Рабочая программа по ИЗО для 3 класса по учебнику В.С. Кузина
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку, перечень литературы и приложение (календарно-тематическое планирование). Соответствует  Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

           Рабочая  программа  учебного  предмета  «Изобразительное  искусство»  составлена  на  основании  Закона  РФ  «Об  образовании»  (ст. 32  п. 7),  в  соответствии  с  Федеральным  компонентом  государственного  стандарта  общего  образования  2004 г.,  примерной  программой начального общего образования,  на  основе  авторской  программы  В.С. Кузина  по  изобразительному  искусству,  по  учебнику    В.С. Кузина,  «Изобразительное  искусство»  3 класс.  УМК  «Классическая  начальная  школа» - Москва.: «Дрофа»  2008.

            Рабочая  программа  рассчитана  на  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю.)  

Данный  учебный  предмет  имеет  своей  целью:  

  1. развитие  способности  к  эмоционально-ценностному  восприятию  произведения  изобразительного  искусства,  выражению  в  творческих  работах  своего  отношения  к  окружающему  миру;
  2. освоение  первичных  знаний  о  мире  пластических  искусств:  изобразительном,  декоративно-прикладном,  архитектуре,  дизайне;  о  формах  их  бытования   в  повседневном  окружении  ребёнка;
  3. овладение  элементарными  умениями,  навыками,  способами  художественной  деятельности;
  4. воспитание  эмоциональной  отзывчивости  и  культуры  восприятия  произведений  профессионального  и  народного  изобразительного  искусства;  нравственных  и  эстетических  чувств:  любви  к  родной  природе,  своему  народу,  Родине,  уважения  к  её  традициям,  героическому  прошлому,  многонациональной  культуре.

Изучение  предмета  «Изобразительное  искусство»  способствует  решению  следующих  задач:

  1. Формировать  навыки  рисования  с  натуры,  по  памяти,  по  представлению.
  2. Знакомить  с  особенностями  работы  в  области  декоративно-прикладного  искусства.
  3. Развивать  изобразительные  способности,  художественный  вкус,  творческое  воображение,  эстетические  чувства  и  понимание  прекрасного.
  4. Воспитывать  интерес  и  любовь  к  искусству.

В  рабочей  программе  выделены  три  содержательные  линии:  «Мир  изобразительных  (пластических)  искусств»;  «Художественный  язык  изобразительного  искусства»;  «Художественное  творчество  и  его  связь  с  окружающей  жизнью».

Мир  изобразительных  (пластических)  искусств 

Особенности  художественного  творчества:  художник  и  зритель.  Образное  содержание  искусства.  Отражение  в  произведениях  пластических  искусств  человеческих  чувств  и  идей;  отношения  к  природе,  человеку  и  обществу на примере произведений обечественных  и  зарубежных  художников.

        Виды  изобразительных  (пластических)  искусств:  живопись,  графика,  скульптура, архитектура,  дизайн, декоративно-прикладное  искусство  (общее  представление),  их  связь  с  жизнью.

Жанры  изобразительных  искусств:  портрет  (на  примере  произведений  И.Е. Репина,  В.И. Сурикова;  В.А. Серова,  Леонардо  да  Винчи,  Рафаэля  Санти,  Рембрандта  ван  Рейна);  пейзаж  (на  примере  произведений  И.Э. Грабаря,  И.А. Шишкина,  И.И. Левитана,  К.Ф. Юона,  К. Моне);  натюрморт  и  анималистический  жанр.

Виды  художественной  деятельности  (изобразительная,  декоративная,  конструктивная).

        Взаимосвязи  изобразительного  искусства  с  литературой.

        Богатство  и  разнообразие  художественной  культуры  России  (образы  архитектуры  живописи,  декоративно-прикладного  искусства)  и  мира  (образы  архитектуры  и  живописи).

        Ведущие  художественные  музеи  России:  Государственная  Третьяковская  галерея,  Русский  музей,  Эрмитаж,  Музей  изобразительных  искусств  имени  А.С. Пушкина.

Художественный  язык  изобразительного  искусства

Основы  изобразительного  искусства:  рисунок,  цвет,  композиция,  объём,  пропорции.

Элементарные  основы  рисунка  (характер  линии,  штриха;  соотношение  чёрного  и  белого,  композиция);  живописи  (основные  и  составные,  тёплые  и  холодные  цвета,  изменение  характера  цвета);  скульптуры  (объём,  ритм,  фактура);  архитектуры  (объём,  соотношение  частей,  ритм,  силуэт);  декоративно-прикладного  искусства  на  примерах  произведений  отечественных  художников.

Художественное  творчество  и  его  связь  с  окружающей  жизнью

        Практический  опыт  постижения  художественного  языка  изобразительного  искусства  в  процессе  восприятия  произведений  искусства  и  в  собственной  художественно-творческой  деятельности.

Участие  в  различных  видах  изобразительной,  декоративно-прикладной  и  художественно-конструкторской  деятельности.

        Изображение  с  натуры  и  по  памяти  (натюрморт,  пейзаж,  животные).

        Выбор  и  применение  выразительных  средств  для  реализации  собственного  замысла  в  рисунке,  аппликации,  художественном  изделии.  

        Передача  настроения  в  творческой  работе  (в  живописи,  графике,  скульптуре,  декоративно-прикладном  искусстве)  с  помощью  цвета,  тона,  композиции,  пространства,  линии,  штриха,  пятна,  объёма,  материала.

        Использование  в  индивидуальной  деятельности  различных  художественных  техник  и  материалов:  аппликация,  гуашь,  акварель,  карандаш,  пластилин.

        Выражение  своего  отношения  к  произведению  изобразительного  искусства  в  высказывании.  Участие  в  обсуждении  содержания  и   выразительных  средств  произведений  изобразительного  искусства.

В  результате  изучения  изобразительного  искусства  ученики  3  класса  должны

знать/понимать

  1. основные  жанры  и  виды  произведений  изобразительного  искусства;
  2. ведущие  художественные  музеи  России;

уметь

  1. различать  основные  и  составные,  тёплые  и  холодные  цвета;
  2. узнавать  отдельные  произведения  выдающихся  отечественных  и  зарубежных  художников,  называть  их  авторов;
  3. сравнивать  различные  виды  и  жанры  изобразительного  искусства  (графики,  живописи,  декоративно-прикладного  искусства);
  4. использовать  художественные  материалы  (гуашь,  цветные  карандаши,  акварель, бумага);
  5. применять  основные  средства  художественной  выразительности  в  рисунке  и  живописи  (с  натуры,  по  памяти  и  представлению);  в  декоративных  работах,  иллюстрациях  к  произведениям  литературы;

использовать  приобретённые  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни  для:

  1. самостоятельной  творческой  деятельности;
  2. обогащения  опыта  восприятия  произведений  изобразительного  искусства;
  3. оценки  произведений  искусства  (выражения  собственного  мнения)  при  посещении  выставок,  музеев  изобразительного  искусства,  народного  творчества  и  др.

Учебно-тематический  план

Тема

Кол-во  часов

В  том  числе  контрольных работ

1.

Рисование  с  натуры  и  по  памяти

9

2.

Рисование  на  темы  и  иллюстрирование

14

3.

Декоративная  работа

3

4.

Лепка

2

5.

Аппликация

2

6.

Беседы  об  изобразительном  искусстве  и  красоте  вокруг  нас

4

Итого

34

Содержание  программы  (34 часа)

Тема  «Рисование  с  натуры  и  по  памяти».

9  часов

Использование  в  индивидуальной  деятельности  различных  художественных  техник  и  материалов.  Освоение  основ  рисунка.  Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета,  композиции.

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- правила  работы  с  акварелью;

- правила  рисования  с  натуры;

уметь:

- передавать  в  рисунке  простейшую  форму,  общее  пространственное  положение,  основной  цвет  предметов;

- сравнивать  различные  виды  и  жанры  изобразительного  искусства;

использовать  в  практической  деятельности:

- художественные  материалы.

Тема  «Рисование  на  темы  и  иллюстрирование».

14  часов

Восприятие,  эмоциональная  оценка  шедевров  русского  мирового  искусства.  Выражение  своего  отношения  к  произведению  изобразительного  искусства  в  высказывании,  рассказе.  Выбор  и  применение  выразительных  средств  для  реализации  собственного  замысла  в  рисунке.  Передача  в  рисунках  формы,  очертания  и  цвета  изображаемых  предметов.  

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- понятие  «пейзаж»;

- понятие  «иллюстрация»;

- творчество  художников-сказочников;

уметь:

- правильно  разводить  и  смешивать  акварельные  и  гуашевые  краски;

- самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок;

- передавать  в  тематических  рисунках  пространственные  отношения;

- выполнять  иллюстрации  к  народным  сказкам  на  самостоятельно  выбранный  сюжет;

использовать  в  практической  деятельности:

- высказывать  простейшие  суждения  о  картинах.

Тема  «Декоративная  работа».

3  часов

Рисование  узоров  и  декоративных  элементов  по  образцам.  Формирование  элементарных  представлений  о  декоративном  обобщении  форм  растительного  и  животного  мира,  о  ритме  в  узоре,  о  красоте  народной  росписи.

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- известные  центры  народных  художественных  ремёсел  России;

уметь:

- выделять  элементы  узора  в  изделии;

использовать  в  практической  деятельности:

- различные  приёмы  рисования:  всей  кистью,  концом  кисти,  примакиванием,  приёмом  тычка.

Тема  «Лепка».

2  часа

Использование  различных  материалов:  пластилин.

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- особенности  работы  с  пластилином,  привила  лепки;

уметь:

- лепить  различные  предметы  из  пластилина;

использовать  в  практической  деятельности:

- технику  работы  с  пластилином.

Тема  «Аппликация».

2  часа

Использование  различных  художественных  техник  и  материалов:  аппликация.  Выбор  и  применение  выразительных  средств  для  реализации  собственного  замысла  в  аппликации.  Техника  безопасности  при  работе  с  ножницами  и  клеем.                                                                                                                                                          

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

-  понятие  «аппликация»; 

уметь:

- выполнять  аппликацию  из  бумаги;

- составлять  композицию,  последовательно  её  выполнять;

использовать  в  практической  деятельности:

- технику  выполнения  аппликации.

Тема  «Беседы  об  изобразительном  искусстве  и  красоте  вокруг  нас».

4  часа

Знакомство  с  отдельными  произведениями  выдающихся  отечественных  и  зарубежных  художников.  Ведущие  художественные  музеи  России.

В  результате  изучения  темы  обучающиеся  должны

знать:

- понятие  «натюрморт»; 

- понятие  «пейзаж»;

- ведущие  художественные  музеи  России;

уметь:

- узнавать  отдельные  произведения  выдающихся  отечественных  и  зарубежных  художников;

использовать  в  практической  деятельности:

-  поддерживать  беседу  об  изображении  родной  природы  в  творчестве  русских  художников.

        

Литература

        Закон  РФ  «Об  образовании».

Федеральный  компонент  государственного  стандарта  общего  образования  утверждён  приказом  Минобразования  России  «Об  утверждении  федерального  компонента  государственных  стандартов  начального  общего,  основного  общего  и  среднего  (полного)  общего  образования» от  5  марта  2004 г.  № 1089.

Примерные  программы  на  основе  Федерального  компонента  государственного  стандарта  начального  общего  образования.  /   Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации.  – Москва,  2005.

Кузин В.С.  программа  «Изобразительное  искусство»  /  Программы  общеобразовательных  учреждений.  Начальные  классы (1–4) -  М.:  Просвещение,  2001.

Бобкова Л.Г.  Проектирование  рабочей  программы  по  учебному  предмету:  начальная  школа / ИПКиПРО  Курганской  области. – Курган,  2006.

        Кузин В.С.,  Кубышкина Э.И.  Изобразительное  искусство. 3  класс: учебник  для  общеобразовательных  учреждений.  УМК  «Классическая  начальная  школа». – М:  Дрофа,  2008.

        Маркова  Л.Н.,  Калинина Т.В.  Развёрнутое  тематическое  планирование  по  УМК  «Гармония».  3  класс.- Волгоград:  Учитель,  2010.

Приложение

Календарно-тематическое  планирование

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата  

проведения

план

факт

(1)  Рисование  с  натуры  и  по  памяти  (9 ч.)

(2)  Рисование  на  темы  и  иллюстрирование (14 ч.)

(3)  Декоративная  работа  (3 ч.)

(4)  Лепка  (2 ч.)

(5)  Аппликация  (2 ч.)

(6)  Беседы  об  изобразительном  искусстве  и  красоте  вокруг  нас  (4 ч.)

1.

(1)  Рисование  по  памяти  бабочки.  Форма,  конструкция  и  пропорции.

1

2.

(1)  Рисование  с  натуры  предметов  быта.  Объём  предметов.

1

3.

(2)  Рисование  на  тему:  «Прощаемся  с  тёплым  летом».  Колорит  в  живописи.

1

4.

(2)  Рисование  на  тему:  «Летом  на  реке».  Композиция.

1

5.

(1)  Рисование  по  памяти  кошки.  Наброски  и  зарисовки.

1

6.

(1)  Рисование  с  натуры  веточки  комнатного  растения.

1

7.

(1)  Рисование  по  памяти  весеннего  цветка.

1

8.

(1)  Рисование  по  памяти  насекомых.

1

9.

(1)  Рисование  по  памяти  домашних  птиц.

1

10.

(1)  Рисование  с  натуры  игрушки.

1

11-12.

(2)  Иллюстрирование  сказки  А.С. Пушкина  «Сказка  о  царе  Салтане…»

2

13.

(3)  Декоративная  работа.  Наряд  для  сказочной  ёлки.

1

14.

(4)  Лепка  голубя.

1

15.

(4)  Лепка  филимоновской  игрушки

1

16.

(5)  Аппликация  на  тему:  «Осеннее  кружево  листьев».

1

17.

(5)  Аппликация   к  басне  И.А. Крылова  «Ворона  и  лисица».

1

18.

(6)  Беседа:  «Виды  изобразительного  искусства.  Живопись.  Скульптура.

1

19-20.

(2)  Иллюстрирование  сказки  П.П. Ершова  «Конёк-горбунок».  Графика.

2

21.

(3)  Эскиз  декоративной  тарелки.  Декоративно-прикладное  искусство.

1

22.

(1)  Рисование  по  памяти  своего  дома.  Архитектура.

1

23.

(6)  Беседа:  «Наша  Родина – Россия».

1

24.

(2)  Рисование  на  тему:  «Москва».

1

25.

(6)  Беседа:  «Старинные  города  России».

1

26.

(2)  Тема  матери  в  творчестве  художников.  

1

27.

(2)  Тема  труда  в  изобразительном  искусстве.

1

28.

(2)  Рисование  на  тему:  «Родная  природа»  (порыв  ветра,  звук  дождя,  плеск  волны – по  выбору)

1

29.

(2)  Рисование  на  тему:  «Облака».

1

30.

(2)  Рисование  на  тему:  «Красота  моря».

1

31-32.

(2)  Иллюстрирование  любимой  сказки.

2

33.

(3)  Русское  народное  творчество  в  декоративно-прикладном  искусстве.  

1

34.

(6)  Беседа:  «Музеи  России».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс по учебнику Л.Г. Петерсон

Рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю....

рабочая программа по математике. 1 класс, по учебнику Л.Г.Петерсон

рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданин...

Рабочая программа для 2-3 классов по учебнику Верещагиной

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 2-3 классов, обучающихся по учебнику Верещагиной, рассчитана на 2 часа в неделю...

Рабочая программа по математике 1 класс по учебнику Л.Г. Петерсон

Рабочая программа по математике, расчитанная на 4 часа в неделю....

Рабочая программа для 2-4 классов к учебнику М.З.Биболетовой

Рабочая программа для 2-4 классов к учебнику М.З.Биболетовой...

Рабочая программа по математике 3 класс (к учебнику Моро М.И.) "Школа России"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Соответс...

Рабочая программа по технологии 3 класс (к учебнику Роговцевой Н.И.) ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....