Программа дополнительного образования по английскому языку для детей - инофонов
методическая разработка по иностранному языку (4 класс) на тему

Семерок Анастасия Романовна

 

В связи с активизацией миграционных процессов в России, возникает проблема в овладении английским языком у обучающихся из семей мигрантов.

 

Для всех российских школьников английский язык является, обязательным начиная со второго класса средней общеобразовательной школы. Освоению этого предмета уделяется особое внимание и приобретает характер проблемного обучения иностранного языка для детей-билингвов.

 

Эти дети не всегда способны воспринимать материал на том же уровне, что и дети, для которых русский язык является родным. Ни учебники, ни учебные программы не рассчитаны на обучение детей-инофонов. Решая эту весьма трудоёмкую и сложную задачу, учитель должен учитывать, что в одном классе могут находиться представители различных этнических групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_inofonov.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

по английскому языку

для детей – инофонов

В связи с активизацией миграционных процессов в России, возникает проблема в овладении английским языком у обучающихся из семей мигрантов.

Для всех российских школьников английский язык является, обязательным начиная со второго класса средней общеобразовательной школы. Освоению этого предмета уделяется особое внимание и приобретает характер проблемного обучения иностранного языка для детей-билингвов.

Эти дети не всегда способны воспринимать материал на том же уровне, что и дети, для которых русский язык является родным. Ни учебники, ни учебные программы не рассчитаны на обучение детей-инофонов. Решая эту весьма трудоёмкую и сложную задачу, учитель должен учитывать, что в одном классе могут находиться представители различных этнических групп:

а) коренные жители того или иного региона России, свободно владеющие русским языком (язык для них родной);

б) жители среднеазиатских республик;

в) жители Кавказа.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения английского языка в 5-11 классах 3 учебных часа в неделю. В соответствии с этими требованиями построены и программы учебно-методических комплексов. Но отведенного для изучения английского языка времени явно не достаточно для более качественного формирования социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Педагог в рамках ФГОС может ввести внеурочную деятельность в смешанных (полиэтнических) классах в целях полноценного обучения детей-инофонов. Занятия по программе «Английский для детей-инофонов » знакомит ребенка с основами иноязычной культуры, т.е. сообщает ребенку базовый объем знаний, умений и навыков. Занятия являются устным подготовительным этапом к чтению и письму. Данная программа базируется на принципах коммуникативного обучения и направлена на формирование положительной познавательной мотивации.

Программа предназначена для коллективной работы с детьми мигрантов. Но упражнения рассчитаны на  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к обучению детей с разным уровнем подготовки и разными способностями.

Учебная программа «Английский для детей - инофонов» рассчитана на 2 учебных года (144 учебных часа), по 72 учебных часа в год, 2 часа в неделю.

Длительность занятий: 30 минут.

Цель курса: развитие лингвистических способностей детей мигрантов посредством активизации их творческой деятельности.

Задачи (1 год обучения):

формирование первичных навыков диалогической и монологической речи на английском языке;

развитие речевого слуха, памяти, внимания, мышления.

воспитание интереса и уважения к культуре других народов.

Задачи (2 год обучения):

расширение словарного запаса, развитие навыков диалогической и монологической речи на английском языке;

развитие языковой догадки, мышления, творчества;

воспитание интереса и уважения к традициям и обычаям других народов на материале сказок, потешек, поговорок и т.п.

Предполагаемый результат обучения.

Первый год обучения.

К концу первого года обучения дети должны знать 40-50 слов на английском языке, 10 готовых речевых образцов:

Я…(имя).

Мне …(возраст).

Я вижу…

Я умею…

Я люблю…

Я имею…

Я могу…

Сколько тебе лет?

Как тебя зовут?

Умеешь ли ты?

Есть ли у тебя?

А также 7-10 стихов, рифмовок, песен.

Второй год обучения

Словарный запас детей к концу второго года обучения должен составить  около 100 слов. Речевые образцы: 15-17 выражений утвердительного и вопросительного типа. Дети должны уметь  рассказать о себе, семье, игрушке в 4-6 предложениях; построить диалог по 3-4 реплики от ребенка; рассказать стихотворение и спеть песенку на английском языке.

Учебно-тематический план

Первый год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Знакомство.

10

2

Мои игрушки

10

3

Радуга-дуга

10

4

Учусь считать

10

5

Я люблю

5

6

Игры на свежем воздухе

10

7

Мой питомец.

10

8

Повторение

7

 

Итого

72

Второй год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Повторение

5

2

Буквы и их песенки

4

3

Моя семья

6

4

День рождения

5

5

Рождество и новый год

6

6

Руки, ноги и хвосты

12

7

Я умею все на свете

11

8

Моя неделя

8

9

Одежда

10

10

Повторение

5

Содержание занятий

Каждое занятие курса имеет свою структуру. Начинается с обычного приветствия на английском языке, которое постепенно запоминается детьми. Затем  проводиться речевая разминка. Это либо стихотворение, либо песенка на английском языке. В основной части занятия в игре с куклами и другими игрушками дети знакомятся с речевыми образцами и закрепляют их. В конце занятия  ребята вспоминают, чему научились и повторяют песенку или стих речевой разминки. Затем следует прощание на английском языке. Для работы на уроке используется магнитофон и кассеты с записями стихов и песен на английском языке. Первый год обучения. Знакомясь с буквами, ребята знакомятся и с их звуковым содержанием, на таком занятии дети рисуют букву в альбоме и заучивают чистоговорку с ней. На уроках знакомства с новой лексикой используются стихи и песенки с готовыми речевыми образцами или словами. В первом полугодии стихотворения, используемые на уроках, состоят из русских слов и лишь включают в себя одно или несколько слов на английском языке. Каждое пятое занятия  предназначено для игрового закрепления знаний детей.

Второй год обучения. На втором году обучения ребята в течение первого месяца повторяют изученное в прошлом году. А затем изучают новые более сложные темы с большим количеством новых слов и выражений. Занятия для закрепления на этом году встречаются реже, так как темы требуют более глубокой проработки.

Методическое обеспечение

Очень важным средством обучения детей мигрантов являются дидактические игры, которые позволяют в интересной форме закрепить знания детей.

1. YES OR NO

После ознакомления детей с новым лексическим материалом, например по теме «животные», педагог показывает каточки с изображениями животных в произвольном порядке, не глядя, пытаясь угадать, что на них изображено. Если взрослый угадывает, дети кричат «Yes», если ошибается  «Nо». В последнем случае дети должны назвать сами то, что изображено  на карточке.

2. ОТГАДАЙ

После того как дети  выучат несколько новых слов, педагог предлагает им отгадать загадки. Загадки читаются на русском языке, а дети отвечают на английском.

3. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ЖИВОТНЫХ?

После изучения темы «животные», педагог перечисляет ряд предметов. Как только он называет животное, дети хлопают в ладоши.

4. ЧТО Я ДЕЛАЮ?

Дети образуют круг. Ведущий стоит в середине и показывает движения (бег, прыжки). Дети должны по-английски назвать, что он делает. Тот, кто угадывает первым, становится ведущим.

5. ЧТО НА КОМ ОДЕТО?

Педагог называет предметы одежды, а дети, на которых одета называемая вещь, должны встать.

6. ЗАМОРОЖУ

Дети стоят в кругу, в центре которого находиться ведущий (Дед Мороз). Он называет по-английски те части тела, которые хочет заморозить (глаза, уши), а дети их прячут.

7. НАЗОВИ БУКВУ

На столе изображением вниз разложены карточки с буквами. Ребенок берет любую карточку и называет букву. Если он затрудняется с ответом или ошибается, дети помогают ему.

8. БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН

Педагог вывешивает 4-5 картинок с изображением предметов, названия которых известны детям. Затем убирает их. Дети должны назвать предметы на английском языке в том порядке, в котором они их видели.

В своей практике я использую следующие стратегии для изучения английского, языка:

Последовательность в обучении.

Настойчивость в достижении поставленной цели. Постоянно напоминать о том, как это важно — знание языка, как это необходимо.

Похвала, прежде всего.

Для обучения детей нужно использовать все технические средства: стихи, песни, видео, компьютерные игры.

Ошибки в речи будут, это нормально. На сделанных ошибках не нужно фокусировать свое внимание, а нужно расширять словарный запас, обращать внимание на лексику и произношение.

Нельзя ограничиваться только изучением языка, нужно расширять кругозор и страноведческий материал.

Принципы обучения английскому языку, как и русскому для детей-билингвов, идентичны по отношению к обучению родному. Необходимо обращать внимание на задачу: что говорить и как это делать. Ребенок должен научиться отвечать на поставленные вопросы на неродном, иностранном языке.

При общении с детьми-инофонами нужно выбирать наиболее простые синтаксические конструкции, лексику, постепенно усложняя языковой уровень. Ученики должны получать индивидуальное домашнее задание.

Одним из успешных приёмов, используемых при выполнении домашнего задания, является списывание текста, заучивание легких в написании и произношении слов, а также обязательно прослушивание аудиоматериала. Наиболее эффективным приёмом в первоначальном ознакомлении с буквами и звукосочетаниями в английском языке мне представляется авторская методика В.Скультэ и учебное пособие «Английский для детей».

Одним из наиболее эффективных методических приёмов, которые я использую на своих занятиях, является обеспеченность общей мотивацией (включение вопросов и тем)

Использование различных методических приёмов, используемые на своих уроках английского языка, это своего рода «почерк». Если учитель находится в постоянном научном и творческом поиске, то это, безусловно, даст положительный результат в такой сложной и трудоёмкой работе, как обучение английскому языку в общеобразовательных школах детей-инофонов.

Литература:

О.Е. Родаева «Английский для детей», Тамбов, ТОИПКРО, 2009.

Бородина О.В., Донецкая Н.Б. «English is fun», Тамбов, ТОИПКРО, 2011.

Нехорошева А.В. «Rhyme your English», Тамбов, ТОИПКРО, 2005.

М.Н. Евсеева «Программа обучения английскому языку детей мигрантов», Панорама, 2012.

Т.И. Ижогина,  С.А. Бортникова «Волшебный английский». Книга для учителя начальной школы. Ростов-на Дону, «Феникс», 2009.

Т.Б. Клеменьтьева «Счастливый английский. Занимательные игры и упражнения». Дрофа, 2009.

В. Владимиров, М. Окунь «Английский выучим, играя», Санкт-Петербург «Канон», 1999.

С.В. Фурсенко «Грамматика в стихах», Каро, 2006.

Н.Н. Ачкасова «Маша и медведь. Музыкальная сказка для детей, начинающих изучать английский язык», Дрофа, 2006.

Дж. Стайнберг «110 игр на уроках английского языка», Астрель, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.

Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Путешествие с книгой. Читаем на английском»

Дополнительная образовательная программа по английскому языкусоздана на основе федерального компонента государственного стандартаначального и среднего общего образования. Данная программа разработана ...

Модифицированная программа дополнительного образования детей "Счастливый английский"

Программа рассчитана на 4 года обучения. По данной программе занимаются дети 7-11 лет.Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитание у обучающих...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...

Календарно-тематическое планирование по английскому языкудля 2 класса к УМК Афанасьевой О.В., Михеева И. В. Rainbow English. Издательство: ДРОФА

Календарно-тематическое планирование. 2 класс. УМК Афанасьевой О.В., Михеева И. В. Rainbow English. ДРОФА...

Программа дополнительного образования "Английский для малышей"

Настоящая программа предназначена для детей обучающихся 1-2 класса(6-9 лет). В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к ц...

программа дополнительного образования для одаренных детей

программа для одаренных детей "Знаю, умею, творю, говарю"...