Конспект занятия по изобразительной деятельности группы № 1 (3 год обучения). «Творчество В. Васнецова. Иллюстрация сказки»
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

В данном файле находится два конспекта занятий по изобразительной деятельности. В первом дается знакомство с творчеством художника В. Васнецова, разбор картин «Витязь на распутье»» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка»» (1881),»Иван – Царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). В практической части занятия дается задание проиллюстрировать любимую сказку, основываясь на творчество художника.

Во втором конспекте - знакомство детей с дымковской игрушкой, ее историей, элементами росписи. В практической части - лепка и роспись дымковской игрушки (коня)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_izodeyatelnosti.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изобразительной деятельности

группы № 1 (3 год обучения).

«Творчество В. Васнецова.

Иллюстрация сказки»

Педагога дополнительного образования

Япаровой Екатерины Олеговны.

2010 г.

Тема: Иллюстрирование сказок. Творчество В Васнецова.

Вид занятия: тематическое рисование.

3. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

4. Тема урока по учебно-тематическому плану: творчество В. Васнецова, иллюстрирование сказки

5. Изделие: тематический рисунок по сказкам, иллюстрированным художником.

Цель: познакомить с творчеством В. Васнецова.

Задачи: дать краткую историю жизни художника,

воспитывать  у детей художественный вкус,  умение понимать картину и средства её выразительности;

 развивать воображение, бережное отношение к произведениям искусства.

Оборудование и материалы:

Видео с картинами Васнецова

Для учителя – DVD проигрователь, телевизор, гуашь, кисти, журнал и репродукциями картин Васнецова

Для учащихся  тряпка, банка с водой, краски, кисти для рисования, гуашь

Ход проведения.

Организационный момент (отметить отсутствующих, сообщить тему занятия, наметить план работы на зщанятии)

I. Вступительная  беседа

Ви́ктор Миха́йлович Васнецо́в 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в селе сельского священтка Михаила Васильевича Васнецова. Все его прадеды и деды были священниками. Спустя 2 года после рождения Виктова семья переехала в Рябов. Там и прошло детство художника. У Виктора было 5 братьев. Один из них, Апполинарий впоследствии тоже стал знаменитым художником. Это говорит о творческой атмосфере в семье и о ее генетической гентальности. Отец Михаил с пониманием относился к увлечениям сына, но финансовое положение не оставляло вариантов – Виктору пришлось поступить в Втское духовное училище, а затем и в семинарию. Детей священников туда принимали бесплатно. Впрочем, семинарии Виктор не закончил, ушел с последнего курса и с благославения отца уехал в Петербург поступать в Академию художеств. Интересно, что перед отъездом он выставил на аукцион 2 своих картины «Молочница» и «Жница» и выручил за них 60 руб. (получил их через несколько месяцев, а в Петербурге появился с 10руб). успешно сдал экзамены по рисованию. Год отучился в Рисовальной школе при Академии. Учителем был И. Крамской. В академии сдружился с Репиным. Писал в это время жанровые картины. «С квартиры на квартиру»

Через год после окончания академии уехал в Париж, где тесно общался с Репиным, Поленовым. По возвращении в Россию его приняли в Товарищество передвижных художественных выставок.

Более 10 лет работал над росписью Владимирского собора в Киеве. После этого он стал известнейшим иконописцем.

Но самая высокая оцека была дана картине «Богатыри», за которую Виктор Васнецов получил звание действительного академика живописи.

Во время войны активно участвовал в журналах, писавших для армии.

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры,. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье»» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка»» (1881),»Иван – Царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском Соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира).

После 1917 Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917—1926).

Он до последних дней не выпускал кисть из рук. Умер в своем московском доме 23 июня 1926 года.  

ПРАКТИКА. Задание: иллюстрирование сказки, основываясь на творчество Васнецова.

Напомнить технику безопасности при работе:

- каждый работает на своем рабочем месте

- перед работой приготовить рабочее место

- не отвлекать товарищей, не мешать им

- не размахивать кисточкой, карандашом, не вертеться и не раскачиваться на стуле

- во время работы содержать рабочее место в порядке

Порядок работы: разработка эскиза. Проговаривание сюжета рисунка, обсуждение деталей, зарисовка карандашом. Начальная проработка рисунка цветом. Индивидуальная помощь каждому воспитаннику.

ИТОГ. Обобщение пройденного материала, ответы на вопросы по теме.

 - С каким новым материалом вы с познакомились?

- Чем отличаются картины Васнецова от работ других художников?

- На какие темы писал работы Васнецов?

- Вам нравятся ваши работы?

- Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей?

Уборка рабочего места.

Конспект занятия по изобразительной деятельности

группы № 2 (2 год обучения).

«Дымковская игрушка»

Педагога дополнительного образования

Япаровой Екатерины Олеговны.

2010 г.

Тема: дымковская игрушка.

 Вид занятия: лепка, декоративно-прикладное рисование.

3. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

4. Тема урока по учебно-тематическому плану: Лепка из пластилина Дымковской игрушки.

5. Проблема урока: Что это за игрушка?

6. Изделие: лошадка

Цели урока:

Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента.

Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Формирование навыков работы с пластилином, художественной росписью.

Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Задачи: создание художественного образа (свой оригинальный, неповторимый образец создаёт каждый ребёнок); научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России; добиться единства формы и декора (внешнее оформление не мешало форме, конструкции игрушки, а наоборот, работало на неё).

Оборудование и материалы:

Иллюстрации глиняных изделий;

Литературный ряд: потешки и стихи о дымковской игрушке;

пластилин или глина, , стеки, клей ПВА, гуашь, кисти,

Для учащихся - дощечка-подставка, пластилин или глина, стеки, тряпка, банка с водой, краски, кисти для рисования, салфетка, клей ПРВА, гуашь, кисти.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: Дымковская игрушка.

Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научимся определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. (Филимоновская, Каргопольская, Тверская)

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

История возникновения дымковской игрушки, изучение ее отличительных особенностей.

С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Где? Вот мячик! Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь.

А вот игрушки, которые у меня в руках все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.

 Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите!

(Демонстрация игрушек: барыня, лисичка, коза, козел…)

Кроме Дымковских игрушек существуют ещё Тверская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. О них мы поговорим на следующих уроках. А сейчас послушайте, пожалуйста:

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Наше путешествие начинается у реки Вятки.

Когда очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – слобода

 По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

 Земля вятская не особо богата на урожай.

Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимой так длинны,
И лепили там из глины.
А чем же славится село Дымково?
- Отгадайте загадку

Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.

Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.

Козонька – рогатая,
Козонька – бодатая,
Бежит по дорожке,
Разминает ножки.

 

Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

- Проверим. Так чем же славится, догадались?

Правильно, игрушками. А называют эти игрушки «дымковскими»

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава.

         Лепили из местной красной глины. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали.

 Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу.

Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души.

 В старину вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия - веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех - у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Свистулька

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “
Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

IV. Физкультминутка– пляска «Барыня».

А чтобы узнать кого мы сегодня с вами будем лепить, посмотрите внимательно на доску. Кто это? Правильно, лошадка. Вот с ней мы и познакомимся. (рассмотреть игрушку, проанализировать ее форму, соотношение головы и хвоста, расположение и размер ног..)

V. Формирование умений и навыков.

Повторение правил техники безопасности.

Повторение правил личной гигиены.

Критерии оценок.

Самостоятельная работа учащихся (Лепка игрушки - лошадки).

Последовательность изготовления лошадки.

Как мы называем людей, которые хорошо работают?

– Вы тоже рабочие люди, а ваша работа – это учеба. У каждого рабочего человека есть свои правила, и у нас тоже есть правила рабочего человека. Давайте вспомним эти правила:

Каждый работает на своем рабочем месте.

Внимательно слушать объяснение учителя.

Прежде чем начать работу, правильно приготовь свое рабочее место.

На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарища.

Во время работы содержи рабочее место в порядке.

Научился сам – помоги товарищу.

Работать надо дружно.

Закончил работу – убери свое рабочее место.

- Чем же мы будем работать на уроке?

 VI Последовательность изготовления лошадки

Составим план работы:

Фигурку лепим из целого куска пластилина. У скульптора есть свои секреты в работе. Самый главный – лепить из целого куска пластилина и ничего не присоединять к нему – ни лапы, ни голову, ни уши. Это легко – ведь пластилин мягкий.

Делаем с помощью стеки с двух сторон надрезы.

Голову, туловище и хвост лошадки вытягиваем, сгибаем в дугу. Чтобы вытянуть форму из общей массы, большим и указательным пальцами нажимай на пластилин постепенно со всех сторон. Повторяя эти нажимы, вы увидите, как он вытягивается сам. Так можно сделать шею, лапы или хвост животного. Вытянутую форму можно заломить в любую сторону.

Оттягиваем небольшую часть для головы. Из целого куска вытягиваем шею, формируем голову животного, Но не расчленяем общую массу на кусочки, чтобы вылепить отдельные части тела.

В последнюю очередь оттягиваем хвост, приемом прищипывания делаем его фигурным..

После того как общая форма частей вылеплена, можно приступить к уточнению формы. Теперь на вытянутой форме защипи пластилин двумя пальцами. Получилась форма, похожая на ушки, хохолок, гриву. Кусок пластилина можно аккуратно вдавить большим пальцем в некоторых местах. В процессе работы детям оказывается индивидуальная помощь, а по мере необходимости акцентирую внимание всего класса на типичные ошибки.

Готовую игрушку нужно кое- где подправить стекой и разгладить.

Запомните: детали фигурки лучше не соединять отдельными кусочками, а вытягивать, защипывать, вдавливать.

Я уверена, что вы все выполните работу правильно, аккуратно и получите хорошую оценку.

 Требования к работам:

  1. соблюдение пропорций;
  2. работа над мелкими деталями;
  3. общая выразительность;
  4. завершённость;
  5. аккуратность

Грунтовка. Смешиваем на палитре белую гуашь с клеем ПВА в равных пропорциях и покрываем лошадку несколько раз. До тех пор, пока она не будет полностью белой.

2 часть занятия

VII Роспись готового изделия и последовательность выполнения работы.

a) Анализ росписи дымковской игрушки

У. Сейчас мы приступим расписывать дымковскую игрушку.

У. Как вы уже знаете, дымковские игрушки очень разнообразны. Это и уточки, и лошадки, и барышни, и всадники на конях. Стиль росписи очень яркий и красочный. Давайте рассмотрим дымковские игрушки.

Показываю игрушки.

– Что использовали художники для росписи игрушек?

 Какие геометрические фигуры вы видите?

 А какого цвета эти геометрические фигуры? (Красного, синего, зеленого, желтого, черного.) 

 Каждый цвет у народных умельцев имел свое значение. Например, белый цвет – это цвет чистоты, а красный цвет связывали с солнышком. Обратите внимание, что каждая игрушка при расписывании имеет фон. На каком фоне написаны все кружочки, овалы, линии, крестики? (На белом.)

 Белый цвет придает игрушкам яркий, нарядный и праздничный вид.

Роспись игрушки (практическая работа).

После высыхания грунта игрушки приступаем к декоративной росписи своей игрушки гуашью маленькими кистями по загрунтованной водоэмульсионной краской поверхности. Народные мастера в деревнях, слободах, создавая игрушки, часто пели при этом.

Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки детали, а также отдельные элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся игрушка.

Обратите внимание на целостность цветового решения всей игрушки, на соответствие цветового решения создаваемому художественному образу. Вспомните какие цвета создают радостный, весёлый образ, а какие грустный.

 VIII Итог урока. Выставка и оценивание работ учащихся. Рефлексия.

1. Экспресс-выставка.

В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на учительский стол. Не забываю похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

2. Рефлексия.

- С каким материалом мы сегодня работали?

- С какими новыми понятиями вы с познакомились?

- Чем отличается Дымковская игрушка от других игрушек?

- Вам нравятся ваши игрушки?

- Как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей?

3. Выставление оценок.

– Расскажите каждый о своей игрушке. Поделитесь: чему вы научились на уроке? Что нового для себя узнали?

– Все вы, дети, молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Теперь ваши работы будут стоять у вас дома, и радовать всех, кто приходит к вам в гости. Спасибо за урок!

4. Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности педагога Евстафьевой И.С Тема: « Сувениры»

Тема: « Сувениры» Целеполагание: Обучающий аспект: Историческая справка. Закрепить представление детей о сувенирах, знания о происхождении и изготовлении сувениров. Познакомить детей с технологией изг...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо изобразительной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по внеурочной деятельности из цикла «Жизнь и творчество великих людей нашей Родины»

Это занятие по внеурочной деятельности предназначено для учеников 4 класа. Занятие проводится в форме игры....

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей раннего возраста

Конспект проведения индивидуального занятия по избразительной деятельности "Кормим птиц" (для детей реннего возраста)....

конспект занятия по изобразительной деятельности в технике мозаики из рваной бумаги"Золотая осень"

занятие будет интересно детям, увлекающися изобразительной деятельностью. Рекомендуется для проведения в объединении дополнительного образования (изостудия), на школьном уроке....

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Зима. Признаки зимы»

Цель: Продолжить работу над формированием представления детей о сезонных изменениях в неживой природе в зимний период....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе. Тема: «Мое любимое солнышко.»

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе.Тема: «Мое любимое солнышко.»...