ТВОРЧЕСКИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья по иностранному языку

Герасимова Ирина Александровна

В данной статье даётся информация о некоторых игровых формах работы с младшими школьниками, которые можно использовать на разных этапах урока английского языка или на внеурочных занятиях. Описанные игры помогут школьникам увеличить словарный запас, повысить учебную мотивацию и преодолеть языковой барьер.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Герасимова Ирина Александровна,

 учитель английского языка

первой квалификационной категории

МОУ Сельниковская начальная школа – детский сад

Городской округ Коломна Московской области

ТВОРЧЕСКИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация. В данной статье даётся информация о некоторых игровых формах работы с младшими школьниками, которые можно использовать на разных этапах урока английского языка или на внеурочных занятиях. Описанные игры помогут школьникам увеличить словарный запас, повысить учебную мотивацию и преодолеть языковой барьер.


Одной из основных задач в обучении учащихся начальной школы является сохранение интереса к изучению иностранного языка. Начиная изучать иностранный язык в условиях искусственной языковой среды, в условиях целенаправленного обучения и определенной (фиксированной) продолжительности во времени, при ситуативно-деловом характере общения, где преобладает форма взаимодействия  «ребенок – педагог», обучающиеся обычно сталкиваются с трудностями в понимании иноязычной речи на слух (аудировании), выражении своих мыслей средствами изучаемого языка (говорении), чтении и письме (выражении своих мыслей средствами изучаемого языка в устной (говорение) и письменной (письмо) формах. Чтобы снять возникающие трудности при обучении иностранному языку, можно использовать творческие задания.

Для младшего школьника иностранный язык – это большое количество новых слов, которые они на первых уроках с удовольствием стараются запомнить.  Когда слов становится больше, задания труднее, а сила воли ещё не настолько развита, чтобы заставить включать произвольную память, на помощь приходит учитель, который предлагает интересные задания и лексические игры, благодаря которым дети удерживают большое количество слов с помощью образной, ассоциативной памяти. Творческие игры не только способствуют лучшему усвоению материала, но и помогают объяснить сложные для понимания темы и закрепить их.

В своей работе я часто использую несколько простых и уже полюбившихся ребятам лексических игр, подготовка которых не требует больших затрат времени учителя.

Игра, известная в студенческой среде  как “The Gallows”, у нас превратилась в аналогичную под более мирным  названием “The House”: вместо виселицы мы строим дом (одноэтажный деревенский дом с одним окном, трубой на крыше), финальная деталь которого - дым из трубы. Правила игры: учитель или ученик-ведущий на доске расчерчивает необходимое число клеток по числу букв задуманного им слова. Ученики угадывают слово по буквам или целиком. Если буква названа неверно, ведущий начинает «строить» (рисовать на доске) дом. Если кто-то из детей отгадает слово, он становится ведущим. Если дом построен, а слово не отгадано, ведущий имеет право ещё раз загадать слово. Строительство дома – это позитивная мотивация, которая четко конкурирует с другой положительной мотивацией – угадыванием слова.

Эта игра хороша тем, что ребята не только повторяют изученные слова, вспоминают их значение, но и запоминают правописание. На начальном этапе эта игра способствует активному повторению и заучиванию букв алфавита, их правильному названию и написанию, дети учатся соотносить буквы и звуки, произносимые в слове.

Игра “Activity” в моей практике появилась недавно, но уже полюбилась моим ученикам. Она также не требует большой временной или материальной подготовки учителя. Однако, благодаря тому, что затрачивается довольно большое количество учебного времени, мы играем в неё только на внеучрочных  занятиях. Лексика опять может быть любая (я использую имена существительные или словосочетания «глагол + имя существительное»).

Для организации данной игры необходимо приготовить 2 набора карточек: 1) лексика; 2) карточки, которые указывают, какое действие должен выполнить ученик со словом: EXPLAIN, DRAW, SHOW. Ученик одновременно вытаскивает две карточки (по одной из каждого набора), Читает слово (словосочетание) про себя, затем, в течение определённого времени (предварительно обговаривается), он должен объяснить (описать) объект (действие), не произнося самого слова, так, чтобы остальные игроки догадались, какое слово на карточке. Если же он вытаскивает карточку DRAW или SHOW, он должен, соответственно, нарисовать (на доске) или показать пантомимой объект (действие), обозначенное словом. Если ученику удалось своими действиями добиться узнавания слова, он берёт карточку со словом себе и имеет право повторного хода. Победителем считается ученик, набравший наибольшее количество карточек.

Игра “The Hat”. В шляпу кладу карточки с любыми словами на английском языке. Ученики по желанию по очереди подходят к шляпе, тянут карточку, читают слово вслух, некоторые ребята переводят (чтобы быть уверенным в правильном понимании) и придумывают предложение с этим словом. При наличии времени даю возможность и другим ученикам составить предложение с прозвучавшим словом. В эту работу, как правило, включены все ученики разноуровневых классов и/или групп

Эту игру использую часто 1) в начале урока для разминки (беру любую изученную лексику любой части речи); 2) в конце урока для закрепления пройденного материала; 3) чаще всего применяю на внеурочном занятии для закрепления тематической лексики и её перевода из пассивного словарного запаса в активный.

Для внеурочных занятий стараюсь подбирать слова по одной разговорной теме: после озвучивания всех слов и построения предложений с этими словами мы с учениками пытаемся составить коллективный рассказ.

Например, по теме “My Birthday” мы использовали следующие слова для рассказа о праздновании дня рождения.

Лексика для карточек:

party

balloons

candles

blow

ice cream

favourite

friends

come

sing

game

give

presents

friends

happy

Такую игру хорошо использовать по темам: «Семья», «Друзья», «Школа», «Город-деревня» и пр.

Близка к этой игре не менее интересная групповая игра «Вrainstorm». Я использую 2 варианта: устный и письменный. Для описания любой учебной картинки (в учебнике, на слайде и пр.) я делю класс на 2 команды. Счет веду на доске: представители каждой команды по очереди называют слова, которые помогут рассказать, что дети видят на картинке (слова могут быть любой части речи). Условия игры: не повторять уже прозвучавшие слова – у команды снимается очко. Эта игра помогает не только организовать активное повторение изученных лексических единиц, но и способствует тренировке памяти и внимания.

Письменный вариант использую с учениками 3 и 4 класса. Класс можно разбить на большее количество групп. В каждой группе сильный ученик, который сможет справиться с написанием слов по памяти. Учитель даёт 3-5 минут – за это время команды записывают как можно больше слов по картинке. Затем с помощью прозвучавших слов мы, как и в предыдущей игре, используем коллективный разум и все вместе описываем картинку.  Умение описывать картинки пригодится обучающимся на следующих этапах изучения иностранного языка при написании стандартизированных тестов – ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Основная цель использования творческих игр состоит в развитии инициативности и самостоятельности учащихся, воображения и творчества, расширении кругозора. Игры, оживляя уроки и вызывая большой  интерес школьников, не только способствуют овладению языком в занимательной форме, но развивают внимание, память, сообразительность, быстроту реакции, коллективизм и ответственность перед командой за свои знания и действия. 

Список использованной литературы:

  1. Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе // English. - 2008. - № 4. - С. 36.
  2. Барашкова Е.А. Не все дети талантливые, но все способные // English - 2005. - № 9. - С. 14-15.
  3. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: КАРО, Мн.: «Четыре четверти», 2006. - 192 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников»

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает ...

"Подвижные игры как средство развития умственных способностей и физического развития младших школьников"

Методическая разработка о роли подвижных игр в развитии младших школьников. Представлены игры, которые предпочитаемые у детей. Игры разделены на две категории: для небольших помещений, например, в кла...

Использование игровых технологий, как средство повышения мотивации младших школьников на логопедических занятиях.

Данное пособие предназначено для закрепления изученного материала на лоопедических занятиях. Занятия проводятся в конце каждой четверти со второго по четвертый класс в форме игры. Дети выполняют задан...

Лексические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство развития познавательного интереса и повышения мотивации учащихся

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе и желающих повысить мотивацию учащихся с помощью лексических игр....

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...

Доклад на тему « Повышение мотивации младших школьников через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

        В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса.     Повышение уровня учебно...