Г.И.Шалаева - Учимся рисовать
книга (изобразительное искусство) по теме

Крюкова Анастасия Дмитриевна

Автор книги - Г.И. Шалаева

Пособие посвещено развитию у детей школьного возраста творческих способностей к рисованию. Автор предлагает методику обучения рисованию в соответствии с программой обучения школьников, рекомендованной Министерством образования РФ. Данная книга подходит для детей от 6-16 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

С чего нужно начинать учиться рисовать?

Учиться рисованию нужно начиная с простейших предметов, постепенно приобретая навыки и опыт и переходя далее к рисованию более сложных предметов. Важно помнить, что для того, чтобы изобразить какой-нибудь предмет, нужно как следует рассмотреть его со всех сторон, то есть спереди, сбоку и сверху — это называется «в трёх измерениях». Расстояние до рассматриваемого предмета должно равняться его высоте, умноженной на три.

Такое расположение позволит легче определить пропорции изображаемого предмета, а также увидеть форму в целом.

Лист бумаги, на котором будут рисовать, нужно расположить на расстоянии вытянутой руки рисующего.

Предмет (он у художников называется «модель») нужно сначала хорошенько рассмотреть и определить его общие формы.

Рисунок является основой всех видов изобразительного искусства. И художник, и скульптор, и архитектор, и даже модельер и дизайнер начинают свою работу с рисунка.

Чтобы создать правильный и красивый рисунок, нужно знать четыре этапа его построения:

1. Правильное размещение всех предметов или частей предмета на листе бумаги (композициярисунка).

2. Пространственные изменения предметов (дальний и ближний планы).

3. Определение пропорций, соответствующих натуре (отношение частей к целому).

4. Передача светотени средствами тональной штриховки.

Композиция

Прежде чем начать рисунок, нужно знать, что такое композиция.

Композиция — это способ расположения предметов на листе бумаги. Нужно расположить рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Для этого нужно изучить расположение сторон листа.

Знание композиции учит ребёнка правильно определять размеры изображаемого предмета относительно листа.

Чтобы рисунок не получился слишком больпгим или слишком маленьким по сравнению с листом, на котором его изображают, нужно найти его правильное расположение, то есть установить соотношение размеров листа с изображаемым предметом.

Рисовать нужно стараться посередине, чтобы всё задуманное уместилось на листочке целиком, чтобы сверху, снизу и по бокам осталось совсем немного пустого места.

Графический рисунок

Для получения контура нужно взять простой карандаш. Простым карандашом делают и графический рисунок. Для того чтобы он получился естественным, нужно заполнить его различными элементами. Наиболее простые элементы изображения в рисунке — линия и штрих,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Штрих — это короткая линия. Большее или меньшее количество штрихов в одном мес- те создаёт разнообразный тон в рисунке, воплощая объём и форму изображения предметов.

Штрихи могут быть узкими и широкими, редкими и частыми, тёмными и светлыми. Горизонтальные, вертикальные и наклонные штрихи дают более светлый тон, а перекрёстный штрих даёт тёмный тон. Кроме того, перекрещивая штрихи двух цветов, можно получить третий. Например, перекрещивая красный и жёлтый, получаем оранжевый.

Для усиления цвета совсем не обязательно сильно нажимать карандашом на бумагу, а то можно прорвать её. Лучше повторить штриховку, но только в противоположном направлении, нанося штрихи плотно один к другому. Чтобы получить светлый тон, нужно ставить штрихи пореже.

Как передать объем предмета

Все предметы объёмны. Чтобы точнее передать этот объём, нужно уметь различать освещенную часть, то есть ту часть предмета, куда падает свет, собственную тень предмета, то есть затемнённую часть, и падающую тень, то есть ту тень, которая ложится от самого предмета, расположенного на какой-либо поверхности.

Светотень

Мы видим предмет благодаря тому, что он освещен. Но свет неодинаково освещает предмет: где-то светлее, где-то темнее. Эта степень освещённости предмета называется светотенью. Светотень зависит от предмета: она может быть круглой, прямоугольной и т.д. Объём предмету придаёт тон, который наносится на предмет в виде штриховки. А штриховка, в свою очередь, также зависит от формы предмета: предмет круглой формы штрихуется по кругу, а предмет прямоугольной формы выполняют штриховкой под углом. Лучи света на более выпуклых и блестящих поверхностях как бы собираются в одной точке, образуя блики света. Они особенно заметны на стеклянных и полированных поверхностях. То есть блики — это светлые пятна с чёткими границами. Блик — самое светлое пятно на поверхности предмета.

Как сделать тоновые переходы в цветном рисунке

Как уже было сказано, чтобы сделать предмет объёмным, нужно сделать тоновые переходы. Для этого краску, по цвету соответствующую самому тёмному месту изображаемого предмета, наносят на рисунок начиная с самого тёмного тона — это будет тень. Далее, не дав краске высохнуть, границу тени размывают водой (обмакнув кисточку в чистую воду) — это будет полутень. Затем таким же способом (то есть размыв границу полутени водой) получают светлый участок предмета. Используя этот метод, который у художников называется размывным, можно получить изображение более объёмной фигуры, а переходы от света к тени получаются очень мягкие.

Этот рисунок выполнен размывным методом. Художник использовал только чёрную краску.

Попробуем, используя этот метод, нарисовать цветочный горшок с цветами. Сначала определяем высоту и ширину растения и горшка. Замечаем, как относится высота горшка к растению.



Предварительный просмотр:

Арбуз

Арбуз имеет форму шара. На одном конце этого шара расположен зелёный хвостик. Этот хвостик — конец стебля, на котором растёт арбуз. Раскрашивая арбуз, не забудьте, что он полосатый, как зебра.

Морковь

Морковь имеет удлинённую форму: один конец толще, а другой тоньше. Тонкий кончик моркови заострён, а толстый — закруглён. Морковь оранжевого цвета.

Огурец

Рассмотрим огурец, обратив внимание на его толщину и длину. Есть ли разница между толщиной одного конца огурца и другого? Гладкая ли поверхность у огурца? Нарисуем его.

Клубника

Рассмотрим внимательно ягоду клубники. Какая у неё форма? Где у неё широкая часть, а где узкая? Нарисуем контуром общую форму клубники. Рассмотрим, сколько листочков у ягодки. Нарисуем клубнику.

Земляника

А вот так можно нарисовать землянику. Земляника похожа на клубнику, но отличается только размером: она гораздо меньше.

Слива

Нарисуем сливу. Обратим внимание на её форму: такая ли она круглая, как у яблока, или больше похожа на яйцо? Чем форма сливы отличается от формы яблока?

Яблоко

Яблоко знают все. А теперь внимательно посмотрим на его форму. Яблоко ведь не совсем круглое. Обратим внимание на выемку вверху плода и хвостик. Этим хвостиком яблоко крепится к ветке.

Груша

Грушу можно нарисовать при помощи двух кругов.

Вишня

Внимательно рассмотрим ягоды вишни. Какого они цвета, какой формы? Обратим внимание на веточку, на которой висят ягоды. Как она идёт — прямо или в сторону, влево или вправо? Попробуем нарисовать такие же ягоды вишни.

Смородина

Внимательно рассмотрим веточку чёрной смородины (черенок). Ягоды похожи на маленькие кружочки и висят гроздьями. Каждая ягода крепится тоненькой веточкой к основной ветке. Когда будем раскрашивать ягоды, обратим внимание на светлые блики. Эти места нужно высветлить смоченным в воде концом чистой кисточки и промокнуть мягкой салфеткой.



Предварительный просмотр:

На деревьях весной появляются маленькие, ещё липкие светло-зелёного цвета листочки. Как их нарисовать?

При рисовании листьев обращаем внимание на то, что если некоторые листочки сложить пополам по средней жилке, то обе их половины будут одинаковыми. Обратим внимание, что жилка переходит в черенок.

Постараемся так и рисовать. Нарисуем овал. Проведём среднюю жилку и слегка наметим обе половинки. Проверим, и тогда только нарисуем более чётко.

Затем сделаем по краям зубчики.

А теперь обведём листочек по контуру кончиком кисточки подходящим цветом краски, а затем плавными мазками раскрасим листок. Помним при этом, что жилки светлее самого листа. Для того чтобы высветлить жилку, нужно мокрым концом чистой кисти нарисовать водой эту светлую полоску. Чтобы сделать тонкие водяные линии, кисть нужно держать вертикально. Затем наложи на рисунок кусок чистой мягкой салфетки и промокни. Краску со смоченных мест вместе с водой впитает бумага, и на рисунке получатся светлые полоски.

Дубовый лист

Дубовый лист напоминает слегка зауженный книзу овал. Посередине этого овала проходит главная жилка, которая переходит в черенок. От неё в стороны отходят мелкие жилки. Правая и левая сторона листа одинаковые. А края похожи на волны.

Кленовый лист

Кленовые листья бывают разного цвета. Летом они зелёные, а осенью становятся жёлтыми и красными. Рассмотрим кленовый лист. В отличие от других листьев, у клёна пять жилок, расходящихся от основания в стороны. Вокруг каждой такой жилки расположен как бы отдельный листок. По краям листа расположены острые зубчики, а верх напоминает царскую корону. Сам же лист похож на многоугольник. Рисование кленового листа нужно начинать с общей его формы. Затем нужно найти узел всех жилок листа и наметить их направление. Затем начать прорисовывать зубчатые края.

Земляничный лист

А теперь попробуем нарисовать лист земляники и клубники. Сначала определим на глаз общее отношение ширины листа к его высоте, затем наметим горизонтальную жилку листа и обозначим его ширину. Дальше нарисуем овальные листочки с зубчатыми краями.

Ветка с листьями

А теперь попробуем нарисовать ветку с листьями. Сначала рассмотри всю ветку и зарисуй карандашом.

Сколько листьев на ветке? Все ли листья на ветке одинакового размера? Видим ли мы все листья целиком или некоторые из них закрывают другие? Какая форма у листьев? Все ли листья одинакового цвета? Какие кажутся темнее, а какие светлее?



Предварительный просмотр:

Научиться рисовать птиц довольно легко, если следовать схеме их зарисовки.

Рисуя птицу, помним, что её туловище напоминает овал, голова круглая или овальная, шея короткая или длинная (как у цапли). Лапы расположены ближе к хвосту.

А теперь попробуем нарисовать вот эту птицу.

Воробей

Попробуем нарисовать маленького воробушка.

Цапля

Это цапля. Обратим внимание на её длинные шею и ноги. Клюв у цапли длинный и похож на кончик карандаша.

Утка

Утки бывают дикие и домашние. Домашние утки живут в доме человека, а дикие на зиму улетают в тёплые страны. Рисуя утку, обратим внимание на её лапы. Они похожи на треугольники.

А можно нарисовать и такую утку.

Курица

Рисуя домашних птиц, обратим внимание на их цвет. Каким цветом раскрасить курицу? Какой у курицы клюв, лапы?

Петух

Каким цветом ты раскрасишь петуха? Обратим внимание на его хвост: отличается ли он от хвоста курицы или нет?

Цыплёнок

Начиная рисовать цыплёнка, нарисуем два кружочка, заходящих друг на друга. При этом помним, что кружочек, изображающий голову, гораздо меньше кружочка-туловища. Затем дорисуем ножки, клюв — и маленький, похожий на жёлтый пуховый шарик цыплёнок готов. Раскрасим его жёлтой краской, а красной — лапки и клюв.

Голубь

Голуби живут рядом с человеком. Они живут в специально для них построенном доме, который называется голубятня. Голуби очень умные птицы, они умеют даже переносить почту.

Павлин

Эта экзотическая птица называется павлин. Она живёт в жарких странах. Обратим внимание на её хвост, похожий на развёрнутый веер. Рисовать павлина можно тоже пользуясь приёмом симметрии.

Гусь

Рисуя гуся, обратим внимание на его длинную шею.



Предварительный просмотр:

Прежде чем начать рисовать дом, нужно внимательно посмотреть на него: высокий он или низкий, где расположена дверь, сколько в доме окон, сколько этажей. Обратим внимание на крышу дома. Работу начнём с рисования общей формы дома, с его фасада (то есть вида дома, когда смотришь на него прямо и видишь только одну стену и крышу). Наметим высоту и длину дома, размер окна и его место. То же самое сделаем и с дверью. Следи, чтобы линии окон, нижний край крыши и основание дома были горизонтальными. Окна можно нарисовать в виде клеточек прямыми линиями сверху вниз и слева направо.

Игрушечный домик

А ещё можно нарисовать такой домик. Он похож на игрушечный.

Многоэтажный дом

Если мы рисуем многоэтажный дом, то обратим внимание, что окна находятся на одной вертикальной линии (верхний ряд над нижним). Кроме того, все окна одного этажа находятся обычно на одной высоте, на одной горизонтальной линии.

Как лучше разместить дом на листе бумаги, чтобы он был не очень мелкий: в длину листа или в ширину?

Когда будем рисовать людей, подумаем, какого размера они должны быть по сравнению с домом. Посмотри на рисунки и скажи, где художник нарисовал правильно, а где нет.



Предварительный просмотр:

Лопата

Для того чтобы в саду выросли деревья, цветы, овощи и фрукты, нужно потрудиться: выкопать ямки, посадить растения, разрыхлить почву и полить её. Для этого нужны садовые инструменты: лопата, грабли, тележка, лейка и ведро.

Сначала научимся рисовать лопату. Она состоит из палочки и четырёхугольника, закруглённого на конце.

Молоток

Пила

Метла

Можно также нарисовать метёлку. Она состоит из палочки и линий (прутьев), выходящих из одной точки.

Грабли

Затем поэтапно научимся рисовать грабли.

Тележка

Теперь попробуем нарисовать тележку. Для этого нарисуем сначала прямоугольник, затем чуть сузим его дно, дополним рисунок необходимыми элементами (колёсами и ручкой). Затем раскрасим тележку и украсим её узором. Под тележкой можно нарисовать дорожку или траву.

Лейка

Для садово-огородных работ понадобятся ещё лейка и ведро.

Ведро

Посмотрим внимательно на ведро. Какое у него дно? Какой верх — плоский или выгнутый? Одинакова ли ширина ведра вверху и внизу? А теперь потренируемся рисовать ведро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся рисовать

Учимся рисовать...

Учимся рисовать. Виноград.

Схема пошагового рисования винограда....

Учимся рисовать. Домашние птицы. Петух.

Схемы пошагового рисования петуха....

Презентация "Учимся рисовать деревья"

Презентация к урокам Изобразительного искусства в 1 классе...

Учитесь рисовать без резинки: Детский Гид в мир НеоПопРеализма

Книга, "Как Pисовать Без Резинки: гид для детей в мир НеоПопРеализма" ISBN: 978-0615523484 учит как рисовать чернильной ручкой. Девочка Нео будет вести ребенка по страниц...

Учитесь рисовать без резинки: Детский Гид в мир НеоПопРеализма

Книга, "Как Pисовать Без Резинки: гид для детей в мир НеоПопРеализма" ISBN: 978-0615523484 учит как рисовать чернильной ручкой. Девочка Нео будет вести ребенка по страниц...

учимся рисовать

Как нарисовать пингвина...