Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Марущак Ольга Валерьевна

Рабочая программа по изобразительному искусству. Предметная линия учебников Т.Я.Шпикаловой, Л.В. Ершовой. Содержит тематическое и календарно - тематическое планирование для 1 класса с УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primernaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

средняя общеобразовательная школа № 23

Рабочая программа по изобразительному искусству

(программа Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой)

на 2011 - 2012 учебный год

Составитель: Марущак Ольга Валерьевна


Рабочая программа по изобразительному искусству

Пояснительная записка

Рабочая    программа   учебного предмета  « Изобразительное искусство»  для 1 класса  разработана на основе Примерной программы учебных предметов начальная школа 2011 года (Москва «Просвещение» 2011 г.) и авторской программы Изобразительное искусство (предметная линия учебников Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой (Москва «Просвещение» 2011 г.)

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами , развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

-  овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  1. совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  2. развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  3. формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 134 ч.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  1. в  ценностно – эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  2. в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  3. в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

  1. умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  2. желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  3. активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
  4. обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно – эстетическим содержанием;
  5. формирование мотиваций и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  6. формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

  1. в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусств; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  2. в ценностно – эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  3. в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  4. в трудовой сфере - умение  использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Раздел программы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Виды художественной деятельности

8

10

11

11

Азбука искусства

7

8

10

10

Значимые темы искусства

10

9

5

9

Опыт художественно-творческой деятельности

8

7

8

4

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж)  и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженное средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет  - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно – прикладное искусство. Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно – прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ – в построении композиций. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов – представителях разных культур, народов, стран (например, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония и Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно – прикладного искусства.

Родина моя  - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни  человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов   (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно – творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно – конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространстве, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства,   выражение своего отношения к произведению.


Примерное тематическое планирование (134 часа)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Виды художественной деятельности

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни - образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно – прикладное искусство.

 Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит, чувствует, создает художественный образ. В художественном образе воплощены реальность и воображение, идеи и чувства, отношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося, изображение с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того, чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором говорит художник. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно – прикладного искусства (обзор)

Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

 Понимать условность и субъективность художественного образа.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять их разницу.

Понимать общее и особенное в произведениях изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи,  скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно – прикладном искусстве. Элементарные  приемы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи.

Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

Цвет – основа языка живописи.

Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые и холодные цвета.

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.

Образы человека в живописи.

Линия – основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве.

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженных средствами рисунка.

Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Использование простых форм для создания выразительных образов.

Объём – основа языка скульптуры.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно – прикладное искусство. Понимание истоков декоративно – прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы.

Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).

Разнообразие декоративных форм в природе.

Сказочные образы народной культуры и декоративно – прикладное искусство.

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий).

Представление о  богатстве и разнообразии художественной культуры.

 

Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – и региональные музеи

Интернациональный язык искусства.

Композиция – основа языка всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше –меньше, загораживание; контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т.д.). основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем, - «Земля – наш общий дом». Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний.

Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации (примерные темы «Осень в парке», «Осенний лес»).

Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация). Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные и динамичные композиции на заданную тему. Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов.

Изучение свойств цвета в процессе создания композиций – основные и составные цвета (примерные темы: «Цветя для мамы», «Цветущий луг», «Воздушные шары», «Разноцветные бабочки» и т.п.), тёплые и холодные цвета (примерные темы: «Дворец Снежной королевы», «Изумрудный город», «Город солнца», «Цветочный город»). Передача с помощью цветов теплой и холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики и т.п. (создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа).

Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа (примерные темы: «Гроза», «Ветер», «Снежная буря», «Весенний день», «Солнечный день в горах», «Закат»).

Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом – «Человек и человеческие взаимоотношения». Образ человека в разных культурах мира. Представления народов о красоте человека, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского портретов персонажей русских народных сказок (например, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Алёнушка, Иван – царевич, Илья Муромец и др.). Создание женских и мужских образов античного мира, Средневековья, стран Востока.

Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, природой) в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Изображение портрета современника (друга, мамы, солдата великой Отечественной войны и др.), автопортрета. Примерные темы композиций: «Мать и дитя», «Я и моя семья», «Мои друзья» и др.).

Приемы работы с различными графическими материалами. Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа.

Создание с помощью линий, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния природы, человека, животного. Примерные задания: образы деревьев – старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное; величавое, мощное, раскидистое (образы: «Дуб – богатырь», «Берёзка – девица красавица» и т.п.). Образы животных: разъяренных и ласковых, например кошки, собаки и др.

Примерные темы композиций: «Зимний лес», «Лес Снегурочки», «Лес Деда Мороза», «Лес Кощея Бессмертного», «Кошка на окошке», «Кошка – охотница» и т.п. Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающих природу, человека, животных.

Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, фантастических существ, сказочных замков; выражение их характера.

Анализ геометрической формы предмета.

Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр натюрморта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа - характеров предметов (например, олицетворение предметов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза  чайного сервиза для купчихи, царевны, Бабы-яги, и т.д.). сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежды, например платка).

Объем в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве.

Лепка животных, человека, сказочных персонажей.

Прием трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных. Знакомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающими человека, животных, мифологических персонажей.

Лепка фигуры спортсмена, выразительного сказочного или литературного персонажа.

Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приёмы работы с различными материалами (пластилин, бумага, картон и др.) для создания выразительного образа. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объёме или выполнение эскизов на плоскости.

Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды,  мебели и одежды, книг и игрушек  (примерные задания: изображение любимой игрушки, иллюстрации к любимой книжке, проектирование мебели для куклы или детской площадки, лепка или конструирование из бумаги коробочек транспорта, посуды и т.д.). Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных зданий (например, сказочного зоопарка, в котором форма и декор домиков для животных передают черты их обитателей, или улицы в Цветочном городе). Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.

Коллективная работа. Конструирование детской площадки, парка, городской улицы (с транспортом) с использованием простых геометрических и растительных форм.

Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приема трансформации формы для выразительности характеристики персонажа.

Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик», «Снегурочка», «Садко» и др.). Конструирование  макета костюма сказочного персонажа.

Образы архитектуры разных эпох и народов.

Композиция из темы городской жизни или иллюстрации к мифам Античности и сказкам Средневековья с изображением человека в городской среде (на фоне зданий).

Коллективная работа (создание макета мемориального комплекса «Защитникам Отечества»).

Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей родной природы. Создание композиции на тему «Гармония жилья с природой» (коллективная или индивидуальная работа).

Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (на примере русского искусства).

Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой и искусством, - «Родина моя – Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объеме), использование элементов декора.

Древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Сказочные образы народной культуры в декоративно – прикладном искусстве.

Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т.д. Стилизация  природных форм. Роль силуэта в орнаменте.

Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов народной культуры (конь, петух, птица Сирин, птица Алконост, Древо жизни и др.).

Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т.д.).

Изготовление эскизов украшения прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов – знаков. Эскизы народных костюмов.

Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа (коллективные или индивидуальные работы). Знакомство с произведениями изобразительного искусства, изображающими сцены праздников и труда народа.

Проявление художественной культуры вокруг нас: музеи искусства, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обобщение пройденного материала возможно в форме выставки работ учащихся, викторины, экскурсии по городу, в музей и др.).

Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русским музеем, Эрмитажем, музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – и региональными музеями. Их внешний вид, характер интерьеров и специфика коллекций.

Произведения разных видов и жанров изобразительного (пластического) искусства в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное искусство.

Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт

Овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния.

Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

 Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.

Использовать контраст для усиления эмоционально - образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного.

Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы.

Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт.

Различать основные  и составные, тёплые и холодные цвета.

Овладевать на практике основами цветоведения.

Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях.

Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета.

Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать своё отношение к персонажу.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т.д.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром.

Овладевать приемами работы различными графическими материалами.

Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

Изображать графическими средствами реальных и фантастических птиц, насекомых, зверей, строения; выражать их характер.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи.

Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.

Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объёме.

Использовать приёмы трансформации объёмных форм для создания выразительных образов животных.

Изображать в объёме выразительные образы человека, литературного персонажа.

Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека.

Наблюдать постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Различать разнообразие форм предметного мира.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т.д.

Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина.

Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т.д.

Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм.

Понимать роль художника в театре.

Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов.

Выполнять простые макеты.

Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта несколько наиболее ярких культур.

Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества.

Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях.

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками.

Понимать смысл знаков – образов народного искусства и знаково – символический язык декоративно – прикладного искусства.

Наблюдать и передавать в собственной художественно – творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа.

Использовать стилизацию форм для создания орнамента.

Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремёсел России.

Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов России (с учетом местных условий).

Изображать многофигурные цены.

Откликаться эмоционально на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства, и выражать свое отношение к ним в собственной художественно – эстетической деятельности.

Осознавать, что архитектура и декоративно – прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека.

Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам.

Группировать и соотносить произведения разного искусства по характеру, эмоциональному состоянию.

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Тематическое планирование

Тема урока

Содержательные линии

Формирование УУД

1

Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи. Беседа «Что такое пейзаж»

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Живопись. Живописные материалы. Цвет – основа языка живописи. Жанр пейзажа. Изображение природы разных географических широт

Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу. Различать краски осени на картинах живописцев и соотносить их с цветами в осенней природе родного края и описаниями их в стихотворениях поэтов. Высказывать суждение о понравившемся осеннем пейзаже живописца.

Объяснять смысл понятий изобразительное искусство, живопись, пейзаж, художественный образ. Сравнивать произведения художников, находить в них общее и различное в показе осенней природы.  

2

Твой осенний букет. Декоративная композиция

Виды художественной деятельности в изобразительном искусстве: живопись и декоративно – прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.  Композиция

Рассматривать  произведения декоративно – прикладного  и народного искусства. Определять, из каких простых элементов составлены их композиции. Объяснять значение новых понятий композиция, аппликация, коллаж. Сравнивать декоративные и живописные изображения родной природы, находить общее и различное. Определять, какие художественные изображения составлены из природных и рукотворных материалов.

Участвовать в обсуждении содержания и художественных особенностей декоративных композиций, посвященных осенней природе.

3

Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы. Практическая работа «Составление композиций»

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Образы природы и человека в живописи. Эмоциональные возможности цвета. Элементарные приемы композиции на плоскости

Рассматривать пейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу при разных погодных условиях. Различать характерные признаки изменений в осенней природе, сопоставлять их с художественными изображениями на картинах художников и в стихотворениях поэтов и русских народных пословицах.

Сравнивать живописные произведения и выявлять цветовую гамму разных состояний природы и приемы изображения. Находить общее и различное в изображении родной природы в разную погоду и в передаче изменчивости её состояний с помощью цвета в пейзажах отечественных художников

4

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция. Экскурсия в природу

Красота и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Природные формы в декоративно – прикладном искусстве. Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России  

Рассматривать произведения живописи и декоративно – прикладного искусства, запечатлевшие образ осенней рябины в природе. Рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия. Различать разнообразные в природе и узнавать их изображения в произведениях декоративно – прикладного и народного искусства и живописи. Объяснять смысл понятий живопись и декоративно – прикладное искусство.

5

Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция

Форма. Природные формы. Жанр натюрморта. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости с помощью цвета. Расположение предметов в натюрморте. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр

Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты разнообразных форм обыденных предметов и даров осени в природе и о чувствах, которые они вызывают. Рассматривать натюрморты живописцев. Различать формы, цвета, размеры осенних плодов в природе и находить соответствие им в изображениях плодов в натюрмортах живописцев.

Объяснять значение понятия натюрморт. Сравнивать произведения разных художников, находить сходство и различия в изображении даров природы в них.

6

В гостях у народного мастера С.Веселова. Орнамент народов России. Беседа «Народные промыслы России»

Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России

Характеризовать изделия золотой Хохломы. Определять своими словами самое главное в них (травный узор и палитра расписных бытовых предметов (посуды) разнообразной формы из дерева.  Сравнивать изображение трав на картине живописца и в декоративном орнаменте народного мастера из Хохломы, находить общее и различное. Узнавать основные элементы хохломского травного орнамента и называть их.

7

Золотые травы России. Ритмы травного узора Хохломы

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальной среды. Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве

Характеризовать художественные изделия, выполненные мастерами  из Хохломы, узнавать их своеобразный узор и называть его элементы. Высказывать свои впечатления от восприятия хохломских изделий. Объяснять смысл понятий орнамент, ритм.

8, 9

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект

Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов.

Творческое задание – проект – инсталляция с использованием работ, созданных в первой четверти

Выполнять творческое задание в малых группах согласно поставленной задаче:

- составить и оформить коллективную композицию пейзажа из работ одноклассников в группе пейзажистов;

- создать композицию поляны из осенних листьев, подкрашенных для яркости акварелью, гуашью в группе лесников;

- составить коллективную композицию панно «Осенний букет» из работ одноклассников, выполненных приемом печатания с готовых форм (листьев), украсить букет рисунками веток с гроздьями рябины в группе флористов;

10

О чем поведал каргопольский узор. Орнамент народов России

Истоки декоративно – прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве

Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия глиняных игрушек народных  мастеров из Каргополя и храмовых построек в городе. Выявлять художественные особенности формы и узоров каргопольской игрушки, сходство её формы с монументальностью здания храма и высказывать свое отношение к творениям народных мастеров из Каргополя. Сопоставлять форму, цвет знаков  - символов с природными явлениями и рассказывать об их связи с природой.

11

В гостях у народной у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская глиняная игрушка. Беседа «Сказочные образы в народной культуре»

Сказочные образы в народной культуре и декоративно – прикладном искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рассматривать каргопольские  глиняные игрушки. Объяснять смысл древних образов, воплощающих представления русского народа о добре и красоте. Узнавать геометрический узор и цветовую гамму каргопольских игрушек и отличать их по этим признакам от глиняных игрушек, изготовленных народными мастерами в других регионах России.

12

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике. Экскурсия «Зимний наряд»

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженных средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ.  Передача с помощью линий эмоционального состояния природы

Рассматривать произведения графики, запечатлевшие образ зимней природы в разных её состояниях, рассказывать о своих впечатлениях от их восприятия. Сравнивать изображение зимней природы в различных видах искусства с реальной природой. Определять, какими художественными средствами переданы признаки холодного дня, оголенные зимой кустарники и травы, простор и тишина в графическом пейзаже.

Объяснять смысл понятия графика. Сравнивать произведения разных художников – графиков и находить сходство и различия в изображении зимней природы

13

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике

Наблюдение природы и природных явлений, различия их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи родной природы. Роль белой и черной краски в эмоциональном звучании и выразительности образа

Рассматривать произведения художников – пейзажистов, запечатлевших красоту зимней природы в разное время суток. Определять своими словами главное в них. Высказывать свое отношение к понравившемуся зимнему пейзажу в технике живописи или графики. Сравнивать живописные и графические пейзажи, находить в них сходство и различия в передаче красоты зимней природы. Выявлять в живописных пейзажах характерных для зимы оттенки цвета в состоянии дня и лунной ночи.

14

Белоснежные узоры. Вологодские кружева. Наблюдение «Узоры на окне»

Рисунок. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Многообразие линий. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Особая роль ритма в декоративно – прикладном искусстве. Композиция. Симметрия и асимметрия

Рассматривать произведения графики и кружевное изделие. Определять своими словами главное в них. Высказывать свое отношение к ним и к красоте зимней природы. Сравнивать элементы кружева с объектами реальной природы и изображением их в произведениях графики, узнавать линии, разные по виду, и называть их, находить аналогии  с художественными образами в поэзии.

Объяснять смысл понятий симметрия, асимметрия, ритм.

15

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция

Разнообразие форм и предметного мира и передача их на плоскости ив пространстве. Жанр натюрморта. Элементарные приемы композиции на плоскости. Понятия ближе - больше, дальше -меньше, загораживание. Способы передачи объема на плоскости. Ритм линий, пятен, цвета

Рассматривать лаковую миниатюру (мстёра). Узнавать и называть приемы (цвет, ритм, симметрия),  с помощью которых народный мастер передает праздничное настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия. Сопоставлять приемы передачи праздничного новогоднего настроения в произведениях народного мастера и живописном портрете, находить сходство и различия

16, 17

Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект

Демонстрация достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно – прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народного искусства (орнамент, народная глиняная игрушка, кружево), средствами художественной выразительности (линии, цветные пятна), и приемам (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком; традиции празднования Нового года и Рождества в семье и школе.

Характеризовать работы одноклассников, созданные в течение второй четверти, и давать оценку им. Принимать участие в коллективной работе по завершению проекта «Оформление класса к новогоднему празднику». Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами

18

По следам зимней сказки. Декоративная композиция.

Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в искусстве (переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле). Образы архитектуры в декоративно – прикладном искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно – прикладном искусстве

Различать в зимней природе цветовые сочетания, разнообразные линии в извивах стволов и ветвей деревьев, в узорах оград и декоре архитектурных сооружений города и села, необычные формы сугробов и находить их в произведениях художников – живописцев и  народных мастеров. Сравнивать изображения зимних жилых построек в произведениях живописи и народного искусства. Находить сходство и различия.  Выявлять ритм форм, вертикальных и горизонтальных линий в их композициях. Приводить примеры сказочных зимних построек на основе  своих наблюдений природы в натуре или их описаний из прочитанных поэтических произведений

19

Зимние забавы. Сюжетная композиция

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Образы человека и природы в живописи. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния

Рассказывать о забавах, играх, в которых школьникам нравится играть зимой, использовать свой жизненный опыт и наблюдения, приводить примеры из поэтических произведений. Высказывать суждения о понравившемся произведении живописи, народного мастера или учебной работе сверстника. Объяснять смысл понятия сюжет.

20

Защитники земли Русской. Образ богатыря. Виртуальная экскурсия

Образ человека в традиционной культуре, представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композиция портрета. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание,  поддержку, заботу, героизм, бескорыстие

Рассматривать произведения русских художников и народных мастеров на темы героического эпоса и исторического прошлого нашей Родины. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений. Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, средства художественной выразительности, которые используют мастера живописи и декоративно – прикладного и народного искусства, находить общее и различное.

21, 22

Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка. Беседа «Народные игрушки»

Роль природных условий в характере  традиционной культуры народов России. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Выразительность объемных композиций

Рассматривать народные дымковские игрушки, находить образы животных, птиц, человека в игрушечных фигурках Дымки и определять своими словами самое главное в их форме и декоре. Сравнивать образы фигурок человека («нянек», и «барынь»), находить в них общее и различное

23

Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм. Практическая работа «Моделирование вариантов костюмов»

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях

Рассматривать произведения художника – живописца, посвященные весенней пахоте и русской красавице в народном традиционном костюме, и произведения народного и декоративно – прикладного искусства (народных костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия. Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с  народным костюмов из южных. Определять, из каких элементов они состоят, какие цвета в них преобладают, и объяснить, в каких местах костюма располагается орнамент и каково его значение в декоре костюма

24

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Образ природы и человека в живописи.

Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Цвет

Рассматривать пейзажи живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков ранней весны и в пору половодья в природе, различать цветовые сочетания в изображении только что прогретой солнцем земли и тех мест, где появились первоцветы. Сравнивать композицию и цветовое решение пейзажей разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся весеннем пейзаже и давать свою эмоциональную оценку. Аргументировать ответ

25

Птицы – вестники весны. Декоративная композиция. Беседы «Разнообразие птиц на Земле»

Пейзаж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы

Рассматривать пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели» и произведение декоративно – прикладного искусства. Определять своими словами их композицию и колорит. Приводить примеры признаков ранней весны и прилета птиц в природе родного края и находить соответствие им в изображении весны в пейзаже А. Саврасова. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия. Сравнивать изображения птиц в реалистической живописи с их изображением в декоративной композиции народного мастера и давать характеристику особенностям декоративной композиции, её элементам, цветовому решению, технике исполнения.

26

«У Лукоморья дуб зеленый…» Дерево – жизни украшение. Образ дерева в искусстве

Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Природные формы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве

Рассматривать произведения изобразительного, декоративно – прикладного и народного искусства, изображающих природу. Определять своими словами самое главное в них. Объяснять, почему в народном искусстве всегда почитали и берегли деревья и образ дерева называли «древо жизни». Сравнивать произведения живописи и декоративно – прикладного искусства, находить общее и различное в изображении дерева в зависимости от поставленных задач живописцем и народным мастером. Приводить примеры живописных пейзажей и декоративных композиций, в которых главным мотивом было дерево.

27

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общее и характерные черты. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Сказочные образы в народной культуре и декоративно – прикладном искусстве. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа.

Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно – прикладного и народного искусства. Определять своими словами самое главное в них. Сравнивать реальные и сказочно – фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, находить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения). Объяснять, почему в представлениях народа коня называют другом и помощником человека.

28, 29

В царстве радуги – дуги. Основные и составные цвета. Практическая работа «Основы цветоведения»

  Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Цвет – основа языка живописи. Эмоциональные возможности цвета. Теплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов

Рассматривать произведения живописи и декоративно – прикладного искусства, находить в них цвета радуги. Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, желтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), тёплые и холодные.  

30

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки

Наблюдение природы в природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Пейзажи разных географических широт. Жанр натюрморта. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Смешение цветов. Эмоциональные возможности цвета

Рассматривать произведения живописи и декоративно – прикладного и народного искусства, различать в них на основе своих наблюдений природы характерных признаков весны и лета и свойственные им цвета и оттенки. Объяснять, что и с помощью каких художественных приемов изображено  в реалистических произведениях (натюрморте и пейзаже) и декоративной композиции народного мастера, какова их композиция. Объяснять смысл понятий цвет, оттенки.

31

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи. Беседа «Пейзажи родной природы»

Пейзажи родной природы. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов – представителей разных культур, народов, стран

Рассматривать произведения художников – пейзажистов, отобразивших природу разных географических широт России. Объяснять, какими средствами живописи в пейзаже переданы особенности природы в разных регионах нашей страны. Сравнивать произведения художников, находить общее и различное в композиции пейзажа, цветовой гамме, художественных приемах художников.

32, 33

Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты

Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов.

Творческое задание – презентация проекта с использованием работ учащихся

Характеризовать произведения живописи разных жанров (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина). Определять своими словами самое главное в них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...