Рабочая программа, КТП по изобразительному искусству.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Рабочая программа и КТП по ИЗО на основе программы для    общеобразовательных учреждений «Изобразительное  искусство» В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. - Москва: Дрофа, 2010.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_rabochaya_programma_i_ktp_4_klass_utverzhd.docx52.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ

« ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ»

муниципального образования город Новороссийск


Рассмотрено                                      Согласовано                            Утверждено

на заседании МО                         заместитель                            решением педсовета

протокол № __ от______                        директора                                  протокол №___ от _______

руководитель МО                        __________ 2011                    председатель педсовета

_______    ___________                            _______   _________                          ________      _____________  

подпись         Ф.И.О.                                    подпись            Ф.И.О.                    подпись              Ф.И.О

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    изобразительному искусству

класс:    4  «А»

количество часов:  34

уровень обучения  базовый

учитель: Мельник Светлана Николаевна

Рабочая программа разработана на основе программы для    общеобразовательных учреждений «Изобразительное  искусство»/В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. - Москва: Дрофа, 2010.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.

Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;

развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства

и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: 

рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;

яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

•        система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным
искусством как важным средством нравственного,
трудового и эстетического воспитания;

система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений у учащихся важно как можно чаще давать им задания рисовать по памяти и по представлению.

Предметы для рисования с натуры в 1—2 классах ставятся во фронтальном (или профильном) положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкции, а также цвета изображаемых объектов.

С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени. Учащиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе (предмет расположен углом к рисующему и имеет две точки схода для сокращающихся в перспективе форм).

В 1 классе детей учат определять и называть цвета объектов, знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. Во 2—4 классах учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания.

Натурные постановки (не менее трех на класс), за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся. Модели небольшого размера раздаются на парты (опавшие листья, коробки, посуда, кубики, пирамиды).

Рисунки с натуры выполняются простым карандашом или акварельными красками. Они могут предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

В разделе «Живопись» содержание обучения натравлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.

Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают нам становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус.

Содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения предметов, элементарных законов линейной и воздушной перспективы, светотени, композиции, гармонии цветовой окраски, расширяет их представления о многообразии предметов, явлений действительности, несет в себе ярко выраженную познавательную направленность. Занятия по искусству раскрывают перед детьми эстетическое содержание изображаемых объектов: плавность и изящество их очертаний, гармонию цветовых отношений; соразмерность и пропорциональность

скую взаимосвязь группы изображаемых объектов и др. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись — это основы художественного отображения действительности, важнейшие средства передачи мыслей, чувств художника.

Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.

Важное  значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки. Дети должны самостоятельно выбрать сюжет из предложенной темы, передать художественно выразительными средствами свое отношение к нему: применять эффекты светотени, пространственное расположение предметов, выделять композиционный центр с целью повышения выразительности сюжетного рисунка.

Учащиеся знакомятся с особенностями симметричной и асимметричной композиций и узнают о средствах художественной выразительности, необходимых для передачи состояния покоя или движения в рисунке. Необходимо, чтобы дети использовали эти знания в своих тематических композициях.

Важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке остается цвет.

В связи с предложенной для рисования темой учащиеся под руководством учителя могут провести наблюдения, выполнить наброски и зарисовки до выполнения задания или после первого урока по теме.

Большое внимание уделяется развитию воображения и творчества учащихся в сюжетных рисунках.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций,  составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

В содержании раздела «Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представления народа о красоте, добре.

Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, полученное на занятиях по разделу «Декоративная работа», находит затем применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций, игрушек, вышивки и т. д.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, линогравюра, аппликация и т. д. Каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями, и самостоятельный выбор их школьниками содействует развитию художественно-творческих способностей, индивидуальности, самовыражению ребят.

В системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений.

Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры: овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека; составление сюжетных композиций и декоративных работ.

Большую роль для выработки у детей умения видеть и передавать красоту действительности, для формирования интереса к изобразительной деятельности играет подбор моделей, тематики композиций и заданий, широко отражающих различные стороны жизни (природу, быт, учебную работу, труд, технику, спорт и т. п.).

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.

Занятия обогащаются использованием видеоматериалов, проведением экскурсий в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.

На ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 4 классе для бесед выделяются отдельные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства.

Осуществляя связь изобразительного искусства с уроками технологии, следует использовать не только учебный материал, изучаемый в то время в классе, но и изделия учащихся, выполненные ими ранее (даже в предыдущих классах).

      Место предмета в базисном учебном плане:

Программа рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа в год.

Особенно важно учителю проявить творческий подход к программе, исходя из местных условий: включать наиболее важный материал, определять оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомить учащихся с культурой родного края, памятниками архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые задания и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на разделы программы «Знания и умения учащихся», учитывая особенности национальной культуры.

Тип программы: базового уровня.

Структура программы 4  класса

Программа имеет   6 разделов: Рисование с натуры (рисунок, живопись)    (12 ч), Рисование на темы (композиция) (7 ч), Декоративная работа (7 ч), Лепка (2 ч), Аппликация (2 ч), Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч).

Таблица тематического распределения количества часов в 4 классе

№ п/п

Разделы

Количество                часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

12

12

2.

Рисование на темы (композиция)

7

7

3.

Декоративная работа

7

7

4.

Лепка

2

2

5.

Аппликация

2

2

6.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4

4

Итого:                                                                    34                          34

Содержание программы

4 КЛАСС (34 ч)

Рисование с натуры (рисунок, живопись)    (12 ч)

Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных учащимся объяснений к заданиям по изображению: 1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальной перспективы и 3) угловой перспективы.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатлений от* натуры, восхищение красотой окружающего мира.

Примерные задания:

а) рисование с натуры  и по памяти (в том числе наброски) отдельных предметов (коробка, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;

      б)        рисование с натуры натюрмортов из овощей,
    фруктов, предметов быта (из двух предметов разной
     окраски);

в)        рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека;

г)        рисование с натуры и по памяти птиц и зверей;

д)        рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин;

е)        выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (композиция) (7 ч)

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.

Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.

Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.

Примерные задания:

а)        рисование на темы «Летний пейзаж», «Восход  солнца на море», «Портрет дерева», «Осень в лесу»,  «Осень в городе», «На уборке урожая», «Ребята на экскурсии», «Катание с гор», «Детская железная дорога», «Праздник 9 Мая — День Победы», «Песни нашей Родины», «Лесные тропинки»;

б)        иллюстрирование русских  народных сказок «По щучьему веленью», «Морозко», «Чудодейное колечко»,  «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, басен И. Крылова «Квартет»,  «Свинья под Дубом», сказок  «Растрепанный воробей» К. Паустовского, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Золушка» Ш. Перро,  «Маленький Мук» В. Гауфа, «Удалой портняжка»  и  «Бременские музыканты»  братьев Гримм,  «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен,  «Маленький водяной» и  «Маленькая Баба-Яга»   О. Пройслер,  отрывка из романа «Путешествие Гулливера» Д. Свифта.

Декоративная работа (7 ч)

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).

Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.

Примерные задания:

а)        выполнение эскизов памятного кубка; эскиз коллективного мозаичного панно «Слава спорту».

На уроках технологии по возможности выполняются проекты, которые оформляются согласно эскизам;

б)        выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия;

в)        выполнение эскиза сказочного стульчика (стульчик-птица, стульчик-зверь и т. д.) и роспись готового изделия;

г)        выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски, роспись готового изделия. Примерные сюжеты: «Сказочные птицы», «Веселые звери», «Богатырские кони», «Любимый сказочный герой» и т. д.;

д)        выполнение эскиза игрушки «Веселая карусель»; моделирование игрушки из бумаги с последующим ее выполнением на уроках технологии;

е)        выполнение эскиза лепной свистульки в виде
сказочной птицы или зверя и роспись готового изделия.

Лепка (2 ч)

Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

Лепка тематических композиций на темы труда « Сталевар », «Кузнец », « Высотник », « Пожарный » и т. д.

Лепка героев русских народных сказок.

Аппликация (2 ч)

Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».

Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» братьев Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы  бесед:

жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);

великие полководцы России;

портреты знаменитых русских писателей;

литература, музыка, театр и изобразительное искусство;

русский портретист Валентин Серов;

тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова;

красота родной природы в творчестве русских художников («Художник Архип Куинджи — мастер изображения света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);

в мастерской художника;

прославленные центры народных художественных промыслов;

искусство родного края;

орнаменты народов России и народов мира (украинский, белорусский, казахский, армянский и т. д.).

Рекомендуемые для бесед произведения искусства:

Айвазовский И. Девятый вал; Кораблекрушение; У крымских берегов; Черное море.

Антокольский М. Иван Грозный; Петр I.

Борисов-Мусатов В. Весна; Водоем.

Браз И. Портрет писателя А. П. Чехова.

Брюллов К. Портрет И. А. Крылова.

Бубнов А. Утро на Куликовом поле.

Ван Гог В. Подсолнухи.

Васнецов В. Царь Иван Васильевич Грозный; Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Венецианов А. Автопортрет; Жница; На пашне. Весна; Жнецы.

Верещагин В. «В штыки! Ура! Ура! (Атака)».

Врубель М. Портрет С. И. Мамонтова.

Герасимов А. Розы; Портрет балерины О. В. Ле-пешинской.

Герасимов С. Автопортрет.

Голубкина А. Л. Н. Толстой.

Горбатов К. Псков.

Грабарь И. Автопортрет; Груши; Натюрморт.

Дейнека А. Москва. Пейзаж; Оборона Севастополя; Окно в мастерской.

Делфтский В. Служанка с кувшином.

Дубовской Н. Родина.

Дюрер А. Автопортрет в возрасте четырнадцати лет.

Зверьков Е. Весна.

Игошев В. Натюрморт с золотой рыбкой.

Караваджо М. Лютнист.

Кардовский Д. Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Каштанка».

Кившенко А. Военный совет в Филях в 1812 году

Кипренский О. Портрет А. С. Пушкина.

Клас П. Завтрак с ветчиной.

Клодт П. Укрощение коня.

Корин П. Портрет художников Кукрыниксов; Александр Невский; Портрет маршала Г. К. Жукова.

Коро К. Воз сена.

Коровин К. Натюрморт. Цветы и фрукты; В мастерской художника; Весна.

Котов П. Кузнецкстрой. Домна № 1.

Крамской И. Н. А. Некрасов в период «Последних песен»; Пасечник.

Куинджи А. Украинская ночь; Эльбрус; Эффект заката; Эльбрус. Лунная ночь; Море. Крым.

Кустодиев Б. Автопортрет; Масленица; Московский трактир; Крестный ход; Портрет Федора Шаляпина; Купчиха за чаем.

Лансере Е. Святослав на пути в Царьград.

Левитан И. Осенний день. Сокольники; Ветхий дворик.

Левицкий Д. Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой, дочери художника.

Леонардо да Винчи. Автопортрет.

Лермонтов М. Конногренадер; Кавказский вид с саклей.

Маковский В. В мастерской художника.

Маковский К. Крестьянский обед во время жатвы; В мастерской художника.

Мартос И. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.

Матисс А. Вид из окна.

Милле Ж. Пастушка со стадом овец.

Мясоедов Г. Косцы.

Нисский Г. Полустанок. Станция Подсолнечная.

Перов В. Охотники на привале.

Пластов А. Колхозные кони; Автопортрет; На гумне; Полдень; Витя-подпасок; Лето.

Пушкин А. Автопортрет.

Рембрандт. Автопортрет; Сын Титус за чтением.

Репин И. Портрет Василия Дмитриевича Поленова; Портрет Нади Репиной; Л. Н. Толстой на отдыхе в

лесу; Портрет П. М. Третьякова; М. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»; Портрет художника А. И. Куинджи; рисунки.

Решетников Ф. Прибыл на каникулы; Уголок мастерской.

Рылов А. Устье Орлинки.

Сапунов Н. Вазы, цветы и фрукты.

Серебрякова 3. Автопортрет.

Серов В. Автопортрет; Летом. Портрет Ольги Федоровны Серовой. Домотканово; Иллюстрация к басне И.Крылова «Мор зверей»; Девушка, освещенная солнцем; Портрет Максима Горького; Стригуны на водопое. Домотканово; Портрет художника К. Коровина; Портрет М. Н. Ермоловой.

Сотников А. Ягненок.

Степанов А. Лоси; После охоты.

Суриков В. Меншиков в Березове; Переход Суворова через Альпы.

Ткачевы А. и С. Автопортрет; Детвора.

Торлов Д. Рысенок.

Тропинин В. Автопортрет с палитрой и кистями на фоне окна с видом на Кремль; Портрет А. С. Пушкина.

Тыранов А. Портрет И. К. Айвазовского.

Ульянов Н. Народный артист СССР К. С. Станиславский за работой.

Хеда В. Ветчина и серебряная посуда.

Церетели 3. Синяя ваза с желтыми розами; Цветы.

Шарден Ж. Б. С. Атрибуты искусств.

Шевандронова И. В сельской библиотеке.

Шишкин И. Мухоморы. Этюд; рисунки.

Юон К. Русская зима. Лигачево; Утро индустриальной Москвы.

Яблонская Т. Утро.

Прогнозируемые результаты:

В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:

начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);

начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;

начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;

основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;

начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов — смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;

анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;

использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;

применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;

передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.

Учебно-методический комплект:

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник.-М. Дрофа, 2010г.

Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь-М. Дрофа, 2010г.

                                                                                                                 

                                                                                                  Согласовано

                                                                заместитель директора по УВР

                                                                _________  ________________

                                                                подпись зам. директора               ф.и.о.

                                                                «  ____»______________ 2011 г

Календарно-тематическое планирование

на 2011-2012 учебный год

По     изобразительному искусству

Количество часов:  всего- 34,  в неделю -1

Класс  4

Уровень базовый

Учитель:  

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов Мельник Светланы Николаевны,

утвержденной  решением педагогического совета  № ________ от _________ 2011 г

Таблица тематического распределения количества часов по предмету «Изобразительное искусство»   в 4 классе

№ п/п

Разделы

Количество                часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

12

12

2.

Рисование на темы (композиция)

7

7

3.

Декоративная работа

7

7

4.

Лепка

2

2

5.

Аппликация

2

2

6.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4

4

Итого:                                                                                    34                                34

Тематическое распределение часов по предмету «Изобразительное искусство»

                    4 класс: 1 часа – в неделю;  34  часа в год

Раздел /№ урока из раздела

Урок

(№

п/п)

Содержание (тема)

Кол-во

часов

Дата проведения

Оборудование

Учебные материалы

план

факт

2 (1)

      1

I четверть

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж»

9 ч

    1

6 (1)

      2

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; бытовой, исторический и батальный жанры.

1

1 (1)

3

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

1

1 (2)

4

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко, ваза с яблоками. Карандаш.

1

1 (3)

5

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко, ваза с яблоками. Гуашь.

1

1 (4)

6

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки.

1

1 (5)

7

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара.

1

2 (2)

8

Тематическое рисование: «Моя улица», «Мой двор»

1

6 (2)

9

Беседа: «Русский портретист Валентин Серов»

1

     1 (6)

   10

II четверть

Образ человека в произведениях изобразительного искусства. Рисование с натуры фигуры человека. Набросок.

7 ч

1

4 (1)

11

Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта (кузнец, сталевар, пожарный и др.)

1

1 (7)

12

Рисование животных с натуры или по представлению.

1

1 (8)

13

Рисование птиц с натуры или по представлению.

1

3 (1)

14

Сказка в декоративном искусстве. Выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски.

1

3 (2)

15

Сюжетная  роспись кухонной разделочной доски. Гуашь.

1

2 (3)

16

Иллюстрирование сказки «Морозко». Восковые мелки.

1

2 (4)

17

III четверть

Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Карандаш.

10 ч

     

     1

2 (5)

18

Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Акварель.

1

1 (9)

19

«В мирное время». Рисование с натуры
или по представлению. Атрибуты армии

1

1 (10)

20

Рисование с натуры или по памяти современных машин.

1

6 (3)

21

Беседа «Искусство родного края»

1

5 (1)

22

Аппликация «Утро в горах»

1

2 (6)

23

Рисование на тему «Лесные тропинки»

1

4 (2)

24

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

1

3 (3)

25

Выполнение эскиза сказочного стульчика (стульчик-птица, стульчик-зверь и т.д.)

1

3 (4)

26

Выполнение эскиза лепной свистульки. Сказочные звери.

1

1 (11)

27

IV четверть

Рисование цветка в вазе. Карандашный набросок.

8 ч

     1

1 (12)

28

Рисование цветка в вазе. Акварель.

1

6 (4)

29

Беседа «Тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова»

1

3 (5)

30

Декоративное рисование. Станичные мотивы. Казачье подворье.

1

5 (2)

31

Аппликация. Орнаменты народов мира.

1

2 (7)

32

Рисование на тему «Праздник 9 мая – День Победы»

1

3 (6)

33

Декоративное рисование. Панно «Сказочные птицы» Подготовительные работы.

1

3 (7)

34

Декоративное рисование. Панно «Сказочные птицы»  Коллективная работа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Разработка рабочей программы к урокам изобразительного искусства с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование к урокам изобразительного искусства  для 2 класса....

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...