Интегрированный урок ИЗО и окружающего мира в 1 классе по теме "Снежинка"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Технологическая карта интегрированного урока ИЗО и окружающего мира в 1 классе по теме "Снежинки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snezhinkatehkarta_uroka.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Корень - источник доброты в созидании,

в творчестве, в утверждении жизни и красоты.

 Доброе неразрывно связано с красотой,

и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства,

 которое  надо развивать, превращая в активное  стремление к  деятельности .

                                                                                      В.А.Сухомлинский.

Технологическая карта изучения темы 

Учебный предмет 

Изобразительное искусство, музыка, окружающий мир 

Класс 

Тип урока 

Формирование новых знаний 

Технология построения урока 

Творческо-поисковая 

Вид урока

Интегрированный

Тема урока 

Снежинка

Цель урока

формировать у детей целостное художественное представление о снежинках.

Задачи урока

- обобщать  жизненные наблюдения  об изменениях в окружающей природе с  приходом зимы;    

- формирование умения чувствовать и определять красоту линий как средства художественной выразительности;

- эмоционально откликаться на явления зимней природы;

- создавать неповторимые снежинки;

- воспитывать в себе мир чувств: эмоциональную чуткость и активно-действенную отзывчивость.

Основные термины, понятия 

живопись, пейзаж, кристалл

Планируемый результат 

Предметные умения: 
- знания о русской зиме; о её месте в творчестве русских  художников и композиторов;

- знания о пейзаже

Метапредметные  знания:

- раскрыть значимость природы в жизни человека, взаимоотношения человека и природы, влияние природы на  настроение и самочувствие человека, влияние человека на природу ( человек – часть природа, природа – его дом), отношение человека к природе, красота родной природы в произведениях в разных видах искусства.

- заложить основы понимания поэтики и своеобразия русского пейзажа и русской музыки

 Личностные УУД: 
— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; 
- оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); 
 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. 
Регулятивные УУД: 
— определять и формулировать цель деятельности на уроке; 
 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции; 
 - высказывать свое предположение на основе учебного материала; 

— осуществлять самоконтроль; 
 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 Познавательные УУД: 
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; 
 - проводить анализ учебного материала; 
   — проводить сравнение, объясняя критерии сравнения 
— уметь определять уровень усвоения учебного материала. 
  Коммуникативные УУД: 
— слушать и понимать речь других; 
-определять общие для всех правила поведения; 
 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 
 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Организация пространства 

Формы работы 

Ресурсы 



Фронтальная 
Индивидуальная

Смарт – игра «Разложи по сундукам».

Мультимедийные  презентации «Картины русских художников», «Зима в творчестве художника О. Тимошина и композитора П.И. Чайковского», «Фото снежинок под микроскопом».

Дополнительные средства: шаблон – шестигранник,  образец  снежинок.

Оборудование:

бумага, акварельные краски, баночка для воды, кисти, тряпочка.


Технология изучения 

Формируемые умения 

Деятельность учителя 

Деятельность обучающихся 


Метапредметные (УУД) 

регулятивные: 
-осуществлять самоконтроль; 

коммуникативные: 
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 
-воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 

1. Самоопределение к деятельности. 

 - С давних времён на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся.

     Учитель предлагает сесть, проверить осанку. 

Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. Красотой зимы всегда восхищались поэты и художники.

 



Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. 

Дети высказывают своё мнение о своем отношении к зиме



 Метапредметные (УУД) 
личностные: 
- формируем мотивации к обучению и целенаправленной деятельности. 
регулятивные: 
— формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
познавательные: 
- формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); 

коммуникативные: 
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  Метапредметные (УУД) 
познавательные: 
- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. 
коммуникативные 
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
регулятивные 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке; 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 
  Учитель предлагает посмотреть на экран, где на картинах великих русских художников изображены зимние пейзажи. «Пейзаж» в переводе с французского «природа». Это один из наиболее любимых художниками и зрителями жанров живописи. Художники находят в природе отражение своих чувств, переживаний, мыслей. Все это они пытаются выразить в своих картинах. Русская природа красива в любое время года. И каждый художник видит и любит её по – своему.  

-рассмотрите картины, сравните их и определите, чем они похожи? 
- Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим урок, предположите тему урока. 

- Зима поражала своей красотой не только художников, но и композиторов. Современные художники тоже создают картины о зиме

Учитель предлагает посмотреть картины современного художника Олега Тимошина в сопровождении альбома Чайковского «Времена года».

В ходе просмотра слайдов идет рассказ о зимних месяцах.

"Году конец и начало зиме!"
- Вот так загадку задали мне.
Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ...
(Декабре)

Наполнены народной мудростью старые названия зимних месяцев: декабрь –«стужайло», «снежень», «хмурень», «ветрозвон», «лютовей», «ворота зимы».

По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ...
(Январь)

январь – «просинец», «студенец», «перезимье», «перелом зимы»

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
 
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

февраль –«сечень», «снежень», «бокогрей», «лютень». По этим старинным названиям видно, насколько внимательно народ следил за малейшими изменениями природы и погоды. Чуть ли не каждый день в народном календаре что-то означал. По снегу, льду, ветру, инею, облакам, солнцу, звездам, поведению животных наши предки предсказывали, каким будет урожай, скоро ли придет весна, жаркое ли грядет лето.

3.Постановка учебной проблемы. 
Учитель достает большой конверт, в которое вложено письмо от Снежной королевы. В нем она предлагает  задание, выполнив которое дети узнают помощниц королевы  из стихотворения:

С неба падали пушинки

На замёрзшие поля.

Ель, закутали косынкой,

Жаркой шубой - тополя.

И укрыли дом да площадь

Необычным одеялом.

Как же их зовут? - ты спросишь.

Имя здесь я написала.


Дети просматривают  слайды, делают вывод, что тема урока посвящена зиме.

Дети просматривают слайды, отгадывают предложенные загадки о зимних месяцах

Дети на интерактивной доске «раскладывают» картинки с видами зимы и весны по сундукам. Выполнив это задание, учащиеся читают стихотворение и делают вывод, что помощницы королевы – снежинки.



Метапредметные (УУД) 
регулятивные: 
— формируем умение осуществлять самоконтроль. 
— -формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 
коммуникативные: 
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 
— владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 
Метапредметные (УУД) 
познавательные: 
-формируем умение представлять информацию в виде знаков-символов. 
коммуникативные: 
-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. 
-формируем умение слушать других. 

4.Открытие нового знания. 

Странная звёздочка 
С неба упала, 
Мне на ладошку легла - 
 И пропала...

- Ребята, а из вас кто-нибудь ловил снежинку на ладошку?

- Снежинку можно поймать на пуховую варежку и рассмотреть её.

- Что такое снежинка?

  Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.

Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и, наконец, становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

В наши дни изучение снежинок превратилось в науку.

В обычный снегопад мы не задумываемся, что обычная снежинка при изучении ее в микроскоп, может представлять из себя не менее прекрасное зрелище и поражать нас правильностью и сложностью форм. Здесь небольшая подборка фотографий снежинок, которая наверняка убедит вас в том, что так надоевшее за зиму явление выпадения снега состоит из такой вот красоты.

- слайды с фото снежинок.


Рассказы детей об их попытках поймать снежинку.

Ответы детей.


Метапредметные (УУД) 
 регулятивные: 
-формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 
— оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей). 
— отличать верно выполненное задание от неверного; 

коммуникативные 
-формируем умение работать в паре

-определять общие для всех правила поведения; 

5. Применение нового знания. 
Вы узнали что такое снежинка. Каждая снежинка неповторима, со своей великолепной конструкцией, единственная во всем мире. Все снежинки имеют строго шестиугольную форму. В конверте с письмом Снежной королевы я нашла еще кое – что: это фото её помощниц – снежинок и шаблон, которые помогут нам написать правильные портреты снежинок.

 Каждый из вас создаст на листе бумаги  свою неповторимую  снежинку.

- объяснение учителя, как рисовать снежинку.


Дети, выслушав рекомендации учителя, рисуют снежинки, использую голубую или синюю краску.

Метапредметные (УУД) 
регулятивные: 
— осуществлять самоконтроль; 
— давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; 
— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; 

коммуникативные: 
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Рефлексия деятельности.

- Зимой очень много интересных и завораживающих явлений.

- Вспомните названия зимних месяцев.

- Какая из увиденных картин вам понравилась больше всего? Почему?

- Что вы можете сказать о музыке, которая сопровождала показ картин?

- Кто запомнил, что такое пейзаж?

Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад.  Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки.

-Что вы узнали сегодня нового о снежинке?

 Мы своими руками и фантазией создали снежинки.  

-Теперь вы сможете самостоятельно нарисовать снежинку? Как вы это сделаете?

Посмотрите, у каждого на рабочем  месте  снежинка.  Возьмите в руки свою снежинку.

Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке.

- Считаете ли вы, что мы не напрасно провели урок?

Мне хочется вам пожелать:
Гуляйте в лесах, дышите воздухом,
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Прикладывайтесь к родникам, 
Ведь в жизни ничто не повторится. 

Вспоминают названия зимних месяцев. Обмениваются мнениями об увиденных картинах русских художников, прослушанных фрагментах произведения П.И.Чайковского «Времена года».  Дети дают определение  «пейзажа». Вспоминают интересные факты о снежинках. Проговаривают этапы рисования снежинки.

При ответе применяют выражения:  

Я ____ узнал, вспомнил, запомнил, удивился,  мне понравилось…и т.д.

- Оценивают урок и свою работу с помощью снежинок.

- Благодарят товарищей за хорошую работу аплодисментами.


Вечер зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс "Название компонентов и результата деления. Земля в Космосе"

На данном уроке были поставлены цели:познакомить с названиями компонентов и результата действия деления,научить, используя эти знания, читать и записывать выражения;продолжить работу над решением урав...

интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс

интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 4 класс. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.

На уроке происходит знакомство  уч-ся  с координатной прямой, с расположением на ней целых положительных и отрицательных чисел, используя географический материал, в т.ч. республики Буря...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс

Интегрированный урок математики и окружающего мира "Решение задач о растениях" 2 классОбъединяет в себе и решает задачи сразу двух предметов: умение решать задачи, знание ярусов растений....

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс на тему : «Что узнали. Чему научились», «Какие бывают растения».

Данный материал будет полезен учителям, работающим по программе "Школа России"  2 класс...

Интегрированный урок математики и окружающего мира 2 класс по теме: "Решение задач. Спасём Солнечную систему".

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно деятельностный подход; технология работы в паре; здоро...