Конспект урока "Наследница Киевской Руси."
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

Предмет: Окружающий мир (история)

Класс: 4

Тема урока: Наследница Киевской Руси.

Цели урока: формировать представление о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо- восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.

Планируемые результаты:

·        Предметные: научатся составлять схему родственных связей древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу.

·        Личностные: понимать культурное и историческое значение старинных городов; проявлять интерес к знакомству с городами Золотого кольца на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.

 Тип урока: Открытие нового знания.

 Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть; раздаточный материал; презентация.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naslednitsa.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир (история)

Класс: 4

Тема урока: Наследница Киевской Руси.

Цели урока: формировать представление о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо- восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся составлять схему родственных связей древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу.
  • Личностные: понимать культурное и историческое значение старинных городов; проявлять интерес к знакомству с городами Золотого кольца на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.

 Тип урока: Открытие нового знания.

 Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть; раздаточный материал; презентация.  

Этап

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, ребята! Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Посмотрите внимательно на своё рабочее место. На столах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник. Сядьте ровненько и красиво.

Словесный: слово учителя.
Организует начало урока.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Л: принятие образа хорошего ученика.

2.Проверка домашнего задания

3

- Почему славяне селились по берегам рек и морей?

- Где возник город Киев?        (На выходе к Чёрному морю На высоком   берегу Днепра. 860 год- первое упоминание о Киеве.)

-Кто был главой Киевской Руси?   (882 год; Князь Олег объединил северный и южный центры Руси, образовалось единое древнерусское государство Киевская Русь.)

-Что знаете о князе Олеге?

-Что такое крещение?  (Принятие христианской веры.)

-Назовите русского князя, который вошел в историю, как креститель Руси.

-В каком году было крещение Руси? (988 год, Владимир принял крещение в Корсуни.)

Словесный:

Задает вопросы.

Вспоминают материал прошлого урока. Ответы на вопросы.

П:узнаване  новой темы при взаимодействии с детьми.

3.Постановка Учебной задачи

3

 - Прочитайте на с. 24 тему сегодняшнего урока. «Наследница Древней Руси».

-Что значит слово «наследник», «наследница»?

-Где можно узнать значение этого слова? -Мы посетим некоторые города, такие как Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Кострому, Ярославль, Иваново, Суздаль, Владимир. Поездку можем начать во Владимире. Затем поедем в Суздаль, Иваново и так далее, пока не вернемся снова во Владимир.

Словестный:

ответы на вопросы. Работа с толковым словарем.

Отвечают на вопросы

 

К: формулировать собственное мнение;

4.Усвоение новых знаний и способов действий

10

 -Посмотрите на карту. На какую фигуру похож наш маршрут? (На кольцо.)

-Этот маршрут так и называется - Золотое кольцо России. Почему кольцо, мы разобрались. А как вы думаете, почему Золотое?

- Это самые древние города Северо- Восточной Руси. Каждый город имеет богатое историческое прошлое. Каждый сыграл свою особую роль в истории русского государства. Золотое кольцо охватывает территории Московской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской областей. И сегодня, совершая путешествие, мы побываем у истоков возникновения и распространения в Древней Руси культуры, просвещения, христианской веры.

-Мы узнаем о потомке русских князей, ставшим наследником деяний княгини Ольги, князе Владимире. А где еще можно найти нужную нам информацию?

Чтение 1 абзаца.

-Почему русские князья стремились породниться с византийскими императорами?

-Как Владимир продолжил дело своей бабушки княгини Ольги?

-Как Владимир укреплял торговые связи Руси?

1)        Чтение 2 абзаца.

-Какой вклад в развитие русского государства внес сын Владимира Ярослав? С. 126 «Страничка Умного Совенка»

-Почему Ярослава прозвали Мудрым?

3)  Чтение 3 ,4 абзаца.

-Как прославил Русь Владимир Мономах? (Своими воинскими подвигами и добрыми делами.)

-Как во время правления Владимира Мономаха стали называть Русь? Почему?  Прочитайте. (Владимиро - Суздальская Русь.)

-Как теперь понимаете название темы урока?   (Эти старинные города славятся своими историческими памятниками. Но золото не только в цвете куполов. Эти многочисленные памятники русской культуры и истории-золотая сокровищница прошлого Киевской Руси.)

4) «Страничка Умного Совёнка» с.127. Учитель.

-Что вспомнили, когда слушали эти слова?

-Какое прозвище получил Владимир Мономах в русских былинах?

-Рассмотрите памятники архитектуры на с. 25.

Словестный:

Рассказывает материал.

Практический:

 Работа с текстом.

Слушать учителя.

Читать.

Отвечать на вопросы.

Чтение в слух.

Р: принимать и сохранять учебную задачу

П: осмысленно читают

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: формулировать собственную позицию и мнение

5.Физминутка

3

А сейчас давайте с вами немного отдохнем. «Моль»

Практический: выполнение движений.

Выполнение движений.

6.Закрепления знаний и способов действий

15

5) Чтение 5 абзаца.

-Как утверждалась преемственность Владимиро- Суздальской Руси с Русью Киевской?

5) Чтение 6, 7 абзацев.

-Как оценены исторические памятники городов Золотого кольца в мире? (Объекты Всемирного наследия.) Где вам захотелось побывать?

-Итак, почему кольцо называется Золотым?  Какие князья способствовали развитию этих городов?

Работа в тетради: с. 14 № 2. Календарь памятных дат (с. 26-27). Чтение. Рассмотрите иллюстрации на с. 26.

-Каким вам представляется образ Андрея Боголюбского? Где был стольный город во времена его правления?  

- Где построен храм по его приказу? (Этот храм стоит во Владимирской области, около города Боголюбова.)

     -Где был стольный город во времена правления?

Словестный: ответы на вопросы. Практический: чтение текстов.

Отвечать на вопросы.  Чтение текстов.

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: формулировать собственную позицию и мнение

8.Подведение итогов занятия

9.Д/З

10.Рефлексия

3

2

 С.27 «Сделаем вывод». Чтение статьи.

    -Почему Владимиро–Суздальскую Русь называют наследницей   Киевской Руси?

  -Назовите преемников князя Владимира.

- Какие города входят в состав Золотого кольца? (Сергиев По¬сад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир.)

-Что узнали нового? Какие уроки извлекли?

Раб. Тетрадь с. 14 № 1,3; учебник с.24- 27.

1)        Какие прозвища дал русский народ своим князьям?

Владимир………(Мономах) , Ярослав…………..(Мудрый), Юрий………(Долгорукий), Андрей………………(Боголюбский).

2)        Какое название в истории получила Северо- Восточная Русь во времена правления этих князей? (Владимиро- Суздальская.)

3)        Отметьте в карте успеха города Золотого кольца.

Словесный: ответы на вопросы; беседа. Подводит итог урока

Проводит рефлексию

Отвечают на вопросы.

Производят рефлексию.

К: формулировать собственную позицию и мнение

Р:осуществляется итоговый контроль; самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"От Киевской Руси до Российской империи"

Урок-обобщение по окружающему миру в 4 классе по программе "Гармония", нестандартной формы : игра "Счастливый случай"...

Первые князья киевской Руси

Данная презентация предназначена для учащихся 4 классов.Цель:Знакомство уч-ся с историей Киевской Руси, с её первыми князьями.Привитие интереса к историиРасширение кругозора уч-ся...

Урок на тему: Распад Киевской Руси

Цель урока. Продолжить процесс воспитания гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной ро...

Тест по истории "Расцвет и упадок Киевской Руси 10-12 в.в"

Данный тест позволяет выявить уровень полученных знаний по теме....

Наследница Киевской Руси 4 класс

УМК: «Перспектива».Учебник, автор: "Окружающий мир. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС", Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.Класс: 4 класс.Тема: «Наследница Киевской ...