История авиации в названиях улиц Приморского района г . Санкт-Петербурга.
методическая разработка по истории (3, 4 класс)

Горичева Алина Николаевна

Внеурочное занятие в виде клубного часа помогает в развитии интереса к истории Петербурга; знакомит с историей Комендантского аэродрома;  воспитывает патриотизм и уважение к памяти о людях, оставивших  глубокий след в истории авиации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «История авиации в названиях улиц

Приморского  района».

Цель: 1. Развитие интереса к истории Петербурга;

             2. Знакомство с историей Комендантского аэродрома;

             3. Воспитание патриотизма и уважения к памяти о людях, оставивших     глубокий след в истории авиации;

             4. Развитие памяти и  внимания;

             5. Расширение кругозора.

№ п/п

1

Мы живем с вами в большом, многомиллионном и славном городе. История нашего родного города великая и трагическая. И по традиции люди всегда сохраняли память об истории в названиях тех мест, где они живут. Мы с вами – жители Приморского района Санкт-Петербурга. Наш район раскинулся на обширном пространстве, сам как целый город. У нас есть и парки, и озера, и реки, и даже морской залив! Сейчас прозвучат названия улиц и проспектов: Аэродромная ул., Байконурская ул., Парашютная ул., Серебристый бульвар, пр. Испытателей,  Богатырский пр. Какая общая тема объединяет эти названия? – Авиация. Часть Приморского района – это Бывший Комендантский аэродром. Память об истории Комендантского аэродрома и отечественных авиаторах сохранилась в названиях улиц и площадей нашего района:  пл. Льва Мациевича, Игоря Сикорского, ул. Гаккелевская, Шаврова, Ильюшина, Поликарпова, Уточкина, Туполевская ул., пр. Королева. Мы должны помнить имена людей, создававших историю не только отечественной авиации, но и историю нашего города и всей страны.

Сегодня мы познакомимся с первыми летчиками и авиаконструкторами, первыми российскими покорителями неба. Но сначала два слова об этом интересном названии Комендантский аэродром. Название Комендантский он получил по историческому названию местности Комендантская дача (еще Петр I пожаловал эти земли комендантам Петропавловской крепости).  Много десятилетий эти места использовались под дачи и огороды, а позднее был построен ипподром – место, где проводили скачки на лошадях. Но в начале 20 века, т. е. примерно 110 лет назад петербуржцы внезапно увидели название Коломяжского ипподрома на первых полосах газет. Здесь в 1910 год был проведен Первый Всероссийский праздник воздухоплавания. С этого времени начинается авиационная история  Комендантского поля.  И героев этой истории мы сейчас увидим. Слайд 3

Слайд  

Ответы учеников

2

Задание: заполнить карточки – описания героев-авиаторов (работа в парах или группах). Каждая пара (группа) учащихся заполняет карточку на одного героя.

Рассказ о героях – первых авиаторах в Приложении 1.

Форма раздаточного материала (карточек) в Приложении 2.

Слайды 4 - 23

Ученики слушают презентацию и заполняют необходимую информацию в карточке

3

Проверка: послушаем, что запомнилось каждой группе учеников и какие краткие биографии первых летчиков и авиаконструкторов у вас получились. Представление своих героев.

Выступление учащихся (в парах или группах)

4

Вершиной всех пилотируемых полетов стал первый полет человека в космос. Совместный и напряженный труд многих сотен людей – ученых, инженеров, военных сделали нашу страну передовой космической державой. Об этом триумфальном событии, поразившем весь мир, мы посмотрим небольшой видео сюжет. Вглядитесь в радостные лица людей, ставших свидетелями первого полета в космос советского человека. Эти лица совсем не такие как сейчас. Они несут отпечаток того времени, тех событий, потрясших весь мир. Это своеобразный гимн всем людям, участвующих в освоении бескрайнего космоса.

Слайд24

Расскажите, какие мысли и эмоции вызвали эти кадры?

Как вы думаете, что переживали люди, узнавшие, что человек смог облететь вокруг Земли?

С чем можно сравнить это событие в современной жизни (если можно)?

Просмотр видео.

Впечатления и ответы учеников

5

Викторина «Самый внимательный». Слайды 25 - 40

Ученикам предлагается ответить на вопросы викторииы:

  1. Как называли в народе первые аэропланы?            «этажерки»
  2. Как звали первого испытателя парашюта Котельникова? Иван Иванович Манекен
  3. Название первого в мире 4-моторного тяжелого самолета?  

           «Русский витязь»

  1. Как называется стадион, где проводятся скачки на лошадях?

Ипподром

  1. Кто были создатели военных самолетов во время Великой Отечественной войны?

Н. Н. Поликарпов, С. В. Ильюшин и А. Н. Туполев

  1. Название скульптурной группы на пл. Сикорского?

      «Я свободен как птица»

  1. Кто изобрел вертолет?

И. И. Сикорский

8. Кто считается «отцом» ракетно-космической техники?

    С. П. Королев

9. Какую форму имел первый советский спутник Земли?

    Шар

10. Кто побывал в космосе первым?

    Собака

11. Как звали первую собаку-космонавта?

    Лайка

12. Как звали самых известных собак-космонавтов, вернувшихся на Землю?

       Белка и Стрелка

13. Как звали первого космонавта?

     Юрий Алексеевич Гагарин

14. Название космического корабля, на котором первый человек совершил полет в космос?

     «Восток-1»

15. Что сказал Гагарин при старте своего корабля?

     «Поехали!»

Слайд 41

Ответы учеников

6

Заключение. Ребята, вы сегодня узнали очень много нового. Вам было интересно? Что вам больше всего понравилось? Вас что-нибудь удивило? Может быть, огорчило? Главное, что это не оставило вас равнодушными. На этом мы заканчиваем. Спасибо за внимание.    

Ответы детей

Приложение 1            

  1.  В нашем районе есть улица Уточкина. Она так названа в честь одного из первых русских авиаторов Сергея Исаевича Уточкина (1876 – 1916). Уроженец Одессы, он был всеобщим любимцем: общительный, увлекающийся, отважный, по-рыцарски благородный. Он был очень спортивен, увлекался 15 видами спорта: стал известным велогонщиком в Европе, один из первых в России освоил роликовые коньки. Первые полеты совершил на воздушном шаре. Он один из первых выучился летать на аэроплане, был талантливым летчиком-самоучкой, самостоятельно подготовился и сдал экзамены на звание пилота-авиатора. Во время показательных выступлений С.Уточкин всегда отчаянно высоко летал на грани человеческих и технических возможностей самолета, выполняя самые сложные виражи и вызывая ужас и восхищение у зрителей, благодаря чему был очень популярен. Воспоминания очевидца полета С. Уточкина: «Конечно, я шёл сюда смотреть полёт Уточкина на аэроплане, конечно, я прочёл и пересмотрел в иллюстрациях все об аэропланах, но видеть перед собой несущийся с шумом по воздуху на высоте нескольких сажен над землёй громадный балаган — производит ошеломляющее впечатление. И посредине этого балагана сидел человек. Значит — помещение жилое. Несущееся по воздуху! Что-то сказочное!… Ещё два круга — всего 9 — описывает аэроплан и опускается плавно и тихо на траву ипподрома. Уточкин выходит под гром аплодисментов перед трибуной. Чествуют победителя над воздухом». То, что очевидец назвал «громадным балаганом» представляло из себя самолет с двумя крыльями с двух сторон типа биплан. Современники часто называли такие самолеты «этажерками».

 В общей сложности совершил около 150 полетов, 4 раза терпел крушение. Травма, полученная в июле 1911 года во время перелета из Петербурга в Москву, стала для него роковой. В 1916 г. в возрасте 39 лет Сергей Уточкин умер в Петербурге и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.  В заключение – слова самого С. Уточкина о своем первом полете: «Мой первый полёт длился двенадцать минут. Это время ничтожно мало, …но когда летишь, это — семьсот двадцать секунд, и каждую секунду загорается новый костёр переживаний, глубоких, упоительных и невыразимо полных… Сказка оборвалась… Я спустился. Легкий, как сон, стоял аэроплан на фоне восходящего солнца. Трудно было представить, что несколько минут тому назад он жил и свободно двигался в воздухе…»

  1.  В районе Бывшего комендантского аэродрома (БКА) находятся площадь и сквер Льва Мациевича, названные так в честь знаменитого 33-летнего  летчика Льва  Макаровича Мациевича (1877 – 1910). Этот русский инженер, изобретатель, авиатор,  родился на Украине, получил образование инженера-механика и морского офицера. Он разработал несколько проектов подводных кораблей и первый в мире проект авианосца.  Лев Мациевич размышляет о применении авиации в Военно-Морском Флоте. Но мечта о полетах покорила его сердце и он полностью посвящает себя новому делу. Все время внимательный и спокойный, он за все всю жизнь до трагической гибели не потерпел ни одной аварии!

24 сентября 1910 года во время показательных полетов на I Всероссийском празднике воздухоплавания аэроплан «Фарман-IV», которым управлял капитан Лев Мациевич, на высоте 385 м буквально рассыпался в воздухе на глазах тысяч зрителей. Самолет  буквально развалился на куски.  Летчик выпал из самолета и разбился насмерть. На месте гибели Л. Мациевича в 1912 г. была установлена памятная плита об этом событии.

Сейчас этот памятный знак сохранился между домами  11 и 13 по Аэродромной улице в сквере Льва Мациевича. Кроме того, на Серебристом бульваре между пр. Королева и Парашютной ул. находится пл. Льва Мациевича.

 Хоронили летчика как национального героя. Тысячи людей шли по Невскому проспекту в траурной церемонии, транспорт остановился. Л.Мациевич был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Это была первая жертва русской авиации и 21 жертва авиации в мире.

         Сквер Л. Мациевича был торжественно открыт весной 2019 г. Это своеобразный музей под открытым небом. Здесь можно увидеть стелу в память первых авиаторов и бюсты первых летчиков и изобретателей. Среди них – Глеб Котельников, с именем которого связано уникальное изобретение, спасшее жизни многим летчикам. А началась история в тот же день, когда погиб Л.М. Мациевич.

  1.  Одним из многочисленных свидетелей гибели авиатора Льва Мациевича был актер одного из петербургских театров Глеб Евгеньевич Котельников (1872 - 1944), которого увиденное так потрясло, что он дал себе слово создать устройство, предохраняющее жизнь пилотов от смертельной опасности при падении с высоты. Не будучи профессионалом,  за 10 месяцев Г.Е. Котельников разработал и создал очень надежный прибор для спасения летчиков. Первое испытания парашюта  РК-1 (Ранец Котельникова-1) прошло очень успешно 2 июня 1912 года с движущегося автомобиля. Сила торможения раскрывшегося парашюта была так велика, что у автомобиля заглох мотор. Следующие испытания РК-1 проводились уже в воздухе. Правда, желающих испытать новинку не нашлось. Поэтому в качестве «прыгающего»  летчика использовали куклу «Иван Ивановича Манекена». Основной принцип работы    РК-1, придуманный Г. Котельниковым, лежит в основе и современных парашютов. Изобретение парашюта спасло жизни десяткам тысяч людей. Именем Глеба Котельникова названа аллея, соединяющая Коломяжский пр. с пл. Льва Мациевича. Г.Е.Котельников умер в 1944г. в Москве, где  и  был похоронен на Новодевичьем кладбище.

  1.  Игорь Иванович Сикорский (1889 -1972) – пилот и  выдающийся русский авиаконструктор. (Слайд 7) Родился в Киеве, учился там в гимназии и с детства жил мечтой построить гигантский воздушный корабль, о котором прочитал в книге Жюля Верна. Первую свою модель  геликоптера – прообраза вертолета построил в 12 лет. В 14 лет совсем юным уехал учится в Петербург в Морской кадетский корпус, а позже учился в Парижской Технической школе и в Киевском политехническом институте.  У него была мечта построить вертолет. И Сикорский ее осуществил. Первым его детищем стал вертолет весом 180 кг, который весной 1910 г. пролетел 200 м на высоте 1-1,5 м. Затем он переключается на конструирование других типов самолетов, создает биплан С-5, на котором сдает экзамен на звание пилота и ставит 4 всероссийских рекорда.

В 1912 г. И. Сикорского пригласили  работать главным конструктором на Русско-Балтийском вагонном заводе (в наше время – Ленинградский Северный завод, который тоже расположен в нашем районе), где он и проработал до 1917 года. В  конце мая 1913 г. на Комендантском аэродроме был испытан сконструированный Сикорским первый в мире 4-моторный самолет «Русский витязь», на котором был  установлен мировой рекорд продолжительности полета в 1 ч 54 мин с 8 пассажирами на борту. Этот полет сделал Сикорского известным на весь мир.  «Русский витязь» стал родоначальником всех тяжелых самолетов, имел размах крыльев 27 м, мог поднять на борту 737 кг груза и разогнаться до 90 км/ч. 25 июня 1913 г. сам император Николай II прибыл на Комендантский аэродром, осмотрел самолет, которым  остался  очень  доволен, и подарил Сикорскому золотые часы.  

Следом за «Русским витязем»  Сикорским был  построен и испытан на Комендантском аэродроме в декабре 1913 г. новый 4-моторный гигант: бомбардировщик «Илья Муромец». За годы Первой мировой войны их было построено около 80 штук. Кроме того, Сикорским в 1915 г. был создан первый в мире истребитель C-XVI, который сопровождал «Илью Муромца» охраняя его. Благодаря Сикорскому Россия стала первой страной, обладающей тяжелой авиацией.

Заслуги  авиаконструктора И.И.Сикорского перед отечеством были столь велики, что в 25 лет его наградили орденом Св. Владимира IV степени. К 28 годам он уже был национальным героем.

    К сожалению, в результате революции и беспорядков 1917 года все работы по созданию самолетов были приостановлены. В 1919 г. Сикорский эмигрировал в США, где он сначала бедствовал, а затем с помощью других русских эмигрантов и при поддержке русского композитора Сергея Рахманинова открыл свою маленькую самолетостроительную фирму, где и продолжил конструировать разного типа самолеты и вертолеты.

 И.И. Сикорского считают отцом вертолетостроения. В возрасте 50 лет создал первый в мире вертолет и сам поднял его в воздух. "Я чувствовал, что вертикально взлетающий аппарат может быть потрясающим средством спасения человеческих жизней. Воплотить эту идею в реальность и стало главной мечтой и главным делом всей моей жизни", — рассказывал Сикорский американским журналистам. С 1957 года почти все президенты США летали на вертолетах Сикорского. Кроме того, по его проектам было построено более 15 типов самолетов. Правительство США очень ценило конструкторский талант нашего соотечественника, в результате чего он был удостоен множеством наград и званий.  Умер И.И.Сикорский в США в 1972 г. где и был похоронен.

 В нашем районе его именем названа площадь – пл. И. Сикорского, на которой установлена  замечательная скульптурная группа под названием «Я свободен, как птица!», посвященная всем кто умеет мечтать, и стремится к небу.  

  1.  Николай Николаевич Поликарпов (1892-1944г.) – знаменитый авиаконструктор, Герой  Соц. труда, удостоенный множеством наград.

Николай родился в Орловской губернии и вначале учился в семинарии, но не закончил ее и поступил в Петербургский Политехнический институт. Под руководством Сикорского участвовал в постройке самолета «Илья Муромец». С 1920 года работал над созданием разных самолетов: истребителей, самолетов-разведчиков, и добился значительных успехов.

А в 1928 г. он создает свой легендарный самолет первоначального обучения У-2 (ПО-2), получившего всемирную известность. Машина была настолько надежна и легка в управлении, что были созданы различные модификации У-2, которые широко использовались в течение 35 лет. За это время их было выпущено более 40 тыс. самолетов, подготовлено более 100 тыс. летчиков. В мирное время его использовали в сельском хозяйстве, называя в народе «кукурузником». В годы Великой Отечественной войны У-2 успешно использовались в качестве  самолетов-разведчиков и ночных бомбардировщиков, кроме того, как санитарный, штабной, связной самолет. В память об истоках российской и советской авиации в августе 2018 года в сквере им. Генерала Селезнева торжественно открыт монумент «Первым летчикам России, героическим авиаторам Комендантского аэродрома». Памятник выглядит как два взлетающих самолета - «кукурузника» У-2.  Всего Поликарповым было разработано свыше 80 самолетов.

 На долю талантливого конструктора выпало страшное испытание: в 1929 году он арестован по ложному обвинению — «участие в контрреволюционной вредительской организации». Менее чем через месяц Н.Н. Поликарпов приговорён к высшей мере наказания. Более двух месяцев находился в ожидании расстрела, а затем был отправлен в Особое конструкторское бюро при тюрьме. С мужеством, достоинством и преданностью своему делу перенес Н. Поликарпов это испытание. Через два года после ареста был амнистирован.

 Умер Н.Н. Поликарпов в 1944г. в возрасте 52 лет и похоронен  в Москве на Новодевичьем кладбище. В нашем районе его именем названа аллея – аллея Поликарпова.

     6) Улица Ильюшина, также как и Гаккелевская, получила свое название в честь сразу двух людей: выдающегося авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина и его сына Владимира Сергеевича Ильюшина известного летчика-испытателя, героя Советского Союза, Лауреата Ленинской премии, многократного мирового рекордсмена.  

       С.В.Ильюшин (1894-1977 г.) - знаменитый советский авиаконструктор, академик АН СССР, трижды герой Советского Союза.

С.В.Ильюшин  был 11-м ребенком бедной крестьянской семьи Вологодского уезда.  Очень рано познал тяготы физического труда. С 11 лет он уже пахал землю на семейном участке земли. По мере взросления работал везде, где можно было заработать деньги и помочь семье: писарем, кочегаром, возчиком молока и т.д. В 1910 году в возрасте 16 лет Сергей Ильюшин нанялся работать чернорабочим на Комендантский аэродром по подготовке летного поля к Всесоюзному празднику авиации. Затем работал авиамотористом, стал пилотом, окончив летную школу Всероссийскую школу аэроклуба в 1917 г. Далее его судьба не была связана с Петербургом.

Закончив в 1926 году Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, С. Ильюшин становится одним из организаторов отечественной авиационной промышленности.

 С 1933 года Ильюшин возглавлял КБ, деятельность которого была связана с созданием тяжелых бомбардировщиков, штурмовиков, транспортных самолетов. Но самым известным самолетом Ильюшина стал штурмовик ИЛ-2, созданный в 1939 г., который во время Великой отечественной войны стал основой штурмовой авиации. Применение ИЛ-2 показало его высокую эффективность и надежность. О его живучести среди летчиков ходили легенды, самолет  производил впечатление «заколдованного». Бронированному корпусу ИЛ-2 были не страшны обстрелы с земли. Немцы его ужасно боялись, называя его «летающий танк» и «черная смерть». За годы войны было выпущено 41129 Ил-2 и его модификаций. Это рекорд в мировой авиации. За создание  ИЛ-2 С.В.Ильюшин получил 2 Сталинские премии. Это едва ли не единственный случай в истории авиации.

После войны возглавлял работы по проектированию новейших типов пассажирских самолетов, превосходивших по своим летным качествам мировые образцы.

К концу 1943 года, когда дела на фронтах шли успешно и наша авиация полностью господствовала в воздухе, Ильюшин уже работал над созданием транспортно-пассажирского самолета Ил-12 для мирного времени. Вслед за Ил-12 в КБ Ильюшина был создан новый большой пассажирский самолет Ил-18, он успешно прошел все испытания и стал основным, самым массовым самолетом Аэрофлота. Дальнейший этап в творческой деятельности Ильюшина — пассажирский трансконтинентальный лайнер Ил-62, вышедший на воздушные линии в 1967 году и его модификация Ил-62М, ставший флагманом Аэрофлота. Примечательно, что даже такой очень большой самолет сохранил простоту и легкость управления при максимальной надежности и безопасности.

За заслуги перед отечеством был награжден множеством наград. В 1977 году в Вологде, еще при жизни авиаконструктора, был установлен памятник С.В.Ильюшину. Умер С.В. Ильюшин в 1977 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.

      7) Есть в нашем районе ул. Туполевская, которая получила свое название в честь советского авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева (1888-1972г.).

А.Н.Туполев - один из крупнейших авиаконструкторов XX века – родился в Тверской области, закончил с отличием Императорское техническое училище в Москве. Во время учебы построил планер, на котором сам поднялся в воздух, и конструировал первые аэродинамические трубы. Судьба талантливого инженера была очень непростой. Первый туполевский самолет АНТ-2 поднялся в воздух в мае 1924 года. Это был первый отечественный самолет, построенный целиком из металла. КБ под руководством А. Н. Туполева  добилось больших успехов в проектировании самолетов–бомбардировщиков, разведчиков, истребителей, а также транспортных, морских и пассажирских самолетов. Большинство из них носило имя своего творца – АНТ-1, 2, 3…

В 1937 году в жизни Туполева произошло трагическое событие необоснованное обвинение в шпионаже и арест. Но даже в тюрьме, за колючей проволокой, лишенный всех званий и наград, он со своими товарищами сконструировал  и испытал в январе 1941 года первый самолет марки ТУ. Это был фронтовой пикирующий скоростной бомбардировщик  ТУ-2 с двумя двигателями, ставший, по мнению специалистов, лучшим самолетом Великой Отечественной войны. В начале войны Андрей Николаевич был досрочно освобожден и в военное время создал целое семейство выдающихся самолетов.

С 1956 года А.Н. Туполев стал Генеральным авиаконструктором в СССР. Под его руководством было спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно, поставлено 78 мировых рекордов. В 1968 году появился сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144, знаменитый не только в СССР, но и во всем мире. На вооружении наших ВВС два знаменитых самолета сверхзвуковой реактивный  ракетоносец ТУ -160 («Белый лебедь») и стратегический ракетоносец Ту-95 («Летающий медведь»). За 50 лет своей конструкторской деятельности А.Н.Туполев подготовил многих выдающихся авиационных конструкторов, ученых, инженеров. За свои заслуги Туполев был удостоен множеством наград и званий.

Имя великого авиаконструктора признано во всем мире: он – почетный гражданин Нью-Йорка и Парижа, почетный член королевского авиационного общества Великобритании и Американского института аэронавтики и космонавтики, его имя носят научные институты и улицы в разных городах, в т. ч. и в Санкт-Петербурге (ул. Туполевская)

    8) Проспект Королева назван в честь гениального ученого, талантливого конструктора, выдающегося организатора, создателя ракетно-космической техники – Сергея Павловича Королева (1906-1966г.).

     С. П. Королев не имел славы при жизни. Главного победителя в научно-технической гонке между СССР и США не было ни в телевизоре, ни на главных трибунах. Лишь после его смерти Вернер фон Браун, «отец» американской космической программы, признает, что они не смогли опередить СССР только потому, что у них не было своего Королева. А при жизни имя С. П. Королева – гос. тайна.

Еще мальчиком Сергей познакомился с летчиками местного авиаотряда и много времени проводил в их компании, разбираясь в устройстве аэроплана. Закончил  С.П. Королев Киевский политехнический институт. В годы учебы работал грузчиком, столяром, кровельщиком, разносчиком газет, но все же еле-еле сводил концы с концами. С юных лет его интересовали полеты в стратосфере. В 1931 г. была создана группа по разработке ракетных летательных аппаратов. В 1933 г. на Комендантском аэродроме состоялся первый  запуск первой жидкостной ракеты  ГИРД-09, которая поднялась в воздух  на 400 м и продержалась в воздухе 18 сек. В 1936г. – испытаны первые крылатые ракеты. Далее Королев работал над созданием ракет дальнего действия, что способствовало росту обороноспособности страны. В 1938 г. в период репрессий  С.П.Королев был арестован и осужден на 10 лет исправительных работ. В 1944 г. был освобожден, а в 1957 г. – полностью реабилитирован. В заключении в Бутырской тюрьме он подвергался пыткам, избиениям, в результате чего была сломана челюсть. В 1940 г. был отправлен на Колыму, где он чуть не умер от холода и истощения. От гибели его спас перевод в конструкторскую группу, которой руководил Туполев, где они в тюремных застенках работали над созданием знаменитого впоследствии бомбардировщика ТУ-2 с двумя двигателями.

     После освобождения  в 1946 г. Королев был назначен Главным конструктором по разработке баллистических ракет, открывающих дорогу в открытый космос.  Королев совершил в своей жизни 4 исторических запуска:

- запуск баллистической ракеты с подводной лодки

- запуск первого искусственного спутника Земли

- запуск первого космического аппарата-спутника с живым существом – собакой

- эпохальное событие – первый полет в космос человека.

4 октября  1957 г. впервые в мире на орбиту вокруг Земли был выведен искусственный спутник Земли. Был он весом около 84 кг, имел форму шара, летал 92 дня, сделал 1440 оборотов вокруг Земли. Его радиопозывные  ловили радиолюбители всего мира. Этот полет имел ошеломляющий успех и создал нашей стране высокий международный авторитет.

      Далее дорогу в космос человеку прокладывали собаки. 3 ноября 1957 г. на орбиту Земли был выведен «Спутник-2» с Лайкой на борту. Этот спутник не должен был вернуться, т.к. сажать на Землю космические аппараты тогда еще не умели. Лайка была заведомо обречена, но полученные медико-биологические данные были бесценны для подготовки полета человека в космос. 11 апреля 2008 г. на территории Института военной медицины, где готовился космический эксперимент, был установлен памятник Лайке, как благодарность всем погибшим и   живым четвероногим исследователям космоса.

      Зато триумфальным стал полет Белки и Стрелки 19 августа 1960 года на корабле «Спутник-5». Пробыли они в космосе более 25 часов, сделав 17 полных витков вокруг Земли, и благополучно вернулись на Землю. После следующего удачного полета космического корабля со Звездочкой на борту 25 марта 1961 г.  (за 17 дней до полета Гагарина) было принято окончательное решение о полете первого человека в космос.  Кроме собак в космосе побывали обезьяны, крысы, рыбки, птицы, мушки-дрозофилы. До первого человека в космос было запущено 50 космических летательных аппаратов.

     12 апреля 1961 года с  космодрома  Байконур впервые в мире был совершен запуск  советского космического корабля «Восток» с человеком на борту. Этим первым космонавтом стал  27-летний  Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968г.). Корабль сделал 1 виток вокруг земли за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на землю.

      16 июля  1963 г. на «Востоке-6» в космос полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, в прошлом обычная ткачиха.

      Долгое время Советский Союз был первым по многим позициям в области освоения космического пространства: первый искусственный спутник, первый полет человека, первая женщина в космосе, первый выход человека в космос, который был осуществлен Алексеем Леоновым в 1965 году. В планах Королева было создание долговременной орбитальной станции (ДОС). Он первым сконструировал летательные аппараты, которые были отправлены к Луне, Венере, Марсу. Некоторые его  ракеты до сих пор доставляют людей на орбитальные космические станции. Разработки С.П. Королева сделали нашу страну передовой космической державой.

Перечень его побед и достижений мог быть продолжен, если бы С. П. Королев не ушел из жизни так рано. Все космонавты и инженеры, работавшие с ним, отмечали: если бы Сергей Павлович продолжил работать, мы бы точно смогли побывать на Марсе. У него была «Марсианская тетрадь» с чертежами высадки на эту планету. Королев был гением действия. Он не просто мечтал, а был очень работоспособным.  «Каждая минута для дела» - любил повторять он.

        Умер Сергей Павлович во время хирургической операции 14 января 1966 г. в Москве в возрасте 59 лет. За особые заслуги перед своим народом С.П. Королев был похоронен  в Москве на Красной площади у Кремлевской стены. Именем Королева названы город в Московской области, кратер на Марсе, астероид, Самарский государственный аэрокосмический университет, два исследовательских судна. В Москве, Житомире, Байконуре сооружены памятники нашему великому ученому и инженеру. А в Петербурге есть проспект Королева, он находится в нашем Приморском районе. Памятник Королеву, который вы видите на слайде, установлен  на проспекте его имени.

Приложение 2

       

Источники

  • портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

История авиации в названиях улиц Приморского района

Изучение истории героев, чьими именами названы улицы Приморского района...