История России в именах, прозвищах и названиях
методическая разработка по истории по теме

Лабзовская Любовь Валентиновна

Методическая разработка по истории России, в которой дается представление о происхождении на Руси фамилий и названий городов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования

                                                        Л.В.Лабзовская

                                                                        536 школа

2008-2009 учебный год

г. Санкт-Петербург

История России в именах, прозвищах и названиях.

Цель:

  1. Дать представление о происхождении на Руси фамилий и названий городов.
  2. Познакомить учащихся с династиями Рюриковичей и Романовых.
  3. Развивать речь учащихся на лексическом и синтаксическом уровне.

  1. Сообщение цели и темы урока.
  1. Ребята, вы догадаетесь, чему будет посвящено наше занятие, если выполните следующее задание:
  2. Распределите на две группы данные существительные и запишите их в два  столбика:

 Александр                 прозвище

 Романов                          имя

 Название                  Москва,

 Долгорукий                 фамилия

  1. Соотнесите между собой слова из первого и второго столбика.
  2. Покажите с помощью стрелочек связь между ними.
  3. Проверка задания.
  4. Итак, чему посвящен урок?

(Именам, фамилиям, прозвищам, названиям).

Тема нашего урока –« История России в именах, прозвищах и названиях».

II. Изучение нового материала.

  • Интересно, а разве могут о чем-то рассказать названия и имена?
  • Как вы считаете? (мнение детей)
  • На сегодняшнем занятии мы узнаем, о чем именно могут рассказать имена и названия.
  • Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
  • Изучая название города Москва, ученые делают различные исторические догадки… Давайте познакомимся с одной из них.

(на доске изображена схема реки и условные знаки болота)

  • Известно, что город Москва стоит на реке Москва. Послушаем разговор двух финнов, возможно, когда-то, в далеком прошлом, стоявших на берегу этой реки:

(подготовленные ученики разыгрывают сценку)

1 ученик: Маскува…

2 ученик: Маскава, маскава…

  • Сделайте предположения, о чем говорили эти два человека?

(о реке Москве)

  • А вот теперь давайте послушаем тот же самый разговор только на русском
    языке:

1 ученик: Грязно…

2 ученик: Топко, вязко…

  • Согласитесь ли вы с гипотезой одного из ученых, считающего, что слово Москва переводится как болото?
  • Объясните свою позицию.

Болото всегда топкое и грязное. И если маскува и маскава переводится как топко и вязко, то, наверное, по этой догадке Москва может переводится как болото.

  • Можно ли допустить предположение, что до наших с вами предков на реке Москве жили угро-финские племена?

(мнение детей)

Немало существует и других догадок о происхождении названия нашей древней столицы. Среди них есть и легенды… До наших дней дошла легенда, которая гласит о том, что в стародавние времена жил князь, а звали его Мосоха. И была у него жена – красавица, по имени Ква. Жили они дружно, крепко любили друг друга. Были они неразлучны, а имена их всегда упоминали вместе. Если кто-то говорил о князе Мосохе, то вспоминали имя Ква. Если говорили о княгине Ква, то обязательно проихносили имя ее мужа – Мосоха.

  • Какое имя собственное появилось на карте России благодаря нежной любви князя Мосохи и его жены Ква?

(Москва)

  • Установите связь между словами в парах и на основании этого подберите недостающие слова.

Юрий

?

?

?

Юрьев

Николаев

Ярославль

Владимир

                (Николай, Ярослав, Владимир)

  • От чего же еще образуются названия городов? (от имен)
  • Это не просто имена, а имена людей, основавших эти города. Итак, о чем могут рассказать названия городов? (ответы детей)
  • Действительно, названия городов могут рассказать о многом. О многом можно узнать и из прозвищ.
  • Задание (на карточке).Прочитайте отрывки из рассказов о князьях и выберите каждому из них прозвище из следующего списка:

Невский, Донской, Калита (кошель), Мудрый, Красное Солнышко, Долгорукий.

  1. Князя Ивана Даниловича москвичи любили за милосердие к нищим. Он всегда носил с собой кошель (калиту?) и раздавал из него деньги бедным. При нем владения Московского княжества значительно расширились; многие из них он скупил.
  2. Князь Александр разбил на реке Неве полчища шведов.
  3.  Князь Ярослав Владимирович составил для Руси первый свод законов: правила наказания за убийство, оскорбление, кражу. Его умом и стараниями Русь прославилась.
  4.  Князь Дмитрий прославился битвой с монголо-татарами на Куликовом поле, где река Непрядва впадает в Дон.
  5.  Юрий, сын Владимира Мономаха, стремился завладеть Новгородом и даже Киевом. При Юрии появилось много новых городов, среди них Юрьев и Юрьев-Польский.
  6.  Один из первых русских князей — Владимир был заботлив к своему народу. Любой житель мог прийти к праздничному княжескому столу

  • Какое прозвище получил князь Владимир? (Красное Солнышко)
  • А как называли князя Ярослава Владимировича? (Мудрым)
  • Какое прозвище получил князь Юрий? (Долгорукий)
  • А князь Александр? (Невский)
  • Князь Иван Данилович? (Калита)
  • И князь Дмитрий? (Донской)

Какое прозвище получил князь Владимир?

Красное Солнышко

А как называли князя Ярослава Владимировича?

Мудрым

Какое прозвище получил князь Юрий?

Долгорукий

А князь Александр?

Невский

Князь Иван Данилович?

Калита

И князь Дмитрий?

Донской

Составляется схема:

Владимир

Красное

Солнышко

отец

Ярослав

Мудрый

прадед

Юрий

Долгорукий

прадед

Александр

Невский

дед

Иван

Данилович

Калита

дед

Дмитрий

Донской

  • Прочитайте схему.
  • Запись термина ДИНАСТИЯ.
  • Известно, что слово династия, в переводе с греческого языка, означает ряд князей и царей одного т того же рода, Владимир Красное Солнышко из династии Рюриковичей.
  • Можно ли сделать логический вывод, что все названные князья принадлежат к династии Рюриковичей? (можно)
  • Итак, что такое династия? (ответы детей)
  • Другая династия правителей России носила фамилию Романовых.
  • Вы узнаете, откуда берет начало род царей Романовых, если восстановите деформированный текст, поменяв местами два рядом стоящих предложения.
  • Первым достоверным предком Романовых был Андрей, по прозвищу Кобыла.
  • Сын Андрея Кобылы имел прозвище Кошка.
  • Андрей Кобыла служил у одного из князей династии Рюриковичей.
  • Роман был одним из потомков Кошкиных.

Проверка: Первым достоверным предком Романовых был, по прозвищу Кобыла.

Андрей Кобыла служил у одного из князей династии Рюриковичей.

Сын Андрея Кобылы имел прозвище Кошка.

Роман был одним из потомков Кошкиных.

  • Итак, от какого имени образовалась фамилия Романов?

(от имени Роман)

  • Проанализируйте  пары слов и расскажите, как на Руси образовывались фамилии.

Кошка

Кошкин

от

Роман

Романов

от

Кузнец

Кузнецов

от

(от прозвищ, имен, профессий)

  • Установите связь между словами  в парах и на основании этого подберите недостающие слова.

Сидор

Владимир

столяр

рыбак

Сидоров

?

Столяров

?

  • Установите связь между словами и составьте пару по аналогии.

Горбунов        Молчунов

Горбун                           ?

  • Образуйте фамилии от известных вам профессий, имен, прозвищ и внешних особенностей человека. (ответы детей)
  • Восстановите последовательность царей из династии Романовых, приписав каждому из них порядковый номер.
  • Объясните ход своих рассуждений.
  • Петр Алексеевич
  • Елизавета Петровна
  • Михаил Федорович
  • Алексей Михайлович

Последовательность царей из династии Романовых

Михаил Федорович

Алексей Михайлович

Петр Алексеевич

Елизавета Петровна

Ш.Закрепление изученного.

  • Назовите четыре способа образования фамилий. (от имени, от названия профессий, от прозвища, от внешней особенности человека)
  • Назовите способы образования названий городов.(от названия реки, на которой стоит город; от имени основателя города)
  • Назовите известные вам династии русских князей, царей. (Рюриковичи и Романовы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В чём заключается феномен человека, явившегося в историю под звучным именем Наполеон?

Что же скрывалось за этой загадочной личностью? В чём заключается феномен человека, явившегося в историю под звучным именем Наполеон?  На этом уроке можно показать исторического деятеля как сына ...

Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.

Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...

История России Внеурочные занятия по истории с учащимися 4 класса

  Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования в настоящее время является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня, когда наша страна переживает, ...

Проект - презентация для участия в конкурсе *История моей семьи в истории России.*

Проект - презентация. 2 место в городском конкурсе *История моей семьи в истории России.*...

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"...

Большая буква в именах собственных. Географические названия

Урок русского языка по теме: "Большая буква в именах собственных. Географические названия" для 1 класса. Цель:- учить выделять из речи имена собственные;- обозначающие географические на...