Модифицированная программа по изобразительному искусству для 1 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Штель Татьяна Николаевна
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи: 1. Формирование нравственно - эстетической отзывчивости 2. Формирование художественно-творческой активности 3. Формирование художественных знаний, умений и навыков Модифицированная программа «Изобразительное искусство. 1 класс» составлена мною на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. С первых лет работы учителем изобразительного искусства в общеобразовательной школе я пыталась вести уроки по утвержденным программам, но все больше и больше испытывала чувство неудовлетворенности. Позже поняла, что любая авторская программа эффективно работает, если уроки ведет сам автор или учитель с таким же уровнем подготовки. При этом должны быть условия, необходимые для работы по этой программе: количество учебных часов, учебники и рабочие тетради, технические средства обучения, наглядные пособия, художественные материалы и т.д. Художественный труд ведут сами педагоги начальной школы. Все это подвигло меня на создание собственной программы по изобразительному искусству, которая должна была помочь мне решить значительную часть педагогических проблем в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_klass.rar17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 1  г. Асино Томской области

         

Рабочая учебная программа

(модифицированная)

Изобразительное искусство

1  класс

33 часа (1 час в неделю)

Составила:

Штель Татьяна Николаевна

учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

2010-2011

учебный год

Пояснительная записка

(к модифицированной программе "Изобразительное искусство.1 класс")

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

К семи годам у ребенка кисть руки готова к письму и выполнению мелких графических упражнений, что создает условия для развития зрительно-моторной координации.

         Именно возраст младшего школьника, в котором преобладает эмоционально чувственное восприятие действительности, является самым благоприятным в нравственно – эстетическом воспитании: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Цель:  формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

  1. Формирование нравственно - эстетической отзывчивости

-  направлено на развитие осознанного отношения детей к окружающему миру и умения выражать свое отношение, как в словесной форме, так и при помощи художественных средств;

- на развитие умения видеть в природе многообразие форм и цвета, ценить красоту обыденных явлении, красоту времен года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета;

-  на воспитание умения замечать постоянное движение в живой природе, передавать эти движения художественными средствами, слышать это "движение" в предложенных музыкальных фрагментах, чувствовать его в поэзии.

  1. Формирование художественно-творческой активности: 

- творчески включаться в наблюдение примет времен года;

- творчески откликаться на события окружающей жизни;

- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

- проявлять творческий интерес к обсуждению выставок работ, выполненных в четверти и в течение года.

  1. Формирование художественных знаний, умений и навыков:

учащиеся должны знать: 

- особенности изобразительных и графических материалов, используемых учащимися в своей деятельности, их возможности ля создания образа;

- что такое линия, пятно, мазок, цвет, симметрия, часть и целое, зеркальное изображение, рисунок, узор;

- названия цветов и оттенков, три основных цвета;

- правила смешивания красок и получения производных цветов;

- начальные сведения об изобразительном искусстве, народном искусстве и некоторых видах росписи;

учащиеся должны уметь:

- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

- свободно работать карандашом, проводить линии разной толщины;

- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости

от характера изображения;

- передавать форму, пропорции, положение предметов друг относительно друга;

- определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги

(не слишком большое или маленькое изображение в центре листа);

- передавать в тематических рисунках пространство, используя правило "Ближе – дальше";

- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из стилизованных форм растительного и животного мира;

- изображать особенности разных времен года посредством выбора разнообразных техник,

средств выражения;

- владеть акварельными и гуашевыми красками, графическими материалами, пластилином; промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску, знать свойства гуаши, акварели;

- рисовать кистью самостоятельно, применяя простейшие приемы работы с ней: закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок.

Модифицированная программа «Изобразительное искусство. 1 класс» составлена мною на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

         Предлагаемая программа, опирается на программы, утвержденные приказом Минобразования России:

        - Программа "Изобразительное искусство и художественный труд", авт. Б.М. Неменский и др., разработанная для 1 – 4 классов.

        - Программа Изобразительное искусство и художественный труд", авт. Т.Я. Шпикалова и др.,

        На изучение изобразительного искусства в общеобразовательной  школе выделяется 1 час в неделю и 10 % времени на изучение регионального компонента (разрешено Базисным учебным планом образовательного учреждения РФ).

С первых лет работы учителем изобразительного искусства в общеобразовательной школе я пыталась вести уроки по утвержденным программам, но все больше и больше испытывала чувство неудовлетворенности. Позже поняла, что любая авторская программа эффективно работает, если уроки ведет сам автор или учитель с таким же уровнем подготовки. При этом должны быть условия, необходимые для работы по этой программе: количество учебных часов, учебники и рабочие тетради, технические средства обучения, наглядные пособия, художественные материалы и т.д. Художественный труд ведут сами педагоги начальной школы. Все это подвигло меня на создание собственной программы по изобразительному искусству, которая должна была помочь мне решить значительную часть педагогических проблем в работе.

Содержание модифицированной программы предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем.

Программа строится блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно - деятельностный. Обучение осуществляется через изучение элементов рисунка, основ цветоведения и композиции.

         Основой данной программы являются межпредметные связи, преемственность в обучении и в изучении материала, учет возрастных психофизиологических особенностей младших школьников, интеграция требований федерального и национально-регионального компонентов, единство учебной и внеклассной работы.

Обращение внимания младших школьников на названия линий и геометрических элементов, их положение в пространстве и на плоскости поможет в усвоении материала по математике, развивая зрительно-моторную координацию. Тесная связь с уроками музыки и литературы полнее познакомит учащихся с художественным произведением, которое они иллюстрируют, развивая сенсорные способности и воображение, стимулируя активизацию самостоятельного творческого процесса. Важная роль принадлежит словесному сопровождению и правильному произношению используемого на уроке речевого материала. Представленные на доске новые термины и понятия, учитель помогает объединить зрительный образ с грамматикой слова. Обращение к личному опыту, основам естественнонаучных, этнографических, исторических и культурологических знаний своей страны и региона создает ситуацию успеха, позволяя младшему школьнику увереннее чувствовать себя в коллективе. Поэтому наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - предусмотрены экскурсии в местный краеведческий музей, использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях.

Тематическое планирование по ИЗО. 1 класс

Тема года: «Цвет и форма»

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

№1

"Будем знакомы!"

(диагностика творческого потенциала)

№ 10

"В гостях у Принцессы Линии"

№ 17

В гостях у сказки. "Замок Снежной Королевы"

(линейный рисунок)

№ 26

"В гостях у теплых Красок и Солнечного зайчика"

№ 2

"Путешествие по стране Изобразилии"

№ 11

"Зимний лес"

(изображение с помощью линий разного характера)

№ 18

В гостях у сказки "Замок Снежной Королевы"

(работа с цветом)

№ 27

"К нам спешит Весна - красна" (создание сказочного образа) (линейный рисунок)

№ 3

"Знакомство с волшебными красками"

№ 12

"В гостях у холодных Красок и белых Снежинок"

№ 19

Город Мастеров.

"Искусство Гжели"

№ 28

"К нам спешит Весна - красна" (палитра весенних красок)

№ 4

"Осенний ковер"

(знакомство с желтым цветом и его оттенками)

№ 13

"Узоры деда Мороза"

(плавная линия)

№ 20

Город Мастеров.

"Изображение элементов гжельской росписи"

№ 29

Город Мастеров.

"Кто живет в Дымково?"

№ 5

"Рябиновые бусы"

(знакомство с красным цветом и его оттенками)

№ 14

"Зимний узор в полосе"

(ритм)

№ 21

В гостях у сказки.

"Снегурочка"

(линейный рисунок)

№ 30

Город Мастеров. "Изображение эскизов дымковских свистулек"

№ 6

"Холодный дождик"

(знакомство с синим цветом и его оттенками)

№ 15

Урок - конкурс

"Снеговик идет на карнавал"

№ 22

В гостях у сказки

"Снегурочка"

(работа в цвете)

№ 31

"Мы ждем лето. Какое оно?"

(линейный рисунок)

№ 7

"Лягушка на болоте"

(знакомство с составными красками)

№ 16

Урок - фантазия "Новогоднее настроение"

№ 23

"Сказка про белую, черного и серых"

№32

"Мы ждем лето. Какое оно?"

(палитра летних красок)

№ 8

"Гулял по лесу ежик"

(закрепление знаний о составных красках)

№ 24

"Совушка - сова"

(сочетание оттенков серого с другими цветами)

№33

Посвящение в юные художники

№ 9

Урок – игра "Радуга – дуга все краски вместе собрала"

№ 25

Урок - экскурсия

"Мы идем в музей"

Литература:

  1. Л.Ю. Бушкова «Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс»
  2. Н. Сокольникова "Изобразительное искусство"

(методика преподавания)

  1. Н. Сокольникова "Основы композиции"
  2. Н. Сокольникова "Основы живописи"
  3. Н. Сокольникова "Основы рисунка"
  4. И. Мосин "Рисование" в 2-х частях
  5. Журналы "Эскиз"
  6. Журналы "Юный художник"
  7. Журналы "Искусство в школе"
  8. Алексеева В.В. Что такое искусство?
  9. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности;
  10. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе;
  11. Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд;
  12. Полунина В.Н. "Искусство и дети;
  13. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует;
  14. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир;
  15. Энциклопедический словарь юного художника;
  16.  Серия "Я познаю мир" книга "Искусство".

Интернет-ресурсы:

  1. http://school2100.ru 
  2. http://festival.1september.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс по авторской программе Ашикова С.Г.

Рабочая программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка. Календарно тематическое планирование...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс с КТП на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство » УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образов...