Рабочая программа по изобразительному искусству (Школа России) 3 кл
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Ладан Рада Олеговна

Программа составлена по триместрам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo3bladan_r.o.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

                                               школа  № 59 Приморского района Санкт-Петербурга

        «Согласовано»                                                                                                                               «Утверждаю»

       Протокол МО № _____ от ________                                                                                           Директор            Т.А. Морозова

                           

                                                                                                                                                                                       

Рабочая программа учителя начальной школы

Ладан

Рады Олеговны

(первая квалификационная категория, педагогический стаж- 18 лет)

по учебному курсу «Изобразительное искусство»

3 класс (VII вид)

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.

            Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся с ограниченными возможностями здоровья VII вида составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства общего и профессионального Образования   Российской  Федерации и авторской программы по изобразительному искусству автора В.С. Кузина (Москва,  «Просвещение»,  2009 год) 

Программа рассчитана на 1 час в неделю (согласно БУП 2009 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение курса изобразительного искусства в 3 классе составит 34 часа.

  В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

1. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Учебник «Изобразительное искусство». 3 класс. Москва, «Дрофа», 2009 год;

2. Е.В. Алексеева. Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «ИЗО в начальной школе». 3 класс.

Волгоград, «Корифей»,  2012год.

В течение учебного года ведётся систематический учёт усвоения основных вопросов курса изобразительного искусства  каждым учеником через тесты, диагностические работы,беседы.

  Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анкетирования родителей)

В классе 17 учащихся. Из них 3 девочки и 14 мальчиков.

У 12 учащихся полные семьи; у 5- многодетные семьи, 5 учащихся –воспитанники детского дома №6.

Некоторые  дети  имеют хронические  заболевания. У 2 детей инвалидность. 8 учащихся занимаются с логопедом,4 учащихся занимаются с психологом. У большинства детей наблюдается гиперактивность

     Большинство  детей наблюдается у логопеда. Класс успешно завершил программу 2 класса. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса  «Изобразительное искусство» 3 класс и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, мелкой моторике рук, развитию речи, воображения, кругозора, наблюдательности, обогащению словаря, развитию познавательных процессов, выработке самостоятельной ориентации, как наиболее проблемных для класса.

   

Содержание рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

    Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

    Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 3 классе отводится 10 минут от урока.

Формы, методы, технологии обучения изобразительному искусству используемые в 3 классе:

  1. проблемное обучение;
  2. групповая работа;
  3. информационные технологии;
  4. индивидуальное обучение;
  5. дифференцированный подход;

Таблица тематического распределения количества часов на один учебный год

№ п/п                             Разделы, темы

Количество часов

1.

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

10

2.

Рисование на темы

8

3.

Декоративная работа

7

4.

Лепка

3

5.

Аппликация

2

6.

Беседы об ИЗО и красоте вокруг нас

4

Цели обучения:

  1.  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3.  овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Обязательный минимум содержания образования (прямой шрифт) - это тот уровень, который должны взять абсолютно все дети, и это является основой для их перевода в последующую ступень обучения. Материал программного уровня направлен в первую очередь на расширение общего кругозора учеников.

     

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования по курсу «Изобразительное искусство. 3 класс»:

Образовательные задачи:

  1. Продолжать формировать графические умения и навыки в изображении симметричной формы карандашом, акварельными красками
  2. Формировать умение сравнивать свои рисунки с натурой с целью передачи пропорций, характерных особенностей формы
  3. Формировать навыки рисования цветов, листов, ягод
  4. Формировать навыки декоративной росписи, согласуя ее с формой окрашиваемой вещи
  5. Формировать умение выделять главное в рисунке (размером, расположением, цветом)
  6. Формировать умение выбирать размер и расположение рисунка в зависимости от замысла
  7. Дать сведения о ритме и композиции декоративных элементов в круге
  1. Совершенствовать графические и живописные умения и навыки
  2. Закреплять умения сравнивать свой рисунок с натурой и исправлять замеченные ошибки
  3. Формировать умения выделять наиболее интересное, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке

Коррекционно - развивающие задачи:

  1. Развивать наблюдательность, зрительную память, художественный вкус, чувство композиции, чувство цвета
  2. Развивать творческую самодеятельность, память, речь, мышление, воображение, фантазию

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать усидчивость, терпение, работоспособность, аккуратность при выполнении работ
  2. Воспитывать доброжелательные отношения между учащимися, чувство товарищества
  3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям, к природе, любовь к Родине

     Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:

  1.  основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  2.  известные центры народных художественных ремесел России;
  3.  основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
  4.  особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

уметь:

  1.   выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  2.   чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний;
  3.   сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
  4.  правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  5.  выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчѐркивать размером, цветом главное в рисунке;
  6.  соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  7.   чувствовать и определять холодные и тѐплые цвета;
  8.   выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
  9.   использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике и круге;
  10.   творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветовые круги и овалы, обработанные тѐмными и белыми штрихами, дужками,   точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приѐмов в изображении декоративных ягод и трав;
  11.   использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
  12.   расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  13.   применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1.   самостоятельной творческой деятельности;
  2.   обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.

I триместр (12 часов)


урока

дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

1



АЗ

05.09

Вступительная организационная беседа: «Инструменты и материалы для работы художника. Техника безопасности на уроках ИЗО».

Тематическое рисование «Вот и лето прошло».

Использовать художественные инструменты и материалы на уроках ИЗО, применяя технику безопасности.

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассказывать об увиденном с помощью изобразительных средств.

2

АЗ

12.09

Рисование с натуры осенней ветки дерева в акварели.

Видеть и изображать неожиданную красоту в деталях природы, любоваться красотой природы.

3

АЗ

ИКТ

19.09

Растительный узор в полосе.

Создавать, изображать на плоскости заданный растительный узор на основе выбранных форм (ягоды, листья).

4

АЗ

26.09

Рисование с натуры аквариума (параллелепипеда, куба).

Наблюдать и анализировать формы аквариумов, их конструк- цию, пропорции, изображать с помощью графических средств.

5

АЗ

ИКТ

03.10

Золотая осень. Пора листопада.

Сравнивать и изображать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

6

АЗ

10.10

Рисование геометрического узора в полосе.

Создавать, изображать на плоскости заданный  узор в полосе на основе выбранной геометрической формы.

7

ИД

ИКТ

17.10

Беседа: «Декоративно- прикладное искусство».

Анализировать произведения декоративно-прикладного искусства. Воспринимать и обсуждать работы, находить в предметах, созданных человеком.

8

АЗ

24.10

Рисование с натуры деревьев.

Разглядывать с натуры деревья, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях.

9

АЗ

31.11

Рисование сельского пейзажа и сельского дома.

Находить выразительные, образные объемы в сельском пейзаже, анализировать, из каких основных частей состоит дом, изображать их.

10

ИД

ИКТ

14.11

Беседа: «Виды ИЗО и архитектуры. Основные жанры ИЗО: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр».

Анализировать произведения художников в основных жанрах ИЗО: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр. Восприни -мать и обсуждать работы, выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в работе.

11

АЗ

21.11

Рисование интерьера своей комнаты.

Изображать интерьер своей комнаты.

12

28.11

Рисование интерьера своей комнаты.

II триместр (12 часов)


урока

дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

1

АЗ

05.12

Работа по карточкам: срисовывание с изображения на карточке (или с макета) и скворечника или русского сельского дома.

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, скворечники), анализировать их форму, конструкцию, пропорции, изображать.

2

АЗ

ИКТ

12.12

Растительный узор в круге с элементами хохломской росписи: кудрины, ягоды.

Находить растительные узоры с элементами хохломской росписи: кудрины, ягоды в предметах, созданных человеком. Придумывать свой орнамент

3

АЗ

19.12

Аппликация из цветной бумаги «Ослик и цыплёнок».

Сочинять и рассказывать при помощи аппликации из цветной бумаги маленькие сюжетные истории.

4

АЗ

ИКТ

26.12

Расскажи свою любимую сказку (рисунок - иллюстрация).

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей любимой сказки. Изображать сказочных героев

5

АЗ

09.01

Расскажи свою любимую сказку (рисунок - иллюстрация).

6

АЗ

16.01

Рисунок с натуры геометрического тела вращения: шар, (мяч).

Рассматривать, сравнивать и изображать реальные формы геометрического тела вращения (мяча).

7


ИД

ИКТ

23.01

Беседа: «Исторический  и батальный жанры. Любовь

к Родине».

Анализировать произведения художников в ИЗО в историческом  и батальном жанрах. Воспринимать и обсуждать выставку  работ, выделять в них знакомые средства выражения, отношение к Родине, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

8

АЗ

ИКТ

30.01

Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды. Растительный узор. Понятие фоновой росписи.

Придумывать свой орнамент хохломской росписи на шаблонах посуды, используя фоновую роспись.

9

АЗ

06.02

Городской пейзаж.

Анализировать архитектуру городских домов с точки зрения их строения, изображать городской пейзаж.

10

АЗ

13.02

Рисование с натуры группы овощей

(перец, огурцы, др)

Изображать в объеме овощи.

11

20.02

Лепка с натуры овощей различной формы.              АЗ

Лепить в объеме с натуры овощи различной формы.

12

ИД

ИКТ


27.02

Беседа: «Анималистический жанр в ИЗО».

Анализировать произведения художников в ИЗО в анималистическом жанре. Воспринимать и обсуждать выставку  работ, выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе, настроение.

III триместр (10 часов)


урока

дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

1

АЗ

06.03

Рисование с натуры яблок на фоне бело- голубой ткани «Яблоки на снегу…»

Изображать в объеме с натуры фрукты (яблоки).

2

АЗ

13.03

Лепка с натуры фруктов различной формы.

Лепить в объеме с натуры фрукты различной формы.

3

АЗ

ИКТ

20.03

Рисование симметричного растительного узора. Городецкие букеты. Понятие бесфоновой росписи.

Находить растительные узоры: городецкие букеты в предметах, созданных человеком. Придумывать свой узор бесфоновой росписи.

4

АЗ

ИКТ

03.04

Рисование с натуры насекомых «Бабочки летают, бабочки!»

Изображать с натуры насекомых.

5

АЗ

10.04

Аппликация из ткани «Сказочный домик»

Сочинять и рассказывать при помощи цветной ткани аппликацию с изображением сказочного домика.

6

АЗ

ИКТ

17.04

Рисование с натуры птиц «Волнистые попугайчики».

Изображать в объеме с натуры птиц.

7

АЗ

ИКТ

24.04

Тематическое рисование. Весна пришла.

Находить и изображать выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.), эстетически оценивать украшения в природе, высказывать своё настроение.

8

АЗ

ИКТ

08.05

Рисование с натуры животных «Кошка, которая гуляет сама по себе».

Изображать в объеме с натуры зверей.

9

АЗ

ИКТ

15.05

Лепка из пластилина (теста) и роспись дымковских коней. «Сказ о дымковском чуде».

Сочинять и рассказывать с помощью пластилина и гуаши маленькие сюжеты о дымковском чуде.

10

АЗ

ИКТ

22.05

Рисование с натуры цветов.

Изображать в объеме с натуры цветы.

  В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

1. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Учебник «Изобразительное искусство». 3 класс. Москва, «Дрофа», 2009 год;

2. Л.М.Садкова « Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «ИЗО в начальной школе». 3 класс.

Волгоград, «Учитель»,  2008 год

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год.

 Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по курсу «Русский язык».

Литература  для учителя и интернет-ресурсы

Литература

1.Таблицы по изобразительному искусству по курсу,иллюстрации.

2. «Сборник рабочих программ. Школа России. Сборник рабочих программ 1-4 классы.»Москва,Просвещение,2011

3. Подборка презентаций по темам курса

4.MP 3 диски с музыкой

5.

http://festival.1september.ru/articles/subjects/15

http://allforchildren.ru/

http://metodisty.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://metodsovet.su/

http://nachalka.com/

http://www.openclass.ru/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

http://pedsovet.su/

http://www.it-n.ru/

http://pedsovet.org/

http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/

http://1sentyabrya.ru/

http://window.edu.ru/

http://numi.ru/list.php?razdel=%CD%E0%F7%E0%EB%FC%ED%E0%FF

http://www.zanimatika.ru/

http://journal-bipt.info/

http://45minut.info/

http://nayrok.ru/

http://uchitelu.net/

http://www.prodlenka.org/

http://viki.rdf.ru/

http://nsc.1september.ru/index.php

http://nsc.1september.ru/urok/

http://1september.ru/

http://skazvikt.ucoz.ru/

http://zanimatika.narod.ru/RF_Proekt.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству "Школа России"

Рабочая программа по Изобразительному искусству  4 класс УМК "Школа России"cоответствует Федеральному компоненту 2004г, содержит пояснительную записку, развернутое тематическое планирование, кале...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России" 4 класс

Рабочая  программа с оставлена  на основе авторской программы  по ИЗО Б.Н. Неменского в сооответсвии  с  требованиями  ФГОС НОО....

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству Школа России  3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству. Школа России

Аннотация к рабочей программепо изобразительному искусству 1-4 классыНаименованиеПрограммыРабочая программа по изобразительному искусствуДата утвержденияПринята на заседании методического об...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа России",4класс

Рабочая программа по ИЗО "Школа России",4класс...