Урок мужества "Сталинград: 200 дней мужества и стойкости"
презентация к уроку по истории (4 класс)

Мероприятие посвящено 80-ти летию со дня победы над фашизмом в Сталинградской битве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stalingrad_200_dney_muzhestva_i_stoykosti.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по теме самообразования:

«Поисково- исследовательская деятельность как средство формирования патриотических качеств подростка»

воспитателя Ивановой Натальи Сергеевны

Урок мужества, посвященный 80-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом:

 «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости».

Цель: Расширить знания воспитанников об исторических событиях Великой Отечественной войны по освобождению Сталинграда от фашистских захватчиков.

Задачи: познакомить воспитанников с этапами и результатами Сталинградской битвы, сформировать позитивную оценку вклада, который внесли в победу участники Сталинградской битвы;

воспитывать чувство патриотизма к родной земле, к своей Родине, к историческому прошлому нашего народа;

побуждать к изучению военной истории, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости», лепбук «Город-герой Сталинград», песня о Сталинграде, «Гимн России», метроном, эпиграф: «Ни шагу назад! Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!», выставка книг о битве под Сталинградом, военная хроника «Сталинградская битва».

Эпиграф: «Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем». А. Твардовский.

Форма проведения занятия: урок мужества. 

Место проведения: библиотека КГКУ «Назаровский детский дом»

Дата и время проведения: 2 февраля 2023 года, 14.00.

Предварительная подготовка:

  1. Поиск необходимой информации.
  2. Создание лепбука «Город-герой Сталинград».
  3. Презентация «Сталинград: 200 дней мужества и стойкости».

Выступления воспитанников:

  1. «Приказ № 227 «Ни шагу назад!»
  2. «Дом Павлова»
  3. «Мамаев курган»
  4. «Герои Сталинграда», подвиг Василия Зайцева, Михаила Паникахи, Матвея Путилова, Николая Сердюкова».

Ход мероприятия:

Организационный момент. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии.

Разминка. (на доске 1941-1945) Ребята, скажите, что происходило в нашей стране в это время? (Шла война)

Как называлась эта война? (ВОВ) 

Вспомните, пожалуйста, какого числа началась война? (22 июня)

Когда закончилась? (9мая)

Между какими странами шла война? (СССР и Германия)

Кто нанёс первым удар? (Германия)

Ребята, в ВОВ было много важных сражений.

Напомните мне какие сражения вы знаете (Курская битва, Битва за Москву, Битва за Кавказ, Сталинградская битва)

2 Слайд Сегодня мы подробнее остановимся на очень важной битве, которая проходила в городе Сталинград.

200 дней и ночей шла Сталинградская битва.

По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла на тот момент все сражения мировой истории.

Эта битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны в целом.

2 февраля вся наша страна отмечала 80 летнюю годовщину со дня разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

Согласно Закону РФ «О днях воинской славы и памятных датах России» - -этот день отмечается как День воинской славы России.

И я предлагаю начать наше мероприятие Гимном России.

3 слайд. Звучит Гимн России.

4 слайд Военная стратегия Вермахта.

Роман. Шел второй год Великой Отечественной войны. Советская Армия как могла противостояла натиску гитлеровских захватчиков. Но силы были не равны. Советский союз нес большие потери.

Артур. К этому времени Германские войска захватили Литву, Латвию, Белоруссию, Эстонию, значительную часть России и Украины. Были оставлены Минск, Киев, Смоленск, Одесса.

И только под Москвой и Ленинградом, немецкая армия была остановлена. Идея Блиц Крига - молниеносной войны, рухнула.

Роман. Германия была еще по-прежнему сильна и на лето 1942 года германское командование разработало новый план ведения войны. Главной целью теперь стал Сталинград и Кавказ.

Педагог. Ребята, как вы думаете почему фашисты рвались к Сталинграду? (ответы детей)

Для дальнейшего ведения войны немцам необходимо было горючее, их запасы нефти и бензина заканчивались. На перевозку нефтепродуктов по железным дорогам уходило много времени, к тому же советские самолеты бомбили немецкие эшелоны, партизаны их взрывали.

Роман. Гитлер ставил цель: овладеть промышленным городом — Сталинградом, предприятия которого выпускали военную продукцию, выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась нефть.

Артур. Потеря Сталинграда имела бы крайне тяжелые последствия для Советского союза.

Взять Сталинград Гитлер планировал за 2 недели, при помощи 6-й полевой армии под командованием генерала Фридриха фон Паулюса.

5 слайд. Вторжение немецко-фашистских войск

Роман. Историческая битва началась 17 июля 1942 года.

К началу битвы силы сторон были не равны. Гитлеровская армия значительно превосходила по количеству солдат, орудий, танков и самолетов.

Артур. Оборону держал Сталинградский фронт, состоявший на тот момент из 160 тысяч человек, 2-х тысяч орудий и около 400 танков.

Оборонительные бои шли три недели. За этот период противник смог продвинуться к Сталинграду лишь на 60-80 км.

6 слайд Видео Сталинградская битва. 1 часть

7 слайд. Приказ 227.

Педагог. За месяц оборонительных боёв Красная Армия понесла большие потери: 500 тысяч солдат и офицеров, более 2 000 танков, более 13 000 орудий и миномётов. Потери вермахта составили 90 000 человек. Положение для всей советской обороны на юге страны стало критическим.

К тому же чаще стали обнаруживаться «факты паникерства», наблюдалось падение воинской дисциплины, дезертирство, чего Сталин был не намерен терпеть.

Артур.

И 28 июля 1942 года Сталин издает приказ № 227, известный впоследствии как приказ «Ни шагу назад!».

В первый раз за войну советские солдаты, офицеры и генералы, услышали правду о текущем положении дел.

Сталин сумел найти простые и точные слова, дошедшие до сознания и сердца каждого. Эти слова, избавили солдат от неуверенности, укрепили боевой дух всей армии.

Роман. Помимо правдивых слов Сталин предложил ещё «кое-что»: сформировать в каждой армии заградительные отряды, которые «в случае беспорядочного отхода должны расстреливать на месте паникеров и трусов», а также создать штрафные роты и штраф батальоны.

8 слайд. Черное воскресенье.

Артур 23 августа 42 года началась массированная бомбардировка Сталинграда.

Ежедневно до 1000 фашистских самолетов бомбили Сталинград. Немцы сбрасывали то зажигательные, то тяжелые фугасные бомбы. Взрывы страшной силы сотрясали воздух. Горели жилые дома, школы, больницы, заводы.

Город был превращен в руины.

Роман. Отовсюду доносились стоны, крики раненых. Люди гибли под каменными глыбами, падали, сраженные осколками, задыхались в заваленных землей убежищах.

Артур От массированных бомбежек 90% города было стерто с лица земли. Погибло около 40 тысяч мирных жителей и 80 тысяч были ранены и изувечены.

9 слайд Видео. Бомбежка Сталинграда.

10 слайд.За каждую улицу, за каждый дом.

Педагог. 13 сентября в городе начались уличные бои, немецкое командование предпринимало многократные попытки овладеть городом, но защитники стояли насмерть. Если раньше советские войска оставляли города, как правило, без уличных боев, то теперь яростная борьба разгорелась за каждый дом, за каждую улицу.

Такой неприступной крепостью стал «Дом Павлова».

Савелий.

Во время бомбардировки города на площади все здания были разрушены и только один 4х этажный дом чудом уцелел.

С верхних этажей его можно было держать под обстрелом части противника.

Выполняя приказ командира, сержант Яков Павлов с тремя бойцами проник в дом и обнаружил в нем около 30 мирных жителей — женщин, стариков, детей.

Разведчики заняли дом и в течение двух суток удерживали его.

Андрей. На третьи сутки на помощь отважной четверке прибыло подкрепление. Теперь гарнизон «Дома Павлова» состоял из 24-х человек.

Савелий. Бойцы приспособили дом к круговой обороне. За пределы его вынесли огневые точки, саперы заминировали подступы к дому. Каждый день на протяжении 58 суток гвардейцы принимали на себя до 10-ти вражеских атак.

Педагог. Борьба за «Дом Павлова» — один из многих примеров героизма советских людей в дни битвы за город.

Огромный город стал полем боя. Центром этого смертельного боя стал Мамаев курган.

11 слайд Битва за Мамаев курган.

Андрей.

В течение 140 дней шли бои на главной высоте города – Мамаевом кургане. Участники Сталинградской битвы назовут его «главной высотой Отчизны».

Савелий. Фашистские генералы понимали, что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1000 пуль и осколков. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Почва смешалась с осколками металла.

Андрей. Гитлеровцы по несколько раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана.

12 слайд. Героизм и мужество защитников Сталинграда.

Савелий

Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, связист Матвей Путилов пошел устранять разрыв провода. При восстановлении линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны.

Андрей

«За Волгой земли для нас нет!» - эта фраза снайпера Василия Зайцева стала крылатой.

Более 300 гитлеровцев уничтожил Василий Зайцев. На передовой он обучал снайперскому делу бойцов и подготовил 28 снайперов.

Много раз ему приходилось вступать в поединок с гитлеровскими снайперами, и каждый раз он выходил победителем. Ему за меткий огонь в Сталинграде было присвоено звание Героя Советского Союза.

Савелий Как символ бессмертной славы в историю Сталинграда вошло имя морского пехотинца Михаила Паникаха.

На окоп, в котором находился боец двигались танки. Паникаха уже израсходовал все свои гранаты. У него оставались две бутылки с горючей смесью. Он размахнулся, целясь бутылкой в ближайший танк. В это мгновение пуля разбила бутылку.

Андрей. Живым факелом вспыхнул воин. Но адская боль не замутила его сознания. Он схватил вторую бутылку. И все увидели, как горящий человек подбежал к танку и ударил бутылкой по решетке моторного люка. Огонь и дым поглотили героя вместе с фашистской машиной.

Педагог. Под Сталинградом советские воины стояли насмерть, проявив непоколебимую стойкость, мужество и массовый героизм.

За подвиги, совершённые в дни Сталинградской битвы более 750 тысяч человек были награждены медалью «За оборону Сталинграда».

 Стихотворение

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля, И краснели поля,

Всё пылало над Волгой-рекой.

В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Время придёт – рассеется дым,

Смолкнет военный гром,

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нём:

Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Педагог. К ноябрю 1942г., потеряв более 700 тыс. солдат немецкая армия выдохлась так и не сумев захватить города.

 Наша ставка разрабатывала план контрнаступления. Войскам необходимо было прорвать оборону противника на флангах немецкой группировки, окружить её и ликвидировать.

13 слайд. Видео Сталинградская битва 2 часть.

14 слайд Город -герой

Педагог.

Сталинград в годы войны стал местом крупнейшего сражения в истории человечества, которое закончилось блестящей победой советских войск.

В ознаменование заслуг города, горожан, солдат и командиров Красной армии 8 мая 1965 года городу, теперь уже Волгограду было присвоено высокое звание, звание города-героя. 

В этот же день город был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

15 слайд Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

 В дань памяти сражавшихся за Сталинград в Волгограде на Мамаевом кургане, установлен мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы».

В его центре – 85-метровая скульптура Родины – матери. От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 гранитных ступеней, по числу дней Сталинградской битвы. В Центре мемориального комплекса скульптура «Стоять насмерть» - монумент воина-защитника, вооруженного автоматом и гранатой, фигура которого выражает мужество и непреклонную решимость.

В память о тех, кто оставил свою жизнь на земле Сталинграда объявляется минута молчания.

16 слайд. Минута молчания

17 слайд. Практическая часть. Работа с лэпбуком «Сталинградская битва»

Всю информацию о Сталинградской битве, которую мы сегодня с ребятами рассказали, мы оформили в виде лепбука «Сталинградская битва».

Лепбук - это своеобразная книжка-раскладушка с различными кармашками, мини-книжками, вращающимися кругами.

Взяв в руки эту интерактивную книгу, вы самостоятельно можете узнать о важных событиях Сталинградской битвы. Здесь описаны все периоды и этапы битвы, есть информация о том, кто командовал Сталинградским фронтом, о защитниках Сталинграда и их подвигах, можно прочитать приказ Сталина "Ни шагу назад», узнать о памятнике-ансамбле и других памятниках в честь сталинградской битвы, почитать стихи о непобедимом Сталинграде, узнать когда была учреждена Медаль за оборону Сталинграда, посмотреть военную фотохронику.

Также в лепбуке есть раздел «Проверь себя», где находятся различные игры, викторины, задания для проверки своих знаний о Сталинградской битве.

  1. Задание «Назови важные даты Сталинградской битвы». 

И сейчас я предлагаю проверить ваши знания и вспомнить самые важные даты Сталинградской битвы и с помощью вращающихся кругов установить их.

  1. Задание «Собери пазл» (18 слайд)

Вам необходимо собрать картину и назвать какой эпизод Сталинградской битвы изображен на картинке:

  1. Подвиг связиста.
  2.  Мамаев курган.
  3. Подвиг Паникаха.
  4. Дом Павлова.
  5.  Встреча 2-х армий.
  6. Пленные.

3. Рефлекия. Кубик Блума «Сталинградская битва»

(Воспитанник кидает кубик и отвечает на вопрос выпавший на грани)

1.Почему

Необходимо было любой ценой удержать Сталинград?

Нам удалось победить в битве?

2 Придумай… Что будет, если мы перестанем чтить память о Великой Отечественной войне?

3 Поделись…

Своими эмоциями о прошедшем мероприятии.

Какой эпизод Сталинградской битвы тебе запомнился?

За что вы бы сказали спасибо герою Сталинградской битвы?

4. Назови.

Сколько дней длилась Сталинградская битва?

Как назывался приказ И.В Сталина под №227; («Ни шагу назад!»)

Назови фамилию немецкого генерала которого взяли в плен под Сталинградом. (Паулюс)

5.Предложи.

Какими качествами должен обладать защитник Родины, участник Сталинградской битвы?  

6 Объясни.

Слова снайпера Василия Зайцева «За Волгой для нас земли нет!»

Для чего ставили заградительные отряды.

Заключение. Вот и подошло к концу наше мероприятие…

Победа в Сталинградской битве стала результатом несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма советских войск.

В наше время пытаются переделать историю, умолить заслуги наших отцов и дедов. И только от нас с вами зависит, сохраним ли мы память о тех уже далеких событиях.

Ты хочешь мира? Помни о войне!

Забыть о ней хотелось бы и мне,

Пока еще таится под золой

Огонь войны, неистовый и злой.

Пока еще оружие в цене,

Почаще вспоминайте о войне.

 Ну а я ребята хочу пожелать вам, чтобы вы никогда не узнали, что такое война. Мирного неба нам всем над головой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Дерзайте отчизну мужеством прославить!"

Данный интегрированный урок проводится в преддверии Дня Защитника Отечества. На уроке ребята обзорно знакомятся  с основными историческими датами, связанными с защитой нашего государства: Русь у ...

КЛАССНЫЙ ЧАС «900 ДНЕЙ МУЖЕСТВА»

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда....

Классный час «ДЕВЯТЬСОТ ДНЕЙ МУЖЕСТВА»

Классный час «ДЕВЯТЬСОТ ДНЕЙ МУЖЕСТВА»...

конспект урока "Страх и мужество"

Воспитание патриотических качеств личности учащихся, раскрытие понятий «страх», «мужество», «героизм», «герой»....

Методическая разработка мероприятия "900 дней мужества и героизма"

Методическая разработка мероприятия, посвященного 75-летию со Дня прорыва блокады Ленинграда"...

Урок мужества. « Этих дней не смолкнет слава».

Страшно вспоминать о тех днях жителям Ленинграда. Город постоянно бомбили, машины, трамваи вмерзли в лед, пожар, холод, голод, безмолвие, мрак. Вот что встает перед глазами, если спрашиваешь о тех дня...

900 дней мужества

Материал для проведения классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда. ...