План - конспект урока ИЗО "Картина - портрет"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

План - конспект урока ИЗО "Картина - портрет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2scenariy_uroka_kartina_-_portret_2_-_kopiya.doc759 КБ

Предварительный просмотр:

Краевой педагогический фестиваль

«Инновационный поиск – 2013.Компетентностныйподход на уроках и во внеурочной деятельности».

Развернутый план-конспект урока

«Картина – портрет»

                     

                       Учитель изобразительного искусства

                       МБОУ НОШ №12 «Гармония»

                       Ст. Каневской Каневского района

                       Серга Елена Серафимовна

2013 год

Тема урока «Картина – портрет». 3 класс.

Курс «Изобразительное искусство» 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2011 год. Автор программы народный художник России, академик, член РАО и РАХ, лауреат Государственных премий СССР и РФ, премии Президента Российской Федерации, ряда международных премий  Б.М. Неменский.

Ценностные основы урока - духовное развитие ребенка.

Тип урока -  учебный диалог.

Дидактическая задача урока: расширить знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.

Цели урока:

 образовательные: сформировать знания о жанре « портрет»; познакомить с известными картинами – портретам; развивать практические навыки изображения портрета;

воспитательные: формировать  эстетическое отношение к действительности;  укрепить любовь к родному краю, уважение к землякам, работающим в нем;

развивающие: развивать навыки диалога учителя с учениками, учеников друг с другом, умение доказывать свою точку зрения; формировать навыки диалога с авторами художественных произведений через эмоциональное восприятие произведений искусства, развивать фантазию, творческое воображение.

Планируемые результаты:

предметные

  1. сформировать потребность в общении с искусством и художественном творчестве,
  1. сформировать начальные представления о жанрах изобразительного искусства,
  1. сформировать способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать произведения художников - портретистов.

личностные

  1. сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,
  1. сформировать осознание своей ответственности за общее дело,
  2. сформировать ориентацию на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи,
  3. сформировать уважительное отношение к культурно-исторической, духовной, социальной жизни родного края,
  4. сформировать готовность следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.

коммуникативные

  1. сформировать умение входить в коммуникативную учебную и игровую ситуации,
  2. сформировать умение принимать участие в диалоге,
  3. сформировать умение принимать участие в работах группами,
  4. сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

познавательные

  1. сформировать умение работать с информацией, представленной в виде изображения,
  2. сформировать умение выделять ряд признаков в изучаемом объекте и подводить анализируемый объект под понятие (жанр « портрет»),
  3. сформировать умение аргументировать свою точку зрения,
  4. сформировать умение проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом,
  1. сформировать умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

регулятивные

сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Формы работы на уроке. Фронтальная. Работа в группах. Самостоятельная.

Ресурсы урока: интерактивная доска

  1. экранно-звуковые пособия (презентация к уроку в PowerPoint, видеофрагменты для физминутки,  фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера; детские песенки о друзьях, школе;
  1. дидактический раздаточный материал: опорные карточки;
  2. книгопечатная продукция: учебник «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А.Горяева, пособие для учащихся «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас» 3 класс Н.А. Горяева, Н.М. Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов».

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.
  3. Работа по теме урока.
  4. Постановка художественной задачи практического задания. Практическая работа учащихся.
  5. Подведение итогов.

Развёрнутый план-конспект урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: -  Добрый день, ребята!

Надеюсь, что наша встреча будет полезной и интересной для всех.

Девиз поможет нам в пути: смело иди вперед, не стой на месте, что не сделаешь один, сделаем мы вместе.

  1. Актуализация знаний. Выход на тему и задачи урока.

Учитель: - Ребята! Что объединяет архитектурные сооружения, представленные на слайде?

Саша: - Это музеи.

Дети: - Это здание Эрмитажа...

Дети: - Здание Третьяковской галереи в Москве.

Дети: - Русского музея...

Дети: - И народной картинной галереи станицы Привольной Каневского района!

Учитель: - У кого какие еще мнения?

Катя: Саша, я соглашусь с тобой, но дополню: это художественные музеи! В залах художественных музеев хранятся картины, рисунки, скульптура...

Учитель: - Верно! Вот и сегодня продолжается полюбившееся нам путешествие по залам художественных музеев. Впереди новые встречи и новые впечатления.

( Звучит музыка. Дети рассматривают картины - портреты, представленные на слайде).

Учитель: - Рассмотрите внимательно картины. Это картины - пейзажи? Почему?

Дети: - Нет!

Дети: - Нет - нет! Пейзаж - это изображение природы: сады, поля, заросший камышом берег реки...

(Дети указывают на оформленную в классе выставку работ учащихся по теме "Картина - пейзаж").

Дети: - Мы же видим на картинах человека...Людей!

Дети: - Разных людей.

Дети: - На картинах изображены мальчики и девочки. Мужчины и женщины. Дедушки и бабушки. Возраст разный и пол.

Дети: - Разный рост. Высокие и низкие.

Дети: - Одежда у них разная! По - моему, они жили в разные исторические времена...  

Дети: - Я вижу, что и характеры у них разные.

Дети: - Настроение разное и профессия!

Учитель: - Каждый человек – отдельный удивительный мир. Вот поэтому настроение, чувства, мысли людей всегда были интересны художнику, и во все времена ему так хотелось их изображать!

(Дети смотрят фрагмент мультфильма "О картинах" А.Кушнера)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто - нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик, или балерина,

Или Колька - твой сосед.

Обязательно картина

Называется портрет.

Учитель: - Кто сможет предположить, какова тема урока?

Дети: - Человек!

Витя: - Портрет!

Лиза: - Интересная мысль, Витя, но я дополню: тема урока картина - портрет.

Учитель: - Молодцы!

(По просьбе учителя дети открывают словарь и знакомятся с термином «портрет»).

3.Работа по теме урока.

Дети - Портрет – жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Портрет – это, прежде всего, лицо, изображённое художником так, как художник его видит.

 

Портрет графини О. Орловой.

Портрет императора Николая II.

Портрет В. Мамонтовой.

Девочка с персиками.

Портрет М.Я . Симонович.

Девушка, освещенная солнцем.

Учитель – Внимание художников к людям всех слоев общества, способствовало расцвету искусства портрета в XIX веке.

Замечательный русский художник Валентин Александрович Серов создал много портретов своих современников.

(На экране портреты В.А.Серова; портрет В.А. Серова «Мика Морозов» (1901 г.))

И среди них этот портрет мальчика Мики Морозова. Портрет так и называется «Мика Морозов». Хранится он в Третьяковской галерее. А посвящён этот портрет, наверное, вам – всем детям.

Мальчик только что проснулся и встал с постели. Как художник передал нам эту информацию?

Дети  - …

Учитель - Одет малыш в костюмчик? Его волосы тщательно расчесаны?

Дети  - Нет. На нем ночная рубашечка. И волосы его спутались!

Учитель - Посмотрите, у него розовые щёчки после сна, огромные блестящие глазки. И не только потому, что утро такое солнечное. Очень много интересного вокруг!

Учитель - Ребята! Как вы думаете, чем будет заниматься Мика в течение дня? Что он любит делать? Какой у него характер?

Дети – Мика любит бегать, прыгать, играть в прятки. Ещё он любит кататься на качелях! И на велосипеде! Любит строить город из песка. Кушать конфеты!

У него, наверное, есть щенок и котёнок. Он с ними играет!

Мика весёлый, звонкоголосый, любознательный, забавный.

Учитель – Ребята, а что делает Мика сейчас?

Дети – Он сидит в кресле.

Учитель – Да. Сидя в кресле, мальчик позирует художнику. Как вы думаете, ему трудно усидеть на месте?

Дети – Да! Трудно!

 Учитель – Почему вы так решили? 

Дети - …

Учитель  - Как сидит Мика? Опираясь на спинку кресла? Удобно? Надолго? Сравните, как сидит девушка, освещенная солнцем. Попробуйте сесть так, как сидит Мика. Пожалуй, мама или бабушка рассказывают ему интересную сказку. Сказки мальчик любит слушать. И о рыбаке и золотой рыбке, и про Красную Шапочку...

Автопортрет. И.Е. Репин.

И.Е. Репин. Портрет Веры Репиной «Стрекоза»

И.Е. Репин. Портрет П.М. Третьякова.

Дети - Он хоть и заинтересован очень – готов соскочить с места и бежать по своим важным-преважным делам!

Учитель - Ребята! Мика напоминает ваших младших братьев и сестричек? Вы бы хотели с ним подружиться?

Дети – Да. Он такой же, как мой брат: подвижный и забавный.

Учитель – А это – великий русский художник Илья Ефимович Репин, автор уже известного вам портрета Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи. Довольно часто художники рисуют себя – это изображение называется – автопортрет. Художнику удалось передать свой собственный характер, свою духовную жизнь, пытливое, внимательное отношение к окружающему миру…

Особенно красочно - задушевны у И. Репина образы родных художника.

 (На экране портрет дочери художника Веры Репиной «Стрекоза»).

Учитель – Ребята! Почему художник назвал портрет дочери «Стрекоза»?

Дети – Я люблю бегать, прыгать, танцевать и моя бабушка называет меня «стрекоза».  

Как высоко взобралась! Художник изобразил девочку на фоне неба. Не случайно!

Мы видим девочку, которая весело покачивая ножками, сидит на высокой перекладине штакетника. Она напоминает стрекозу, которая сидит на цветке и помахивает прозрачными крылышками.

Учитель -  Вот-вот непоседа и озорница соскользнет вниз и весело убежит прочь.

 Учитель – Портрет Мики Морозова был написан в 1901 году, портрет Веры Репиной - в1884году – более ста лет назад. Ещё тогда, когда не было ни самолетов, ни космонавтов, ни электричества. В музеях же хранятся портреты, которым  300, 400, 500 и более лет.

(На экране портрет «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи (около 1485 г.))

«Дама с горностаем» - портрет семнадцатилетней Чечилии Галлерани, которой

великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи подарил бессмертие более пяти веков назад в славном городе Милане. «Портрет вечной юности»,- говорят о полотне. Вы согласны с этим утверждением?

Дети – Да! Эта девушка, жившая несколько веков назад, все также молода и красива! Здорово!  

Учитель - Всегда интересно смотреть, как выглядели люди разных времён! Не менее интересно смотреть портреты современников!

В народной картинной галерее станицы Привольной особое место занимают портреты механизаторов, птичниц, доярок, агрономов - наших прославленных земляков - тружеников. 

(На экране - портреты народной картинной галереи станицы Привольной. Учитель обращает внимание детей на портрет птичницы Александры Ильиничны Кононец кубанского художника Крысина Виктора Михайловича).

Учитель: - Рассмотрите картину - портрет. Что хотел рассказать художник о нашей землячке? Давайте вспомним, как художник выражает свое отношение к герою полотна? Какие детали особенно ярко передают настроение, характер изображенного человека?


(Дети обычно быстро называют внешние способы характеристики человека: костюм, позу, прическу, окружающие предметы. Обращаю внимание детей на такие детали, как руки, выражение глаз, уголки губ).


Учитель: - Для того чтобы еще лучше понять картину, несомненно, нужно познакомиться с ее автором. Давайте на

минутку представим, что Виктор Михайлович  Крысин у нас в гостях и зададим ему такие вопросы, которые помогут нам понять особенности его творчества. И, конечно, как всегда, обсудим наше умение вести диалог.

(Вопросы дети задают самые разные, порой неожиданные).

Дети: - Виктор Михайлович, где Вы живете?

Дети: - У Вас есть внуки?

Дети: - Скажите, пожалуйста, почему Вы захотели написать портрет именно этой труженицы?

Дети: - А какие картины Вы ещё написали?

Дети: - За какой срок был написан портрет?

Дети: - Скажите, а самой героине портрет понравился?

Дети: - Виктор Михайлович, а почему птичницу Вы написали не за работой?

Учитель: - Спасибо, ребята! Сколько разных вопросов! А какие из них, на ваш взгляд, наиболее интересны, помогают понять творчество художника? Какие вежливы? Тактичны?

(Дети обычно правильно выделяют вопросы).

А сейчас мы разделимся на творческие группы и постараемся, как настоящие экскурсоводы, рассказать о портрете, исполненном по заказу колхоза специально для галереи.

( На столах «экскурсоводов» карточки с опорной лексикой.

  1. Художник, живописец, портретист.
  2. Изобразил, написал, отразил, раскрыл, показал.
  3. Полотно, холст, картина, портрет.
  4. Руки: большие, работящие, ласковые, неловкие, крепкие, грубые, нежные, сильные, корявые, бледные, родные, загорелые, щедрые, уставшие, быстрые, сухощавые, слабые, умелые, натруженные и т.д.).

(Группы намечают построение текста.

Класс слушает «экскурсоводов»).

Учитель: - Спасибо. Что же самое важное художник хотел сказать нам, зрителям?

Саша: - Я думаю, что птичницей работать нелегко, что птичница хорошая труженица.

Лиза: - Я соглашусь с Сашей. Надо очень рано приходить на работу. С восходом солнца птицы начинают кричать, хлопать крыльями, требуя еду и внимание. За день их надо кормить и поить не один раз.

 Аня: - У Александры Ильиничны внимательный, спокойный взгляд, загоревшее и обветренное лицо...

Учитель: Что вы можете сказать о позе птичницы?

Саша: - Твердо стоит она посреди птичьего двора.

Соня: - По-хозяйски!

Лена: - Уверенно стоит!

Света: - У нее стать, которая бывает только у казачки! Она сильный человек.

Учитель: - Точно подмечено. Молодцы! Ребята, фон портрета это огромный птичий двор, залитый солнцем, переполненный шумными утками, тянущийся до маленького лоскутка реки на горизонте. С какой целью художник выбрал этот вариант фона?

Света: - Я думаю художник, таким образом, рассказал о профессии своей героини. Показал ее рабочее место.

Таня: - Света, я с тобой не согласна. Моя бабушка называет наших 6 уточек "беспокойным хозяйством". У Александры Ильиничны, как рассказал нам фон картины, их в сотни раз больше, а значит много и работы. Об этом рассказал художник.  

Учитель: - Ваши мнения?

Саша: - Я соглашусь с обеими девочками...

Учитель: - Хорошо!

Катя: - Птичница одета в выгоревшее платье, передник, косынка на голове укрывает от палящего солнца - приходится работать и в жару и в холод.

Лиза: - У неё натруженные сильные руки.

Аня: - Лиза, ты очень точно сказала, но дополню: руки работящие и щедрые. Думаю, они кормят не только птиц, но и выпекают вкуснейшие пироги, щедро одаряя ими родных и близких.

Учитель: - Молодцы, ребята! Не безмолвен для вас портрет. Вы чуткие и внимательные зрители. Диалог художника со зрителем состоялся.

4.Постановка художественной задачи практического задания.

Практическая работа учащихся. 

Для проживания детьми творческого процесса создания художественного образа в форме художественных действий (этап урока - практическая работа учащихся), необходимо грамотное использование художественных материалов, их выразительных средств, элементарных знаний основ композиции. Дети получают советы от педагога во время постановки задач практической работы и выполнения творческого задания.  

Учитель – Ребята, а вам хотелось бы написать портрет? Подумайте, чей это будет портрет? Пусть в нём раскроется характер интересного для вас человека – друга, подруги, брата, сестры, тренера, учителя, а может быть папы, мамы, бабушки, дедушки. Найдите то, чем каждый из них отличается от других людей, чем близок и дорог вам. Это и будет главным в портрете (короткий ёжик волос, коса, чёлка, белёсые или чёрные брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы и веснушки, синяк под глазом…). Дорисуйте одежду, подумайте, какие предметы могут оказаться рядом с героем портрета. Портрет можно писать гуашью или пастелью. Не забудьте, что фон портрета тоже часть картины.

Учитель оказывает практическую помощь детям. Учащимся можно предложить выполнить портреты героев детских стихотворений. Например, иллюстрацию к стихотворению кубанского поэта

В.Д. Нестеренко «Пшеничный цвет». 

Пшеничного цвета

У брата усы.

Узнал я, что это

Не ради красы.


И волосы тоже

Пшеничного цвета.

Наверно, есть тайна

Какая - то в этом.

Пшеничного цвета

У брата ресницы –

Ну что с моим братом

Могло приключиться?


А брат улыбнулся

И гордо сказал:

-Я летом пшеницу

В полях убирал.

(Звучат детские песни о дружбе, друзьях, школе…)

5. При подведении итогов урока необходимо организовать выставку рисунков всего класса. Художники становятся зрителями. Вместе с учителем дети анализируют написанные портреты. Учащиеся дают положительную оценку работам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока ИЗО "Портрет" 1-2 класс

Конспект урока ИЗО "Портрет" 1-2 класс...

Конспект урока "Картина- портрет" 3 класс

Дата: 19.04.2019                                               ...

Урок ИЗО по теме Портрет, план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Задачи;Изучение особенностей в выполнении основной части портрета.использование имеющихся навыков и умений в построении портрета.Применить творческий подход в изображении композиции на тему «пор...