Урок ИЗО "Русская деревня".
план-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме

Елена Юрьевна Конторович

Урок изобразительного искусства. Декоративное рисование "Русская деревня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx634.78 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс , I четверть,  2-3 уроки

Тема года.  Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) 

Тема четверти.  Истоки родного искусства

Тема уроков.  Гармония жилья с природой. Деревня - деревянный мир

Задачи урока

  1. Воспитывать чувство любви к родному краю, к его традициям и народной культуре.
  2. Развивать творческую и познавательную активность.
  3. Привлечь внимание к красоте построек из дерева в русской деревне.
  4. Познакомить с узорочьем русских построек (резьба и роспись по дереву).
  5. Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне).
  6. Развивать умение работать в коллективе.

Материалы: гуашь, кисти, бумага; ножницы, резак, клей; шаблоны-развертки для выполнения модели избы (раздаточный материал).

Зрительный ряд:  Иллюстрации  к русским народным сказкам с изображением избы, терема; И. Левитан. Золотая осень. Слободка.;  В.Стожаров. Северная  деревня; Село Андрейково; Ап Васнецов. Заречная слободка. Берендеевка.  Фотографии русских деревень. Видеоклип «Кижи- восьмое чудо света».

Литературный ряд: С.Есенин «Эта улица мне знакома», Н.Мрыхин «Деревня»

Музыкальный ряд: русские народные песни; Видеоклип «Кижи- восьмое чудо света»; песня «Деревенька моя» (сл В. Гундарев, муз Н. Кудрин)

План урока 2

  1. Беседа о традициях русского зодчества.
  2. Знакомство с основными элементами русского жилища.
  3. Постановка художественной задачи с демонстрацией видеоклипа «Кижи - восьмое чудо света».
  4. Практическое выполнение задания.
  5. Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.

Ход урока

Организационный момент

Вводная беседа учителя 

Звучит песня «Деревенька моя».

Учитель: Сколько нежности и любви к родному краю чувствуется в каждой строке этой песни. «Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека. Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем стали их выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «у-лица». Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали.  Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.»*

*Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004,стр. 20-21 

Знакомство с основными элементами жилища

Учитель обращает внимание детей на слова, выписанные на доске (балясина,  венец, дымник, изба, конёк, крыльцо, лобовая доска, наличник, оберег,  полотенце,  причелины, сруб, фронтон) и предлагает найти  толкование этих слов, пользуясь текстом учебника «Каждый народ – художник» стр.22-24. Проверка выполненной работы, уточнение определений и их запись в словарь.( см. «Приложение»)

Учитель: В чём мудрость деревенской постройки? Сравните ели зимой и крыши изб, ажурность северных лесов, узорочье листьев и декор изб. Какие образы чаще всего встречаются в  традиционных украшениях? Что помогало мастерам создавать узоры для украшения изб? Какую часть избы украшали наиболее пышно?

Для закрепления знания основных частей и традиционных украшений русской избы учитель предлагает разгадать кроссворд «Русская изба»*

    Ответы: конек, дымник, причелина, полотенце, наличник, окно, крыльцо, сруб, бревно, балясина

Постановка художественной задачи

Учитель: Мастера-плотники украшали Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами.  И хотя из-за пожаров мало сохранилось построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах. Одно из этих деревянных чудес находится в музее-заповеднике деревянного зодчества Кижи.

Видеоклип «Кижи – восьмое чудо света»

Обмен впечатлениями об увиденном

Учитель: Нарисуйте образ русской избы. «Только вспомните сначала, что конструкция у изб похожая, а образы бывают очень разные.

*Савельева О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) / О. П. Савельева // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 5. – С. 7 - 14.

Бывает изба-богатырь – широкий, могучий дом, а другая изба высокая, скаты её крыши напоминают по форме лесную ель. А можно встретить избушку-бабушку с одним окошком, уютно устроившуюся среди высоких деревьев, а можно… Вспомните или придумайте свой образ избы»*, а на следующем уроке сделаете его объёмную модель из бумаги.

Практическое выполнение задания

Дети рисуют свои образы русской избы

Подведение итогов

Предполагаемые вопросы учащимся:

  1. Какие элементы декора избы вы запомнили?
  2. Какие образы чаще всего встречаются в  традиционных украшениях?
  3.  Что помогало мастерам создавать узоры?
  4. Почему Кижи называют восьмым чудом света?
  5. О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?
  6. Хочет ли кто-нибудь из вас заниматься резьбой по дереву? В ДХШ нашего города есть кружок, где вы могли бы получить азы резьбы по дереву.

Проводится экспресс-выставка детских работ. Определяем получившиеся образы избушек.

План урока 3

  1. Постановка художественной задачи
  2. Индивидуальная работа по изготовлению и росписи макета избы.
  3. Оформление коллективной композиции «Деревенька моя» с использованием индивидуальных работ учащихся.
  4. Подведение итогов и выбор экскурсоводов для беседы в младших классах с демонстрацией своей работы.

* Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.25

Ход урока

Организационный момент

Постановка художественной задачи

На 3-м уроке ребята работают над изготовлением модели своей избы. Пришедший на урок домовёнок Кузя делает им заказ.

Практическое выполнение задания

Ребята в роли мастеров- плотников сами «проживают» весь процесс строительства избы. Вариантов работы над избой с точки зрения технологии создания образа может быть много.

Вариант 1. Дети делают из бумаги отдельные трубочки-брёвнышки, а затем «строят» из них стены, делают крышу, окна и декорируют. Доступная  инструкция по данному варианту работы находится в рабочей тетради «Твоя мастерская».* Для работы детям предлагается объединиться в плотницкую артель по 4-6 человек, выбрать старшего, разделить обязанности.

  Вариант 2. При работе используются шаблоны**, а декоративное решение дети выбирают самостоятельно. Учитывая возрастные особенности учеников класса, работа может выполняться в малых группах (2-3 человека).

*Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. М.: Просвещение, 2004, стр.4-7

**Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова. Волгоград: Учитель,2007, стр. 23

Оформление коллективной композиции «Деревенька моя» с использованием индивидуальных работ учащихся

В конце урока ребята строят из своих моделей деревеньку, придумывают ей название. Фоном может служить панно  из рисунков ребят, выполненных на первом уроке ( тема: «Пейзаж родной земли»).

   

Подведение итогов

Домовёнок Кузя принимает работу.

Предполагаемые вопросы учащимся:

  1. Посмотрите, какие из построек получились интереснее?
  2. Какие постройки украшены богаче?
  3. Какую часть избы украшали наиболее пышно?
  4. Как называется накладное резное украшение вокруг окна?
  5. Что вы чувствовали, когда выступали в роли мастера-плотника, возводящего избу?
  6. О чём вы расскажете дома из того, что было на уроке, что понравилось, что заинтересовало вас?

Готовые работы можно использовать для проведения беседы о русском народном декоративном зодчестве в младших классах.

Приложение

Словарь

Балясина –резной столбик или доска крыльца, галереи.

Венец- один ряд брёвен в срубе, скреплённых между собой по углам врубками.

 Дымник- наружная часть деревянного дымохода избы или верхнее отверстие для выхода дыма из юрты.

 Изба- отапливаемый жилой деревянный крестьянский дом.

 Конёк- бревно на стыке кровли из досок.

 Крыльцо- наружная пристройка при входе в дом с площадкой и лестницей.

 Лобовая доска- украшенная резьбой доска, закрывающая переход от бревен стены к доскам фронтона избы.

 Наличник- украшенное обрамление окна.

 Оберег- специальный предмет, знак или орнамент на жилище и народном костюме, предназначенный по поверьям охранять, оберегать от дурных сил, от всего злого.

 Полотенце- резная доска, свисающая со стыка причелин.

 Причелины- доски, обычно украшенные резьбой; ими закрывают торцы скатов избяной крыши.

Сруб – построение из брёвен, образующее стены построек.

Фронтон-  треугольник, образуемый скатами крыши.

Литература

  1. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  2. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М.: Просвещение, 2006.
  3. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: Каждый народ - художник: Учебник для 4 кл. М.: Просвещение, 2004.
  4. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. М.: Просвещение, 2004.
  5. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2003.
  6. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.В. Свиридова. Волгоград:Учитель,2007.
  7. Маёрова К.,  Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. М.: Русский язык,1990.
  8. Савельева О. П. Организация проверки знаний учащихся (на материале уроков изобразительного искусства) / О. П. Савельева // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 5. – С. 7 - 14.  

Интернет-ресурсы

Сайт «Детские электронные книги и презентации» http://www.viki.raf.ru/item/417/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (технология + изобразительное искусство) на тему: "Коллективное панно "Деревня"

Знакомство с обликом русской деревни помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину, а нетрадиционная форма урока повышает интерес учащихся к изучаемому, способствует активизации деятельности и лучшему...

открытый урок по развитию речи ТЕМА: «Село, деревня»

Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....

Конспект урока и презентация к уроку по изобразительному искусству «Образ жилица в сказке и в жизни; Образ деревни».

Предмет: изобразительное искусствоКласс: 3-7Тема урока: «Образ жилица в сказке и в жизни; Образ деревни».Цель урока: различать образ русского крестьянского жилища- избе, её символике, выраженной в дек...

технологическая карта урока изо " Деревня -деревянный мир"

Технологическая карта составлена для урока-экскурсии...

Урок ИЗО Деревня-деревянный мир 4 класс

Деревня-деревянный мир 4 класс...

Технологическая карта урока технологии "Деревня" (УМК "Перспектива", 2 класс, Н.И. Роговцева)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: совершенствование навыков лепки у учащихся посредством выполнения пейзажа из пластилина «Деревня»;Задачи урока:Дидактические:Всп...

Технологическая карта урока технологии по теме "Деревня", изделие "Рельефный пейзаж из пластилина "Деревня"" - 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений изготовления рельефного пейзажа из пластилина.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с понятием &la...