Исследовательская работа "Улицы моего села"
занимательные факты по истории (4 класс)

Исследовательская работа ученика 4 класса "Улицы моего села".Цель работы исследовать названия улиц села, почему они так называются.Расширить знания об истории родного села. Поделиться знаниями с учащимися школы.Сбор материала для создания буклета "Улицы моего села"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx275.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Старо-Уруссинская СОШ»

Ютазинский муниципальный район Республики Татарстан

Проектно-исследовательская работа

«Улицы моего села»

           

                                                         

                                                                              Выполнил: ученик 4 класса

                                                                              Мухаметзянов Фаяз

                                                                              Руководитель:                                                              

                                                                       учитель начальных классов

                                                        Сунгатуллина З.Р.

                                                      с. Старые Уруссу

    2019 год

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Улицы моего села»

 

Содержание
                                

I.Введение

II..Изучение названия улиц

2.1«Что в имени тебе моём?»…………………………………………..4-5

2.2.Достопримечательности моего села……………………………… 6-8

2.3Анализ опроса среди учащихся начальной школы……………….. 9

Заключение………………………………………………………………10

Литература ………………………………………………………………..11

Приложение……………………………………………………………… 12-13

                                                        

I.ВВЕДЕНИЕ

  У каждого человека есть своя родина, то самое место, лучше которого не найдёшь на всем белом свете. Наша родина – село Старые Уруссу. Мне очень нравится наше село.

На праздновании Дня рождения села (обычно его проводят в последнее  воскресенье августа) был задан вопрос:

- Cколько улиц в нашем селе?

Нам  стало очень интересно: а, действительно, сколько же в нашем селе улиц? Отвечая на него, у нас получилось целое исследование.

Цель: Исследовать названия улиц села Старые Уруссу, какие  уличные достопримечательности есть, расширить знания об истории моего села.

Объект исследования: улицы села Старые Уруссу  

Предмет исследования: история названия улиц.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что название моей улицы тесно связано с историей нашего села и всей страны и через изучение возникновения названии улицы, мы пополним свои знания по истории родного села .

Новизна определяется изучением историй улиц моего села, изучением биографии людей, в честь которых были названы улицы

Задачи:

- изучить историю названия улиц села;

- познакомиться с биографией людей, в честь которых были названы улицы;

- научиться работать с дополнительной информацией;

- рассказать о результатах исследования учащимся  моего класса.

Методы исследования:

- опрос жителей села (родителей, друзей);

- работа с картой-планом нашего села;

- обращение в библиотеку, Уруссинское сельское поселение;

- работа с источниками в школьном музее об истории села;

- чтение литературы, поиск информации в сети Интернет.

Новизна определяется изучением историй улиц моего села, изучением биографии людей, в честь которых были названы улицы.

Актуальность работы: каждый житель нашего села должен не только знать название своей улицы, но и знать историю её создания.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, музейных уроков, при проведении классных часов.

II.Классификация и типы улиц

Улица - это площадь, проход, полоса, проезд, промежуток между домами.

В толковом словаре Владимира Даля говорится: « Улица, уличка; улка, околица; простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов; вообще простор полосою, меж двух рядов каких либо предметов» [3]

В толковом словаре Ожегова написано: «В населенных пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство. Узкая, широкая улица. Главные улицы города». [3]

Толковый словарь русского языка Ушакова рассказывает: 
«Пространство между двумя рядами домов в населенных пунктах для проезда и прохода; два ряда домов с проездом, проходом между ними. Все улицы полны народом. Жуковский. Население домов, находящихся на данной улице.» [3]

В современном значении улица – это элемент инфраструктуры населенного пункта.

Улицы классифицируются по их функциональному назначению на городские и поселковые (сельские).

К городским улицам относятся:

К поселковым улицам относятся:

  • главные улицы;
  • жилые улицы;
  • проезды.

Каждая улица имеет свой вид, который зависит от категории улицы, значения города (населённого пункта), в котором она расположена, размера города, количества населениярельефа территории, климатических условий и многих других факторов.

Типы улиц

Аллея

Улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями, часто в парке или саду.

Бульвар

Широкая улица со скамейками, газонами и аллеями, предназначенными для пешеходного движения и кратковременного отдыха.

Вал-улица, возникшая на месте вала — старинной земляной насыпи.

Взвоз

В некоторых городах России улица с наклонным профилем, служащая въездом на возвышенность. Почти тоже, что съезд или спуск, но не ведёт к берегу реки.

Кольцо- улица, имеющая форму круга.

Линия (линнея)

Название улиц в некоторых городах России, Латвии, Финляндии и Украины. Наиболее известны линии Васильевского острова вСанкт-Петербурге.

Магистраль- главная широкая улица с интенсивным транспортным движением.

Набережная- улица вдоль реки или другого крупного водоёма .

Переулок

Небольшая улица между двумя крупными улицами или между улицей и другим переулком, или между двумя переулками.

Площадь

Открытое пространство, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями, как правило находится на перекрёстке улиц.

Проезд-обычно небольшая улица, соединяющая две более крупные улицы, то же, что переулок.

Проспект- прямая, длинная и широкая улица в городе, обычно осаженная зеленью.

Проулок- небольшая и узкая улица, соединяющая две крупные, небольшой и узкий переулок.

Ряд- в исторических городах улица с расположенными на ней лавками или мастерскими одной специализации.

Спуск-улица, имеющая наклонный рельеф.

Съезд-улица, имеющая наклонный рельеф, и ведущая к берегу или мосту. То же, что спуск.

Тупик- исторически — улица, не имеющая сквозного проезда.

Улица-стандартное название.

Шоссе-магистральная улица, направленная на выезд из города. В начале XX века — любая асфальтированная дорога.

III. Что могут рассказать названия улиц

   Среди особо популярных названий улиц (проспектов, переулков, бульваров и т.п.) в наиболее крупных городах ,селах первые места, несомненно, занимают такие: Ленина,  Советская, Горького, Мира, Октябрьская, Гагарина, Жукова, Школьная, Молодёжная, Тукая.

Названия улицам дают в зависимости от принадлежности к разным категориям по отношению к ним:

соответствующих личностей,

нахождению на них определённых объектов;

происходивших там событий, явлений.

Но также, в каждом населенном пункте найдутся индивидуальные герои и объекты, в честь которых дают названия улицам. Они хоть и не являются общеизвестными, но для местного населения имеют важное значение.

Нет границ для фантазии, только остаётся выбрать – что же имеет большее значение для конкретной улицы. По этим названиям можно изучать

историю соответствующей местности.

3.1.Улицы моего села

-Сколько же улиц в нашем селе - Старые Уруссу ?

Наше село не очень большое. В нём мы насчитали 10 улиц!

Как они называются? Почему?

Все названия улиц можно разбить на  группы

В честь знаменитых людей:

А) героев войн: Чапаева В.И., Рокосовского К.К.

Б) политических деятелей: М. М. Вахитова  

В) поэта Г.Тукая

В честь праздников:

Октябрьская,Советская,1Мая

По расположению:

Речная

В честь организаций:

Школьная

Иные названия: Молодежная

1.Моя улица, на которой я живу, носит имя Константина Константиновича Рокоссовского.

Это  советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Кавалер Ордена «Победа» (1945). Единственный в истории СССР маршал двух стран: Маршал Советского Союза (1944) и маршал Польши (1949). Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны[2].

По словам старейшин села нашу улицу назвали  именем Константина Рокоссовского в 1968 году. После смерти Маршала, чтобы увековечить имя героя.

 В нашем районе – улица, названная  именем  Рокоссовского, есть только в нашем селе. Вот на какой улице я живу.

В библиотеке  я нашёл информацию об этом герое.

C:\Users\Сунгатуллина\Desktop\rokossovskiy_19_12101513.jpg

Биография Рокоссовского

Константин родился в начале зимы 1896 года в городке Великие Луки.  Он был наполовину поляк, так как мать его была русской, а отец - поляком. Его родители имели рабочие профессии. Через какое-то время вся  семья оставила свой родной город и перебралась в Варшаву, столицу Польши. Но уже через какое-то время Константин становится сиротой, потеряв сначала отца, а затем мать.

Во времена Первой Мировой он служил в качестве рядового российской армии. Но уже в скором времени заслужил звание офицера. В этом полку он оставался до октября семнадцатого года, а после революции поступил на службу в Красную Армию. За заслуги в боевых действиях был награжден орденом. После чего несколько лет учился в военном заведении. В конце тридцатых годов он был умышленно обвинен в связях с зарубежной разведкой. Но к началу войны он был освобожден.

В начале войны он управляет механизированным корпусом, а уже летом сорок первого года назначен командующим четвертой армией. Во время этого командования Константин смог сдержать наступление врага с западной стороны. Битва за столицу также удается командующему, в это время шестнадцатой армией и руководит защитой некоторых подмосковных городов. Начавшееся наступление разгромило немецкие силы.

Через год Константин командует Брянским фронтом. В это время неприятель подошел к югу нашей родины, где занял удобные позиции для дальнейшего продвижения к Сталинграду и прорыву на Кавказ. Этому помешал Константин, который участвовал в наступление советской армии. Именно его действия обозначали положительный исход операции. Еще через год он командует центральным фронтом и начинает битву на Курской дуге.

После чего, в ходе наступательных операций, под его командованием было освобождена значительная территория взятая врагом. Также он участвовал в освобождение Белоруссии и уже в качестве командующего Белорусским фронтом брал столицу Польши. Эти действия внесли значительный вклад в ход Великой Отечественной войны. После окончания самой кровопролитной войны Константин командовал Парадом Победы на Красной площади. А в годы после войны он был командующим войск Советского Союза, которые дислоцировались в Польше. Также он занимал различные руководящие должности, в том числе министра обороны. Ушел из жизни Константин в августе 1968 года.

2.Улица имени Василия Ивановича  Чапаева

Названа в честь героя— Первой мировой и Гражданской войны, начальник дивизии Красной армии 

Васи́лий Ива́нович Чапа́ев (Чепа́ев; 9 февраля 1887 — 5 сентября 1919) — участник Первой мировой и Гражданской войн, начальник дивизии Красной армии. Благодаря книге Дмитрия Фурманова «Чапаев» и одноимённому фильму братьев Васильевых, был и остаётся одной из самых известных исторических личностей эпохи Гражданской войны в России.

Таких улиц в районе -2 (с.Старые Уруссу, д.Салкын Чишма)

Так её назвали примерно в 30-х годах, когда в селе  организовался колхоз имени Карла Маркса.

C:\Users\Сунгатуллина\Desktop\101_F9dYHKX.jpg

3.Улица имени Мулланура  Муллазяновича Вахитова  — это участник Гражданской войны, татарский революционер и общественно-политический деятель .

Таких улиц в районе -2 (с.Старые Уруссу,с.Ютаза)

C:\Users\Сунгатуллина\Desktop\vakhitov-mullanur-mullazyanovich.jpg

Вахитов Мулла-Hyp (10.VIII.1885 - 19.VIII.1918) - татарский революционер, герой гражданской войны в СССР. Родился в деревне Казаево Кунгурского уезда Пермской губернии. По окончании реального училища в Казани в 1907 году учился в Петербургском политехническом институте, а затем в Неврологическом институте; за участие в революционном движении дважды исключался из состава студентов. В апреле 1917 года принимал активное участие в создании в Казани Мусульманского социалистического комитета (МСК), работавшего под идейным влиянием Казанского комитета РСДРП(б); был редактором газеты "Кызыл байрак" ("Красное знамя"). В октябре 1917 года - член Казанского ВРК. В 1918 году - комиссар Центрального мусульманского комиссариата СНК РСФСР и председатель Центральной военной мусульманской коллегии при Наркомвоенморе; руководил формированием мусульманских частей Красной Армии. В августе 1918 года во главе 2-го татаро-башкирского батальона героически сражался в боях против белых, защищая Казань. В августе 1918 года был арестован белогвардейцами и расстрелян.

Улица получила своё название тоже приблизительно в 30-х годах, когда в селе  организовался колхоз имени Карла Маркса.

4.Улица имени Габдуллы Тукая- это татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.

В нашем  районе –в  14  населенных пунктах улицы названы в честь Габдуллы Тукая .

C:\Users\Сунгатуллина\Desktop\раб.стол\исследовательская работа\w1cwbf3t5gon-gabdulla-tukai.jpg

Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Республика Татарстан) в семье приходского муллы. Вскоре умер его отец. А в 4 года  Габдулла стал круглым сиротой. Его воспитанием занимались его многочисленные бедные родственники, которые считали его лишним в своих семьях и, конечно, относились к нему соответственно. Он не знал ласки и любви близких людей и нуждался во внимании. Не удивительно, что в детстве он очень много болел. Сначала маленький Габдулла учился в мусульманской школе, потом тётка увезла его в Уральск, где он ходил в русский класс и познакомился с творчеством русских поэтов Лермонтова и Пушкина. Во время обучения у Габдуллы проявилась высокая одарённость почти по всем предметам. В медресе его считали самым образованным, сметливым и бойким. Габдулла был одаренным мальчиком и в возрасте 16 лет он написал свои первые стихи, потом начал переводить на татарский язык стихи и басни. В 1907 году Тукай окончил учёбу и начал вольную жизнь поэта. Осенью 1907 года Габдулла уехал в Казань, где сразу же влился в ряды передовой молодёжи, вошёл в литературные круги и начал сотрудничество с издательствами. В 1908-1909 годах поэт проехал по своей малой Родине – деревням Заказанья. Под впечатлением от этой поездки он написал много стихов и путевых заметок К сожалению, в этот период у Тукая резко стало ухудшаться здоровье. Он испытывал материальные трудности, положение его было бедственным, практически нищенским, поэт прозябал в дешёвых и холодных гостиничных номерах. Несмотря на плохое самочувствие, он совершил ещё одно грандиозное путешествие, весной 1911 года на пароходе отплыл в Астрахань, поэт познакомился с жизнью Поволжья. А в 1912 году отправился в ещё более далёкий путь – из Уфы в Петербург. Здесь Габдуллу встретили довольно холодно, всего 13 дней он пробыл в Петербурге, оттуда направился в Троицк. А потом уехал в казахские степи, где прожил почти два месяца, в надежде поправить своё самочувствие поэт постоянно употреблял там кумыс. Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать, несмотря ни на что. 2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он умер совсем молодым, прожив неполные 27 лет.. Габдулла Тукай знал 5 языков — татарский, арабский, персидский, турецкий и русский. За неполные 8 лет творческой жизни Габдулла Тукай написал 9 поэм, более 400 стихотворений, а также 350 рассказов, очерков и воспоминаний.

Так её назвали примерно в 60-х годах .

Это были улицы, носящие имена известных людей 

2.2. Достопримечательности моего села

Среди улочек, как и среди людей, есть свои рекордсмены.

Какая улица самая протяжённая?

Это наша центральная улица -  Советская. Её длина примерно 2 км

Какая улица самая короткая и самая молодая? 

Молодежная (400 м) она появилась в 2006 году.

Чем замечательны улицы?

Каждая улица замечательна по-своему. Мы назовём только некоторые достопримечательности наших улиц.

Улица Советская:

В начале улицы облагороженный родник, дальше красивая мечеть, сельский дом культуры,  здание Сельского Совета, памятник павшим в Великой Отечественной Войне, новый медицинский пункт, магазины.

Улиц названных Советской в нашем  районе -7 (д.Акбаш, с.Ютаза,Абсалямово,Малые Уруссу,Старый Каразирек, Куряш-Буляк,с.Старые Уруссу).Почти во всех населенных пунктах – это центральная улица.

Улица Школьная: на этой улице находится наша школа, в которой мы учимся.

В районе - 6 таких улиц , почти во всех этих улицах были когда то школы или есть, а название осталось .

Улица Речная: названа так, потому что рядом  протекает речка Уруссинка.

Улицы 1 Мая и Октябрьская названы в честь праздников–

«Первое Мая -День международной солидарности трудящихся»

История возникновения праздника в том понимании, в котором он дошел до наших дней, связана с освободительным движением американских рабочих. Они под руководством социалистических, коммунистических, анархистских  организаций вышли в 1886 году на забастовку. Мероприятие проходило в Чикаго, и по некоторым данным число демонстрантов насчитывало до 40 000 человек. Именно в честь первого восстания и появилась в дальнейшем традиция отмечать 1 мая праздник солидарности трудящихся.

Буквально через три года после исторического события Первомай приобрел статус международного праздника. На конгрессе II Интернационала, который проходил во Франции, было решено поддержать чикагских рабочих. Поддержка выражалась в проведении 1 мая митингов с социальными требованиями. А сам праздник был назван Всемирным днем солидарности трудящихся.

В каждом населённом пункте по улицам шли целые рабочие коллективы, неся в руках плакаты, отражавшие существующую идеологию. А наградой для самых отличившихся становилась возможность участия в главном параде страны, который проходил на Красной площади в столице.

Несмотря на то, что изначально Первомай имел политический характер, из-за чего отмечался достаточно строго, со временем он превратился в любимый народный праздник. Лозунги, призывавшие к действиям против капиталистического уклада, сменили транспаранты, на которых были написаны торжественные поздравления.

Люди стали отмечать эту дату в семейном либо дружеском кругу, радуясь двухдневным выходным. Традиционно первый день посвящался парадам, на котором политические речи сменялись поздравлениями, проводились масштабные шествия, освещаемые телевидением. Зато второй день можно было провести на весёлой маёвке с близкими людьми и отдохнуть перед рабочими буднями.

Именно так 1 Мая или Праздник весны и труда постепенно превратился из ежегодного политического митинга в любимое народное торжество. Красные флажки и воздушные шарики – неотъемлемые атрибуты этой даты. Старшее поколение с удовольствием вспоминает, какая неповторимая атмосфера царила в это время по всей стране. Первое настоящее тепло, ощущения магии весны и возможность провести с близкими людьми два дополнительных выходных – вот что символизировал Первомай для трудового класса Советского Союза.

2.3. Анализ опроса среди учащихся школы

Я провел исследование среди учащихся нашей школы  и выяснил, на какой улице живёт наибольшее количество учащихся нашей школы.

1.Советская -12 человек

2.Октябрьская-10 человек

3Школьная- 8 человек

4.Вахитова- 6 человек

5Рокоссовского -5 человек

6.1 Мая-4 человека

7.Речная -3 человека

8.Молодёжная -2 человека

9.Тукая- 2 человека

10.Чапаева -2 человека.

Среди учащихся начальных классов провел опрос

1.Сколько улиц в нашем селе?

2.Перечисли названия улиц села

3.Знаешь ли ты в честь кого (чего?) названа твоя улица?

Верно ответили

Неверно ответили

1

10

40%

18

72%

2

10

40%

18

72%

3

8

32%

20

80%

     Опрос показал, что большинство учащихся начальных классов не знают об  улицах нашего села. Поэтому мы решили сделать буклет «Улицы моего села»  с целью ознакомления с улицами села Старые Уруссу.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя  итог нашей работы, мы можем сделать следующие выводы:

- Если каждый житель нашего района с детских лет будет интересоваться и знать историю своего города, поселка,  села, историю своей улицы ,то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.

Теперь мы с гордостью можем ходить по родной улице. 

Мы пополнили свои знания по истории родного села, подтвердили гипотезу о том, что название улицы тесно связаны с историей всей страны.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению.

Но как сделать, чтобы «окна» в прошлое, которыми являются названия улиц, не покрылись пылью забвения? Много еще осталось секретов в названиях улиц. Поэтому эту работу необходимо продолжить. Надеюсь, что кто-нибудь из моих одноклассников захочет ко мне присоединиться.

Результат: наши улицы имеют богатую историческую культуру.

Я считаю свою работу очень полезной!

Во-первых, я взглянул на своё родное село по-новому, заметил много интересного.

Во-вторых, моей работой можно воспользоваться при изучении своего родного края.

Моя работа открыта для всех!

Каждый человек начинает познавать мир через родину, через те места,

где родился и вырос. Я желаю вам полюбить наше село так, как люблю его я.


4. Библиографический список.

  1. Интернет-ресурсы.
  2. Данные из книги Абдурашидовой З.Р. «Улицы расскажут вам». Альбом-путеводитель. 2012 г.

3. Данные, предоставленные администрацией Уруссинского сельского поселения

Сельская библиотека с. Старые Уруссу

историков-археологов А.А.Бурханова и Д.Г.Мухаметшина «Очерки истории Ютазинского района (Ютазинский регион в системе культур Восточного Татарстана и Волго-Уралья.Древность и средневековье)».  Казань, Изд-во «Яз», 2012, 150с. 

Вторая книга «Ютазинский регион: проблемы истории и культуры» (Казань, Изд-во КФУ, 2012, 352с. объем – 39 печатных листов)

Источник: https://kratkoe.com/gabdulla-tukay-biografiya-kratko-i-interesnyie-faktyi/ Кратко обо всем © kratkoe.com

Выводы: названия улиц тесно связаны с  историей нашего села и всей страны, с культурой и наукой. Мою работу можно использовать на музейных уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях, посвящённых изучению родного края.

                     

 V ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Подводя итог работе, могу сделать вывод: цель, которую я ставила в начале исследования, достигнута.

VI СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.

Приложение 1

Анкета

Фамилия, имя, класс _______________________________________________

При ответе на вопросы надо проставить в пустой столбик буквы Л, П или А.

Букву Л ставите в том случае, если действие выполнили левой рукой, левой ногой, левым глазом или левым ухом.

Букву П ставите в том случае, если действие выполнили правой рукой, правой ногой, правой глазом или правой ухом.

Букву А ставите в том случае если действие можете выполнить обеими руками, ногами и обоими ушами и глазами

№ Вопросы к испытуемому

1 Переплести пальцы рук. Палец, какой руки оказался сверху?

2 Переплести руки на груди. Какая рука сверху?

3 Поаплодировать. Какая рука сверху?

4 Стряхнуть с себя соринки, пыль. Какой рукой вы это делаете?

5 Попроси соседа что-нибудь прошептать вам на ухо. Какое ухо вы

подставите?

6 К какому уху вы прикладываете трубку телефона?

7 Скрутить листок бумаги в трубочку и посмотреть в нее. К какому глазу вы

подставили трубочку?

8 Закинуть ногу на ногу. Какая нога сверху?

9 Если вы стоите, то с какой ноги обычно начинаете идти?

Обведите ответ, который для вас правильный

10. Кем быть лучше: правшой или левшой?

а) правшой

б) левшой

в) одинаково, нет никакой разницы

г) не знаю

11. Как вы учитесь в школе?

а) отличник

б) ударник (на «4» и «5»)

в) одна тройка, остальные «5» и «4»

г) троечник (большинство «3»)

12.Какие секции, кружки вы посещаете?

а) спортивные

б) музыкальные

в) рисование

г) Другие (какие? _________________________________)

                   

                                                                                           Приложение 2

Комплекс упражнений

1. Упражнение № 1

Правую руку положить на голову и легонько похлопывать, левую руку положить на живот и поглаживать его. Делать эти действия одновременно. Через некоторое время руки поменять.

2. Упражнение № 2

Правой рукой выполнять круговые движения от себя, а левой рукой – к себе. Руки поменять.

3. Упражнение № 3

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

4. Упражнение № 4

«Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т. е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»

5. Упражнение № 5

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук.

6. Упражнение № 6

Наклоны вперёд. При этом правой рукой необходимо достать до носка левой ноги, а левой рукой – до носка правой ноги.

7. Упражнение № 7

На листе бумаги расположены буквы алфавита, почти все. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

8. Упражнение № 8

На листе А4 нужно провести 2 линии, как букву Х. Повесить лист на уровне глаз. Смотреть на него, глубоко и ровно дышать и при этом левым локтем касаться правого колена. И наоборот, правым локтем касаться левого колена. Повторять 12 раз.

9. Упражнение № 9

Делаем хлопок. Правую руку вытянуть вперёд, показывая фигуру «фигу», левую также вытягиваем вперёд и показываем фигуру «всё хорошо». Опять делаем хлопок и вытягивая руки, меняем фигуры.

10. Упражнение № 10

Правой рукой подставить под левый локоть, расположив руку горизонтально на уровне груди. А левую руку сжать в кулак, поставив на правую под углом в 90 градусов. Как будто вы поднимаете на уроке руку для ответа. Положения рук поочерёдно менять.

Выступление

Здравствуйте, меня зовут Азалия. Я ученица 3 класса Старо-Уруссинской средней школы. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу «Правши и левши»

У меня есть подруга, её зовут Тагирова Азалия, мы учимся в одном классе. Я заметила, что она не такая  как я. Дело в том, что она все делает левой рукой, а я – правой. Мне стало интересно: отчего некоторые люди больше пользуются правой рукой и она у них лучше развита, а некоторые – левой.  Каково леворукому человеку в «праворуком» мире? И вообще – есть ли  левши и правши среди животных? Считаю, что тема, выбранная мной, достаточно актуальна, так как леворуких людей не так уж и мало, а жить им приходится в «праворуком» мире.

 Цель исследования: установить чем обусловлена леворукость и праворукость людей, а также животных, познакомиться с особенностями левшей и правшей и доказать что правда, а что вымысел.

Объект исследования – учащиеся начальных классов  МБОУ «Старо-Уруссинская СОШ»

 Предмет исследования - леворукость и праворукость.

 Задачи: вы видите на экране.

Методы исследования: изучение литературы и других информационных источников; тестирование; беседа и опрос; экспериментальный метод.

Гипотезы исследования вы видите на экране.

В ходе работы мы изучили информацию в Интернете, нашли книги в библиотеке.

Из свободной энциклопедии «Википедия» мы узнали, что левша́ (леворукий) — человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к слову «левша» — «правша». Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.

Правша (праворукий) — человек, который наиболее ловко использует правую руку по сравнению с левой. Согласно различным исследованиям, от 85 % до 90 % населения является правшами.

Очень маленький процент от населения может одинаково хорошо использовать обе руки; человек с такой способностью является амбидекстром .

Амбидекстри́я — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки. Примерно у одного процента детей амбидекстрия бывает врождённой; такие дети вдвое более склонны к языковым затруднениям, их оценки в среднем хуже, чем у правшей и левшей.

Отношение к левшам в разные времена и у различных народов было неодинаковым. В Средние века способность пользоваться левой рукой вместо правой считалось знаком дьявола. В Ирландии, например, левая рука связана со значением неуклюжий, неловкий. В английском варианте – неудачный, несчастливый. Итальянское слово «левый» означает зловещий, немецкое значение – хитрый, лукавый. Детей старались переучивать на правшей.  В начале прошлого века к ним применяли достаточно жёсткие меры, левую руку им привязывали за спиной. Совсем зверские приёмы применяли для переучивания зулусы — они опускали левую руку ребёнка-левши в кипящую воду. Возможно, поэтому некоторые левши сами считают себя угнетенными, ущербными, даже на грани предрассудков. В наше время, когда уже исследованы причины и физиологические основы леворукости, такого отношения к левшам нет. Леворукость – не болезнь, не отклонение в развитии, это вариант нормы

Причины  возникновения леворукости у детей  вы видите на экране.

  Изучая литературу, нашла интересную информацию: термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным. Так, среди кошек большинство – правши, среди мышей 44% правшей, 28% левшей, а остальные – амбидекстры, зато все белые медведи − левши.

Гипотеза о том, что леворукие люди одарённее, чем праворукие, не находит научного подтверждения.

Из прочитанной литературы я узнала, что чистых левшей на самом деле очень мало. Исследования показывают, что люди, имеющие левую ведущую руку, необязательно являются «левосторонними» в отношении других частей тела, часть леворуких людей имеет тенденцию быть «правосторонними». Также установлено, что люди имеют доминирующие органы тела, такие как глаз, нога и ухо. Чтобы выяснить это, я провела несколько экспериментов.

Первый эксперимент

Я решила определить у себя и у своих одноклассников ведущую руку, ногу, глаз и ухо. Для этого я провела опыт и попросила выполнить следующие задания, которые вы в идите на экране

Вот какие результаты у меня получились.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Кристина

п

п

л

п

п

п

п

п

п

Айнур

п

п

п

п

п

л

п

п

п

Самир

п

п

л

п

п

п

п

л

п

Фаяз

п

п

п

п

п

л

п

п

л

Тагирова Азалия

л

л

л

л

л

п

л

л

л

Фаздуллина Азалия

п

п

л

п

п

л

п

п

л

Из 6 исследуемых 5 – правосторонние, а 1 – левосторонний. Следовательно, правая сторона преобладает, но незначительно. Что касается моей  подруги Азалии, то у неё также не подтвердился тот факт, что она «чистый» левша.

Эксперимент №2

   Следующим моим экспериментом стал добровольный отказ от пользования правой рукой на день с целью испытать ощущения и эмоции леворукого человека в праворуком мире.

 Оказывается, все, что так привычно и удобно для праворукого,  для левши представляет большую трудность. Писать, вырезать, чертить, резать хлеб, шить, очень трудно! Вообще, все действия, которые совершаются по часовой стрелке, леворуким неудобны. Складывается такое ощущение, что весь мир против тебя. Итак, этот эксперимент показал, что левше значительно труднее выполнять самые распространенные действия, так как почти все в мире людей ориентировано на правшей. Таким образом, пятая гипотеза доказана.

Эксперимент №3

 Мною было опрошено 20 человек, учащихся 2х и 4х классов разного пола. Целью опроса было выявление леворуких ребят, определение их успеваемости, предпочтений, увлечений и талантов. Анкета прилагается в приложении 1. Результаты проведенного теста показали, что леворуких ребят из числа опрошенных всего 3 человека. Также я проанализировала успеваемость всех ребят, чтобы выяснить, какими ресурсами мозга ребята пользуются больше. Из леворуких ребят  1 человек– троечник и 2 человека ударники. Что касается успеваемости праворуких ребят, то большинство из них отличники и ударники. Проведя анкетирование, я также выяснила, что почти все леворукие ребята способны: занимаются спортом, рисуют, занимаются музыкой. Таким образом, большинство учеников начальных классов нашей школы  пользуется ресурсами левого полушария мозга, которое отвечает за логические стороны умственных операций.

Подводя итог работе, могу сделать вывод: цель, которую я ставила в начале исследования, достигнута. Ряд моих гипотез подтвердился, например тот факт, что - большинство людей – правши, к правшам общество относится лучше, потому что их большинство;

 - правши и левши существуют в животном мире;

- леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей. Однако некоторые предположения в ходе исследования были опровергнуты:

- я думала, что леворукость связана с более развитым левым, а праворукость - правым полушарием головного мозга. Все наоборот! Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой;

 - соотношение между праволапыми и леволапыми животными приблизительно равное, а не такое, как соотношение между правшами и левшами у людей;

- способных людей среди левшей и правшей равное количество. Было установлено, что полушария головного мозга необходимо тренировать, чтобы они работали, взаимодействуя между собой. Даны практические советы для тренировки деятельности головного мозга. Поставив для себя в начале проекта проблему леворукости и праворукости, я и не подозревала, что все процессы происходят в головном мозге человека. К концу работы я поняла, что мне хочется глубже изучить особенности работы головного мозга.

Спасибо за внимание!

Я вам так скажу, ребята, 
Не пристало в нашем веке 
По руке с рожденья главной 
Нам судить о человеке! 
Ну с какой, скажите, стати 
Все должны работать правой? 
Тем, кто не согласен с этим, 
Заявляю - вы не правы! 
Человек двумя руками 
Все дела обычно делал, 
А не только самой правой 
Или может только левой. 
За поступки, за заслуги 
Мы друг друга уважаем. 
И левшам на всей планете 
Равноправия желаем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Водоём моего села" 4 класс

Групповой долгосрочный проект выполнен с учениками 4 класса. В ходе исследовательской работы ребята изучают местный водоём....

Исследовательская работа Лукьяновой Т. 4 класс "История моего села" руководитель Титенко С.В.

Исследовательская работа об ичстории села Куропатино. Историческая справка о количестве ппервопоселенцев и составе их семей. А так же современная справка....

Исследовательская работа Лукьяновой Т. 4 класс "История моего села" руководитель Титенко С.В.

Исследовательская работа направлена на изучение истории села Куропатино....

Традициии, обычаи моего села, моего рода

История и традиция семьи Шамыкаевых...

Исследовательский проект "Азбука улиц моего села"

Проектная работа решает множество образовательных, воспитательных и личностных задач, позволяет объединить урочные и внеурочные мероприятия, сделать обучение, образование, воспитание и развитие единым...

Научно-исследовательская работа ученика "Числа в моем селе"

Предлагаем исследовательскую работу по математике...

исследовательская работа "История моего села"

Исследовательская работа "История моего села"...