Конспект урока. Дом не велик, а стоять не велит (3 класс УМК Школа России)
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме

Фахрутдинова Нелля Рамилевна

Цель урока: Сформировать правила управления домашним хозяйством, представление о внутреннем строе семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа:  104                                                                                                                                           Методист: Сачкова Т. А._______

Класс:   3В                                                                                                                                                          Студентка: 35 группы 

Кабинет: 103                                                                                                                                                         Фахрутдинова Нелля                                                                                                                            

Учитель: Слуднова  Н. В.__________

Тема:

«Дом не велик, а стоять не велит» (Перспектива 3 класс 2 часть)

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Сформировать правила управления домашним хозяйством, представление о внутреннем строе семьи.

Планируемые результаты:

- Предметные: Характеризовать на основе сведений учебника народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье.

- Метапредметные: Соотносить старинные и современные традиции управления домашним хозяйством.

- Личностные: Понимать нравственный смысл совместной трапезы, укрепляющей духовное единство семьи, проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье, осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного,  внимательного, милосердного отношения друг к другу в классе по образу доброжелательных внутрисемейных отношений.

Понятия: Большак, Большуха, Упруг.

Оборудование: учебник Плешакова «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, мультимедийная презентация.


Этапы урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг. момент

1 мин

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

Мотивирует на работу

Организуют рабочее место

Р: Умение настраивать на работу

1.Мотивационный

1 мин

-Какие старинные обычаи строительства дома вы знаете?

- Как устроен внутри дом для удобства жизни в нём людей всех возрастов?

-Что можно назвать центром дома?

Проверяет готовность обучающихся к уроку 

Проверяют рабочее место, приветствуют учителя

П: преобразованиеучебного материала, действия

2.Постановка учебной задачи и её решение

2 мин

- Предположите тему нашего урока («Дом не велик, а стоять не велит»)

- Какие цели мы можем поставить? (Сформировать правила управления домашним хозяйством, представление о внутреннем строе семьи)

Озвучивает тему и цели урока

Высказываю своё мнение и предполагают тему

Р: Принимать и сохранять учебные задачи

3.Подготовка к основному материалу

8 мин

- Умение управлять хозяйством в отдельном доме поможет в дальнейшем понять, как поддерживать порядок в хозяйстве большой страны. Посмотрим, как управляли домашним хозяйством в старину.

Создаём эмоциональный настрой на серьёзную тему урока

Словесный: ответы на вопрос

Побуждает к высказыванию своего мнения

Словесный: ответы на вопрос.

Преподносит новый материал

Словесный: рассказ диалог

Высказывают своё мнение, отвечают на поставленные вопросы.

Р: Включают общеучебные, логические действия, а так же постановку и решение проблемы

П: аргументация своего мнения

4.Усвоение новых знаний и способов действий

Физминутка:

Усвоение новых знаний и способов действий

5.Обобщение и систематизация знаний.

10 мин

1 мин

8 мин

5 мин

В мире природы есть центр – Солнце. И в семье всегда есть глава. В старину его звали большаком.

- А вы знаете кто такой большак? Кто мне может сказать. (Большак- это старший в доме, в семье. То есть глава семьи)(на слайде)

-Все женские домашние дела распределяет среди женщин в доме супруга главы семейства. В старину её звали большуха.

- От зари до зари дружно трудится большая старинная семья. Чередуя труд и отдых.

- А теперь я попрошу найти информацию в  учебники, о том какие функции выполняли глава семьи, то есть большак, его жена, и семья в целом.

- 1-й ряд ищет информацию про большака, 2-й ряд про большуху, 3-й ряд про семью в целом. И один желающий выступить устно.  

- Эту информацию вы можете найти на страницах 72- 73.

Большак:

Он больше всех знает, понимает, умеет и больше всех за всех отвечает. С него спрашивают: сыты ли, обуты ли, одеты ли дети. Научены ли мальчики мужским работе, сильны ли, смелы ли, здоровы ли. Но самое главное – большак сам с собой умеет править. Большак распределяет распределяет работу между домашними по силе, по возрасту, по умению.

Большуха:

Строгий её взгляд и доброе сердце берегут домашний очаг. Она отвечала за опрятность в доме, учит этому дочек, как мать следит за невестками.(пожурит- это поругать; высказать кому-либо недовольство за что-либо )  

Семья:

Время от одной передышки до другой в течение дня называлось упруг. Он длился от двух до четырёх часов – в зависимости от вида работы. Правильный распорядок дел для каждого в домашнем хозяйстве – половина успеха.(упруг – это время одной передышки до другой)

- По одному желающий с каждого ряда выйдет, и расскажет о том, что он узнал, а остальные внимательно слушают, и постараться запоминают, то что будет говорить выступающий.

(Видео физминутка)

- А теперь ребята откройте учебник на странице 74 и прочтите текст.

- Текст читаем внимательно, после я задам вам вопросы по нему.

-Что означал стол в красном углу? (знак крепкой семьи, где все всегда вместе.)

-В каких случаях двигали стол? (только тогда когда в семье были перемены – радостные или печальные.)

- Кто возглавлял общую трапезу за столом? (глава семьи)

-Как сидели за столом? (мужчины сидели справа – женщины и дети слева)

-А теперь откройте рабочие тетради и выполните задание № 1 на стр. 48

Словесный: ответы на вопрос

Побуждает к высказыванию своего мнения

Словесный: ответы на вопрос.

Преподносит новый материал

Словесный: рассказ диалог

Практический: формулирует задание.

Рассказывает материал темы словесный: (рассказ)

Организует оценочные выказывания обучающихся

Побуждает к высказыванию своего мнения словесный: беседа.

Осуществляет: индивидуальный контроль

Работа с учебником. Читают текст, сравнивают.

Дают характеристику исторической личности.

Слушают и выполняют упражнение

Слушают сообщение делятся впечатлениями

Высказывают своё мнение

Выполняют самопроверку

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют

П: извлечение из текста необходимой информации

П: анализ

П: анализ

П: формирование обобщённых знаний

Итог урока.

5 мин

- Похоже ли управление делами в старинной семье на порядок в современной семье?

-Каковы правила управления домашнем хозяйством в культуре народов вашего края?

-Почему разумное ведение хозяйства в своём доме помогает понять, как правильно управлять государством в стране?

Подводит обучающихся к выводу

Организует: коллективную проверку, оценивает высказывания окружающих

Высказывают своё мнение

П: рефлексия способов и условий действий

Рефлексия

(предметная)

2 мин

  1. - сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Осуществляют самооценку самопроверку, взаимопроверку.

П: рефлексия способов и условий действий.

Информация о домашнем задании

2 мин

- Домашнее задание:

Рабочая тетрадь стр. 48-49 №2, 3, 4.

учебник стр. 72-75

Даёт комментарий к домашнему заданию, задание на поиск информации(опрос)

Слушают и записывают информацию о домашнем задание

П:

Установление причинно- следственной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "ЖИ-ШИ" в 1 классе УМК "Школа России

В процессе урока используются инновационные методы, которые позволяют заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, что актуально на данном этапе их развития. Материал урока ...

Конспект урока математики по теме: «Деление суммы на число» 3 класс УМК «Школа России»

Конспект урока математики по теме: "Деление суммы на число" 3 класс УМК "Школа России"...