Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему в 4 классе по предмету ОРКСЭ, тема "Семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx273.83 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku-semya.ppt979 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Тема конспекта урока

«Семья»

Слушатель курсов повышения квалификации по предмету ОРКСЭ

 Гаврюшина Наталья Федоровна

 учитель начальных классов

гимназия 151

СЗАО

Москва 2013

Тема урока : Семья.

Цели урока: продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье ,показать значение семьи в жизни каждого гражданина.

Задачи:

Образовательные: показать устройство, главные ценности семьи. Познакомить как традиционные религии  России относятся к семье. раскрыть понятия : семья, «дружная счастливая семья», брак. 

Развивающие: развитие умения работать с текстом учебника, со словарем,

развивать умение поддержать беседу, вести диалог, развивать речь, память, внимание.

Воспитательные: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи», доброту, ответственность.

Оборудование:

    - мультимедийный проектор

     - компьютер

    - презентация для урока

    - аудиозапись

    -Учебник» Основы мировых религиозных культур» А.Л.Беглов,Е.В.Саплина.

                                         План урока:


Ход урока.

1.Оргмомент. (2мин)

Ребята, разгадайте кроссворд  и сформулируйте  тему нашего урока.

  1. Ребус ’’сон’’-о-ы(сын)
  2. Для мамы, он- отец, а для вас кто?(дедушка)
  3. Первое слово, которое говорит малыш?(мама)
  4. Ребус ’’ночь’’н-д (дочь)

2. Сообщение темы и задач урока.(3мин)

Учитель:

Прочитайте ключевое слово. О чем пойдет речь сегодня на уроке?(о семье)

Мы с вами обсудим , как строится  семья, на какие ценности она ориентируется . Как традиционные религии России относятся к семье.

 Как вы понимаете, что такое семья?(ответы детей)

Работа со словарем

Давайте обратимся к словарю Ожегова. (Семья-это группа живущих вместе близких родственников, сплоченных общими интересами).

Учитель:

Семья –это мама и папа, братья и сестры . Они играют особую роль в нашей жизни. Именно в семье люди узнают о традициях и своего народа, своей страны, об основах веры.

(Заранее подготовленный ученик читает стих « Моя семья»). Это стихотворение станет эпиграфом к нашему уроку.

Слайд2 (фото дружной семьи)

Ученик читает стихотворение: » Моя семья»

Моя семья – надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестренки, братья

Здесь могут охладить ненужный пыл

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.


Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись, и с песнею иди,

А, если виноват, пойми, раскайся».

Ах, дом родной! Веду сюда друзей.

Найду любовь – родную половинку.

Но время мчится каждый год резвей

Цените, люди, каждую морщинку


Любимый дом, как я спешу к тебе!

Порог вот этот мне знаком до боли.

Иду-бреду по собственной судьбе

Чтоб ты был мной хоть капельку доволен.


Нет лучше коллектива, чем семья.

И нет судьи серьезнее и строже

Растут, взрослеют дочки, сыновья,

И нету на земле людей дороже.

 3.Сообщение новых знаний. (18мин)

Учитель: В православии семья именуется малой Церковью, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, предстоять перед Богом, отвечая за свои дела и помыслы и за дела и помыслы членов своей семьи, беря на себя все трудности и удары жизни, ради любви к своей семье.
Жена должна смиряться перед мужем, быть ему верной помощницей, стремиться разделить все трудности и заботы мужа, любя его и вместе с ним жертвуя собою (своими интересами, желаниями) ради детей.
А дети должны почитать своих родителей, соблюдая неуклонно 5-ю заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле».

 - Ребята, как вы думаете на основе чего должна создаваться семья?(ответы детей)

 Семья создается на основе любви. 

- Какая это любовь?  В Библии  Новом Завете записано обращение  Апостола Павла к Коринфянам(2000 лет назад), где  он освещает систему ценностей христианина. Вот что он говорит о христианской любви:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.
Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Если семья создается на основе такой любви, она будет крепкой, на всю жизнь. Так как каждый до конца жизни несет священную ответственность за счастье и благо другого. «
Вначале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть». Слайд 3

 Слайд 4(Картина, изображающая Иисуса на свадьбе в Кане. Свершил первое чудо, превратив воду в вино. Его мать и ученики были гостями на этой свадьбе).)

В Евангелии Царство Божие часто сравнивается с брачным пиром, т.е со свадьбой. Во время брака любящие люди соединяются, чтобы никогда не расставаться, подобно тому, как по вере христиан, в Царстве Божием человек соединяется с Богом. В Евангелии есть рассказ о том, как Иисус пришел в гости на свадьбу в городке Кане и сотворил свое первое чудо. В христианстве, брак считается одним из таинств, в которых сам Бог благославляет любящих друг друга.

Слайд 5 (Петр и Феврония возвращаются в Муром. Икона).

 В православной истории не мало примеров любви и верности в семье. Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. В ней передается народное предание о жизни благоверных правителей города Мурома, князе Петре и княгине Февронии, живших в XIII столетии и скончавшихся в один день в 1228 году.

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.

И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.
День Петра́ и Февро́нии - православный праздник, с 2008 года восстановлен в России на официальном уровне как «День семьи, любви и верности». Отмечается 8 июля.
Слайд 6.(Ромашка-символ дня семьи)

 Звучит отрывок из песни о Петре и Февронии

3.Физкультминутка(1мин)

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

4. Работа с учебником «Основы мировых религиозных культур» А.Л.Беглов,  Е.В. Саплина.(6мин)

Найдите и прочитайте в учебнике с.74 о том, как должны жить люди в христианском браке. Слайд 7 (Семья-школа любви. Невозмозно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день,- человека, и тем более члена своей семьи.)

 Учащиеся: Семья-это школа любви. Учиться любить здесь могут все-папа, и мама, и дети, ведь христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день,-человека, и тем более члена своей семьи.

Учитель: Какие традиционные религии В России существуют?(христианство, ислам, иудаизм, буддизм)

  Иудаизм

  Еврейские мудрецы говорили, что мужчину, у которого нет жены, «нельзя назвать человеком». По еврейским понятиям, мужчина без жены – это лишь половина человеческой сущности. Важная черта еврейской семьи – её сплоченность. Есть еврейское высказывание: «Семья подобна куче камней – вытащи один, и вся куча рассыплется».

Чтение абзаца с.74-75

Учитель:

  - Выделите из этого абзаца главную мысль

Слайд8 (В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой).

Ислам  Слайд 9

Чтение абцаза с.74-75. Выделите основную мысль, как брак рассматривается в исламе.

Слайд 9 (Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство как знак Божьего благоволениия).

 Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей». – Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

Буддизм Чтение по учебнику. Назовите главную мысль этого абзаца.(В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Слайд 10 (Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах).

  1. Закрепление пройденного материала(10мин)

Дополни предложение

1.Моя семья – надежный крепкий______________.

2. Брак – это_____________, на  которое сам Бог _____________________любящих  друг друга людей.

3.Отметь, какие понятия характеризуют  семью? Добавь свои понятия:

-взаимоуважение;                                               - забота;

-эгоизм;                                                              -любовь;

-ответственность;                                             - первенство ;

------------------------------;                                              -----------------------------;

3. Составь пословицы:

В семье любовь да совет

Так и душа на месте.

Вся семья вместе,

Так и нужды нет.

Где любовь,

Прибавит разума-ума.

Добрая семья

Там горя нет.

В родной семье

И мышь храбра.

В своей норке

И каша гуще.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Где любовь, там горя нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Добрая семья прибавит разума-ума.
В родной семье и каша гуще.
В своей норке и мышь храбра
.

4. Составь синквейн: Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).(1.Семья;2.счастливая, крепкая; 3.оберегает, поддерживает, ценит; 4.окружает материнской любовью; 5.семейство).^ 

  1. Подведение итогов урока(4мин)

1.Почему православные называют семью малой Церковью?
2. Как должны жить люди в христианском браке?
3.Как рассматривается брак в иудаизме?

4. Как рассматривает брак ислам?

5.Как по библейским заповедям предписано относиться  к родителям?

6. Что является важным для мирян в буддизме?

7.Ребята, какие качества необходимо воспитать в человеке, чтобы он создал счастливую семью?

Итак, семья- это великое благо, но и огромный труд. Основой семьи является- любовь, когда каждый член семьи готов пожертвовать ради другого. Семья, в которой царит уважение и любовь к друг другу всегда  будет прочной.

  1. Домашнее задание (1мин) Слайд11

Придумайте и нарисуйте эмблему ко Дню семьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы религиозных культур и светской этики Семья Учитель начальных классов гимназии 1517 Гаврюшина Наталья Федоровна

Слайд 3

Вначале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть . / От Марка 10:6-8

Слайд 4

Картина, изображающая Иисус на свадьбе в Кане. Свершил свое первое чудо во время свадьбы, превратив воду в вино. Его мать и ученики были гостями на этой свадьбе. (Иоанн 2:1:11) .

Слайд 5

Пётр и Феврония возвращаются в Муром. Икона

Слайд 6

Ромашка-символ дня семьи

Слайд 7

Семья –это школа любви. Невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день-, человека ,и тем более члена своей семьи.

Слайд 8

В иудаизме брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной еще первым людям- Адаму и Еве.

Слайд 9

Ислам рассматривает брак как обязанность, а многочисленное потомство как знак Божьего благоволения .

Слайд 10

Для мирян в буддизме семья является важнейшей частью их жизни. Брак заключается не только для счастья двоих, но и ради интересов общины. Назначение семьи - это ответственность и забота- о детях, о родителях, о монахах.

Слайд 11

Придумай и нарисуй эмблему семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья"

Данный разработанный урок поможет учителю  в проведении урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Семья"....

Конспект урока по ОРКСЭ для 4 класса по теме: "Семья".

Разработка урока поможет учителю в 4 классе провести урок ОРКСЭ по теме: Семья"....

Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья.Семейные ценности."

Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья. Семейные ценности."...

Конспект урока по математике в 1 классе по теме: «Семь дней недели. Число 7»

Конспект урока математики в 1 классе содержит последовательность работы учителя и детей на уроке,  перечень УУД формируемых во время занятия....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

план-конспект урока по английскому языку по теме "Семья. Цвета" (2 класс)

Конспект урока по английскому языку во 2 классе "Spotlight" на тему  "Семья.Цвета".  Структура урока направлена на повторение лексики по теме "Семья", а также и...

Конспект урока для 2 класса по теме "Семья" (Step 30) к учебнику Афанасьевой О.В.

Конспект урока по теме "Семья" (Step 30)  к учебнику Афанасьевой О.В....