Психологические трудности, возникающие у учеников начальных классов при изучении иностранного языка.
статья по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс)

В современных условиях развития мира, знание и владение иностранным языком является жизненно необходимым. Постепенная интеграция России в мировое сообщество обуславливает рост интереса к иностранному языку. Самым популярным на данный момент является английский язык, именно на нем говорит большинство стран мира. 

Но так как английский это иностранный язык, то, как и при изучении любого иностранного языка, возникают определенные трудности в его освоении, например, трудности в произношении, восприятие иностранной речи  на слух.

Для всех учителей иностранного языка, работающих в начальной школе, в условиях перехода на новые ФГОС крайне актуальной становится проблема подготовки младших школьников к итоговой аттестации за курс начальной школы. Поэтому важно проанализировать проблемы затруднений у учащихся начальной школы в процессе изучения иностранного языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические трудности, возникающие у учеников начальных классов при изучении иностранного языка.

Шайхуллина Татьяна Владимировна,

учитель английского языка

ГБОУ Гимназии № 642 «земля и Вселенная»

В современных условиях развития мира, знание и владение иностранным языком является жизненно необходимым. Постепенная интеграция России в мировое сообщество обуславливает рост интереса к иностранному языку. Самым популярным на данный момент является английский язык, именно на нем говорит большинство стран мира. [1]

Но так как английский это иностранный язык, то, как и при изучении любого иностранного языка, возникают определенные трудности в его освоении, например, трудности в произношении, восприятие иностранной речи  на слух.

Для всех учителей иностранного языка, работающих в начальной школе, в условиях перехода на новые ФГОС крайне актуальной становится проблема подготовки младших школьников к итоговой аттестации за курс начальной школы. Поэтому важно проанализировать проблемы затруднений у учащихся начальной школы в процессе изучения иностранного языка. 

Изучение данной проблемы является актуальной, в связи с тем, что выявление трудностей и поиск путей их преодоления, будет способствовать более быстрому овладению иностранным языком, а соответственно поможет изучающим язык ускорить процесс своего обучения, углубить и улучшить свои языковые знания. Успешность обучения зависит от возможности предвидения и диагностирования психологических барьеров, которые могут возникнуть у обучающихся.

Проблема психологических барьеров в изучении иностранного языка была освещена некоторыми психологами, такими как  И. А. Зимняя, Б. В. Беляев, В. А. Артемов, Е. И. Пассов. [2]

Психологические барьеры – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологического барьера состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей. [3]

На возникновение психологических барьеров оказывают большое влияние их индивидуальные личностные и психологические особенности. Эмоциональные переживания, различные ситуации общения, психическое и эмоциональное напряжения, трудности понимания и восприятия речи на иностранном языке, боязнь выступления на публике, неуверенность в себе  могут стать причиной усугубления уже имеющихся трудностей в изучении языка, а также могут послужить базой для возникновения новых барьеров.

Эмпирической базой являются ученики начальной школы, в количестве 45 человек.

Результаты эмпирического исследования показали, что ученики начальных классов в количестве 32 человек (70%) – испытывают трудности в восприятии речи на слух (аудирование), 20 человек (45%) – в произношении, 27  человек (60%) – при письме, 22 человек (49%) – при чтении.

Наибольшее затруднение у всех учеников вызывает аудирование – восприятие иностранной речи на слух. Большое влияние на понимание речи на слух оказывает темп речи. На начальном этапе изучения языка темп речи должен быть максимально приближен к естественному темпу речи, при возникновении непонимания темп должен быть снижен, а также, необходимо сопровождать высказывания на иностранном языке переводом на родной язык.

Учителям при планировании урока, прежде всего, необходимо учитывать уровень языкового развития ребенка в родном языке, тогда обучение второму языку будет идти более успешно.

Аудиовизуальные источники (видео, фильмы) помогают учащимся понять, когда нужно употреблять те или иные слова и словосочетания.

Преподавателям необходимо заинтересовать учащихся, чтобы повысить их мотивацию изучения языка, следовательно, преподавателям нужно выбирать темы доступные и интересные учащимся.

Трудности произношения помогают преодолеть искусственно создаваемые ситуации общения (составление диалогов и монологов).

Наиболее сложной является проблема преодоления трудностей произношения. Поэтому необходимо постоянно поддерживать установку на правильность произношения отдельных звуков, слов и предложений.

Таким образом, основным и эффективным способом преодоления трудностей изучения иностранного языка является постоянная и непрерывная речевая, слуховая деятельности.


Список литературы:

  1. www.ethnologue.com
  2. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., И.А.Зимняя. 1985
  3. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998
  4. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». И.А.Зимняя. 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная разработка "Изучение иностранного языка как один из способов снятия психологического напряжения при переходе школьников с начальной ступени обучения на среднюю"

В разработке описаны основные трудности при переходе школьников с начальной ступени на среднюю, а также показаны способы снятия этих трудностей с помощью изучения иностранного языка....

Статья на тему: "Психологические трудности, возникающие у учеников начальных классов при изучении иностранного языка."

В данной статье рассказывается о психологических трудностях, возникающих у учеников начальных классов при изучении иностранного языка и наиболее эффективных способах их преодоления....

Повышение мотивации учеников начальной школы к изучению английского языка.

В своей работе использую различные стикеры в тетрадях учеников для поощрения. Чем больше ученики стараются выполнить  домашние задания, тем больше красочных стикеров в их тетрадях....

Из опыта работы "Воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальных классов через уроки русского языка и литературного чтения"

В начальной школе духовно – нравственное воспитание можно осуществлять на внеклассном чтении, во время этических бесед, при проведении тематических классных часов, праздников и внеклассных мероп...

Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учеников к изучению иностранного языка

Дети начинают изучать английский язык во втором классе. Для них это что-то новое, необычное, интересное, но со временем иностранный язык превращается в такой же школьный предмет, как и все остальные, ...

Психологические трудности школьного обучения в начальных классах.

В статье рассматриваются основные психологические трудности при обучении, с которыми сталкиваются младшие школьники на примере урока иностранного языка....