Методы и приемы обучения чтению на английском языке в начальной школе
статья по иностранному языку

Дзекан Анна Александровна

В данной ствтье рассматриваются методы и приемы обучения чтению на английском языке младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как форма общения является, по мнению специалистов, самым необходимым для большинства, в том числе и ребенка. Возможность непосредственного общения с носителем языка имеют сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве приоритета. С чтения начинается изучение любого иностранного языка, оно предполагает сложные мыслительные операции и результатом этого является извлечение информации из прочитанного. Чтение имеет огромное значение в коммуникативной деятельности людей. Эта форма общения обеспечивает передачу опыта, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает.

Именно в младших классах начальной школы закладываются основы чтения как важнейшего вида речевой деятельности. Чтение на иностранном языке, на начальном этапе, формирует у детей готовность к иноязычному общению, способствует более раннему приобщению к новому для них языковому миру, формирует положительный настрой к дальнейшему изучению иностранного языка. Чтение знакомит обучающихся с жизнью зарубежных сверстников, с миром детской и художественной литературы, иностранной музыки и кино. В младшем школьном возрасте учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками, так как у них не возникает психологических барьеров при изучении иностранного языка. Обучающиеся получают общее представление о грамматике иностранного языка, тренируются в правильном произношении звуков, слов и предложений, знакомятся с интонационными особенностями. Доказано, что успех в изучении и дальнейшее отношение обучающихся к предмету во многом зависят от манеры преподавания предмета, от того, насколько эмоционально и интересно педагог проводит занятие. Поэтому, в процессе обучения иностранному языку в младших классах необходимо применять различные игровые приемы, и наглядность (игрушки животных, карточки, и тому подобное). Чем увлекательнее и интереснее проходят занятия, тем легче и прочнее усваивается пройденный материал.

Обучая младших школьников навыкам чтения, сталкиваешься с рядом трудностей: дети, знающие графическое изображение знаков транскрипции и умеющие их произносить, испытывали трудности в произношении слов. Особенно остро стоит эта проблема перед теми родителями, чьи дети еще не совсем хорошо и бегло читают на родном языке. При обучении чтению на начальном этапе важно научить школьника правильно читать, то есть научить его правильно произносить. извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения - быстрого и качественного извлечения информации.

Любой учитель при обучении чтению ставит определенные задачи и старается разработать эффективные методы и приемы по обучению чтению и прививать интерес и потребность к чтению.  Для этого необходимо разобраться в существующих методах, и к каким практическим результатам они приводят.

  1.  Фонетический метод. В его основе лежит алфавитный принцип. Обучение здесь строится на соотношении между буквами или группами букв и их произношением. Данный метод имеет два направления: первое - метод систематической фонетики, в котором с самого начала систематично обучают фонетике, обычно, но не всегда перед тем, как дают читать целые слова. Подход чаще всего основывается на синтезе: детей обучают звукам букв и тренируют их на соединении этих звуков. Второе - метод внутренней фонетики, в основе которого лежит визуальное и смысловое чтение, в котором вводят фонетику позднее и в меньшем количестве. Дети, обучающиеся по этому методу, учат звуки букв в процессе анализа знакомых слов.
  2. Лингвистический метод. Этот метод подразумевает обучение чтению на основе слов, которые часто используются и которые читаются так, как пишутся. Читая слова, которые читаются так, как пишутся, ребенок постепенно учится определять соответствия между буквами и звуками.
  3. Метод «целых слов». Данный метод заключается в том, что детей обучают распознавать слова как целые единицы, не объясняя им буквенно-звуковых соотношений. Обучение здесь строится по принципу визуального распознавания целых слов, не разделяя их на буквы и слоги. В этом методе не учат ни названиям букв, ни буквенно-звуковому соотношению.
  4. Этот метод очень напоминает метод целых слов. Одна из характерных особенностей этого метода  - фонетические правила не должны объясняться обучающимся. Связь между буквами и звуками выучивается через процесс чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Философский взгляд этого метода в том, что обучение чтению, как и освоение разговорного языка - естественный процесс, и дети способны сами его постичь.
  5. "Алфавит Питмана". В основе данного метода лежит английский алфавит, расширенный до 44 букв. Каждая буква этого алфавита произносится только одним способом, то есть все слова читаются так, как они пишутся. Заглавные буквы в этом расширенном алфавите пишутся так же, как и маленькие, только более крупным шрифтом. По мере освоения ребенком чтения буквы заменяются на обычные.
  6. Метод Мура. Здесь всё начинается с того, что ребенка обучают буквам и звукам, используя при этом компьютер со специальным программным обеспечением, "произносящий" звуки или названия символов. После того как ребенок выучивает названия букв и символов (знаков препинания и цифр), ему показывают определённые буквы на экране, он их набирает на клавиатуре, и компьютер "произносит" эти буквы, преобразуя их сначала в короткие простые слова, а затем составляя из них предложения. Также этот метод включает устную речь, слушание и письмо под диктовку.
  7. Метод Монтессори. М. Монтессори давала детям буквы алфавита и обучала их идентифицировать их, писать и произносить. Позже, когда дети уже умели соединять звуки в слова, она учила их соединять слова в предложения.

Из всего многообразия приведённых методов, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны, я бы хотела выделить два наиболее распространённых подхода - это обучение чтению целым словом (иначе whole word recognition или look and say) и обучение чтению методом звукобуквенных соответствий (phonics). До сих пор между последователями этих двух глобальных методов не утихают споры, какой из них является наиболее эффективным.

Каковы преимущества данного способа обучения чтению? В английском языке невероятное количество слов-исключений, которые не поддаются никаким правилам чтения. И большая часть этих исключений выпадает именно на часто употребляемые слова. Поэтому их в любом случае придётся учить. К тому же, благодаря методу визуализации достаточно быстро начинается осмысленное чтение. Тогда как при введении правил чтения длительное время проводится отработка правила в чтении многочисленных слов, коммуникативного значения которые не несут (ведь на данном этапе главное, чтобы слова подходили под определённое правило, а что эти слова значат, в принципе не важно). Таким образом, обучение чтению целыми словами способствует повышению мотивации ребёнка, поскольку буквально через 2-3 недели он способен читать небольшие диалоги, он горд собой и чувствует, что он может читать по-английски. Обучение чтению методом визуализации способствует также развитию полезных стратегий в области чтения. Например, чтение по ключевым словам (My name… is), что очень важно для быстрого, беглого чтения.

Есть у этого способа и минусы. Например, достаточно большой объём информации, необходимой для заучивания, в то время как современные дети не отличаются хорошей памятью. К тому же, ребёнок может путать слова, похожие по написанию. Кроме того, при появлении нового слова ребёнок просто не знает, как его прочитать, потому что не знает ни правил чтения, ни транскрипции, он может только догадываться.

Таким образом, при обучении детей чтению на ранних этапах изучения языка не стоит впадать в крайности – злоупотреблять визуализацией или использовать только чтение слов по правилам чтения. Я хочу предложить следующие приемы при обучении чтению младших школьников:

1) Применение аудио- и видео-приложений, разработанных авторами УМК или подобранные учителем по теме занятия, различные песенки, рифмовки и чанты;

2) Различные упражнения с изученной лексикой, способствующие развитию навыка чтения целыми словами, например: вариации игр на соответствие: соединение частей знакомых слов (из двух колонок ребята подбирают начало и конец слова), установление соответствий: слово – картинка, выбор слова, подходящего к картинке, из списка предложенных слов; упражнения с пропущенными буквами; игра на развитие памяти, или "пары". Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание "Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и слово".  

После того, как ребёнок освоил звукобуквенные соответствия, можно переходить к обучению чтению по фонематическому принципу. Из-за большого количества правил чтения, и ещё большего количества исключений из этих правил, данный вид работы также представляет ряд сложностей для младших школьников. В первую очередь начинаю учить чтению на примере слов, в которых буквы передают именно те звуки, которые были выучены детьми на этапе чтения целыми словами. По очереди прикрепляю на доску или демонстрирую в мультимедийной презентации буквы и прошу назвать звуки, которые они обозначают, затем звуки соединяем в слова, по аналогии с принципом чтения на русском языке. Хочется отметить, что внедрение компьютерных технологий в процесс обучения позволяет сделать указанные виды работы более динамичными и привлекательными для учащихся.

Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. Некоторые учащиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Нередко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями детей данного возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.  В процессе обучения чтению учащиеся совокупно усваивают все аспекты языка: отрабатывается произношение, интонация, расширяется лексический запас, закрепляются грамматические структуры, так же чтение способствует развитию всех других видов речевой деятельности (аудирования, говорения, письма).

Чтение на любом уровне развития имеет практическую ценность, а связанное с этим ощущение успеха повышает интерес учеников к иностранному языку; оно является основным путем приобщения к культуре народа, язык которого изучается.

Используемая литература:

1. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991.

2. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. Вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2003.

3. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Галльская - М.: АРКТИ, 2003.

4. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, С.Ф. Шатилов. - М.: Высшая школа, 1982.

5. Методика обучению чтению на английском языке в начальных классах/Б.В. Сергеева, И.В. Беляева. – Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн), 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе

Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе...

Обучение чтению на английском языке в начальной школе.

Современный стандарт предъявляет не только новые требования к образованию, но и к использованию  новых подходов в работе. Чтение вслух имеет большое значение для овладения изучаемым языком как ср...

Методическая разработка "Обучение чтению на английском языке в начальной школе с использованием ЦОРов и электронных учебных пособий

В данной разработке я делюсь своим опытом работы с детьми начальных классов при обучении их чтению на английском языке, Работа была представлена на муниципальный конкурс-ярмарку методических разработо...

Обучение чтению на английском языке в начальной школе

Здесь будут рассмотрены этапы обучения чтению на английском языке начальной школы....

Обучение чтению на английском языке в начальной школе на основе аутентичной сказки Ben and Holly’s Little Kingdom.

Дети всегда с удовольствием читают сказки и смотрят мультики про волшебных героев и чудеса, которые с ними происходят, и, на мой взгляд, уже с начальной школы можно вовлекать обучающихся в мир сказок ...

Обучение чтению на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению  на английском языке является непростой задачей и вызывает много вопросов у учителей и родителей. Данная тема для меня является актуальной, так как я работаю с первоклассниками , ...