Урок изобразительного искусства по теме "Сказочный образ". Рисование по представлению.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Клецкая Наталия Викторовна

Задачи урока: обучение детей использованию средств изобразительного языка для отражения индивидуально - психологических особенностей образа, опираясь на графическую и литературную характеристики прообраза; развитие нравственно - эстетического восприятия, развитие творческих особенностей учащихся; воспитание любви и бережного отношения к природе, любви к людям, умение видеть в человеке хорошее и умение оказать помощь в трудную минуту.

На уроке учащиеся оказываются в волшебном лесу, в котором деревья - это заколдованные люди. Дети выступают в роли добрых волшебников. Рисуют дерево и человека, превращённого в это дерево. Помогают исправиться тем, кто раньше был не очень хорошим и добрым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

 Клецкая Н.В. Идентификатор: 241-703-163

Урок изобразительного искусства.

Тема: «Сказочный образ». Рисование по представлению.

Цель: комплексный подход к раскрытию характеристик образа.

Задачи урока:

  1. Учить детей использовать средства изобразительного языка для отражения индивидуально – психологических особенностей образа, опираясь на графическую и литературную характеристики прообраза.
  2. Развитие нравственно – эстетического восприятия, развитие творческих особенностей учащихся.
  3. Воспитание любви и бережного отношения к природе, любви к людям, умение видеть в человеке хорошее и умение оказать помощь в трудную минуту.

Оборудование: рисунки с изображением деревьев различных пород, таблица:  «Пропорции фигуры человека», карточки с ключевыми словами, отрывки из произведений композиторов: Вивальди, Моцарта, Шопена, Брамса, Прокофьева, Рахманинова.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы урока. Постановка проблемы.

- Тема урока: «Сказочный образ». Рисование по представлению.

(Звучит спокойная музыка и слова: «Вы бывали в волшебном  лесу? Нет? Странно! Каждый человек во сне обычно в нем бывает. Но ничего, дело поправимое. Слушайте.

Продолжает звучать музыка. Учитель под музыку говорит:)

- Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас – береза, по левую – дуб, впереди – ель, а за ними – ива и еще много других деревьев.

Лесная тень, лесная тишь

Полны своих чудес.

Ты перед сказкою стоишь,

А эта сказка –  лес.

Ты эту сказку сохрани,

Не рви, не мни и не ступи!

(Еще 1-2 минуты звучит музыка).

- Представили? Теперь откройте глаза и слушайте дальше. Деревья – это заколдованные люди. Все эти деревья как бы повторяют характер, внешность, возраст, пол заколдованных людей.

Давайте попробуем расколдовать хотя бы некоторые из них. Но сначала надо точнее описать пол, возраст, внешний вид и характер выбранного человека-дерева.

  1.  Беседа по теме урока.

(На доске рисунки деревьев разных пород).

- Ребята, внимательнее рассмотрите изображения деревьев. Давайте попробуем описать, глядя на рисунки, какое-либо дерево.

  1. Первое дерево (Рисунок 1):

- Какое дерево в народе называют могучим? (Дуб)

- Кто это: мужчина или женщина?

- Определите: на этом рисунке дуб молодой или пожилой?

- Почему вы так решили?

- Как вы думаете: каким был заколдованный человек?

(Не молодой, но крепкий, с сильными руками и ногами, с добрым лицом, кудрявый).

  1. Второе дерево (Рисунок 2, 3, 4):

-Отгадайте загадку: о каком дереве идет речь?

Она весну встречает –

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице в полоску.

Ты узнаешь?... (березку).

- Какие загадки про березку вы знаете?

Стоит Алена – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в одном из теплых дней.

Май сережки дарит ей.

- Это мужчина или женщина?

- Какой возраст у этих берёз? Почему так решили?

- Русская берёзка всегда вдохновляла поэтов и художников.

Используя слово, как средство изображения, поэты стремятся к особой точности определений, добиваются, чтобы каждое слово имело конкретное значение. Для того чтобы передать характерные внешние признаки образа, используют сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты – прилагательные.

- Прочитайте отрывки из стихотворений о березе.

Первый ученик:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась пруд?

(С.Есенин)

- С кем сравнивает поэт березку? (с девушкой).

Второй ученик:

Устав таскаться

По чужим пределам,

Вернулся я в родимый дом.

Зелено-косая,

В юбочке белой

Стоит береза над прудом.

(С.Есенин)

- Кто может быть одет в юбочку? (молодая девушка).

- Какая прическа у этой березы?

Третий ученик:

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную…

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную.

(А. Прокофьев)

- Кого можно представить в образе березы из этого отрывка? (девушку или женщину).

- Какой у нее характер? (то грустная, то веселая).

- Как могла быть одета женщина или девушка, которую злой волшебник превратил в березу? (сарафан, юбка, белая кофточка).

- Какие у нее волосы? (длинные прямые или волнистые, распущенные или заплетенные в косу).

  1. Загадка про другое дерево (Рисунок 5, 6):

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

- Как называют иву в народе? (плакучая).

- Это молодая девушка или женщина постарше?

- Какая она по характеру? (грустная, молчаливая).

- Какие у нее волосы? (длинные, прямые).

Тонкие ветви ивы напоминают нам тонкие пластичные руки.

Вот как описывает иву Ф.И.Тютчев:

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

И дрожащими  листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?

  1. Загадка (Рисунок 7, 8):

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

- На что похожи ветки старых елей?

- А маленькие елочки?

- Какого человека вы себе представляете?

- Послушайте описание елей и сравните с вашими ответами.

Читает  ученик:

«На опушке темного леса стояли могучие ели. Своими макушками они почти доставали до неба. Стволы у елей толстые, покрыты темно-коричневой корой, ветви у них тяжело свисают вниз, похожи на лапы зверя. А рядом подрастали молоденьки елочки – внучата. Веточки их маленькие, пушистые, иголочки тоненькие, нежные».

  1. Пятое дерево (Рисунок 9, 10):

- Ребята, кто из вас видел клен?

- Вы хорошо его себе представляете?

- Какие у клена листья? (резные)

- Клен упоминается в хорошо знакомой песне.

Три девочки поют:

Раскудрявый, клен зеленый,

Лист резной.

Здравствуй, парень,

Мой хороший, мой родной.

Клен зеленый, да клен кудрявый,

Да, раскудрявый, резной…

- Заколдованный клен – человек – это кто? (парень)

- Какой он? (стройный)

- Какая у него прическа? (кудрявые волосы)

- В своих рисунках вы должны передать не только возраст, внешний вид человека, но и его характер.

- Какой характер у вашего клена? (веселый)

  1. Осознание характеристики образа.

- Ребята, на что вы опирались, характеризуя то или иное дерево?

(на его внешний вид: тонкий или толстый ствол, гладкий или узловатый; обращали внимание на изгиб веток, на крону).

  1. Постановка конкретной практической задачи перед учащимися.

  1. Вы все – добрые волшебники. Давайте вместе расколдуем этот сказочный лес. Каждому из вас достанется  свой человек, которого надо спасти. И даже если он раньше был не очень хорошим и добрым, ему ведь можно помочь исправиться. Поэтому мы не оставили без помощи ни одного заколдованного человека в нашем сказочном лесу.

- Сейчас каждый из вас возьмет карточку со словом (доброта, молодость, грусть, сила, красота, мудрость, злость и т.д.). И с этой минуты вы становитесь ответственным за конкретную человеческую судьбу.

- Слово, написанное на карточке – это то, что обязательно должно быть отражено в рисунке. Например, доброта. А остальное, будет ли добрым мужчина или женщина, их внешний вид, возраст вы придумаете сами. Если же в карточке указан возраст человека, то придумать можно все остальное. Например, молодость. Значит, вы можете рисовать молодую березку или молодой клен. Вы можете наделить своего человека добрым или злым характером, веселым или грустным.

  1. Сложите лист пополам, разверните его.

Линия сгиба будет служить границей двух рисунков. На левой половине изобразите дерево, которое предстоит превратить в человека, а на правой – расколдованного человека.

Изображение дерева должно соответствовать психологической характеристике человека.

Чтобы выбрать правильный размер рисунков, положите ладони рук на лист так, чтобы каждая из них лежала на своей половинке.

- Не забудьте соотношение частей тела человека (Рисунок 11).

  1. Самостоятельная работа.

- Во время вашей работы в классе будет звучать музыка. Я думаю, она вам поможет справиться с заданием.

  1. Итоговый просмотр детских работ, их анализ.

- Кто справился с заданием быстрее, дополните рисунок словесным описанием в письменной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства во 2 классе "Рисование осеннего дерева"

Урок разрабатывался к УМК "Школа России". Подходит для работы и по другим УМК. В работе есть ссылки на электронные образовательные ресурсы....

Презентация к уроку изобразительного искусства "Зимний пейзаж" (пальчиковое рисование)

Презентация к уроку изобразительного искусства "Зимний пейзаж" (пальчиковое рисование)...

Урок изобразительного искусства.1 класс. Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.

Тема урока.Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.Учащиеся познакомятся с разнообразием элементов и особенностями  орнамента.К концу урока дети смогут нарисовать геометрическ...

Урок изобразительного искусства во 2 классе "Рисование осеннего дерева"

Тема : Рисование по представлению осеннего дерева.Цели :    1.  Формирование графических умений и навыков в рисовании от общего к детали.2. Развитие зрительных представлений о хара...

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме "Графика" (рисование гелевыми ручками).

Презентация знакомит учащихся с направлением в современном искусстве рисования - зентагл....

Конспект урока изобразительного искусства. Тема Наблюдаем цвет. Рисование замкнутых круговых линий.

Цели: создать условия для приобретению опыта эстетических впечатлений .Задачи: 1. Учить различать основные цвета;закреплять умение работать по шаблонам ;.;2.Корригировать мышление на основе упр-й...


 

Комментарии

Шмыгова Ольга Викторовна

Наталия Викторовна, спасибо за публикацию урока "Сказочный образ" и материалов к нему. Великолепная наглядность и сама методическая разработка. Понравился Ваш сайт!
Приглашаю Вас на мой мини-сайт.Желаю удачи в работе!
С уважением, учитель ИЗО, методист, Шмыгова Ольга Викторовна.