Конспект урока по истории 4 класс.Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Костромина Анастасия Евгеньевна

Тема урока: «Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.

Цель:  сформировать представление о Петре I,  о строительстве Санкт- Петербурга, умение сравнивать.

 

Планируемые результаты: Предметные:  - понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за открытия;

-  уважительно относиться к России, истории, культуре.

Метапредметные: - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Личностные: - самостоятельно  находить в учебнике  и дополнительных источниках сведения по

 

определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм

Понятия: империя, император.

 

Оборудование: Проектор, компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalo_rossiyskoy_imperii.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема урока: «Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.

Тип урока: изучение нового материала

Цель:  сформировать представление о Петре I,  о строительстве Санкт- Петербурга, умение сравнивать.

Планируемые результаты:

 Предметные:  - понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за открытия;

-  уважительно относиться к России, истории, культуре.

Метапредметные: - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Личностные: - самостоятельно  находить в учебнике  и дополнительных источниках сведения по

определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм

Понятия: империя, император.

Оборудование: Проектор, компьютер, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Этап урока

Время

 Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

1мин.

Здравствуйте ребята, садитесь.

 Проверьте, чтобы на партах у вас лежал учебник, рабочая тетрадь, ручки и дневник.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Метод: словесный.

Прием: рассказ.

Приветствуют, слушают учителя.

Личностные: воспринимать речь учителя непосредственнее обращенную к учащимся.

Подготовка к основному этапу занятия

3 мин.

Откройте ваши учебники на страничке 44 нам нужно ответить на 3 вопроса.

Прочитайте первый вопрос. Кто может на него ответить? Проверить правильность своего ответа вы можете открыть страницу 42 прочитать текст. Как вы считаете прозвучал правильный ответ?

Прочитайте второй вопрос. Кто может ответить? ( 19 декабря Петр издал приказ согласно, которому новый год должен начинаться с 1 января, летоисчисление должно вестись не по старому календарю  от сотворения мира, а по европейски от рождества. Так 7208 год стал 1700.

И прочитаем 3 вопрос. Кто ответит? Проверить правильность своего ответа вы можете с помощью страницы 43.  Как вы считаете прозвучал правильный ответ?

Ребята посмотрите на доску. ( на доске написано Петр I. Начало Российской империи) О какой исторической личности мы будем с вам сегодня разговаривать?

Сегодня наша с вами цель узнать о царе ПетреI, о строительстве города Санкт-Петербурга.

Озвучивает тему и цель урока.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Метод: словесный, наглядный

Прием: беседа, анализ.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге.

Усвоение новых знаний и способов действий.

 10 мин

Мы с вами уже знакомы с родом Романовых, ребята кто помнит с кого начался род Романовых, как звали царя? Михаил, затем кто? Алексей, а сегодня мы с вами знакомимся с ПетромI внуком Михаила Романова.

Посмотрите на слады, давайте прочитаем итоги правления каждого из царя.

Перед родом Романовых стояли важные задачи, между Польшей и Русью 13 лет шла война за Смоленск и другие города, захваченные поляками в смутное время. Ребята, а кто скажет, что такое смутное время? (это период безвластия, нашествия польских захватчиков, разрухи). При Алексее Михайловиче эти города были возвращены. Смоленск -это особенный город, здесь проходили торговые пути, шедшие с запада на восток. Так же Смоленск – это город щит Русской земли на западе и страж на перекрестке торговых путей. Перед Петром стояла важная задача укрепления России.  У ПетраI с 5-ти лет под руками были- истории с прописями. Так же Петр первый воплотил мечту своего отца о российском флоте.

Встретились ли вам непонятные слова?

Почему город Смоленск занимал особое место в русской истории?

Какую задачу принял Петр I у своего отца?

А сейчас давайте рассмотрим иллюстрацию на  странице 44,что на ней изображено?

Смоленская крепость.(на слайде)

Как вы думаете какая задача была у смоленской крепости? это оборонное сооружение, защита города, при Иване Грозном крепость была деревянной, как вы думаете деревянная крепость надежно защищала ород?  т.к  она больше не являлась неприступной было принято решение построить ее из камня.

Контролирует выполнение работы.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.

Метод: словесный, наглядный.

Прием: рассказ

Словесный: рассказ.

 Слушают, анализируют.

Словесный метод: беседа по вопросам.

Коммуникативные: читать  вслух и про себя тексты  учебников. Договариваться и приходить к общему мнению.

Договариваться и приходить к общему мнению.

Первичная проверка понимания знаний

6 мин

В архангельской гаване начал зарождаться русский флот и Петр первый сам взял в руки топор и стал учиться строить корабли, так он показывал мастерам чему он научился в Голландии. Ведь флот был необходим России для борьбы за выход к Азовскому, Балтийскому и Каспийскому морям. Петр I был хорошо образованным человеком за границей он обучился математике, артиллерии. В России Петр I стал открывать школы для обучения точным наукам, так же создавалась новая Российская армия. Так же было построено множество заводов чугунолитейных и железнодетальный как вы думаете что там изготавлвали? (железо,детали для пушек) , вместе с заводами возводились новые города- Петрозаводск, Екатеринбург.

Встретились ли для вас не понятные слова в тексте?

Итак, что отличало Петра от других государей России? (много учился, узнавал нового о других странах, освоил несколько профессий)

Путешествуя, Петр убедился в том, что Россия сильно отставала от других государств Европы, которые не испытывали тяжелого монголо-татарского ига. И Петр задумал преобразовать Россию.

Зачем России был необходим флот?( для борьбы за выход к Азовскому, Черному, Балтийскому морю)

Какие заводы были открыты в Росси при Петре I?(чугунный, железно детальный ) Как мы узнали с вами из текста вместе с заводами возводились новые города, пожалуйста перечислите их?( Петрозаводск, Екатеринбург)

На странице 45 есть 2 иллюстрации, опишите каждую.

Ребята как вы думаете, что такое ботик? это деревянное судно, оно сыграло огромную роль в судно строении и морского дела в нашей стране, этот корабль сохранился до нашего времени он находится в Ярославской области. Ученые читают, что его построил сам ПетрI.

Теперь посмотрим на вторую иллюстрацию, что на ней изображено? Как вы думаете, что такое крейсер? Это 4 по счету и единственный находящийся в строю атомный ракетный крейсер- его задачей было уничтожение авианосных групп противника, то есть уничтожение самолетов.

контролирует   выполнение заданий, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Метод словесный: беседа.

Отвечают на вопросы учителя, дают описание иллюстрации.

Коммуникативные:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения

Физкультминутка

2 мин

Ребята, вы устали? Давайте встанем, разомнемся!?!

Раз- на цыпочки подняться.

Надо всем друзьям размяться.

2-нагнулись до земли  и не раз, а раза три.

3 – руками помахали. Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки. Дружно делаем подскоки.

5- присели раза два.

6 – за парты сесть пора.

Повторяют движения

Закрепление знаний и способов действий.

10мин

Петр хотел построить город, имеющий ключевое значение для всей России. Город должен был стать морскими воротами в страну, и название ему Пётр І придумал ещё задолго до основания города. Он хотел его назвать в честь Святого Петра. Отсюда и название: «сан» значит "святой", «Питер» - это то же имя «Пётр», только на голландский манер (именно так называли Петра голландцы), «бург» - по-немецки "город".

Ребята сейчас я задам вам несколько вопросов и ответ на них вы найдете на странице 46.

Рядом с каким морем построен город Санкт-Петербург? (Балтийское море)

В каком году Санкт- Петербург стал столицей России? (1712)

В каком году ПетрI принял титул императора? (1721)

Хорошо ребята, есть ли у вас вопросы ко мне? Сейчас на странице 46 жирным шрифтом выделены два слова назовите их? (империя и император)

Как вы думаете, что такое империя?

Кто такой император?

Давайте проверим ваши ответы со слайдом.

Империя- это могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство.

Император- это человек управляющий империей.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Метод: практический, словесный.

Работа с понятиями.

Отвечают на вопросы учителя.

Находят в тексте информацию

 Познавательные универсальные учебные действия:

добывать новые знания: извлекать информацию из учебника.

Контроль и самопроверка знания

4 мин

Сейчас все закройте учебники и устно ответьте мне на вопросы.

  1. Как Петр I продолжил дела отца?( создал Российский флот)
  2. Что сделал Петр для развития образования?( строил школы)
  3. Для чего царь строил заводы и дороги? ( чтобы страна развивалась, а так же давал людям работу)
  4. Почему он назвал новую столицу Санкт-Петербургом? ( Он хотел построить город, имеющий ключевое значение для всей России. Город должен был стать морскими воротами в страну, «сан» значит "святой", «Питер» - это то же имя «Пётр», только на голландский манер (именно так называли Петра голландцы), «бург» - по-немецки "город".)

Итак ребята нами остались не рассмотрены три иллюстрации на странице 46, давайте  опишем, что на них изображено?

Организует проверку знаний учащихся.

Метод- практический.

 Отвечают на вопросы учителя, дают характеристику личности.

Дают описание иллюстрации

Регулятивные: в диалоге  с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы другого ученика

Рефлексия

2 мин

Ребята вам понравился сегодняшний урок? Что нового вы узнали? Как вы думаете вы хорошо справлялись с заданиями?

Сейчас вы получите листочки я хочу, чтобы вы написали свое мнение об уроке, понравился он вам или нет и чем?

                   

Анкета

На уроке я работал                            активно/пассивно

Своей работой на уроке я             Доволен/ не доволен

Урок для меня показался             коротким/ длинным

За урок я                                            не устал/ устал

Мое настроение                             стало лучше/ стало хуже

Материал урока мне был             понятен/интересен

                                                        Полезен/бесполезен

                                                         Интересен/ скучен

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Осуществляют самооценку, высказывают свое мнение.

Регулятивные-анализировать собственную работу на уроке.

Информация о домашнем задании

2 мин

 Повторить дома тему «начало Российской империи» со страницы 44-46 ответить на все вопросы и знать определение «империи», «императора»

Комментирует домашнее задание.

Метод: словесный.

Прием: объяснение.

Записывают домашнее задание задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Петр I.Российская империя". 4 класс

Урок окружающего мира по программе "Гармония" Осуществляется деятельностный подход в обучении. Развивается умение сотрудничать, работать в группе,умение общаться,делать выводы, обосновывать их, провод...

Презентация к уроку окружающего мира "Петр I.Российская империя."4 класс

Данная презентация позволяет наиболее наглядно и эффективно усвоить изучаемый материал по теме "Петр I . Российская империя"....

конспект урока по окружающему миру "Конституция Российской Федерации" 3 класс

конспект урока по окружающему миру "Конституция Российской Федерации" 3 класс .Н.Ф.Виноградова. "Начальная школа XXIв"...

Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс

Конспект урока по истории на тему: "Родословное древо" 3 класс...

Тест по окружающему миру 4 класс "Начало Российской империи"

Тест по окружающему миру. Тема «Начало Российской империи»...