Виды и жанры изобразительного искусства
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Лыско Татьяна Юрьевна

 

Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира — растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_i_zhanry_izo_microsoft_office_word.doc166 КБ
Microsoft Office document icon nazvanie_promysla.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

     

                       

        

БАТИК (* Холодный батик  * Горячий батик)

ГОБЕЛЕН                                                   НИТЯНАЯ ГРАФИКА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА

    * Резьба по камню

    * Резьба по дереву            

                                                                                   * Резьба по кости

 

ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ

* ГЛАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫДЕЛЯЮТ РАЗМЕРОМ, ЯРКИМ ЦВЕТОМ И ЦЕНТРАЛЬНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ.

* ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ДОПОЛНЯЯ ГЛАВНЫЕ И ОТТЕНЯЯ ИХ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ, ДОЛЖНЫ ПЛАСТИЧНО СОЕДИНИТЬСЯ С НИМИ В ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ.

* ЦЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ДОСТИГАЕТСЯ ТАКЖЕ ЦВЕТОВОЙ СОГЛАСОВАННОСТЬЮ БОЛЬШИХ И МАЛЫХ ЦВЕТОВЫХ ПЯТЕН, СООТВЕТСТВИЕМ ФИГУР ФОРМАТУ КАРТИНЫ.

* ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ СРЕДСТВОМ ВЫДЕЛЕНИЯ СЛУЖАТ СВЕТ И СВЕТЛОТНЫЙ КОНТРАСТ.



Предварительный просмотр:

Название промысла

Характерные цвета

Элементы

росписи

Главные

герои

Изделия

Этапы

изделия

Историческая

справка

ХОХЛОМА́  

- красный

- чёрный (киноварь и сажа),

- коричневый,

 - светлого тона зелень,

- жёлтый тон

(для оживления узора)

-трехлапый мохнатый листик,

-трогательная звездочка цветка,

- изогнутая веточка,

- красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки.

-Встречаются птицы, рыбы и звери.

ОРНАМЕНТЫ: «пряник»; «травка», «кудрина», «крап»

чаши,

ковши (ковши - утки, ковши – петухи)

вазы,

округлые тулова,

простые миски,

поставцы

1. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева.

2. Затем мастер снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

3. После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой.

4. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно.

5. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа».

6. «Лужение», т. е. втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его вручную тампоном из овечьей кожи.

7. Затем все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон).

8. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя).

 9.  Закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета.

Старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошёл от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы» - противники церковных реформ Патриарха Никона. Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла – олифы.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское.

ГОРОДЕЦ

- красный,

- изумрудно зеленый,

- черный,

- голубой,

- сочный синий,

- белый.

* Оттеночные эффекты достигаются разбеливанием основных цветов, что добавляет рисунку экспрессии.

* Колористика рисунка строится на контрасте. * Ярким стилистическим приемом является белая или черная контурная обводка отдельных элементов.

* Свойственны яркие сочные краски.

Наиболее распространенными мотивами являются:

- цветы — розы,

- купавки с симметричными листьями;

- животные - конь, птица.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

- цветочная роспись;

«Букет», «Гирлянда»; «Ромб»; «Цветочная полоса», «Венок»

- цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;

написание птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».

Примечание: Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

- сюжетная роспись.

Всадники,

кареты,

барыни,

солдаты,

кавалеры,

собачки.

* «Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу.

* По обеим сторонам «древа», могут быть изображены кони или птицы.

- детские каталки, скамеечки, стульчики;

- лубяные короба, сундучки,

- разделочные доски, хлебницы, шкатулки,

- блюда,

- створки шкафов

Порядок выполнения росписи:

1) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

2) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора.

3) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.

4) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Элементы росписи: круги-подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

5) Нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

6) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

* Городецкая роспись выполняется без предварительной прорисовки карандашом.

* Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать кончиком кисти слегка касаясь поверхности. К середине дуги постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима.

* Городецкая роспись выполняется в определенной последовательности:

- Подмалевка (флейц или белка №3 или№4) – выполнение цветного пятна.

- Теневка (кисть №2) – нанесение скобки, т.е детальная разработка орнамента.

- Оживка (кисть №1) -  прорисовка многочисленных деталей (как привило, это делается белилами).

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. В середине XIX века мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

Позже для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников. 

Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.

1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве, председателем которой избирают Аристарха Коновалова, потомственного мастера городецкой росписи. Его мать и дядя, дед и прадед работали в промысле. C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи», а в декабре 1965 года курцевская фабрика объединилась с городецкой мебельной фабрикой в одно предприятие, получившее общее название «Городецкая роспись». В 1969 году на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова.

МЕЗЕНЬ

- красный

- черный

- ромб,

- треугольник,

- кресты,

- круги,

- квадраты

- солярные диски

- спиральки,

- зигзаги

* Характерная особенность мезенской росписи — наличие полос или ярусов.

* Ярусы соответствовали трем мирам — подземному, наземному и небесному.

 Изображается:

-«большая птица на вершине»;

- «выезд в санях»;

- «всадник на черном  коне».

*Бывает несколько деревьев.

*Можно увидеть лодки и корабли.

*В росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые бегущие кони, олени, птицы.

*Имеются сюжетные рисунки (дерево с птицей, охотник с ружьем, пароход с матросами); символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба.

- предметы быта: короба,

сундучки, лукошки,

- оформление

фасадов и интерьеров изб: рамы в интерьере дома.

Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы.

Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции.

Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине.

Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче.

Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв.

Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

Свое название роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится между Северной Двиной и Печорой, двумя самыми крупными реками Северной Европы.

Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до 20 в. Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых - тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.  Исследователь росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов”. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.

СЕВЕРНАЯ ДВИНА

* В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный - основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно, бегло, всегда мастеровито.

БОРЕЦКИЕ РОСПИСИ:  белизна фона, на которой ярко красный цвет растительного узора, сусанное золото.

РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ.

Основную роль играет золотисто-охристый и черный цвета, а сопутствуют им чаще всего глубокий зеленый и коричнево-красный.

* Основу ПЕРМОГОРСКОЙ росписи составляет растительный узор. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающие древний цветок крина. Среди них кустики из округлых листьев, сирины, нарядные сказочные птицы.

БОРЕЦКИЕ РОСПИСИ.  Композиция делится на три части. Вверху нарисованы золотые окна с цветами, в центре сказочный куст с птицами, а внизу - сцена катания.

РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ Орнамент очень крупный, состоит из декоративных листьев. Черным цветом: контур, детали-усики, завитки и прожилки.

- древо Жизни,

- птица Сирин,

- лев,

- грифон,

- медведь,

- русалка

- жанровые   сценки:

 чаепитие, гуляния, катания на лошадях.

В ПЕРМОГОРЬЕ круг бытовых предметов, которые украшались росписью, был очень широк:

долбленые скопкари, ендовы, ковши, ставы, жбаны,

чарки, блюда, солоницы, берестяные бураки, ведра, набирухи,  короба, гнутые из луба, рукомойники, светцы, подсвечники, люльки, сундуки, телеги, санки, дуги, хомуты, вальки, прялки, ткацкие станы.

1. Прежде всего, выбирается предмет.

2. Грунтовка изделия, грунтовать можно различными видами краски, в т.ч. гуашевой. После грунтования предмету дают высохнуть.

3. Рисуется эскиз, переносится его на дерево.

4. После этого берутся краски, и начинается аккуратное рисование.

5. После  выполнения рисунка в цветном виде, все мелкие детали и детальки обводятся черной краской.

6. После всего сделанную вещь покрывают лаком.

Техника исполнения и красители ПЕРМОГОРСКОЙ росписи тоже имеют много общего с древнерусской миниатюрой. Сначала на белый грунт, как на бумагу, наносился пером черный контур, а потом его заполняли цветом.

Еще в конце XIX – начале XX века жили и работали создатели прекрасных произведений искусства. В первых печатных работах о русском народном искусстве у А. А. Бобринского и у В. С. Воронова эта общее название „северодвинская роспись" закрепилось. Значительно позднее, в 1955 году, С.К.Просвирина на основе изучения надписей на предметах крестьянского быта из коллекций Государственного Исторического музея высказала первое предположение о центре северодвинской росписи — Пермогорье. Первый вид росписи включает работы мастеров из деревень Черепаново, Большой Березник (в народе называют Помазкино) и Грединская (в народе называют Зыково), которые носят общее название Мокрая Едома. Они находятся в Красноборском районе, в четырех километрах от пристани Пермогорье, на Северной Двине. Сейчас эту роспись называют пермогорской.

ГЖЕЛЬ

Синий цвет - классический по белому фону

Синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне.

МАЙОЛИКОВАЯ ПЛАСТИКА часто отражала типичные сценки их жизни,

наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых

теми или иными делами.

ГЖЕЛЬСКИЙ ПОЛУФАЯНС в росписи присутствуют и элементы очеловечения,

одухотворения вещей.

фарфоровая, фаянсовая и глиняная посуда:

-блинницы, тарелки, миски, блюда, блюдца;

-бокалы, кружки, чашки;  

-вазы;

-емкости для тортов и пирожных;

-масленки, икорницы и шпротницы;

-соусники, кастрюли;

-конфетницы и фруктовницы

-кувшины, ковши, и кумганы;

-хлебницы, лотки и банки»

-менажницы, сахарницы, молочники и соусники»

-салатники

-салфетницы, подносы

-самовары, чайники, турки

-штофы и стопки

1. Вытачиваются гипсовые модели будущих изделий.

2. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.

3. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (житкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.

4. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта.

5. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.

XIV век. Первое упоминание Гжели в исторических документах («Духовная грамота» Ивана Калиты ).

 XVI век. В завещании царя Ивана IV Грозного Гжель значится среди «государевых дворцовых волостей».

 XVII век. В 1663 году царь Алексей Михайлович издает указ «во гжельских волостях для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины».

 XVIII век. В 1710 году Гжельская волость целиком приписывается к аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды» и к концу века состоит из 16 деревень, где находится 681 двор и живет 4542 человека.

 Начало XIX века. Продукция Гжели именуется «палевой и цветной посудой», «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд», а сама Гжельская волость «весьма славной».

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Чёрная краска,  много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого; поталь или сусальное золото

Клетки, круги, точки;

широкие и узкие разноцветные полосы;

мелкие прямые или волнистые линии – змейки;

Няньки с детьми,

водоноски,

бараны с золотыми рогами,

 индюшки,

петухи,

олени,

молодые люди,

скоморохи,

барыни

Всадники на конях,  расписные птицы,  нарядные барышни.

Для её производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком.

1. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.

2. После полной просушки в течение от 2 до 20 дней и обжигают при температуре 700—800 градусов

3. Игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке).

4. Расписывают панилиновыми красителями и мягкими колонковыми кистями.

Роспись начинают с изображения чёрной краской двух прядей волос, тонкой лучинкой - «глазничкой» - наносят две точки глаз и тонкие дуги бровей, другой палочкой из луба - «пятнушечкой» - печатают рот и два красных кружочка румянца щек.

На втором этапе ровно закрашивают («мажут») желтой или красной краской головной убор и другим насыщенным цветом - кофту.

На заключительном этапе свободной кистью импровизационно наносят узоры

В 1811 году генерал – майор Н.З.Хитров, зять прославленного полководца М.И.Кутузова, состоявший «при особе государя» был внезапно «удалён на Вятку».

В Вятке генерал – майору довелось стать свидетелем удивительного события, чисто местного, вятского народного праздника, называвшегося тогда свистопляской, а позже (примерно с 1890 года), да и теперь свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель "Вятская игрушка".

 

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты.

Овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

* Отражение деревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха («Мужик поит коня»,   «Мужик-сеятель», «Мужик с корзиной грибов» и т.д.).

* Свойственны и многофигурные композиции — веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами.

* Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах.

Фигурки  людей, коней, коров, медведей, оленей, герои сказок и былин.

Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах, а также

прообразы, которые связаны с легендами (Полкан — полузверь-получеловек, двуглавые кони и олени),

* Лепят игрушки по частям.

* Основой фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке.

* Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков.

* Места соединений деталей тщательно сглаживаются, и фигурки приобретают пластичность.

* Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи.

* Расписывают игрушки темперными красками.

Исследования показали, что современная каргопольская игрушка возникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшего еще в XIX в. в деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя. Однако в 1930 г. художественный промысел пришел в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У. И. Бабкина. На каргопольскую игрушку обратил внимание Союз художников РСФСР, который и поставил вопрос о возрождении промысла. В 1967 г. были созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек.

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея, и сравнительно большая голова.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Малиновый,

зелёный,

жёлтый,

голубой цвет.

Орнамент из полос, солнышек, елочек, разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки.

Традиционные игрушки - свистульки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист,  мальчик на петухе, всадник,  солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы -  петух, наседка, павлин, утка.

 4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка,   карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

Игрушки - свистульки

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером.

* Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент.

* Орнамент из  зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые,  реже - в желтые рубашки.

* Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. В начале ХХ века производство филимоновской игрушки сократилось. Заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Но истинное возрождение традиции старинного промысла приходится на середину 80-х гг. ХХ века. В этот период, благодаря упорству и подвижничеству Николая Васильевича Денисова, в Одоевском районе была создана творческая группа, объединившая выпускников Абрамцевского художественно - промышленного училища и потомков филимоновских мастериц: Елену Башкирову и Константина Кехаиди, Александра Стукова и Ирину Левитину, Аллу Гончарову, Владимира Першина и Елену Орлову.

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ МАТРЕШКА

* «Загорский»

 стиль. В росписи обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды.

Несложные цветы, листочки и точки

Широколицая, румяная женщина-горожанка, с подчеркнуто округлыми формами, наряженная в праздничный костюм, дорогой цветастый платок и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

Матрёшка – девушка, женщина, иногда даже пожилая, с корзинами, полными фруктов, самоварами и лукошками.

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается. Сначала точат самую маленькую матрешечку.

Шлифовка заготовки

Наносят краску на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует используют шпаклевку и грунтовку.

Нанесение клея

Клей наносится в виде узора. В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

Клеение потали

Прорисовка фона

Оформление изделия начинается с фона..

Детали

Мелкие жучки в травке, сама трава, детали бабочки рисуются яркими красками. На этом этапе создается основной сюжет сувенира.

Обводка

Прорисовка деталей обводкой позволяет подчеркнуть их и выделить на общем фоне. После нее фактически получается готовое изделие. Лакировка

Сувенир покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придает особый блеск сувениру.

Первая матрешка появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла, изображавшая девушку в сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове и черным петухом в руках. Выточил ее в московской мастерской-магазине "Детское воспитание" токарь В.П.Звездочкин, расписал  известный художник С.В.Малютин.

     Матрешка появилась в Сергиевом Посаде в начале XX века. Потомственный мастер по росписи С.А.Рябышкин вспоминал, как его отец в 1902 году привез из Москвы матрешку, и все соседи ходили на нее смотреть, они удивлялись и восхищались необыкновенной куклой. Только ко второй половине 1920-х – началу 1930-х годов окончательно сложился массовый, промысловый образец сергиево-посадской матрешки. В его основу было положено художественно-образное решение первой матрешки «Девушка с петухом».

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА

Характерны яркие цвета, в основном желтый и красный, с добавлением  малинового, зеленого, фиолетового цветов.

Букет пышных цветов (розы, маки,  васильки, ягоды,  листья) наливается соками трав, становится более плотным, красочным и живописным.

Женщина - сельчанка с самобытными мотивами в одежде и обилием цветочных мотивов.

1. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева.

2. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки).

3. Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Наводка готова.

4. Роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов.

5. Матрешку лакируют.

Техника росписи матрешек и других выточенных из дерева игрушек построена на традициях хохломского рисунка.

Первая матрешечная артель в Семеново была организована в 1929году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень.

В конце XX столетия сложились и игрушечные промыслы. Наибольшую известность приобрели игрушки из Городца и Федосеева. А село Мериново близ города Семенова было известно своими токарными изделиями. Точили в нем деревянную посуду, солонки, погремушки, шары и яблоки. В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке сергиевскую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел.

Семёновские токари создали свою форму матрёшки. Она имеет большую стройность, относительно тонкий «верх», который резко переходит в утолщённый «низ». Знаменитая семёновская матрёшка отличается своей многоместностью: в неё вкладывают до 15- 18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА

Сочетание малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.

Узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод и имеют названия:

«большая роза», «розан», «колокольчик», «яблочко», «виноград».

* «Цветы с наводкой» — цветочная роспись очерчена четким черным контуром;

* «Цветы без наводки» — рисунок выписывается по фону без линейного контура;

* Прием «под масло» — роспись масляными или нитрокрасками по глухому цветному фону,

* «Пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.

1. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка -выполняются так 13-14же, как и у семеновской.

2. Роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ни спадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки и яблочки украшают эту матрешку.

Сначала мастера рисуют контуры цветов, листьев, ягод черной тушью, красиво располагая их по всему фартучку мартешки - в центре крупные цветы, а вокруг веточки с бутонами, ягодами и листочками. И только после этого начинают работать прозрачными яркими красками - алой, лиловой, зеленой, желтой и оранжевой, заливая контуры рисунка цветом. В последнюю очередь подрисовывают травинки, стебельки, усики.

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель «Красная заря». Вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система, и обозначаются основные специфические приемы местной росписи.

В 1960 артель преобразуется в Полхов-Майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам.

В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно- художественное объединение «Полхов Майданская роспись», где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства.

ЖОСТОВО

Основной фон – чёрный, но бывает и цветным (красный, синий, золотистый, цвета слоновой кости).

Букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.

* Роза, тюльпан, георгин, анютины глазки, вьюнки  окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками

- В сюжетных росписях изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с веселыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д.

- Для жостовской росписи характерны и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей.

Подносы

 1. Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров.

2. Нарезанное железо выбивают деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.

3. Бортик также выбивался зубилом и может быть «простым» или волнистым – «крылатым».

4. Шпаклёвщик покрывает поднос сначала лаком и отправляет в сушильную печку с 60-80˚.

5. Затем острым ножичком удаляет мелкие пылинки, образующие некоторые шероховатости.

6. Далее наносит на поднос несколько слоёв густого грунта (шпаклёвки), который представлял собой сложный состав из сажи и олифы, а потом ещё раз лак, и отправляет  на 3-4 часа снова в жаркую печку на просушку.

7. Живописец делает фон и расписывает поднос. Инструмент художника – мягкие беличьи кисти (именно такие позволяют вбирать в себя большое количество краски); масляные краски и льняное масло, которым обильно разбавляют краски; палитра и шпатель для смешивания красок; и линейка (муштабель), которая кладётся на бортик подноса и служит подставочкой для рук. Кисти, специально подобранные по длине волоса и по размеру, меняются живописцами каждый месяц.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла "Новосельцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в Жостово организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. - "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое - артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне Жостово.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанры изобразительного искусства.Пейзаж.

Посмотрев мультфильм, дети знакомятся с темой урока и совершают заочную экскурсию в музей русских художников....

Пейзаж - жанр изобразительного искусства

Цель:Знакомство с понятием «Пейзаж»;Развитие бережного, ответственного, уважительного отношения к Матушке-Природе (умение видеть красоту природы через живопись, развитие творческого во...

План конспект по предмету живописи "Виды и жанры изобразительного искусства".

Цель:- познакомить с видами и жанрами изобразительного искусства.Задачи:- научить владеть кистью без предварительного наброска;- развивать наблюдательность и внимательность к природе, ее цветовому раз...

Тетрадь по изобразительному искусству «Жанры изобразительного искусства»

Тетрадь по изобразительному искусству «Жанры изобразительного искусства» содержит очень краткое описание жанров ИЗО и небольшие упражнения. Тетрадь содержит задания  для учащихся нача...

Презентация к уроку изобразительного искусства. "Жанр изобразительного искусства Портрет"

Портрет В изобразительном искусстве  — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик...

Изобразительное искусство: "Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт"

Технологическая карта урока изобразительное искусствоТема: Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт....

Виды изобразительного искусства. Жанры изобразительного искусства

Презентация  знакомит учащихся 6 класса с видами изобразительного искусства, мериалами, необходимыми для работы....