Продвинутые технологии изучения иностранного языка в условиях учреждения дополнительного образования
методическая разработка по иностранному языку

Китаева Ольга Сергеевна

Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Обобщение опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poliglot.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Продвинутые технологии изучения иностранного языка в условиях учреждения дополнительного образования.

Когда дети приступают к изучению иностранного  языка, мы, педагоги, сталкиваемся с проблемой гораздо более важной, чем сложности в написании  или чтении слов, произношении звуков. Самой главной проблемой являются психологические блоки и барьеры, которые возникают при общении на иностранном языке. Ведь даже взрослые люди, понимая, что изучение языка необходимо для самосовершенствования или повышения уровня образования и культуры, попадая в ситуацию, когда необходимо говорить по-английски, испытывают дискомфорт, волнение, страх быть неправильно понятым, страх сделать ошибку или самое ужасное — выглядеть глупо. К сожалению, в современном мире общество жестоко, и наши дети имеют кучу комплексов, которые иногда навязываем мы сами. Прежде всего, это страх сказать что-то неправильно, сделать ошибку, страх, что одноклассники будут смеяться. Я столкнулась с такими проявлениями страхов на занятиях в своем детском объединении. Ведь дети очень ранимы и восприимчивы, если один раз что-то  не получилось, то больше и пытаться не стоит. Я задалась целью избавить моих обучающихся от главного комплекса — боязни выглядеть глупо, если ты неправильно говоришь по-английски. Дополнительное образование дает педагогам больше возможностей использовать неординарные методики преподавания своей дисциплины. И однажды я случайно познакомилась на методику интенсивного обучения иностранным языкам Дмитрия Петрова, которая направлена на обучение говорению на иностранном языке  в самые короткие сроки, всего за шестнадцать занятий. Мне так понравилась идея и положительный эмоциональный фон на занятиях, что я решилась на эксперимент - внедрить эту методику на занятиях в своем детском объединении «Мир английского». Основа методики — насыщенная языковая практика. Никаких абстрактных теорий, новые знания сразу же выводятся в речь. Получается неделимый синтез из лексики, грамматики, формул, таблиц и живого общения; именно этот сплав и даёт необходимый результат.  

Этапы методики:

1. Мотивация.

2. Настройка на ассоциативный образ изучаемого языка с целью его объёмного восприятия и снятия психологических и эмоциональных блоков.

3. Освоение базовых грамматических структур (алгоритмов) и доведение их до автоматизма.

4.Освоение базового лексического запаса по основным темам (по принципу частотности).

5. Навык комбинирования.

6.Индивидуальный модуль.

Рассмотрим каждый этап подробно.

1. Мотивация.

Когда ребенок приходит в наше учреждение на занятия, у него есть потребность в изучении английского языка и, прежде всего, потребность в общении на английском языке.

 Каждый ребенок ответил на вопрос «Зачем я изучаю английский язык?»

 Вариантов было множество, приведу некоторые их них:

- интересно;

- нравится;

- не хочу огорчать маму;

- хочу использовать знания на отдыхе вместе с родителями;

- хочу знать английский лучше, чем другие;

- английский язык пригодится в дальнейшей жизни для получения хорошей работы и карьерного роста.

2. Настройка на ассоциативный образ изучаемого языка с целью его объёмного восприятия и снятия психологических и эмоциональных блоков.

            Важным этапом методики является работа с образами. Например, понятие «английский язык» обладает для каждого своей  ассоциацией: у кого-то это двухэтажные автобусы, у кого-то чёрные такси, мост через Темзу, здание Биг Бэн и т. п. Необходимо представить этот образ и нажать воображаемую кнопку, которая перенесёт туда и как бы погрузит в язык, в его культуру. Главное, чтобы образ был приятным и создавал комфорт в обучении. На данном этапе нужно принять, что изучаемый язык не простой набор слов и правил, а пространство со своими оттенками, цветом, запахом, образами.  У детей очень много приятных ассоциаций, вот некоторые из них:

  •  фильмы о Гарри Поттере;
  •  фильмы цикла «Хроники Нарнии»;
  •  мультфильмы кинокомпании «Дисней»;
  •  Селена Гомез;
  •  Майли Сайрус;
  •  отдых;
  •  компьютерные игры и т.д.

   3. Освоение базовых грамматических структур (алгоритмов) и доведение их до автоматизма.

Создаётся костяк (матрица) изучаемого языка в виде схемы, по объёму не превышающая таблицу умножения, которая включает 9 вариантов общения на английском языке.

?

+

-

Will I ...?

I will ... .

I will not ... .

Будущее время

Do I ...?

I ... .

I do not ... .

Настоящее время

Did I ...?

I ...ed.

I did not ... .

Прошедшее время

Не нужно зацикливаться на правилах, а нужно просто говорить. И на начальном этапе ошибки  не должны смущать. Изучение языка тормозится, если с самого начала заваливать его правилами. Не бойтесь делать ошибки, этим достигается лёгкость в общении, раскрепощенность. Думайте, что сказать, а не как правильно.

4. Освоение базового лексического запаса по основным темам (по принципу частотности).

В любом языке в обиходе употребляется на 90% одни и те же слова, это примерно 300-500 слов, которые используются практически всеми независимо от образования и культуры. Эти слова включают примерно 50 — 60 наиболее употребляемых глаголов, а также предлоги, союзы, вопросительные и служебные слова.

Например,  можно использовать в речи данные глаголы:

like - любить, нравиться

play - играть

help - помогать

want - хотеть

work- работать

live - жить

love - любить

watch TV - смотреть телевизор

jump - прыгать

dress - одеваться

 5. Навык комбинирования: способность формировать из минимального набора слов максимальное количество фраз.

Необходимо избегать напряжения, насилия над собой. Каждый день понемногу, но регулярно повторять простые, наглядные схемы со словами и оборотами. Не нужно затрачивать много времени, непродолжительные повторения гораздо эффективнее. На занятиях обучающиеся использовали глаголы, которыми они уже свободно владели, учились комбинировать свой небольшой лексический запас и использовать в речи  необходимые 9 вариантов речи для полноценного общения.

Например, возьмём глагол  like - любить, нравиться, составим  с ним все возможные варианты общения в повседневной жизни.

?

+

-

Will I like?

I will like

I will not like

Будущее время

Do I like?

I like

I do not like

Настоящее время

Did I like?

I liked

I did not like

Прошедшее время

6. Индивидуальный модуль.

 Каждый обучающийся с самого начала учится  говорить о себе, своей деятельности, своих интересах.

Использование данной методики на занятиях позволило мне систематизировать все  времена глаголов в схемы, куда  включены три варианта общения — вопрос, утверждение, отрицание. Дети стали более раскрепощенные, преодолели психологические барьеры и неловкость, они не боялись говорить; даже если звучали ошибки, мы не акцентировали на них внимание, ведь главное- говорить, а потом уже правильно говорить. Обучающиеся могли с легкостью одновременно использовать все возможные варианты общения во всех изученных временах. Каждый ребенок, сохраняя внутри себя положительный ассоциативный образ, почувствовал «ситуацию успеха».

Современный английский язык – это удивительный, постоянно меняющийся и развивающийся мир, открывающий новые возможности тем, кто искренне стремится стать его частью. Следить за его развитием намного интересней в процессе изучения, а приложив немного стараний и овладев языком мирового общения, можно смело назвать себя современным человеком мира. Все  повседневные сложности, которые вначале казались непреодолимыми, вскоре стали такими же естественными, как и в родном языке.  Как следствие, живое общение вскоре превратилось в источник огромного удовольствия и стало поощрением к дальнейшей учебе.

Каждому, кто только собирается познакомиться с английским языком  или стремится усовершенствовать свои знания и разговорные навыки, следует помнить, что главное – иметь сильную мотивацию, обладать самодисциплиной и заниматься в удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования игр на занятиях по иностранному языку в учреждениях дополнительного образования.

Данный материал представляет опыт работы педагога дополнительного образования МКОУ ДОД «Детско-юношеский центр» Капитоновой Светланы Владимировны по теме «Эффективность использования игр на заня...

Из опыта работы педагога дополнительного образования объединения по изучению иностранного языка

Вот уже около 29 лет я провожу обучение иностранному языку обучающихся начальной школы. Предложение о проведении такого объединения ребят было встречено с большим интересом и детьми, и родителями. Шко...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования

В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...

Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.2.Недостаточная мотивация крае...

Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования

Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования...

Просмотр мультфильмов – дополнительный инструмент для изучения иностранного языка.

Все учителя хотят сделать уроки продуктивными и увлекательными. Разнообразить содержание урока помогут мультфильмы. Не стоит считать просмотр мультфильмов несерьезным занятием. Этому есть несколько пр...