, но и хорошее знание психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста.
При подготовке к урокам в начальной школе я стараюсь предусмотреть задания, ориентированные на различные виды восприятия учащихся: зрительную опору, озвучивание, письмо и практические действия. Особенно важно такое сочетание при изучении нового материала.
Озвучивание любого материала всегда присутствует на уроке: либо учитель сам произносит (прочитывает) новую лексику или грамматику, объясняет правило, либо пользуется аудиозаписью. Естественно, предпочтительнее использование на уроках аудиоматериалов с записью носителей иностранного языка. Такие материалы доступны, прилагаются к каждому учебно-методическому комплекту по иностранному языку. К сожалению, не все учителя и не постоянно используют аудиозапись на уроке, часто в разговорах с учителями английского языка в начальной школе слышу «Меня дети лучше понимают». Конечно, это так, но речь носителя языка значительно отличается от учительской, дети привыкают слышать лишь один акцент и в результате испытывают трудности не только при  прослушивании материалов, записанных иностранцами, но и при общении с другим педагогом! Так же хочу обратить внимание на такой аспект, как зрительное восприятие говорящего: при общении с учителем ученик не только слышит речь педагога, но и наблюдает за его артикуляцией, что значительно упрощает восприятие, тогда как в аудиозаписи он лишен такой возможности, так же как и при разговоре по телефону. Таким образом, удачное сочетание различных видов слухового восприятия при обучении иностранному языку на начальном этапе будет способствовать снятию трудностей при общении ребенка на иностранном языке в будущем.
Важную роль в начальной школе имеет и продолжительность звучания записи. Если в аудиоматериалах к УМК этот аспект продуман авторами-составителями, то при использовании дополнительных пособий учителю важно помнить, что длительность звучания текста для полного понимания должна быть около 1 минуты. Естественно, при использовании в дополнение к аудиоматериалу видеоряда несколько удлиняет звучание.
Ведение урока в начальной школе на иностранном языке, постоянное использование фраз классного обихода, частые повторения различных структур в речи учителя приводят к улучшению запоминания, узнавания знакомых фраз и выражений.
При предъявлении зрительного ряда я всегда пользуюсь правилом «Учебника не достаточно!» и готовлю к каждому уроку наглядность (в электронном варианте или печатном для презентации на доске). На данный момент у меня собрана довольно внушительная коллекция картинок по различным темам, изучаемым на уроках английского языка в начальной школе. Хорошее подспорье в сборе данного материала мне оказали раскраски для малышей – в них всегда найдутся красивые красочные картинки подходящего размера, остается только их оформить на картон (для прочности) и заламинировать, тогда Ваш наглядный материал прослужит Вам долгое время. В современных условиях все большее значение при визуализации материала приобретают средства ИКТ: интерактивная доска, компьютер, проектор. Но и в данном случае важно учитывать особенности восприятия малышей. Конечно, им нравится всё яркое и броское, но необходимо помнить, что мы предъявляем прежде всего учебный материал, а не просто набор красивых картинок или слайдов. Следующий аспект, на котором мне бы хотелось заострить ваше внимание, это говорение. Данный вид речевой деятельности тесно связан с фонетикой и грамматикой. Обучение фонетическому строю изучаемого языка – долгий и кропотливый труд. Запись транскрипции – это еще один шрифт, который приходится изучать малышам, что, конечно, является трудностью для наших учеников. Хорошо поставленное произношение влияет не только на качество говорения нашего ученика, но и на уровень его понимания собеседника, т.к. влияет на развитие внутреннего слуха. При собственном неверном произнесении отдельных звуков или слов говорящий неверно слышит, а соответственно и распознает, речь собеседника.
Обучение фонетическому строю можно производить как на новом, так и на знакомом материале; можно отрабатывать звук, слово, фразу или использовать для фонетической зарядки короткие стихотворения. Главное, чтобы данный вид работы был интересен ученикам. Мне более импонирует работа от звука к фразе, т.е. при знакомстве с новым или повторении уже знакомого звука мы с ребятами сначала повторяем звук, затем слово с ним, затем фразу с этим словом и так по нарастающей: [w] – why – Why do you cry? и т.д. Очень полезным видом работы является звуковой анализ слова: предложите ребятам найти звук и просигнализировать его местоположение в слове. Здесь подойдет любая сигнализация: можно хлопать, если звук стоит в начале слова, топать, если в конце и стучать по парте, если в середине. Я в работе использую сигнальные карточки, на которых изображена позиция звука. Их можно найти в продаже или сделать самим.
Отрабатывать звуки можно и на грамматическом материале, лучше, когда грамматические структуры представлены в коротких, легко запоминающихся стихотворениях. Например,
This is my mother,
This is my father,
This is my brother Paul.
This is my aunt
And this is my uncle.
How I love them all!
Использование стихотворений позволяет провести работу сразу в нескольких направлениях: отработать произношение, закрепить или выучить новый лексический и грамматический материал. Такая работа не требует большой подготовки учителя к уроку, но всегда интересна ученикам и приносит хорошие результаты.
УМК Биболетовой М.З. и др. при изучении грамматических структур предлагает использовать схемы предложений. В начале работы (1-2 четверти 2 класса) данный вид деятельности вызывает огромные затруднения у ребят, но уже во втором полугодии 2 класса схемы служат хорошим подспорьем при работе с грамматикой. Ребята охотно составляют схемы предложения и «расшифровывают» их. Такая работа учитывает не только потребности
визуалов, но и преобладание наглядно-образного восприятия младших школьников.
При разучивании и последующем воспроизведении диалогов я всегда использую предметы или картинки, ребятам очень интересно, когда в «магазине» они могут не только поговорить по-английски, но и «купить», потрогать «покупку». Этот вид работы позволяет задействовать и особенности восприятия
кинестетиков, и ведущий вид деятельности – игру. В каждый новый класс приношу мягкую музыкальную игрушку - собачку, когда класс уже знает достаточное количество названий животных. Прячу ее в сумке и прошу угадать  что это Ученики задают вопросы : Is it a cat? Is it a parrot?  Кто угадывает , тот на следующий урок приносит свою игрушку и класс ему задает вопросы . пока снова кто-нибудь не угадает И так далее.
Игровые приемы вообще должны присутствовать на всех уроках в начальной школе. Это не означает, что на каждый урок придумываются какие-то сложные костюмы и прочие атрибуты. Порой достаточно небольших игровых приемов, чтобы активизировать работу на уроке, удержать или привлечь внимание учеников. Такими приемами могут стать:

  • «Снежный ком». Игру можно проводить в двух вариантах. Вариант 1: первый ребенок называет слово, второй добавляет свое слово так, чтобы получилось словосочетание, третий добавляет еще одно и так пока не получится предложение. При достаточном уровне подготовки игру можно продолжать до составления текста. Пример: a bear - a brown bear – a brown bear lives – a brown bear lives in the forest. Вариант 2 способствует развитию памяти и запоминанию лексического материала: детям предлагается вспомнит слова по теме «N». При этом каждый ребенок должен повторить все слова, сказанные ребятами до него и прибавить свое. Пример:  слова по теме «Животные» abear – abear, acat, - abear, acat, adog и т.д. 
  • Игра с мячом позволяет провести отработку практически любого материала, необходимого учителю. Вариантов игровых приемов с мячом – великое множество! Несколько примеров из моей практики: 
  • «Переводчик». Дает хороший результат при изучении лексики. Учитель кидает мяч ученику и произносит слово по-английски, ученик, кидая мяч обратно, должен перевести слово на русский язык. Следующим этапом (это сложнее для ребят) учитель произносит слова по-русски, ученики – переводят на английский. В дальнейшем данную работу можно расширить до предложения. Пример: acat – кошка, adog – собака и наоборот. 
  • «Переделки». Использую для закрепления грамматических явлений. Учитель называет слово или словосочетание и кидает мяч ученику, ребёнок должен изменить слово в соответствии с требованиями задания и бросить мяч обратно. Примером таких заданий могут быть выбор артикля a/an: bear- abear, owl – anowl, образование множественного числа имен существительных: acat – cats, afox – foxes или отработка образования PresentSimple у глаголов в 3 лице единственного числа: read – reads, write – writes и многое другое. 
  • «Цепочка». Так же возможно использование различных вариантов. Передавая мяч друг другу по цепочке, учащиеся должны назвать слова по теме или задать соседу справа вопрос и ответить на вопрос соседа слева. Список игр с мячом можно продолжать до бесконечности. Такие игры не требуют особой подготовки, но ребята всегда с удовольствием участвуют в них.
  • «Угадай предмет». Служит для активизации или отработки изученного лексического материала. Учитель на доске схематично рисует предмет, а учащиеся должны отгадать как можно раньше, что загадал учитель. Далее игру может вести ученик, первым отгадавший слово. 
  • «Черный ящик». Для данной игры можно использовать коробку или пакет с непрозрачными стенками. Вариант 1: служит для отработки вопросов. Ученик, задавая общие вопросы, должен угадать, что лежит в коробке (мешке). Вариант 2: помогает отработать описание предмета. Ученик ощупывает предмет, находящийся в мешке (коробке) и параллельно описывает его для класса: “Itissmall. Ithasatail.” и т.д. В результате он должен отгадать, что же было в мешке. 
  • «Все слова на букву …». Данный игровой прием можно использовать в конце четверти или окончании изучении темы. Служит для отработки лексики. Для проведения игры необходим алфавит. Ученик с закрытыми словами показывает на плакате с алфавитом букву. Класс должен вспомнить как можно больше слов, начинающихся с этой буквы. Выигрывает тот, кто вспомнит таких слов больше, он же и выбирает следующую букву. Если такой вариант сложен для ваших учеников, можно называть слова, содержащие данную букву, независимо от её местоположения в слове. Подобным образом можно строить и работу со звуком, для такого варианта необходимо запастись печатным вариантом фонетических значков.

При обучении чтению так же можно использовать игровые приемы. Это могут быть различные шарады по теме текста, ребусы и путаницы. «Составить из слов предложение», «Составить из букв слова», - все эти задания способствуют развитию внимания и усидчивости учащихся, а так же позволяют закрепить звуко-буквенный состав слов,  порядок слов в предложении, на основе результатов выполнения данных заданий можно повторить правила чтения или грамматики.

Для лучшего усвоения новых слов во 2-м классе ,да и в3-м тоже вместо диктантов  целесообразнее использовать карточки , в которых вверху дан список отрабатываемых слов на английском языке , а внизу  в столбик расположены русские эквиваленты этих слов , к которым дети должны подобрать английские эквиваленты из данных вверху слов. Большинство детей с таким заданием быстро справляется . Им это не так трудно . как звуковой диктант. Кроме того . можно поставить много отметок и это занимает мало времени на уроке. Такой приемчик мне подсказала наша уважаемая Елена Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания иностранного языка в начальной школе/

Материал предназначен для учителей иностранного языка, работающих в начальной школе....

Особенности реализации метода проектов в начальной школе ( из опыта работы)

Статья, в которой рассказывается о сути проектного метода, его значении и особенностях при реализации в начальных классах. Приводятся примеры проектов, реализованных учителем, их цели, содержание и ит...

Технологии преподавания английского языка в начальной школе

Инновационные технологии с использованием таких современных средств, как интерактивные доски, делают современный урок английского языка еще более увлекательным и позволяют раскрыть и увлечь обучающихс...

Особенности преподавания русского языка в начальной школе с применением информационных технологий

В статье обосновывается необходимость применения информационных технологий в процесс обучения младших школьников русскому языку. Информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференциров...

Секреты преподавания английского языка в начальной школе

Статья о методах преподавания английского языка в виде игры в начальной школе...

Проблемы преподавания английского языка в начальной школе

  Раннее обучение английскому языку широко внедряется в практику. К младшим школьникам приходят опытные учителя, работающие в средней школе, не имеющие практики преподавания в начальном зв...

Методика преподавания английского языка в начальной школе

Методика преподавания английского языка в начальной школеХачатрян Армине Араратовна...