Изучения эмоциональной выразительности цвета в современных программах по изобразительному искусству для начальной школы
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Маврина Надежда Владимировна

 

В современном начальном образовании существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство». При этом любая программа должна учитывать обязательный минимум содержания начального образования, представленный в новом Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В соответствии с ФГОС-2010 одной из задач предмета «Изобразительное искусство» становится формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием для становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности). В направлении цветоведения по новому стандарту прописаны такие важные темы, как: эмоциональные возможности цвета, роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Таким образом, одним из путей эмоционального развития учащихся и может выступить организация взаимодействия с эмоциональными возможностями цвета. (Примерная программа по изобразительному искусству, 2010, 15,16). 

 

Проанализировав некоторые программы и соответствующие им учебники по изобразительному искусству для начальной школы с точки зрения представленных в них аспектов изучения эмоциональных возможностей, мы можем отметить, что сама тема цвета в соответствии со стандартами представлена во всех программах. При этом аспекту эмоционального звучания цвета в программах уделяется разное внимание. Наиболее полно он представлен в программе Т.Я. Шпикаловой, УМК «Перспектива», где школьник может освоить многообразие эмоционального содержания цвета, в наименьшей степени этот аспект раскрыт в программе «Школа 2100», авторов О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской. По нашему мнению, тема эмоциональной выразительности цвета требует развития и обогащения в содержании начального образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.3.docx_nadya.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

1.3 Методические аспекты изучения эмоциональной выразительности цвета в программах по изобразительному искусству для начальной школы

В современном начальном образовании существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство». При этом любая программа должна учитывать обязательный минимум содержания начального образования, представленный в новом Федеральном государственном стандарте начального общего образования (далее ФГОС-2010). В соответствии с ФГОС-2010 одной из задач предмета «Изобразительное искусство» становится формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием для становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности (Примерная программа по изобразительному искусству, 2010, 15). В целом подчёркивается ориентация курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его нравственное воспитание (Примерная программа по изобразительному искусству, 2010, 12). В направлении цветоведения по новому стандарту прописаны такие важные темы, как: эмоциональные возможности цвета, роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа (Примерная программа по изобразительному искусству, 2010, 16).

Итак, можно сказать, что развитие эмоционально-образного типа мышления, эмоциональной отзывчивости учащихся становится одной из главных задач обучения изобразительному искусству. Один из путей эмоционального развития учащихся и может выступить организация взаимодействия с эмоциональными возможностями цвета. 

Мы проанализировали некоторые современные программы и соответствующие им учебники по изобразительному искусству для начальной школы с точки зрения представленных в них аспектов изучения эмоциональных возможностей цвета. Нами были рассмотрены классические программы, а также те, которые появились в последние десятилетие:

Программа «Изобразительное искусство» 1-4 классы, авторы: В.С.Кузин, Е.В. Шорохов, Н.М. Шпикалова, Н.М.Сокольникова, Э.И. Кубышкина, А.С. Близнюк; УМК «Классическая начальная школа» (В дальнейшем будем обозначать эту программу именем В.С.Кузина) (Изобразительное искусство 1-4 кл. …, 2011).

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 классы, авторы: Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, Н.А.Горяева, Т.С.Горбачевская, Р.И. Коротеева, Л.А.Неменская, О.В. Островская, А.С. Питерских; УМК «Школа России» (Изобразительное искусство. Методическое пособие,…, 2010).

Программа «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», 1-4 классы. Авторы: Т.Я. Шпикалова, Е.А. Алексеенко, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова; УМК «Перспектива» (http://www.prosv.ru/ebooks/Shpikalova_risovanie3/0.htm).

Образовательная система «Школа 2100», авторы О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская (Куревина, Ковалевская, 2010, 1011).

Главной целью образовательной программы «Изобразительное искусство» В.С. Кузина является развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. Отметим, что теме цвет уделяется внимание на протяжении всех четырёх лет обучения. Изучаются красота цвета, колорит, характеристики цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность цвета.

С одной стороны, в программе заявлены темы, которые направлены на понимание эмоционального звучания цвета, например, «Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа и эмоциональные возможности цвета». С другой стороны, сами задания этих тем не раскрывают поставленной задачи. Например, предлагаются задания нарисовать одну и ту же картину природы в различном состоянии: в ясный солнечный день и в пасмурную, ветреную погоду (Кузин, В.С. Изобразительное искусство. 1 кл. …,  2010, 29). Данное задание имеет огромный потенциал для раскрытия эмоциональных возможностей цвета. Мы можем показать, как используя различные оттенки синего цвета, меняется настроение у неба: светло-синий цвет несет радостные, веселые эмоции, его мы можем использовать, рисуя солнечный, яркий день. При этом возможно спросить у учащихся какие эмоции у них вызывает темно-синий цвет, для какой погоды он больше подходит?

Приведём ещё один пример из учебника и рабочей тетради Кузина для 2 класса. Учащимся в теме «Цветовой и тоновой контраст» представлена репродукция А.И. Куинджи «Березовая роща», где различными оттенками зелёного цвета написано всё от травы, до стволов деревьев (Кузин В.С. Изобразительное искусство.2 кл.; учеб. …, 2010, 12). Задание по рисованию звучит так: «С помощью зеленой и белой гуаши получи разные оттенки зеленого цвета» (Кузин В.С. Изобразительное искусство.2 кл.: рабочая тетрадь …, 2010, 7). Таким образом, тема цветовых контрастов, как выразительного средства изобразительного искусства не объясняет назначения этого средства в работах художников, в том числе и его эмоционального использования: зачем нужны цветовые контрасты в живописи. На наш взгляд, после получения цветовых оттенков было бы целесообразно объяснить учащимся, что эти оттенки могут выражать различные эмоции и их можно использовать для передачи своего настроение.

Итак, в программе В.С. Кузина последовательно раскрывается тема «Цветоведение», при этом во всех аспектах цветоведения, тёплые и холодные цвета в живописи, цветовой контраст, характеристики цвета и т.д., упускается возможность раскрытия эмоциональной выразительности цвета, поэтому можно говорить о том, что данная программа затрудняет развитие эмоционально-ценностного мышления.

Программа Б.М. Неменского является традиционно-классической. В её основе лежит концепция формирования художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений. Одной из главных задач программы является развитие у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. По мнению авторов, это возможно только, если удастся закрепить в сознании ребёнка понимание прочной связанности искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. Нам близка позиция авторов, которые связывают изобразительное искусство с миром чувств, выражающих ценностное мировосприятие.

Отметим, что в тематической поурочной разработке программы выделяются отдельные занятия, посвященные теме цвета, цветовому кругу, знакомству с волшебной белой, черной и серой красками, а также теплыми и холодными цветами. Например: «Разноцветные краски», «Три основные краски, строящие многоцветье мира», «Пять красок – всё богатство цвета и тона», «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного», «Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета» (Изобразительное искусство. Методическое пособие. … 2010).

В первом классе в задачах художественного развития на первом месте стоит развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте (Изобразительное искусство. Методическое пособие. … 2010, 21). Эта задача последовательно раскрывается и в содержании самих занятий. Так, в теме «Разноцветные краски» дети включаются в такую беседу, которая обращена к их жизненному опыту, и в то же время в ней присутствует момент эмоционального открытия: «Вот желтая краска – это, конечно, солнышко, весенние лучики, осенние листья. А синяя краска напоминает ночное небо, глубокую, тёмную воду – от неё веет тайной. … У детей могут быть как самые обычные, так и неожиданные ассоциации. Вывод заключается в том, что каждый цвет вызывает у нас какие-то ощущения, воспоминания… Каждый цвет имеет для нас своё поэтическое звучание (Изобразительное искусство. Методическое пособие. … 2010, 28). Приведённый пример беседы на тему цвета демонстрирует нам, как авторы помогают учащимся раскрывать образ цвета, наполняя его, в том числе и эмоциональными оттенками.

Во втором классе у детей будут развиваться навыки использования цвета, его насыщения для выражения своих эмоций, они научаться смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи (Изобразительное искусство. Методическое пособие. … 2010, 54).

В теме «Пять красок – все богатство цвета и тона» идет обращение к эмоциональному опыту детей в восприятии красоты природы. Разговор идет о настроении природе, о том, как оно изменяется в зависимости от того, светит ли солнце, идет ли дождик, плывут по небу облака и т.д. По замыслу авторов для проведения занятия необходимо подготовить наглядное пособие, демонстрирующее эмоциональное изменение основных и составных цветов в зависимости от насыщения их белой и черной краской (Изобразительное искусство. Методическое пособие. … 2010, 56).

Также в рабочей тетради для 2-го класса, в заданиях, которые учащиеся непосредственно выполняют с красками, присутствует направленность на осознание чувства и  ассоциации, выраженные в цвете. Приведем некоторые примеры:

1) Сделать день солнечным и светлым тебе поможет белая краска. А здесь пусть будет гроза буря. Изобразить такой день тебе поможет черная краска (Горяева, Неменская, Питерских, 2008, 5 – 6).

2) В теме «О чём говорит искусство» следующие упражнения: «Цветом можно изобразить и своё настроение. «Мне грустно». «Мне радостно»; «Этот волшебник добрый. Покажи это цветом! А здесь злой колдун. Пусть это сразу будет видно!», «Нарисуй тихий сон, нарисуй праздник» (Горяева, Неменская, Питерских, 2008, 22-23; 24-25;36-37).

Все вышеперечисленные упражнения развивают эмоционально-образную сферу, учат выражать свое настроение, свои эмоции в работах с помощью цвета как важнейшего выразительного средства изобразительного искусства.

Отметим, что по ходу изучения темы цвета происходит и усложнение понимания цветовой выразительности. Так, уже в последней четверти второго класса представлена такая тема «Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета». Дети уже знают о существовании чистых, открытых, звонких цветов, о том, что любой цвет можно превратить в теплый и холодный. При этом изменившийся колорит картины «будет говорить» о разном, создавать противоположное настроение. Задача педагога, по замыслу авторов, объяснить как выразить цветом «такие состояния, как печаль, грусть, тревога, нежность. Очевидно, необходимо цвет изменять таким образом, чтобы он звучал то тихо, глухо, то мрачно, тяжело, то мягко и неторопливо». Для эмоционального усиления предлагается для иллюстрации этих состоянии провести параллель с музыкой, например, «первый концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского – образ торжественный,  праздничный, величественный»; сюита «Пер Гюнт» Э. Грига – образ нежный, светлый, романтический (Изобразительное искусство. Методическое пособие. … 2010, 80).

Таким образом, в программе Б.М. Неменского разнообразно представлены темы, обращенные к эмоциональным возможностям цвета. Они раскрываются последовательно, из года в год, позволяя постепенно учащимся пополнять ранее усвоенные знания. У школьника будет сформировано представление о цвете, как важнейшем выразительном средстве и показано многообразие его возможностей, в том числе и эмоциональных.

Особенность программы Т.Я. Шпикаловой состоит в том, что автор рассматривает искусство как целостность, спрягающая народную и профессионально-художественные культуры. При этом народное искусство выступает равноправным компонентом в системе художественного образования. На наш взгляд, одной из связующих народное и профессиональное искусства тем становится тема цвета и его выразительных возможностей. Важно, что автор предлагает эмоционально звучащие названия тем. Так, например, в 1-м классе уроки 1-й четверти объединены темой «Восхитись красотой нарядной осени» (Шпикалова, Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл., 2000, 20).

Шпикалова предлагает задания творческого характера на овладение младшими школьниками выразительных возможностей цвета: «Экспериментируй с кистью и красками: пятно, мазок, цветная линия», «Разгляди в красочных пятных наряд осени», «Разгляди в синем пятне движение весенней воды. Цветным мазком и белой линией оживи эту воду…», «Найди оттенки цвета утра. Нарисуй утро на реке, просыпающуюся природу», «Найди цвета заката и их оттенки» (Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» 1 класс, 2002). Задачи этих тем научить с помощью красочного пятна, мазков, цветных линий создавать картины родной природы, «оживлять» предметы на картине, дать представление «о теплых и холодных оттенках, поощрять эмоционально-личностное отношение, выраженное в рисунке» (Шпикалова, Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. … 2000, 17).

Для нас значимо, что многие темы, посвященные цветовым оттенкам, направлены на раскрытие эмоционального звучания цвета и не только однозначных ассоциаций (чёрное – зло, белое – добро), но и многозначного эмоционального цветового потенциала. Так, например, во втором классе – «Красный цвет в природе и искусстве», «Найди оттенки красного цвета. Узнай почему красный называют прекрасным», «Цвет и настроение в искусстве», «Черный не только цвет печали» (Шпикалова, Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 2 кл., 2010, 28-34, 88-90; Творческая тетрадь, 2009, 50).

В теме «Черное и белое в природе и искусстве» в учебнике предлагаются сначала назвать предметы белого, а потом – черного цвета. Определить и высказать свое отношение к ним. Приводятся ассоциативные примеры слов и пословиц: белое – светлое, доброе, а черное – печальное, тревожное, жуткое. При этом пословицы – черна корова, да бело молочко; черна земля, да хлеб родит – позволяют поговорить со школьником о том, что эмоциональное отношение к цвету может определяться разными обстоятельствами, например, контекстом нашего восприятия (Шпикалова, 2010, 35). Данная тема продолжается и в работе в творческой тетради («Черный не только цвет печали»), где школьникам предлагается нарисовать яркую, по-весеннему звонкую картину «Увидал грача- весну встречай», учитывая при этом роль черного цвета, смешанного с другими яркими цветами (Творческая тетрадь, 2009, 51).

Если сравнить подход Шпикаловой к раскрытию темы цвета с Кузиным и Неменским, то, по нашему мнению, именно в данной программе в большей степени раскрываются эмоциональные характеристики цвета, школьник получает возможность обогатить свое эмоциональное понимание различных цветов. При этом наиболее ярко данная тема (цвет и эмоции) отражена в содержании 2 класса, в других же учебниках уменьшается наличие соответствующих тем и заданий. На наш взгляд, подход, представленный во 2-м классе, требует продолжения и в дальнейшем для поддержания и развития эмоционального восприятия цвета учащимися.

Учебники и рабочие тетради по образовательной системе «Школа 2100», с одной стороны, содержат задания по теме цвета (Например, Взаимодействие цветов. – Куревина, Ковалевская, Изобразительное искусство. («Разноцветный мир»). Учебник. 2 класс, 2011, 9). С другой стороны, данные задания не способствуют тому, что школьники самостоятельно будут открывать свое понимания цветовых оттенков. Эти задания носят информативный характер. Например, «Раскрась небольшой лист бумаги по одной из цветных схем» (Куревина, Ковалевская. Рабочая тетрадь…, 2010, 26). Отметим, что по отношению к эмоциональному пониманию цветов, в учебных материалах практически не встречается заданий. Даже, если авторы задают вопрос о настроении, которое вызывает у школьников картины, то при этом они не связывают это настроение с цветовым решением художника. При анализе картины Ильи Машкова «Натюрморт со сливами» школьникам предлагаются следующие вопросы:

Какое впечатление производит на тебя этот натюрморт? Чем он тебе нравится? Какое настроение вызывает?

Что изображено на натюрморте? На каком фоне изображены фрукты? Каких они цветов? Как ты думаешь, что делает этот натюрморт таким ярким? (Куревина, Ковалевская, Изобразительное искусство. («Разноцветный мир»). Учебник. 2 класс, 2011, 28).

Таким образом, из череды вопросов не следует, что во многом именно цвет вызвал то или иное настроение. На наш взгляд, уместно было бы спросить школьников – что же помогает нам так чувствовать настроение картины?

В целом можно сказать, что содержание учебников и рабочих тетрадей образовательной системы «Школа 2100» не стремится раскрыть эмоциональное значение цвета.

Таким образом, рассмотрев ряд программ по изобразительному искусству для начальной школы, мы может отметить, что сама тема цвета в соответствии со стандартами представлена во всех программах. При этом аспекту эмоционального звучания цвета в программах уделяется разное внимание. Наиболее полно он представлен в программе Шпикаловой, где школьник может освоить многообразие эмоционального содержания цвета, в наименьшей степени этот аспект раскрыт в программе «Школа 2100». По нашему мнению, тема эмоциональной выразительности цвета требует развития и обогащения в содержании начального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы

Рабочая образовательная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе (автор Б.М.Неменский) на период 2011 – 2015 годы ...

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой

Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по изобразительному искусству. "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С. Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1 – 4 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству Перспективная начальная школа 4 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе ФГОС начального образования для 4 класса...