«Формирование речевой компетенции на уроках английского языка через использование современных образовательных технологий»
материал по иностранному языку

Лобанова Елена Викторовна

Предтавление педагогического опыта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_po_i.docx62.28 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта по теме:

«Формирование речевой  компетенции на уроках английского языка через использование современных образовательных технологий»

Сведения об авторе: Лобанова Елена Викторовнa, образование – высшее, педагогический стаж (общий) 5,9 лет, в данной образовательной организации- 2 года

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,

 что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»

                                                                                                                                              Ключевский В.О.

Актуальность
Главным в своей учебно-педагогической деятельности я считаю установление таких отношений между учителем и учеником, при которых ученик чувствовал бы себя комфортно, осознавал себя значимым и нужным, желающим узнавать и знать, что ему в этом помогут.  Первостепенной моей задачей как учителя – быть помощником для своего ученика в изучении иностранного языка. Успехученика – это успех учителя, результат его работы.  Постоянно растущие требования к уровню владения английским языком, ставят вопрос о выборе того или иного метода обучения английскому языку.  Современная методика предлагает огромный выбор из множества методических систем. И я стремлюсь использовать в своей педагогической деятельности новые, интересные и эффективные технологии. Но приоритетным остается коммуникативный метод обучения.

Поэтому проблема, над которой я работаю – формирование речевой  компетенции на уроках английского языка через использование современных образовательных технологий. При  ее выборе я руководствовалась требованиями, предъявляемыми федеральным государственным образовательным стандартом и условиями обучения в общеобразовательной школе.

Актуальность моей проблемы заключается в том, что в условиях внедрения ФГОС основная цель обучения иностранному языку состоит в формировании у учащихся коммуникативной компетенции. Используя технологию коммуникативного обучения, педагог может научить школьников говорить на изучаемом языке, понимать речь, вести дискуссию, беседу, создавать сообщения, рассказы, характеристики литературных героев и исторических личностей, читать тексты различных жанров.

Умение воспринимать чужую  культуру, находить в ней сходства и различия со своей, умение  достигать  взаимопонимания  –  вот, что я считаю  актуальным. Какая польза может быть от изучения иностранного языка, если человек не может применить его на практике?! Из 4-х аспектов, на которых держится любая языковая практика (чтение, письмо, говорение и восприятие речи на слух), повышенное внимание уделяется именно двум последним. Использование современных образовательных технологий, безусловно, является способом повышения интереса к изучению предмета.

Считаю, что актуальность моего опыта заключается в том, что её методика

  • вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
  • заинтересовать учащихся в изучении ИЯ;
  • помогает ориентироваться в иноязычной среде и уметь реагировать в различных ситуациях;
  • формирует умения применять теоретические знания в конкретных практических заданиях;
  • помогает преодолеть страх языкового  барьера;
  • влияет на выбор будущей профессии учеников.

Основная идея и новизна опыта

    Условиями становления опыта является требование обществом качественного образования; потребность общества в образованной личности; требования,предъявляемыесовременным обществом к учителю, которые требуют разработки новых технологий педагогической деятельности. Владение иностранным языком становится неотъемлемым качеством культурного, образованного человека.Ведущая идея педагогическогоопытазаключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию возможностей каждого ученика в изучении английского языка и практикой общения на нем.

Мой опыт формировался на базе МБОУ «Ковылкинская СОШ№3». Становление педагогического опыта осуществлялось и осуществляется на учебных занятиях и во внеурочное время. Изучение иностранного языка как отдельного предмета начинается со 2-го класса. На протяжении своей деятельности я замечаю, что у определённого числа учащихся, а иногда на определенном этапе обучения интерес к изучению языка снижается или полностью отсутствует.

Моя задача – поддержать в ученике познавательный интерес к данному предмету на протяженииобучения. А добиться этого сложно. Мои наблюдения позволили мне сделать выводы и увидеть преимущества коммуникативного метода обучения, позволяющего  развивать у детей самостоятельность в поиске необходимой информации, обучению детей общаться в реальной жизни. Кроме того, в новых учебниках английского языка, соответствующих ФГОС, усовершенствован методический аппарат: много места и заданий  отводится развитию речевых навыков: это задания на составление диалогов, монологов, вовлечение детей в беседы по различным темам. Учитель должен чутко реагировать на изменения, идти в ногу со временем, чтобы увлечь своим предметом учеников и добиться повышения качества знаний.

Технологию коммуникативного обучения Е.И. Пассова я считаю основной в преподавании иностранного языка. Свои уроки планирую по этой методике, используя материал учебника и дополняя их своими условно-речевыми и речевыми упражнениями.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • формирование навыка спонтанной диалогической речи;
  • развитие навыков реагирования на высказывание собеседника;
  • формирование мотивации и интереса к общению;
  • формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языка и культуры;
  • освоение учителем новых технологий и методик преподавания.

На формирование  и становление моего опыта работы также оказали влияние такие факторы, как чтение методической литературы,  курсы повышения квалификации, посещение семинарских занятия учителей района, участие в вебинарах и на онлайн-форумах, изучение опыта коллег.

Теоретическая база опыта

Коммуникативный методвпервые был применен 60 лет назад. Данной проблемой занимались такие ученые как: Е. И. Перовский, И. Я. Лернер, Е.И. Пассов, Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина, В. М. Филатов. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, «коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком».Современный коммуникативный метод представляет собой сочетание многих способов обучения иностранным языкам. Идет развитие всех языковых навыков - от устной и письменной речи до чтения и аудирования.

Грамматика же осваивается в процессе общения на языке: ученик сначала запоминает слова, выражения, и только потом начинает разбираться, что они собой представляют в грамматическом смысле. Цель - научить ученика говорить на иностранном языке не только свободно, но и правильно.
Данный метод, в первую очередь, нужен для того, чтобы снять страх перед живым общением. Человек легко сможет найти общий язык в чужой стране, владея стандартным набором грамматических конструкций и имея не очень большой словарный запас. Данный метод отличается от других тем, что учебные далекие от реальной жизни тексты заменяются на диалоги из повседневной жизни. Учащиеся обыгрывают их таким образом, чтобы вызвать друг друга на разговор. Происходит обсуждение тем, которые знакомы учащимся на их родном языке. Темы должны быть близки и интересны учащимся.

Практика показывает, что из всех умений, предусмотренных программой, хуже всего учащиеся овладевают именно разговорной речью. Особенно это ощущается в старшем звене, когда от учащихся требуется не только задавать вопросы и уметь на них отвечать, но и умение вести беседу, выражать согласие или несогласие, пояснять  причину отказа и т. д.

В своей работе я опираюсь на учебно-методический комплекс «Rainbow English» под редакцией  О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой, выпущенный издательством "Дрофа". Учебники этого УМК построены в соответствии с учебным планом (2 часа в неделю в начальном звене и 3 часа в среднем и старшем звене). Работая на основной ступени образования, я продолжаю развивать у учащихся знания, полученные ранее. В основу УМК для средних и старших классов положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта – всеми видами речевой деятельности. На уроках использую комплект методических пособий к учебникам, дидактические материалы, всевозможные электронные издания, презентации, интернет – ресурсы, компьютер и мультимедийный проектор. Активно использую методические материалы из журнала «ИЯШ», «English» и « SpeakOut», различные книги с тестами и внеклассными мероприятиями по английскому языку, мультимедийный проектор, справочники, электронные  словари, дидактические материалы, энциклопедии.

В своей работе я опираюсь на методические рекомендации, практические материалы, учебные пособия. Теоретической базой опыта явились работы:
1.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению  2-е изд. — М.: Просвещение, 1991.

2.Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе Пособие для учителя. — М.: Просвещение,1901г.
3.Бобылева Л.И.  УДК методические рекомендации по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков» УО «ВГУ им. П.М.Машерова»
4.Гальскова Н.Д. , Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие. - М.: Высшая школа, 2005

5.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - М., 2003.

6. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград, 2007.

      Систематическое повышение квалификации на курсах по темам:

1. «Проблемы реализации требований ФГОС ОО  в иноязычном образовании» в МРИО в 2019г, 108 ч.;

2.  2019 г.        108 ч.(проблемные) «Организация образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»;

3.2020 г. 72 ч. (проблемные) «Технологии и методики электронного и дистанционного обучения в условиях стандартизации современного образования»;

4. 2020 г. 144 ч. «Персонализация образования в условиях цифровой трансформации в обществе»;

5.  2021 г. 36 ч. «Навыки оказания первой помощи в ОО»;

6.  2020 г. 16 ч. «Профилактика коронавируса, гриппа и других ОРВИ в ОО»;

7.  2020 г. 19 ч. «Формирование культуры питания»;

8.  2020 г. 26 ч. «Обеспечение комплексной безопасности ОО».

     Участие в онлайн – вебинарах по предмету позволяет расширить сферу моего кругозора. Для повышения педагогического опыта использую видеолекции и видеоконференции, после чего прохожу тестирование, использую сайт Единый урок. РФ. Активно пользуюсь методическими материалами, размещенными в педагогических интернет-сообществахучителей иностранного языка.


Технология опыта

Теоретическое обучениедолжно быть организовано таким образом, чтобы его процесси результаты ставили перед учащимися актуальные проблемы практического характера. И моя задача – продуманная организация уроков для активизации коммуникативной деятельности.

В процессе обучения  опираюсь на принципы коммуникативного подхода, включая детей в познание окружающего мира. Считаю, что знание грамматики обеспечивает высокий уровень коммуникативной компетенции обучаемых, позволяющей им

1) понять и воспроизвести  информацию, воспринимаемую на слух (аудирование)
2)грамотно оформить свои высказывания с языковой точки зрения по прочитанному тексту
(чтение)


Работу над текстом на уроке организую посредством предтекстовых, текстовых, послетекстовых заданий. Особое внимание уделяю  послетекстовым  заданиям, которые побуждают учащихся отстаивать и обосновать свою собственную точку зрения.

3) участвовать в реальном речевом общении (говорение). Это - наша конечная цель! Уделяю также большое внимание и время грамматике английского языка.
Для формирования лексических навыков говорения на уроках активно использую условно – речевые упражнения. Отличительной чертой таких упражнений является использование речевой задачи в качестве установки к упражнению. Это четыре вида условно – речевых упражнений:

1. Имитативные – при выполнении данных упражнений учащийся при выражении своей мысли использует речевой образец, который он воспринял в реплике учителя.
Например: Скажите, что вы любите делать то же самое.
T: Ilikeicecreamverymuch. Whataboutyou?

P: Ialsolikeicecream.


2. Подстановочные – учащийся осуществляет действие по подстановке соответствующей замыслу его высказывания ЛЕ в грамматическую структуру, также предъявляемую в реплике учителя.

Например: возразите мне, если это не верно.

T: Doyoulikeicecream?

P: Youarewrong. Ilikechocolate.


3.Трансформационные – предполагают трансформацию реплики учителя. Например: Скажите, что вы хотите сделать что-нибудь другое.
T: I’veeatsomesoup.

C: I'mgoingtoeatsomeborsch.


4.Собственно – репродуктивные – учащиеся самостоятельно воспроизводят лексические единицы в высказываниях типа: I read a veryinterestingbookyesterday. Thebooktellsaboutanimals.


Таким образом, комплекс условно – речевых упражнений организуется соответственно стадиям формирования лексических навыков говорения.

Что же позволяет достигать активизации речевой деятельности учащихся прикоммуникативномобучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется данное обучение.

- Это учет индивидуальности каждого учащегося. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание. Для этого я использую задания разных уровней:

- Речевая направленность, т.е. обучение иностранному языку через общение.Она лежит через само практическое пользование языком. Прежде всего, это касается упражнений: чем упражнение больше похоже к реальному общению, тем оно эффективнее.

- Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения.  Слова нельзя усваивать в отрыве от их форм употребления.

- Ситуативность. Это ролевая организация учебного процесса. Использую ситуации из реальной жизни, которые обыгрываются в классе так, чтобы вызвать у учеников максимальное желание к говорению.

- Новизна. Это постоянное комбинирование материала.Она проявляется в различных компонентах урока. Стараюсь менять предмет общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала, организации урока  и разнообразие приемов работы.

- Коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого являются успехи остальных.
- Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Отбираю необходимый объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка.
- Игровой метод в обучении иностранному языку;

- Технология проблемного обучения;

- Метод проектов. Применение коммуникативных технологий в средних классах;
- Использования песенного материала на изучаемом языке;

- Внеклассная и внеурочная деятельность.

Для меня самыми продуктивными являются игровой метод и метод проектов.
Игровой метод в обучении иностранному языку очень продуктивен в начальных классах.

Правильное и своевременное использование игровых технологий способствует формированию  речевых навыков.

1.Обучение навыкам речи начинаю с готового образца, рассматриваемого в качестве варианта для построения подобных ему высказываний.Дети выполняют проблемные задания, игры, головоломки, викторины. Среди них: “Wordsearch”, “Crosswords”, “Chainwords” и т.д.

2.Для закрепления  лексико- грамматических структур предлагаю учащимся составить предложения, отражающие их мнение: например широко использую речевые клише: Iagree..Idisagree…Ithink…AsfarasIknow…

3.Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации. Так, для развития речевых навыков по теме  «Мебель» ученики охотно делают перестановку в комнате. Это языковые игры:повторюшка, путаница, цепочка, загадки, составь слово, сюжетные игры: телефон, приглашение, визит, угощение, имитационные игры: врач, учитель, ветеринар, водитель;грамматические игры (построение вопросительных предложений), лексические игры (употребление слов), фонетические (физминутки, разучивание стихов), орфографические ( ребусы, шифровки), аудитивные (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования), речевые (составление и обыгрывание диалогов по теме) и т. д. Например, для закрепления   темы «Знакомство» играем в «Нового ученика». Разработаны следующие уроки- игры, «Путешествие по Лондону», «Путешествие  в Шотландию», «Презентация англоязычных стран», «Мои увлечения», игра- диалог с построением вопросительных предложений: Isita..?,Whereis…?, Whois..? Whenis...?
4. Введение новой темы и лексики в игровой форме. Например, при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Делай как я». По мере усвоения лексики игра усложняется и видоизменяется. Для  лучшего запоминания  новых слов  часто использую скороговорки.

Считаю использование игровых технологий (ролевые и деловые игры) одной из оптимальных, т.к. идёт обыгрывание жизненно- важных ситуаций. Неосознанно происходит процесс говорения. К чему мыи стремимся.Применение игр  позволяет сделать скучную работу более  интересной и увлекательной для учащихся. Чувство равенства, увлеченности, ощущение посильности заданий - всё это даёт  возможность ученику преодолеть стеснительность, снижается боязнь ошибок.Изучение грамматики тоже стараюсь провести через игру.Для изучения счета мы решаем примеры на английском языке, разучиваем считалки, поем песни.

Метод проектов. Применение коммуникативных технологий на основной ступени образования.

Проект-это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творческой форме: изготовление коллажей, афиш, объявлений, проведение интервью и исследований, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, презентации, включающие в себя фотографии, картинки, таблицы, рисование постеров сопровождают урок на разных его этапах. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно искать нужную информацию, обрабатывают данный материал. Без принуждения учащиеся повторяют лексический и грамматический материал. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки.

Использую метод  проекта  в  работе по следующим темам: «Достопримечательности Лондона», «Домашние животные», «Моя квартира», « Моё хобби». Проекты в младших классах выполняются в виде  иллюстрованных картинок «Моя семья», «Я умею», «Любимая еда». В средних классах ребята выпускают рекламы, составление расписания уроков, макет  квартиры и т.д.

При объяснении нового материала использую компьютерные презентации в MicrosoftPowerPoint, видеоролики с сайта www.Youtube.com, учебные фильмы, электронные приложения к УМК, CD-диски, видео-уроки. Пользуюсь компьютером при подготовке тестов, раздаточного, иллюстративного материала, что помогает решить проблему аудиовизуального обеспечения урока. Использую компьютерные обучающие программы по английскому языку «Образовательная коллекция», материалы «Электронной школы России», BBC 6 minuteEnglish.

Уроки иностранного языка отличаются постоянным дефицитом времени, поэтому информационные технологииособенно актуальны. Применение ИКТна некоторых этапах урока позволяет мне эффективноиспользовать время. Применение ИКТ я рассматриваю как одно из эффективныхспособов организации учебного процесса.
На своих уроках применяю разные технологии. Выбор технологии  зависит от типа урока, от целей, от изучаемого материала и других факторов.Главное внимание уделяю системной работе над учебным материалом, совмещаю использованиематериалов учебника и рабочей тетради, целостность лексического и грамматического материала.

1. Использую технологию  сотрудничества (групповую  и парную работу), которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи. Дети пробуют свои силы в качестве консультантов,  экспертов, художников, и т.д. Сотрудничество проявляется в работе в парах при проверке стихов, письма по памяти и проверке пересказа текста при применении игровых моментов. Так, при введении структуры “ Wherewouldyouliketogo?”, учащиеся могут провести опрос класса или определенной группы и закрепить вопрос и ответ в своей речи. Особенно важным является формирование навыка спонтанной речи.

2.Применяю такие методы обучения: диалог, пересказ, работа над произношением, метод проблемного обучения, метод закрепления, метод контроля и оценки.
3.Применяю элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, релаксационные паузы.

4.При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся также  формируются коммуникативные умения.Наряду с пятибалльной системой оценивания используются и другие методики. Особое место занимает этап рефлексии. При правильной организации учащиеся анализируют свою деятельность на уроке. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы.


Анализ результативности.


Любая работа приносит удовлетворение, если есть результат. В нашей профессии результат- это качество знаний учащихся. Прежде всего, учащиеся постепенно преодолевают психологический барьер боязни совершить ошибку в речи. Дети учатся правильно общаться друг с другом, быть вежливыми, развивается их мышление и способность реагировать на заданную ситуацию.
1. Учебная работа. Эффективность применения мною современных образовательных технологий подтверждается итогами контрольных работ, достаточным качеством знаний в преподаваемых классах, успешным участием моих учеников на районных олимпиадах и конкурсах по английскому языку.

Результат учебной работы представлен в таблице:

классы

Результатв %

2019-2020 уч. год

2020-2021 уч. год

КЗ

УО

КЗ

УО

3

65

100

65

100

68

100

4

50

100

69

100

5

52

100

50

100

6

       54

100

Стабильное качество знаний, уровень обученности, стремление к творческому решению поставленных задач,  высокая учебная мотивация, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива - основные критерии оценки учебных результатов.Учащиеся проявляют интерес к изучению английского языка, увеличивается количество участников олимпиады по английскому языку школьного уровня.

3.Внеклассная работа. Из многочисленных форм и методов внеклассной деятельности я отдала предпочтение коллективному творчеству. Дети активно участвуют в заочных олимпиадах-конкурсах школьников по английскому языку от uchi.ru, по итогам которых дети получили грамоты и благодарственные письма.

Учащиеся  активно участвуют в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, олимпиадах муниципального, республиканского уровней:

Мероприятия в сети Интернет всероссийского уровня:

Победы и призовые места – 21 чел

Муниципальный уровень:

Победы и призовые места —2 чел

Республиканский уровень:

Победы и призовые места — 2 чел, команда -призер

Наименование конкурса

Призовое место

Ф.И. ученика

Дата

                                                  заочно-дистанционные в сети Интернет

Всероссийская образовательная платформа «Учи.ру».

Победители, призеры

Купряшкин Илья

Гуреева Дарья

Коноплянко Дмитрий

Матюшкина Алина

Купцов Артем

Синяев Илья

Кошелева Татьяна

Мишунина Валерия

2019

Всероссийская образовательная платформа «Учи.ру».

Победители, призеры

Коверов Никита

Гуреева Дарья

Оськин Роман

Коноплянко Дмитрий

Матюшкина Алина

Синяев Илья

Артамошкина Татьяна

Балашов Дмитрий

Купряшкина Елизавета

Мухаева Надежда

2020

Всероссийская образовательная платформа «Учи.ру».

Победители, призеры

Матюшкина Алина

Коноплянко Дмитрий

Мишунина Валерия

2021

очные муниципальные мероприятия

Муниципальный конкурс по иностранным языкам «Языковая мозаика»

Победитель

Петрова Полина

2020

Муниципальный конкурс по иностранным языкам «Языковая мозаика»

Призер

Балашов Дмитрий

2020

 очные республиканские мероприятия

Открытый республиканский фестиваль  иностранных языков

Призер

Команда школы

2021

Открытый республиканский фестиваль  иностранных языков

Призер

Балашов Дмитрий

Пиксин Евгений

2021


4. Самообразование и методическая работа.Принимаю участие вочных, дистанционных, заочных вебинарах, семинарах, Форумах, повышаю мастерство на курсах ПК. Для распространения своего опыта использую педагогические сообщества в сети Интернет. Имею личный сайт в сети Интернет: https://nsportal.ru/elena-lev

Вывод: Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность обучающихся. Задача учителя активизировать деятельность каждого обучающегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Создание благоприятных условий для учащихся, использование современных технологий позволяют повысить эффективность и результативность обучения, и стимулирует меня, как учителя,  искать всё более совершенные методы и приёмы. Продолжаю работать над повышением коммуникативной направленности учащихся и повышением их интереса к предмету.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.


1.Работая по УМК Rainbow English, стала сталкиваться с трудностями в обучении чтению учащихся начальной школы. Возникает  проблема: как научить читать без ошибок и не потерять интереса учащихся к изучению английского языка? У детей возникают трудности с изучением английского алфавита, английской фонетики, так как полностью отсутствуют упражнения на обучения знаков транскрипции.
2. Ограничены возможности материально-технической базы школы.

3. При использовании коммуникативного  метода из поля зрения выпадают слабые учащиеся, поэтому приходиться составлять использовать разноуровневые задания.
4. Содержание школьного курса английского языка характеризуется большим объёмом информации, которая должна быть усвоена и принята учениками. Не всякая информация способна пробудить у учащихсяпознавательный интерес. В применении данного опыта на уроках имеются свои трудности:

-  очень сложно приучить учащихся к самостоятельному изучению того или  иного материала;

-  обучение требует большего количества времени;

-  от учителя английского языка требуются отличное знание предмета, а также оперативность в работе на уроке. С моей точки зрения, это достаточно трудно при 2-3 часах английского языка в неделю, предусмотренных программой, и, тем не менее, мы стараемся выполнить максимальный объем работы.

Методический блок

Упражнения на формирование речевой  компетенции на уроках английского языка

1. Знакомство. Класс составляет вопросы и дети задают их друг другу.

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Откуда ты? Твое хобби? Какие домашние питомцы у тебя есть?

2. Кто я? 1.Учитель пишет на доске следующие предложения:

а) Страна, которую я хотел бы посетить.

б) Книга, которую я прочитал.

в) Мой любимый певец или актер.

г) Где я провел свои последние каникулы.

д) Что я люблю делать.

е) Мое любимое блюдо.

ж) Мой самый любимый фильм.

з) Что я не люблю.

и) Что мне хотелось бы сделать.

2. Ученики за 10 минут должны написать как можно больше ответов.

3. Разделить класс на группы по 3-4 ученика. Ученики говорят по очереди друг другу то, что написали.

3. а) Найти нужного собеседника. Учитель готовит карточки, на которых должно быть написано:

- Кто-то, кто был в Москве;

- не любит телефон;

- предпочитает чай, кофе;

- чей любимый спорт теннис, футбол и т.д.;

- любит плавать;

- не умеет кататься на велосипеде;

- любит слушать музыку;

- чей день рождения в июне.

б) Каждому учащемуся выдается карточка. Дети встают, проходят по классу и стараются найти в группе того кто им подходит. Неплохо помочь учащимся и написать на доске 2-3 предложения которые помогут им составить правильно вопросительные предложения. (Ты любите плавать? Твой день рождения в июне? Ты любишь слушать музыку?)

4. Подстановка. Учитель пишет предложения на доске:

а) Люблю персики и мороженое;

б) Ученики читают предложение хором вслух;

в) Учитель называет слово-подсказку «клубника» и один из учащихся повторяет предложение подставляя вместо слова мороженое – клубника и все учащиеся хором повторяют новое предложение;

г) Учитель называет новые слова: яблоко, пирог, не любить, он и т.д.

5. Перемена мест. Предложения предлагаются ученикам на доске или на карточках. В предложениях опускаются некоторые слова или фразы. Эти слова пишутся в другой колонке:

- Я не люблю                      .                                               автобус

-                   ходит в школу утром.                                    вечер

- Поезд отправился в Париж в 7 часов                .            яблоко

Учащиеся стараются вставить слова в нужное предложение.

6. Лексические упражнения.

- Какое слово означает……?

- Какое слово можно получить из…….?

- Какое слово противоположно данному слову……..?

- Составьте предложение со словом…….?

7. Отвечать по ситуации. Класс дает ответы на следующие ситуации:

1) Что мы говорим, когда кто-то приветствует нас (меня);

2) Представляет себя;

3) Не понимает нас;

4) Говорит слишком быстро;

5) Говорит грубо;

6) Спрашивает дорогу;

7) Просит помочь, но я не могу;

На доске пишутся словосочетания или краткие диалоги.

8. Подстановочные диалоги. 1) Учитель на доске пишет краткий диалог; 2) Дети читают его хором; 3) Учитель стирает слово или фразу; 4) Ученики повторяют диалог вставляя пропущенное слово.

9. Чтение по цепочке. Ученик начинает читать текст, остальные следят по книге. Читающий останавливается, даже может и посреди слова или фразы и называет ученика, который должен продолжить чтение.

10. Слушай и запомни! Учащимся предлагается текст с пропущенными словами или фразами. Один ученик читает полный текст, а другие пишут пропущенные слова или фразы после прослушивания. После этого каждый ученик сравнивает свой текст с оригиналом.

11. Что запомнили. Все ученики читают или слушают текст, книги закрываются. Учитель задает только один вопрос: Что запомнили из текста?

12. Ключевые слова. Ученики выбирают ключевые слова из известного текста. Они записываются на доске, после чего составляется краткий пересказ с использованием этих ключевых слов. Эта работа проводится как заключительная по теме.

13. Ассоциация. Выбирается слово или текст, например «лето», «вода», «счастье». Ученики называют свои ассоциации и учитель записывает на доске названные слова. Каждый ученик выбирает 10 – 15 слов и составляет краткий рассказ.

Список литературы

  1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению  2-е изд. –  М.: Просвещение, 1991.

2. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе Пособие для учителя.  –  М.: Просвещение,1901г.


        3. Бобылева Л.И.  УДК методические рекомендации по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков» УО «ВГУ им. П.М.Машерова»


        4. Гальскова Н.Д. , Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб.пособие.  –  М.: Высшая школа, 2005

          5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат.  –  М., 2003.

         6. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград, 2007.

        7. Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка/ИЯШ №1,2010. 

        8. В.В Сафонова. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.

        9. Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий

В статье описано формирование личностных УУД в ОС "Школа 2100" и изучены следующие образовательые технологии:- технология проблемного диалога;- технология продуктивного чтения;- технология оценивания ...

«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий »

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с со...

Статья "Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий"

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...

Методическая разработка "Обучение чтению на уроках английского языка с использованием цифровых образовательных и интернет ресурсов."

Данная работа раскрывает проблему обучения чтению на английском языке в начальной школе, а так же предлагает пути решения этой проблемы с помощью цифровых образовательных ресурсов и электронных прилож...

«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий»

Почему именно повышение мотивации?Во – первых: стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, вклю...

Повышение мотивации на уроках иностранного языка с использованием современных образовательных технологий. Игровые технологии.

Повышение мотивации на уроках иностранного языка с использованием современных образовательных технологий. Игровые технологии....

Образовательный проект «Система работы учителя по формированию устойчивой мотивации изучения английского языка через создание эффективной образовательной среды»

Практико-ориентированный проект рекомендован в качестве методического пособия для учителей английского языка, работающих во 2-4 классах, по развитию устойчивой мотивации изучения английского языка чер...