Таксономия Б.Блюма
статья по иностранному языку (3 класс)

Шукшина Ирина Владимировна

В условиях современного информационного века учителю необходимо перейти от традиционных методик обучения  к таким, которые подразумевают не только самостоятельный направленный тематический поиск информации обучающимся, но и  осмысление, креативизацию и применение новой информации, необходимой  для дальнейшего саморазвития учащихся. Именно поэтому так важна тема формирования и развития функциональной грамотности учащихся. Одной из основных моделей поддерживающих данное направление является Таксономия Бенджамина Блума, представляющая шесть уровней мышления и охватывающая последовательность когнитивных навыков состоящих

 из знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки. Таксономия Блума,  с внесенными современными нейропсихологами и преподавателями изменениями, остается актуальным и востребованным инструментом в современной системе образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taksonomiya_b.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Таксономия Б.Блюма и ее  применение в практике преподавания чтения и письма английского языка.

И.В Шукшина

Учитель, Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 356 Московского района района, г. Санкт-Петербург

В условиях современного информационного века учителю необходимо перейти от традиционных методик обучения  к таким, которые подразумевают не только самостоятельный направленный тематический поиск информации обучающимся, но и  осмысление, креативизацию и применение новой информации, необходимой  для дальнейшего саморазвития учащихся. Именно поэтому так важна тема формирования и развития функциональной грамотности учащихся. Одной из основных моделей поддерживающих данное направление является Таксономия Бенджамина Блума, представляющая шесть уровней мышления и охватывающая последовательность когнитивных навыков состоящих

 из знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки. Таксономия Блума,  с внесенными современными нейропсихологами и преподавателями изменениями, остается актуальным и востребованным инструментом в современной системе образования.

«Таксономия Блума» была создана Бенджамином Блумом в 1956 году /1/. Она представляет собой  анализ и классификацию результатов и целей обучения. Теория стала настолько популярной, что стала использоваться как для  разработки цифровых задач и оценки приложений, так и для  написания вопросов и оценок. Первоначальная последовательность когнитивных навыков состояла из знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки. Эта структура была пересмотрена в 2001 году Лорин Андерсон и Дэвидом Кратволом, что  внесло некоторые изменения в заданную структуру. /2,4/

Наиболее интересным для учителей  стала замена понятия «синтез» на понятие «творение», что подразумевает  самый сложный когнитивный навык.

Сегодня книга Б. Блума “Taxonomy of Educational Objectives” – стала особенно  популярна, в связи с переходом на новую ступень в преподавании и  обучении. А как известно,  новое это хорошо забытое старое.  Иерархическая классификация целей включает в себя когнитивные (отвечающие за познание/научение),  аффективные (воспитание) и психомоторные (воплощение или “мастерство”), но широкую известность автору принесла именно субсистема когнитивных целей. На сегодняшний момент существует много разновидностей и трактований по применению иерархической системы мыслительных процессов. (Сразу вспоминается иерархия «пирамиды» А.Маслоу, система  SMART(ER) из современной теории менеджмента (целеполагание, постановка задач), иерархия конструктивных элементов проблемных подсистем и  т.д. ) Обращаясь к общим положениям и стратегии применения данной теории в системе обучения важно отметить наличие описания структурных составляющих

 и релевантные лексические единицы. /5/

 Для меня, как учителя английского языка наилучшим вариантом, касательно моего личного опыта,  будет приведение примера использования данной методологиии на примере  проекта «Story writing»/ «Написание историй»/. Специально для учеников третьего класса была создана программа по внеурочной деятельности, способствующая развитию навыков чтения, письма, формирования основ базовых грамматических конструкций. Детям было предложено опираясь на книгу «Три поросенка  детектива» /7/ создать свою историю, ввести своих героев и свои приключения. Для подготовки к любому проектированию, необходим значительный информационный ввод, который бы сформировал базу знаний и способствовал  подготовке сознания к аналитическим процессам , в том числе узнаванию, сравнению и последующему самостоятельному творчеству.

Для этого учащимся были показаны оригинальные мультфильмы с различными версиями событий, что способствовало развитию креативной направленности в восприятии литературно – тематического ряда.По Блюму на каждом этапе учащийся побуждается к действию

  • Итак, первый уровень таксономии Блума-это знание, узнавание.  На этом этапе для детей очень важен процесс осознания , распознавания постановка  и возможность ответить на самые  простые виды вопросов : Что, Где, Когда и Кто? «The three little pigs detectives» , кто наши главные герои, что  мы о них знаем, где происходят события. (Глава 1.)
  • Уровень второй – это подход к более сложным мыслительным процессам. Это уровень понимания, уточнения, идентификации, предположения. Все ли правильно сформулировано, вспоминаем и анализируем просмотренные мультфильмы, для следующего шага. Планируем и предсказываем будущие события, индивидуально отбираем свой вариант развития событий. На этом этапе отрабатываются и базовые фразеологические паттерны, которые в дальнейшем помогут ребятам сформулировать свое повествование истории (Глава 2.)
  • Третий уровень: Уровень применения, практическое решение, использование информации или концепции в новой интерпретации, конструируем, моделируем,  что будет происходить с нашими героями, линии  поведения, придерживаемся определенной выбранной модели последовательности действий. На этом этапе дети отрабатывают навыки  чтения, набирают свой, нужный им для их повествования,  лексический запас.  (Главы 3-5)
  • Четвертый уровень: Уровень анализа, интерпретерующие вопросы  - Почему, как ? Противопоставляем поведение животных, выделяем характерные особенности, отбираем  характерные факты (например, особенности питания животных, их повадки) Формируется новый уровень осмысления и подачи материала без паттерна,  на этом уровне дети самостоятельно могут ввести новых героев (например, рыбка в  реке, волк) Они собирают «части» своего повествования, объясняя как складывается их повествование, какие процессы они  затрагивают, выстраивается определенная последовательность действий.(Главы 6-8)
  • Пятый уровень: Синтез, творческое осмысление и переработка, соединение идей для создания нового контекста и решения проблемы, реконструкция, реорганизация. Дети  создают новый продукт, выдвигают необычные решения. (Who can help to find the stolen cabbage? Кто еще может помочь поймать похитителей?Who are the other heroes, what are the special places the three little pigs visit in the forest? Какие еще могут быть введены герои, какие места посещают три маленьких поросенка – детективы?) Складывается окончательная фабула повествования. (Глава 9-10)
  • Шестой уровень: Оценка, рефлексия, критика, поддержка,  высказываем свои суждения относительно  сформированного развития  событий и результата,  создаем дополнительный справочный аппарат  (кроссворд  с использованием названий всех животных и их дефиницией, задание на соединение понятий, кроссворды и задание на специальные вопросы по тексту в программе LearningApps и т.д.) Коллегиально осуществляется отбор лучших работ для чтения в других классах.
  • Заключительный этап – это завершение работы. Доработка материала как письменного, так и иллюстративного,  завершающая печать работ. 

В заключении, хотелось бы привести цитату из работы  «Where Has The Joy Of Learning Gone?» «Куда делась радость познания?» Джудит Виллис и Терри Хайка /6/ «Истина заключается в том, что когда радость и комфорт стираются из класса и заменяются однородностью, а спонтанность заменяется конформизмом, мозг студентов дистанцируется от эффективной обработки информации и долговременного хранения памяти». В своей работе авторы (от авт. : известные нейропсихологи, преподаватели, писатели  и лекторы –популяризаторы современных методов обучения) отмечают,  что «такие технологии, как моделирование обучения, новые модели обучения, обучение на основе сценариев, и многое другое уже существуют». Что сейчас особо остро стоит вопрос замены  «тревоги производительности радостью самопознания». Независимо от того, насколько поэтичен аргумент, приводящий их в действие в свете современного направления в обучении, фокусируется все в основном на "профессионализме" и существующих предубеждениях, существующих  в школах и сообществах, именно поэтому такое "реальное обучение", является огромной проблемой. Вывод обучения на уровень познания, активизации креативных способностей и самореализации  обучающихся несомненно стоит на одном из первых уровней в учебном процессе.

Список литературы:

  1. Б.Блюм"Таксономия Образовательных Целей: Сфера Познания". https://www.teachthought.com/learning/what-is-blooms-taxonomy-a-definition-for-teachers/ 
  2. Anderson, L. W. and Krathwohl, D. R., et al (Eds..) (2001) A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. Allyn & Bacon. Boston, MA (Pearson Education Group) **There is a newer (2013), abridged, less expensive version of this work.
  3. Bloom, B.S. and Krathwohl, D. R. (1956) Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals, by a committee of college and university examiners. Handbook I: Cognitive Domain. NY, NY: Longmans, Green
  4. Krathwohl, D. R. (2002) A Revision of Bloom’s Taxonomy. (PDF) in Theory into Practice. V 41. #4. Autumn, 2002. Ohio State University.
  5.  What Is Bloom’s Taxonomy? A Definition For Teachers by Terry Heick,  December 11, 2018, by TeachThought Staff.  https://www.teachthought.com/
  6. Where Has The Joy Of Learning Gone?

by Judy Willis M.D., M.Ed., radteach.com & Terry Heick 

https://www.teachthought.com/learning/joy-of-learning-gone/, https://ru-ru.facebook.com/pg/RAD-Teach-Dr-Judy-Willis-242896808074/about/?ref=page_internal

  1. Наумова, Н.А. The three little pigs make detectives./Три попросёнка становятся детективами./ М.: Айрис- Пресс., 2018 -16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по таксономии Б.Блума

Конспект урока по математике 2 класс по теме "Решение уравнений вида х-30=7"...

Конспект урока по математике по таксономии Б.Блума

Конспект урока по математике 2 класс по теме "Решение уравнений вида х-30=7"...

Конспект урока по математике по таксономии Б.Блума

Конспект урока по математике 2 класс по теме "Решение уравнений вида х-30=7"...

Конспект урока по математике по таксономии Б.Блума

Конспект урока по математике 2 класс по теме "Решение уравнений вида х-30=7"...