Технологическая карта урока обществознания в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС
план-конспект урока по истории на тему

Материал содержит презентацию, карточки для проверди домашнего задания и закрепления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_religiya.rar1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС

        Урок № 14        

Тип урока: комбинированный

УМК: Обществознание. 8 класс: учеб.для общеобразват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, ЛФ. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

Тема урока: Религия как одна из форм культуры

Дата проведения урока:

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о религии, рассмотреть религию как социальный институт и форму общественного сознания.

Задачи урока:

1. Образовательная: раскрыть в объеме, соответствующем возрастным возможностям учащихся, специфические черты религиозного сознания, различные функции религии в обществе; охарактеризовать основные типы религиозных организаций; разъяснить смысл конституционных положений о свободе совести и свободе вероисповедания.

2. Развивающая: совершенствовать навыки работы с таблицами, формировать умения работать со статьями Конституции Российской Федерации, работать в паре, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации.

3. Воспитательная: показать роль религии в обществе; способствовать воспитанию учащихся в духе толерантности; осознанию значимости и ответственности религиозного выбора человека.

Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.

Ресурсы: презентация по теме, ПК учителя, телевизор, раздаточный материал, учебник.

Планируемые результаты:

1. Предметные: смогут определять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни; объяснять сущность и значение свободы совести

2. Метапредметные УУД: определять тему урока, самостоятельно формулировать цели и задачи своего обучения; определять собственное отношение к религии; продолжат формировать навыки самоконтроля, работы в парах,  преобразовывать текстовую информацию и представлять ее в виде таблиц, выделять главное и делать выводы.  

3. Личностные УУД: формировать нравственно-эстетическую ориентацию, умение сотрудничать с различными по религиозным взглядам людьми; оценивать свое отношение к религии и атеизму.

 

 

Этап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

УУД

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Проверка домашнего задания

Предлагает обучающимся выполнить задание на карточке (задания по типу ГВЭ).

Знакомит с критериями оценивания и предлагает   провести взаимопроверку по образцу (Слайд 1).

Обучающиеся выполняют задания

Осуществляют взаимопроверку

Регулятивные УУД: демонстрируют знания по пройденному материалу, осуществляют взаимопроверку

Определение темы урока, постановка целей и задач.

Учитель:

Сегодняшний урок завершает изучение темы «Сфера духовной культуры». Давайте вспомним, что включает в себя эта сфера жизни общества? (1 ученик выполняет задание на слайде 2)

  Посмотрите ,пожалуйста, на экран (слайд 3) и определите, какое понятие объединяет все остальные?

Тема нашего сегодняшнего урока

«Религия как одна из форм культуры».

 Учитель предлагает познакомиться с планом  и сформулировать цели и задачи урока.  

 Ученик рассуждает и исключает лишние понятия (производство, власть, государство).

 

Формулируют тему урока (Слайд 4)

Беседуют с учителем, формируют цель и задачи урока.

Делают записи в тетрадь.

Регулятивные УУД: демонстрируют знания, формулируют тему  урока, цели и задачи.

Коммуникативные УУД:

ведут диалог с учителем.

Личностные УУД:

рассуждают

Изучение нового материала

Термин «религия» вам хорошо знаком из истории, литературы и повседневной жизни. А с чем у вас ассоциируется это понятие?

«Метод ассоциаций»

Учитель предлагает учащимся  обратимся к  Толковому словарю С. Ожегова, затем прочитать рубрику «Мнение» на странице 95 и составить свое определение понятия «религия».

 Религия зародилась еще в палеолите, приблизительно 40 тыс. лет назад (слайд 9). Как вы считаете, зачем людям были необходимы религиозные верования?

Сегодня мы живем в ХXΙ в. и казалось бы не должны верить ни в какие догмы, кроме научных. Почему же большинство людей, все таки, верит в сверхъестественные силы.

Часто понятия «религия» и «вера» отождествляются,  предлагаю вам найти отличия между этими понятиями, поработав в парах. Прочитайте  текст учебника на страницах 96 – 97 и составьте схему  (слайд 10).

Выборочно проверяет работы учащихся.

Физминутка

Многие люди называют себя верующими, даже атеисты (неверующие в бога) в трудные минуты жизни обращаются к высшим силам. Действительно религия является важным социальным институтом.

Что бы узнать, какие  функции выполняет религия в обществе необходимо прочитать текст на стр. 97 – 98 и заполнить таблицу на рабочем листе (работа в парах).

Учитель предлагает обучающимся, которые работают быстро, выполнить задание 2.

Учитель обращает внимание учеников на статью 14  Конституции Российской Федерации  (рабочий лист, слайд 14) и предлагает объяснить понятие «светское государство»

Беседа с учениками:

1. Какую роль в государстве и обществе религия играла в Средние века и Новое время?

2. Почему большинство современных государств носят светский характер?

Рассказ учителя.

Статья 28 Конституции РФ (слайд 15) гарантирует каждому жителю России свободу совести и свободу вероисповедания.

Что такое «свобода совести»? Это значит, что государство дает нам возможность иметь собственные взгляды на мир, иметь определенные убеждения, в том числе религиозные. Государство не заставляет нас быть добрым или злым, справедливым или несправедливым, милосердным или равнодушным, это остается «на нашей совести».

Слушают учителя, отвечают на вопрос.

Работают с учебником, высказывают свое мнение. Сравнивают свое определение с предложенным учителем (слайд 8), записывают в тетрадь.

Высказывают собственное аргументированное мнение, ведут диалог с учителем.

Делают вывод, что религия играет важную роль в обществе.

Работают с учебником, составляют схему, определяют различия между понятиями.

Работают с учебником, заполняют таблицу, выборочно представляют результаты своей работы.

Выполняют задание 2 на рабочем листе.

 

Работают с текстом статьи Конституции, высказывают собственное мнение

Отвечают на вопросы. Высказывают и доказывают  свою точку зрения

 

 

 

Познавательные УУД: извлекают информацию из учебника и словаря, сравнивают, составляют определение.

Коммуникативные УУД:

высказывают свои предложения

Регулятивные УУД: контролируют  свою деятельность и деятельность одноклассников.

 

Коммуникативные УУД:

ведут диалог.

Познавательные УУД: анализируют учебный материал урока, преобразуют информацию.

Регулятивные УУД:

планируют и контролируют свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

совместная деятельность, управление поведением партнера.

Коммуникативные УУД:

ведут диалог, отстаивают собственную позицию.

Первичное осмысление и закрепление

Учитель предлагает обучающимся составить синквейн на тему «Нерон». Если у учащихся возникают трудности, они могут воспользоваться подсказкой на рабочем листе.    

Составляют синквейн и представляют результаты своей работы.

Регулятивные УУД:

формулируют ответ, применяя полученные знания

Итоги урока. Рефлексия

Учитель возвращает обучающихся к целям урока, сформулированным  на этапе постановки целей и задач.

Все ли задачи, поставленные на сегодняшний урок, выполнены?

Достигнута ли цель нашего урока?

 

Учитель предлагает выполнить  задания на карточках.

Вербальное оценивание обучающихся. Оценки выставляются после проверки рабочих листов и карточки с ответами.

Сравнивают полученные знания с поставленными целями.

Самооценивание и взаимооценивание.

Познавательные УУД: делают анализ полученных знаний.

Регулятивные УУД:

оценивают свою работу на уроке и работу всего класса.

Домашнее задание

Прочитать § 12 (слайд 15)

Выполнить творческое задание на выбор:

  1. написать мини-сочинение на тему, указанную в задании 4 рубрики «В классе и дома» на с.101.
  2. подготовить памятку на тему «Как не попасть в опасную религиозную секту».

Записывают домашнее задание в дневник.

 

8 класс. Рабочий лист  к уроку  «Религия как одна из форм культуры»

Задание 1. Прочитайте текст учебника на стр.97 – 98, п. «Роль религии в жизни общества» и заполните таблицу.

Функция религии

Пример

 

 

Задание 2. Прочитайте п. «Религиозные организации и объединения» и выполните задания.

1. Религиозное сообщество христиан и соответствующая иерархическую организация верующих называется  ______________________________.

2. Религиозная  группа, отделившаяся  от церкви – это____________________________.

3. Почему участие в секте может быть опасным для человека?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Из Конституции Российской Федерации.

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство.

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Проверка домашнего задания.

8 класс. Самостоятельная работа

Вариант 1.

Задание 1 .Тесты (0,5 баллов за каждый правильный ответ)

  1. Социальные нормы, принятые в обществе, основанные на представлениях о добре и зле,  это

  

 1) 

мораль

  

 2) 

право

  

 3) 

культ

  

 4) 

догма

  1. Что отличает науку от других форм  (областей) культуры?

  

 1) 

стремление получить истинное знание

  

 2) 

использование художественных образов

  

 3) 

опора на представления о добре и зле

  

 4) 

отражение окружающего мира

  1. Кирилл учится в 7 классе гимназии. Дополнительно он посещает занятия по изобразительному искусству в центре детского творчества. На каком уровне образования находится Кирилл?

  

 1) 

основное общее образование

  

 2) 

среднее общее образование

  

 3) 

высшее образование

  

 4) 

среднее профессиональное образование

4. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

  

 1) 

нравственность

  

 2) 

образование

  

 3) 

искусство

  

 4) 

творчество

5. Установите соответствие между признаками и областями (формами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРИЗНАКИ

 

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) КУЛЬТУРЫ

А) 

обоснованность и доказательность выводов

Б) 

регулирование поведения людей с позиции добра и зла

В) 

опора на общественное мнение

Г) 

получение достоверных знаний о природе и обществе

Д) 

образное отражение действительности

   

1) 

наука

2) 

мораль

3) 

искусство

6. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии.

Сравните два уровня образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем  порядковые номера черт отличия.

  

1) 

углублённое изучение предметов

2) 

соблюдение правил поведения

3) 

возможность поступления в вуз

4) 

получение общего образования

7. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Исполнение человеком моральных норм в определённой мере зависит от отношения общества к этим нормам и их нарушению.

Б. Моральные нормы отражают представления общества о прекрасном и безобразном.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям.

Б. Патриотизм проявляется в готовности служить интересам своей Родины.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука имеет возможность прогнозировать последствия важнейших достижений и направления развития современного общества.

Б. Наука активно участвует в решении глобальных проблем современного общества.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

10. Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРИЗНАКИ

 

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

А) 

создание художественных образов

Б) 

логичность и доказательность выводов

В) 

критический анализ результатов познания

Г) 

эмоциональное воздействие на человека

Д) 

объективное отражение действительности

   

1) 

искусство

2) 

наука

8 класс. Самостоятельная работа

Вариант 2.

Задание 1 .Тесты (0,5 баллов за каждый правильный ответ)

  1. Для обозначения деятельности, направленной на получение объективных теоретических знаний о природе и обществе, используют термин

  

 1) 

искусство

  

 2) 

религия

  

 3) 

мораль

  

 4) 

наука

2. Что отличает науку от других форм (областей) духовной культуры?

  

 1) 

обращение к различным источникам информации

  

 2) 

создание и использование художественных образов

  

 3) 

разностороннее отражение особенностей личности

  

 4) 

теоретическое обоснование выявленной закономерности

3. Что из перечисленного отличает мораль от других форм (областей) духовной культуры?

  

 1) 

опора на представления о добре и зле

  

 2) 

определение образцов прекрасного

  

 3) 

стремление к установлению научной истины

  

 4) 

опора на принудительную силу государства

4. Признание абсолютной ценности человеческой личности, её права на свободу и счастье

 это основной принцип

  

 1) 

идеализма

  

 2) 

патриотизма

  

 3) 

гуманизма

  

 4) 

порядочности

5. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Научные теории регулируют нравственные и правовые отношения людей.

Б. Наука отражает действительность в художественных образах.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

6. Виталий учится в 8 классе гимназии. Дополнительно он посещает секцию фигурного катания. На каком уровне находится Виталий?

  

 1) 

основное общее образование

  

 2) 

среднее общее образование

  

 3) 

начальное общее образование

  

 4) 

среднее профессиональное образование

7. Отличительным признаком науки является

  

 1) 

формирование представлений о прекрасном

  

 2) 

использование художественных образов

  

 3) 

вера в существование сверхъестественных сил

  

 4) 

стремление к достоверным знаниям о природе и обществе

8. Елизавета учится в 9 классе общеобразовательной школы, после государственной (итоговой) аттестации она планирует продолжить обучение в старших классах гимназии.

Сравните два уровня образования: основную школу и старшую школу. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем  порядковые номера черт отличия.

1) 

углублённое изучение предметов

2) 

соблюдение правил поведения

3) 

возможность поступления в вуз

4) 

получение общего образования

  

9. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм – это любовь к Отечеству.

Б. Патриотизм означает стремление граждан своими действиями служить интересам Отечества.

 

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в готовности человека отстаивать интересы своего Отечества.

Б. Патриотизм человека может проявиться только во время войны, в тяжёлое для Отечества время.

  

 1) 

верно только А

  

 2) 

верно только Б

  

 3) 

верны оба суждения

  

 4) 

оба суждения неверны

          Закрепление.                                 8 класс. Выполните задания.

1. Какое из приведённых ниже понятий объединяет все остальные? (1 балл за правильный ответ)

  

 1) 

христианство

  

 2) 

религия

  

 3) 

ислам

  

 4) 

буддизм

2. Установите соответствие между признаками и областями (формами) духовной культуры:

к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из

второго столбца (1 балл за правильно выполненное задание).

  

ПРИЗНАКИ

 

ОБЛАСТИ (ФОРМЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

А) 

вера в сверхъестественные силы

Б) 

строгое выполнение обрядов, ритуалов, норм и запретов

В) 

объективное отражение явлений действительности

Г) 

стремление к спасению души человека

Д) 

поиск объективной информации о том, как устроен мир и человек

   

1) 

наука

2) 

религия

3. К обязательным элементам религии относится (1 балл за правильный ответ)

  

 1) 

вера в существование сверхъестественного

  

 2) 

законодательство о свободе совести

  

 3) 

активное участие деятелей церкви в политике

  

 4) 

научное доказательство религиозных догматов

Решите задачу:

К директору школы № 2 города Н. обратилась группа учащихся 9 класса с предложением организовать в школе детское религиозное объединение «Добрая весть», куда на добровольной основе смог бы вступить любой учащийся школы. Целью деятельности такого объединения будет приобщение учащихся школы к православным ценностям, распространение христианской литературы среди учащихся школы и ее изучение. Вправе ли директор школы запретить создание такого детского объединения? Прокомментируйте ответ.

(2 балла за правильный ответ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Форма урока : «Математический калейдоскоп»Тип урока:  закрепление изученного материалаВид урока : комбинированныйИспользуемые технологи:    технология развития критического мышлени...

«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока:  закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...

«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока:  закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...

Технологическая карта урока математики 2 класс "Метр. Соотношение единиц длины" ФГОС

Организация деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о новой единице измерения - метр. Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполн...

Технологическая карта урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: окружающий мир Тема урока: Бактерии

Цель урока: познакомиться с обитателями Земли – бактериями.Задачи урока:Закрепить знания учащихся  о первоначальном представлении царстве бактерий, знать правила гигиены;Развивать личн...