План-конспект урока "Сказочное дерево"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

   Урок ИЗО для учащихся  третьего класса, направленный на  развитие эмоционального, ассоциативного мышления учащихся, развитие фантазии на основе архетипа мирового древа. Урок модет положить начало  формирования  образа мирового древа, как  внутренней опоры мира, осознание, что крепкий внутренний стержень нужен и человеку.

Планируемые результаты изучения материала:совершенствование графических навыков учащихся, создание альбома работ «Необычное дерево». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnoe_derevo.doc895 КБ

Предварительный просмотр:

План–конспект урока изобразительного искусства                                             на базе школьного этнографического музея «Истоки»,                                     данного Коваленко Галиной Евгеньевной                                                                  в третьем классе «Г» ГОУ ЦО № 1862                                                                                                                            по теме "Необычное дерево "

Тема: «Необычное дерево".

Цель: развитие эмоционального, ассоциативного мышления учащихся, развитие фантазии на основе архетипа мирового древа.

Задачи:

  1. Расширение знаний по теме «Образ дерева»;
  2. формирование потребности самостоятельного решения поставленной творческой задачи в разных формах;
  3. развитие воображения, фантазии и эстетического восприятия;
  4. воспитание эстетического вкуса.

План занятия

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Актуализация темы. Загадки.
  3. Мини-экскурсия по школьному музею «Рушники»
  4. Беседа "Образ сказочного дерева".
  5. Практическая работа над "образом".
  6. Заключительный этап:.

Возможная личностно-значимая проблема: начало  формирования  образа мирового древа, как  внутренней опоры мира, осознание, что крепкий внутренний стержень нужен и человеку.

Планируемые результаты изучения материала: совершенствование графических навыков учащихся, создание альбома работ «Необычное дерево».

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый,  проблемный.

Материалы и инструменты: 

для учеников:                                                                                                          

  1. карандаши,
  2. гелевые ручки
  3. ластики,
  4. бумага  

Для учителя:

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Презентация  «Образ дерева в картинах художников».

 Ход урока.

  1. Организационный момент. 
  2. Актуализация темы. Загадки.

Учитель: Я загадаю вам загадку:

Стоит дерево, у этого дерева двенадцать отростков,
У двенадцати отростков по четыре прута,
У прута по шести кистей, седьмая - золотая.                                                                                                          Что это? (Год, месяцы, недели, дни)

       А вот ещё:

У меня есть дерево,
На нём двенадцать веток;
На каждой ветке тридцать листьев;
Одна сторона у листа чёрная,
Другая - белая. (Год, месяцы, дни, ночи)

 

         Вы правильно отгадали обе загадки.  И вот что интересно – отгадать их помог образ дерева. «Образ дерева» и будет темой нашего урока, только речь пойдёт не об обычных деревьях, а о сказочных.

  1. Мини-экскурсия по школьному музею - «Рушники».

Давайте заглянем в наш музей.  Откроем сундук  с приданым и посмотрим, что  же в нем лежит. Девушка должна была приготовить себе всё, что понадобится в дальнейшем – бельё, одежду, украшения.

Обязательно ткались рушники – очень красивые полотенца. Вот они-то нам и нужны. Рушни́к — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста.  Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры,  вышитые на рушнике,  служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками. Рушник изготовляется из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушника употребляют вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты.                                                                                            В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные — символические петухи, куры, лебеди,утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические — ромбы, круги,  зигзагообразные линии и прочие узоры. До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение. Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников, являются красный  и белый. Изучением и подробным анализом вышивки на рушниках занимались многие исследователи, в частности академик Б. А. Рыбаков, Г. А. Григорьева,  Е. Моисеенко  и другие.

 

          Посмотрите – в центре вышивок – сказочное дерево - мировое древо . Оно является центром мира.  Это то дерево,  про которое мы говорили в начале урока.  Иногда оно может превращаться в фигуру женщины ,  иногда  на нём растут  сказочные плоды, иногда оно может достать до неба,

Иногда превращается в целый год:

Выросло дерево от земли до неба.
На этом дереве двенадцать сучков.
На каждом сучке по четыре гнезда.
В каждом гнезде по семь яиц.
А седьмое - красное.

         Мировое древо можно увидеть даже на гербе. Такой герб у республики Чувашия

Каждой части этого необычного дерева соответствуют свои животные. С верхней частью - ветвями -  связываются птицы (часто две - симметрично или одна - на вершине, нередко - орёл); со средней частью - стволом - копытные (олени, лоси, коровы, лошади, антилопы и т. п.), изредка пчёлы. Именно  пчёл мы видим  на гербе города Осы.

 В более поздних традициях появляется изображение человека. С нижней частью -корнями – связаны змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, иногда медведь или фантастические чудовища  .

  1. Беседа "Образ сказочного дерева".

Мы назовём наш урок «Сказочное дерево». Ведь если мы будем иллюстрировать загадку,  мы нарисуем не берёзу и не клён, а нечто необычное.                                                                        – А какие необычные, фантастические деревья вы можете вспомнить? («Чудо-дерево» Корнея Чуковского, яблоню с молодильными яблочками, древо познания добра и зла, дуб у Лукоморья)

(Учитель старается проиллюстрировать всё, названное детьми)

                  

  1. Древо познания- добра и зла – это уже совсем необычно – то ли дерево, то ли лицо божества. Что может расти на волшебном дереве? (Молодильные яблоки, плоды познания добра и зла, звёзды,  луна и солнце, чулки и башмаки, огненные цветы…)                        Что такое образ?
  2. Какие образы дерева приходит на память?  
  3. Каким бы не было сказочное дерево, оно всё-таки должно быть деревом. Давайте посмотрим, как  изображали деревья различные художники.

(Просмотр слайд-шоу )

   Картина Ивана Шишкина Рожь 1878.

Эти сосны такие высокие, что поддерживают небо.

  Корабельная роща. Шишкин Иван Иванович.

Смотрите – этот лес действительно стоит стеной.

 Фридрих Давид Каспар

Деревенский пейзаж при утреннем свете 

   Фридрих Давид Каспар. Дуб в снегу.

  Фридрих Давид Каспар. Дольмен под снегом.

Каспер любил изображать корявые, выразительные деревья.

    М. Врубель . Сирень.

А как вы думаете, человек похож на дерево? Есть что-либо общее между людьми и деревьями? (Ствол, ветки, кора, листья - у дерева. А у человека - голова, туловище, руки, ноги). Врубелевская сирень – то ли девушка с сиреневыми волосами, то ли  сирень, превратившаяся в девушку…

   

М. Врубель. Богатырь. Не зря на втором плане изображен дуб – Богатырь, мощный, как лесной собрат, кажется, врастает  в родную землю…

   К. Рерих. Поцелуй земли..

Не может Земля дотянуться до своего мужа, неба, вот и вырастила она высокое  дерево,  которое ласково поцелует Небо вместо неё.

 

  П. Кузнецов. Акация. А эта акация не только целует небо, кажется, она пытается обнять его своими руками-ветками.

  М. Эшер. Дерево. Совсем другое дерево у Эшера. То ли ветви, то ли извивающиеся щупальца поймали солнце, и в страхе глядит на это человек…

  1. Каким может быть настроение рисунка ? (Разным. Мы можем создать положительный и отрицательный образ, злой и добрый, нежный и грозный…)
  1. Работа учащихся по созданию «Образа». Работа выполняется гелиевыми ручками.
  2. Подведение итогов урока. Создание альбома рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Красота осенних деревьев»

Урок          Урока по изобразительному искусству «Красота осенних деревьев» по учебнику   «Изобразительное искусство», 2 класс, Кузин В.С. Цель урока формиров...

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"

План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Деревья и кустарники осенью"...

План – конспект открытого урока по предмету ручной труд в 4 «А» классе. Тема: «Изготовление декоративных листьев для «Дерева жизни».

План – конспект открытого урока по предмету ручной труд в 4 «А» классе.Тема: «Изготовление декоративных листьев для «Дерева жизни»....