Конспект урока по истории "В путь по реке времени" (4 класс, УМК "Перспектива")
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Мустафина Гульнара Руслановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4v_istoriya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «В ПУТЬ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ»

Тип урока: открытие нового знания. 

Цель урока:

  • сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; о важнейших вехах в истории нашего Отечества;  
  • развивать речь, умения наблюдать и сравнивать, а также умение работать с лентой времени.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявлять интерес к новым знаниям;
  • осознавать успешность при изучении темы; совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах;
  • устанавливать взаимопонимание и уметь оказывать помощь.

Предметные:

  • осознание представления об истории;
  • умение приводить примеры.

Метапредметные:

  • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения;
  • готовность слушать и вести диалог;
  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Понятия: история, век, до н.э, наша эра, летопись.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 кл, 2 часть, рабочая тетрадь №2, УМК «Перспектива», зеркало, презентация.

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Мотивацион

ный

Подготовка к основному этапу занятия

Усвоение новых знаний и способов действий

Динамическая пауза

Закрепление знаний и способов действий

Подведение итогов занятия

Рефлексия

Информация о Д-З

1

3

13

1

12

3

3

3

1

-Здравствуйте, ребята!

-Проверьте все ли у вас готово к уроку, садитесь.

-Перед вами 2я часть учебника «Окружающий мир», рассмотрите обложку, что вы видите?

Откройте содержание учебника на стр.143, прочитайте как называются темы уроков. Какие события вам знакомы?

-Что вас удивило, заинтересовало в предстоящих уроках?

-Откройте учебники на стр.3. Давайте прочитаем, что же мы узнаем и чему научимся в первом разделе.

Итак, давайте начнем с вами путешествие по первому разделу.

-Ребята, откройте содержание. Прочитайте на стр. 4 название первой темы.(В путь по Реке времени)

-Итак, сформулируйте цели урока?

-Как можно путешествовать по реке?

-А как называется наша река?

-Это река особенная, волшебная. Приходилось ли вам читать слова не с начала, а с конца? А книгу? Чтобы получилось из такого чтения? А теперь скажите: помните ли вы какое-то событие, когда вы были маленькими?

-А может ли кто-нибудь описать событие до вашего рождения?

-Как вы о нем узнали?

Из ваших слов получается, что для каждого человека история семьи начинается задолго до его рождения: с рождения его родителей, и знакомства, и свадьбы. Но личный опыт, воспоминания, своя собственная история в жизни каждого человека начинается с его рождения.

-Как вы можете вернуться в начало своей жизни из сегодняшнего дня?

-Так же происходит и с историей страны, мира. Как найти подтверждение каких-либо событий в истории страны?

-А как узнать события тех времен, когда история страны, мира еще только начиналась и люди еще не умели писать?

Сегодня и для нас открывается возможность нарушить законы времени и пуститься в путешествие против течения: из настоящего в прошлое. Мы «прочитаем книгу с конца», поплывем против течения в прошлое мира, нашей страны. А поплывем мы по реке времени.

-А для начала давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию.

-Кто из известных людей России и мира вам запомнился своими делами больше всего?

-Какие события из жизни нашего Отечества вам известны?

-Давайте на стр.4 прочитаем текст. Сначала начну читать я, затем будем читать по цепочке.

-Итак, почему люди стремились передать опыт и знания своим потомкам?

-Как они это делали до изобретения письменности?

Отцом истории считают древнегреческого историка и путешественника Геродота. Он родился в греческом городе Галикарнас в 484 г до н.э, а скончался в 425 г до н.э. Геродот создал первую дошедшую до нас историческую книгу.  Для нас память о Геродоте особенна дорога тем, что он совершил путешествие на земли вдоль рек Дунай и Дон и описал народы, жившие там.

-Почему Геродота считают отцом истории?

-Давайте дочитаем третий абзац и еще узнаем об истории.

-О каком значении слова «история» говорится в этом тексте?

Почему история-это наука?

-Какие события из истории нашего государства вы можете привести для примера?

-О каких исторических событиях вы узнали от своих дедушек и бабушек, родителей, ветеранов ВОВ?

Физминутка

Работа с лентой времени

-Ребята, откройте стр.40 в раб.тетрадях и посмотрите на ленту времени.

-На какие две части она разделена?

-Кто может объяснить, что символизирует праздник Рождества?

Современный счет времени ведется от даты рождения Христа. Это время называют новая эра.

-Река времени разделена на маленькие отрезки-века.

-Вспомните, из уроков математики, сколько лет в одном веке?

-А что вы заметили в веках до нашей эры?

- Век-промежуток времени в сто лет

Чтобы узнать, в каком веке произошло событие нужно определить количество сотен в числе года и прибавить единицу. Например, в каком году Ю.А.Гагарин полетел в космос? Какой это век? Как вы определили, что это 20 век?

-Отметьте на своей ленте времени, события, указанные на слайде.

-Итак, давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Откройте учебники на стр.5, посмотрите на даты, указанные стрелочкой.

-Молодцы, ребята.

-Прочитайте самостоятельно рубрику «Календарь памятных дат» и ответьте на след.вопросы:

-Какой исторический памятник оставил потомкам Святой Нестор?

-Что такое летопись?

-Ребята, давайте поработаем с вами над рубрикой «Обсудим». Прочитайте первый вопрос. Кто сможет на него ответить?

-Что мы можем сделать сейчас для сохранения памяти о прошлом нашего Отечества?

Выполнение заданий в рабочей тетради

-Откройте раб.тетради на стр. 4. Выполните зад. № 3.

-Итак, все делают самостоятельно, затем мы сверим с записью на слайде и узнаем, как вы освоили сегодняшнюю тему урока.

-Прочитайте статью «Сделаем вывод» на стр.7.

-Для чего необходимо знать историю своего края, страны?

-Как это влияет на наш внутренний мир?

-Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях?

-Ребята, дополните следующие строки:

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

-На этом наше занятие окончено, спасибо за то, что принимали активное участие в работе. До новых встреч!

Учебник с.4-7 ответить на вопросы рубрики «Проверим себя»; раб.тетрадь: № 4, с.5.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Сообщение темы и цели урока

Словесный:

Ответы на вопросы

Словесный:  Рассказ с созданием проблемных ситуаций.

Практ:рабо

та с лентой времени

Работа с понятием

Практ.: задания в раб.тетрадях

Акцентирует внимание на конечных результатах уч.деятельности

Дает комментарий к д-з

Приветствуют учителя

Слушают учителя,

Отвечают на вопросы

Цель урока: ориентироваться по ленте времени, рассказывать о событии из прошлого своего края.

-Река времени

-Из рассказов взрослых

-Можно посмотреть фото, видео и т.д

-По фотографиям, фильмам, из газет прошлых лет

-Из легенд, преданий, сказок

Отвечают на вопросы

Время до нашей эры и наша эра

Дата рождения Иисуса Христа

100 лет

Века идут справа-налево

1961 г., 20 век, 19 сотен+1

Отмечают исторические события

Самопроверка

Летопись-рукописные книги о событиях древней истории, сведения о которых изложены по годам(летам)

Выполняют задания в рабочих тетрадях

Подводят итоги

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Умение слушать собеседника (К)

Аргументация своего мнения и позиции (К)

Целеполага

ние(Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Аргументация своего мнения и позиции

Умение слушать собеседника (К)

Контроль(Р)

Коррекция(Р)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Рефлексия способов и условий действий (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории "Москва - преемница Владимира" 4 класс "Школа России"

Тип урока: изучение нового материалаЦели урока: формировать представление об истории Москвы как о русском старинном городе;  воспитывать интерес к предмету, активность, внимание учащихся; учить у...

Конспект урока по истории (4 класс). Тема: В путь по реке времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; знакомство с понятиями: река времени, история, век, и с тем, как ведется летоисчисле...

Конспект урока технологии "История игрушек. Игрушка-попрыгушка", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование конструкторско-технологических умений, с помощью игрушек-попрыгушек.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила техники безопасности, происхождение и назна...

Конспект урока окружающего мира: " В путь по реке времени" ( УМК "Перспектива", 4 класс)

Тема: «В путь по реке времени»Цели деятельности учителя:  формирование представления о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «истор...

Конспект урока по окружающему миру на тему "В путь по реке времени" (УМК Школа России, 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам;знакомство с понятиями «река времени», «история» наша эра, до...

Конспект урока по окружающему миру "В путь по реке времени" (4 класс, УМК «Перспектива»)

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель урока: формирование представлений о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; ознакомление с понятием «история» «летопись&raqu...

Тест по окружающему миру по темам: "В путь по реке времени", "Путешествие по реке времени", "По страницам летописи"

Тест по окружающему миру по темам: "В путь по реке времени", "Путешествие по реке времени", "По страницам летописи"...