Исследовательская работа по теме "Судьбы цветное полотно" на научно-практическую конференцию учащихся начальной школы
проект по истории (2 класс)

Юдина Елена Георгиевна

Исследовательская работа по теме "Судьбы цветное полотно" на научно-практическую конференцию учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudby_tsvetnoe_polotno.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа.

Тема работы: «Судьбы цветное полотно».

Оглавление

I. Введение.

1.1 Актуальность……………………………………………….……………..3

1.2 Цели и задачи исследования………………………………….………….3

II. Основная часть.

2.1 Довоенная жизнь прапрадеда...………………….....................................4

2.2 Военное время…………...………………………………………………..4

2.3 Послевоенные годы…………………….. ……………………………….5

III. Заключение…...……………………………..........................……………6

IV. Список использованной литературы…....................................................7

V. Приложения .................................................................................................8

Введение.

«Гордиться славою своих предков,

 не только можно, но и должно; не уважать

 оной есть постыдное малодушие»

                                                        (А.С. Пушкин)

Главным в жизни каждого человека является семья. Мы должны  знать своих родственников,  чтить  память о них, не забывать, что они сделали, чтобы мы, внуки и правнуки  жили мирно и счастливо. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей своей малой родины, своей страны.

1.1.  Актуальность.

Однажды, листая семейный альбом, я увидела очень интересное фото одной картины: на красивом зеленом фоне были нарисованы дома и на некоторых из них нарисованы пятиконечные звездочки.  Мне стало любопытно, что это за знаки – звёздочки,  что они обозначают, и  кто её нарисовал. Со своими вопросами я обратилась к своей бабушке, и она сказала мне, что эта картина вовсе не картина, а карта военной поры улуса Дархинтуй, где пятиконечной красной звездой отмечены дома, из которых солдаты ушли на войну и не вернулись домой. А нарисовал её  мой прадед –  Гармаев Доржи Дымпилович, заслуженный художник Республики Бурятия, заслуженный работник культуры Бурятской АССР, Член Союза журналистов СССР.

Из рассказов своей бабушки я также узнала, что мой прадед был участником Великой Отечественной войны. Мне захотелось узнать, где воевал мой прадед, как после войны он стал художником, и какие картины он нарисовал. Это и стало целью моей исследовательской работы.

1.2.Цели и задачи исследования.

Цель исследовательской работы: изучение биографии моего прадедушки – Гармаева Доржи Дымпиловича, ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника Республики Бурятия, его вклад в развитие нашей республики.

Задачи:

  • изучить документальные источники об истории моей семьи (семейный архив);
  • собрать сведения о биографии моего дедушки  на разных этапах его жизни;
  • исследовать значимость трудовой деятельности  деда в Республике Бурятия.

Методы исследования: изучение научной литературы и семейного архива, встречи и беседы с родственниками, обобщение полученных результатов.

Основная часть.

2.1 Довоенная жизнь прапрадеда.

Мой прадед родился 10 марта 1927г. в улусе Дархинтуй Закаменского района. Время тогда было страшное и голодное, кругом свирепствовали болезни. Доржи жил со своей мамой в доме ее дяди и будучи ещё совсем маленьким уже начал рисовать. Этот талант ему достался от матери, которая была настоящей мастерицей.

Когда в соседнем улусе открылась начальная школа, мама сразу же повезла туда сына. Она верила – его ждет другое будущее, и поэтому он обязательно должен учиться.

В 13 лет он осиротел, не стало мамы, и чтобы прокормить себя Доржи стал работать в колхозе.

2.2 Военное время.

В 1944 году семнадцатилетним мальчишкой мой прадед был призван в армию и направлен в школу младших командиров. После окончания школы служил в качестве стрелка в 276-ой автороте в Монголии, которая  занималась перевозкой  людей и боевой техники через Большой Хинган. После окончания войны дедушка продолжил службу на полувоенном, авторемонтном заводе в окрестностях г. Хабаровска, где выполнял обязанности экспедитора, библиотекаря, художника и заведующего Ленинской комнатой.

Однажды он отличился, нарисовав портрет вождя советского народа Иосифа Виссарионовича Сталина. После этого случая его перевели в штаб Ставки Восточного фронта под командованием маршала Советского Союза Малиновского. В Ставке мой дедушка начал работать при клубе политотдела под командованием генерал-майора Притулы. В годы работы при штабе ему представилась возможность поступить в вечернюю школу при Хабаровском Доме офицеров и успешно ее закончить. Его служба в рядах Вооруженных сил длилась долгих девять лет.

2.3 Послевоенные годы.

Домой в Закаменский район вернулся в 1953 году, хотя его долго и упорно уговаривали остаться в армии, стать кадровым военным. Дома пробыл совсем мало – его отправили работать в Иволгинский райком партии. Работал инструктором райкома, секретарем партийной организации колхозов «Коммунизм», «Красный Оронгой». Учился в Ленинградском художественном институте. В 1961 году закончил Иркутскую высшую партийную школу. В этом же году был утвержден заведующим организационным отделом Бичурского райкома КПСС, где проработал до 1962 года.

В 1962 году Доржи Дымпилович переступил порог редакции газеты «Буряад-Yнэн». С этого года и до ухода на заслуженный отдых он работал в этой газете художником.

 Кроме того мой прадед был автором иллюстраций к учебникам «Түрэлхи хэлэн» для начальных классов.

На выставке, посвященной его 75-летнему юбилею, были представлены его лучшие работы – портреты бурятских героев Великой Отечественной войны, портреты выдающихся людей Бурятии; пейзажи и другие известные работы.  21 портрет был подарен художественному музею города Улан-Удэ и несколько картин – Закаменскому районному музею.

Заключение.

В ходе своей работы я узнала, что мой прадед Гармаев Доржи Дымпилович – талантливый художник, мастер слова, член пресс-группы газет «Буряад үнэн», «Правда Бурятии»; член Союза  СССР и России, заслуженный работник культуры Бурятии, лауреат журналистской премии Ярослава Гашека.

В 2010 году он был назван в числе «Лучших людей Бурятии» в номинации «Вершина мудрости». Мой прадед награждён орденом Отечественной войны, воинскими и трудовыми медалями, орденами и медалями КПРФ. Имеет воинское звание майор.

Я сделала вывод, что мой прадед внёс большой вклад в дело воспитания подрастающего поколения нашей республики, ибо газета, в которой он трудился, помогала людям учиться и трудиться, бороться и побеждать, сеять разумное, доброе, вечное.

А закончить свою исследовательскую работу мне хотелось бы  словами моего прадеда из книги «Судьбы цветное полото», которую он написал в память о своей матери – Шагдарай Намжил: «Судьба человека непредсказуема. Гладкого, без сучка и задоринки пути не бывает. Преодолевать трудности, вырабатывать твёрдый, сильный и решительный характер – задача каждого. Главное – жить по совести, стремиться к знаниям и заниматься любимым делом» [5].

Мы, его потомки, будем стараться следовать заветным словам  своего знаменитого предка!

Список использованной литературы

1. Рукописи из семейного архива

2. Статья «Фронтовик, художник и известный бурятский журналист Доржи Гармаев отмечает 90-летний юбилей»  https://bgtrk.ru/news/society/142783/

3. Сайт «Дорога памяти» https://1418museum.ru/heroes/15116720/ 

4. Статья ​«Рыбный король» Дархинтуя: история жизни бурятского художника-фронтовика https://burunen.ru/news/society/50726-rybnyy-korol-darkhintuya-istoriya-zhizni-buryatskogo-khudozhnika-frontovika/ 

5. Книга Доржи Гармаева «Судьбы цветное полотно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа:"Эффективность игрового момента на уроке английского языка в начальной школе."

Разработка открытого урока в 4 классе интерактивная игра «Угадай-ка»Тема: «Путешествие в волшебную страну»Цель урока:формирование коммуникативных умений и навыков учащихся по пройденному материалу, об...

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

Исследовательская работа «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе»

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,...

Исследовательская работа по теме "Старая фотография" на научно-практическую конференцию учащихся начальной школы

Исследовательская работа по теме "Старая фотография" на научно-практическую конференцию учащихся начальной школы...

Исследовательская работа "Кто такие самоеды?" (Школьная научно - практическая конфренция молодых исследователей "Шаг в будущее: старт")

Работа, проведённая ученицей 2 класса, посвящена исследованию названия породы собак самоедская лайка – самоедов....